Программа спецкурса по русскому языку для 5-го класса.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
УТВЕРЖДАЮ Председатель муниципального методического совета, заместитель начальника управления образования НМР РТ _________________ Офицерова А.М.
«_____» ___________2017 г. |
Программа спецкурса курса
«МОЯ РЕЧЬ – МОЁ ДОСТОИНСТВО»
для учащихся 5-х классов
учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Гимназия №32» Мишустиной Светланы Валерьевны | |
Рассмотрено на заседании муниципального методического совета Протокол № от 2017 года.
| Согласовано методист управления образования __________ (Ф.И.О. методиста) «___»__________2017 года |
2017 год
Пояснительная записка
«Единственная настоящая роскошь-
это роскошь человеческого общения»
А. Сент-Экзюпери « Маленький принц»
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно. Она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
В обучении и общем развитии обучающихся на ступени основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль. Основными задачами предмета являются: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Рабочая программа элективного курса «Моя речь – моё достоинство» для учащихся 5 класса составлена с учетом требований ФГОС. Данная программа направлена на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
Сочетание обязательной программы по русскому языку и спецкурса «Моя речь – моё достоинство» даёт возможность максимально успешно формировать функционально-грамотную личность. Реализация программы данного курса способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.
Основная цель курса состоит в формировании разносторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
1. Познакомить с основными понятиями культуры речи.
2. Формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового.
3. Способствовать формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;
4. Развивать культуру мышления учащихся.
5. Способствовать развитию смекалки и сообразительности.
6. Создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Место курса в учебном плане
Спецкурс для учащихся 5 классов «Моя речь – моё достоинство» рассчитан на 35 часов: 1 ч в неделю, 35 учебных недель.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные:
развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств; развитие самовыражения и творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные:
развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные: знать/ понимать/ уметь:
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Содержание курса
Культура речи (5 часов)
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.
«В начале было слово…» (13 часов)
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.
Качества хорошей речи (7 часов)
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Культура речи. | 5 часов |
2. | «В начале было слово…» | 13 часов |
3. | «Слово – понятие, слово – творчество» | 10 часов |
4. | Качества хорошей речи | 7 часов |
Итого: | 35 часов |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата | |
| Культура речи | ||||
1 | Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. | Лекционное занятие. | 1 |
| |
2 | Речевой этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. | Подготовка сообщений, практические задания по культуре речи. | 1 |
| |
3 | Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». | Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы | 1 |
| |
4 | Азбука важных и вежливых слов. | Сбор материала и анализ. | 1 |
| |
5 | Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. | Сбор материала и анализ. | 1 |
| |
| «В начале было слово…» | ||||
6 | О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. | Просмотр сказки. Индивидуальная и групповая поисковая работа. | 1 |
| |
7 | Историзмы, архаизмы, неологизмы. | Сбор материала и анализ. | 1 |
| |
8 | Литературный язык и местные говоры. | Заочное путешествие. | 1 |
| |
9 | Лексические диалектные различия и их типы. | Сбор материала по тематическим группам лексики. | 1 |
| |
10 | Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». | Работа с тестом. | 1 |
| |
11 | Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. | Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие. | 1 |
| |
12 | Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. | Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие. | 1 |
| |
13 | Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. | Создание самодельных книжек сказок или выпуск сборника сказок. | 1 |
| |
14 | Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. | Индивидуальная и групповая поисковая работа. | 1 |
| |
15 | Молодёжный сленг и отношение к нему. | Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения, анализ собранного материала. | 1 |
| |
16 | Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. | Сбор материала по истории личных имен, отчеств. | 1 |
| |
17 | История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? | Сбор материала по истории личных фамилий. | 1 |
| |
18 | Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. | Сбор материала и обработка. | 1 |
| |
| «Слово – понятие, слово – творчество» | ||||
19 | К истокам слова. Почему мы так говорим? | Составление «биографии» слова. | 1 |
| |
20 | Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. | Элементы игровых технологий. | 1 |
| |
21 | Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. | Составление «паспорта» слова. | 1 |
| |
22 | «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. | Наблюдение за языком | 1 |
| |
23 | Как правильно употреблять слова. | Сбор материала и анализ | 1 |
| |
24 | Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. | Анализ произведений УНТ, создание своих загадок. | 1 |
| |
25 | Богатство русского языка (синонимы, антонимы) | Работа со словарями | 1 |
| |
26 | Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. | Работа с текстами. | 1 |
| |
27 | Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? | Составление памятки «Как написать письмо». | 1 |
| |
28 | Напиши письмо Другу. | Создание творческих работ. | 1 |
| |
| Качества хорошей речи | ||||
29 | Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. | Лекционное занятие. | 1 |
| |
30 | Эмоциональная грамотность. | Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций. | 1 |
| |
31 | Основные речевые правила общения посредством телефона. | Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие. | 1 |
| |
32 | Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. | Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие. | 1 |
| |
33 | Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. | Использование невербальных средств общения в диалоге. Практическое занятие. | 1 |
| |
34 | Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса» | Защита проекта. | 1 |
| |
35 | Итоговое занятие. | Подведение итогов работы | 1 |
|
Литература для учителя
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.
4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.
9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2004. - №6.
11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.
12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №46.
13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для учащихся
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.
5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.
7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий. – М.: Просвещение, 1984.
Средства обучения
1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые выражения»,
2. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф)
3. Словари и справочники по русскому языку:
-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006
-Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва,2006
-Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей»2005
4. Мультимедийные пособия.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.
Полезные ссылки в сети Интернет
1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
3. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru)
5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).
8. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
9. Словарь молодежного сленга” http://teenslang.su//t_blank
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАНЯТИЕ 1. Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Обучать школьников видеть богатство русского языка, его духовный смысл, историческое и культурное значение в развитии общества.
2. Формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетические вкусы силой воздействия русского слова.
3. Развивать речь учащихся, художественный вкус и вырабатывать навык использования только нормативной лексики.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Слово учителя:
Русский язык! Какая буря чувств, эмоций, мыслей, переживаний нахлынет на каждого из нас при вдумчивом произнесении этого словосочетания! На родном русском языке мы сказали первые в жизни слова, услышали первые колыбельные песни, сказки, стихотворения лучших Российских поэтов, прочитали первые строки произведений тоже на русском языке.
Русский язык - это наше национальное достояние, наша ценность, и наша задача - передать эту драгоценность последующим поколениям в чистоте, её красоте и богатстве. О таком высоком назначении слова и стихотворение Ивана Бунина. Послушаем его.
- Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Слово»:
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
- Пословицы и поговорки
Ребята, а какие вы знаете высказывания, пословицы, цитаты, поговорки о русском языке?
Мудра голова - короткий язык.
Болтуна видать по слову, а рыбака по улову
Языком не спеши, а делом не ленись.
Грудь нараспашку, язык на плечо.
Ни ткаха, ни пряха, а язык, как плаха.
Болтливому молчание в тягость.
Язык враг: прежде ума глаголет.
Не пройми копьем, пройми языком.
Языком болтай, а рукам воли не давай.
Мимо рта суется, а на язык не попадается.
Когда голова думает, язык отдыхает.
Чего глаз не видит, того и язык не бредит.
- Справка о русском языке
Рубрика «Знаете ли вы, что…» (сопровождается показом слайдов):
- Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому.
- Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков.
- В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками.
И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.
С 2010 года Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин.
- Физкультминутка.
– Покажите часть тела:
- их нельзя класть в рот (пальцы);
- они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
- ими машут, как мельница (руки);
- он длинный и без костей (язык);
- ими щелкают от голода (зубы);
- его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
- не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
- с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
- её можно потерять (голову);
- их нужно держать на макушке (уши).
VI. Игры с русским языком
1.«Прятки»
В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их метами.
Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.
Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.
Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.
И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.
Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.
Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.
2.«Беглянка»
Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.
Казнить пленника нельзя помиловать!
Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!
Строить здесь нельзя сносить!
Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!
Говорить на уроке нельзя молчать!
Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!
- Подведение итогов.
Продолжите фразы:
Сегодня я понял ….
Сегодня я узнал ….
Сегодня я вспомнил…
Сегодня я поучился…
ЗАНЯТИЕ 2. Речевой этикет как правила речевого общения.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя; упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Обсуждение темы занятия.
Внимательно прочтите название темы занятия и два высказывания, которые можно считать эпиграфами нашего разговора. Напоминаю, что эпиграф – фраза (цитата), которая поясняет основной замысел, идею произведения, в нашем случае – занятия по этической грамматике.
– О чём пойдёт речь на занятии? (Дети обсуждают название темы, объясняют смысл записанных предложений.)
Приятная речь для слуха –
своего рода музыка.
Аристотель
Слово дано человеку,
животным – немота.
Народная пословица
Упражнение в умении здороваться.
Дети встают в круг, берутся за руки.
- Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился». С чего начинаем каждое занятие? (Со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья.) Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Прочтите его.
– Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
– Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
– А как нужно здороваться, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире»? (Использовать мимику, жесты, интонацию; здороваться, глядя в глаза человеку.)
Скажем друг другу «Здравствуйте!», что означает «Будьте здоровы!», и пройдём к своим местам.
О б с у ж д е н и е с и т у а ц и й.
С и т у а ц и я 1.
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, и если надо, то как. Проиграем ситуацию.
С и т у а ц и я 2.
– Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? В каких случаях? Проиграем ситуацию.
О б о б щ е н и е о т в е т о в.
Обсуждая и проигрывая предложенные ситуации, вы пользовались определёнными правилами поведения, которые все вместе называются красивым словом ЭТИКЕТ (фр. – установленный порядок поведения где-либо). Нам предстоит постичь эту мудрость, чтобы достойно жить среди людей.
Наблюдения за красотой, ёмкостью, выразительностью родной речи.
Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха».
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт.
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
– Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете?
Обобщение ответов.
Поэзия С. Есенина – образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – «своего рода музыка».
– Перечитайте последние четыре строки. Какую картину вы представляете себе? (Словесное рисование.)
– Как удаётся автору изобразить песенку ручья? (Дети вспоминают, что на уроках чтения знакомились с приёмом аллитерации – повтором согласного или группы согласных, усиливающих звуковую выразительность художественной речи, и указывают на звуки [ч], [кр], [гр].)
– Перечитайте название темы занятия. Почему в названии есть слово ручеёк?
Ручеёк, речка, речь.
– Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?
О б о б щ е н и е о т в е т о в.
Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток.
А что необходимо, чтобы речь человека текла плавно?
Необходимо, чтобы поток речи не засорялся мусором ненужных, бессмысленных слов, которые не украшают, а портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк в лесу.
Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова.
Живёт на свете Саша
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка
На сладком молоке.
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва,
И звуки он глотает,
И целые слова.
– О какой каше идёт речь?
(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)
– Какой вывод сделаем для себя? Напоминаю: мы очищаем нашу речь от всего ненужного.
В ы в о д: говорить надо, чётко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи (с данными понятиями знакомимся на предыдущих занятиях по речевому этикету).
Занятие 2.
Знакомство с понятием «речевая гимнастика».
Знаете ли вы, что человеку нужно заниматься специальной речевой гимнастикой, чтобы голос слушался его? Прежде всего нужно научиться речевому дыханию, ведь звук нашей речи рождается на выдохе. В момент речи очень важно следить за своей осанкой. Доказано и проверено, что мы свободно дышим и говорим, если правильно стоим, не напрягаем мышцы плеч и шеи, прямо держим голову и свободно, естественно управляем своими руками.
У п р а ж н е н и я.
∙ Расправьте плечи, поднимите голову и поупражняйтесь в речевом дыхании:
вдох через нос – выдох через рот;
краткий глубокий вдох – медленный выдох;
медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.
∙ Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, старайтесь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.
∙ На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: гудок приближается и удаляется: М-М-М, Н-Н-Н… , шум ветра: В-В-В-В… , жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж… ; звук поддерживайте свободно, без усилий.
∙ На одном выдохе произнесите 5–10 звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: Ф! Ф! Ф! Ф!.. Ф! Ф! В! Ф! В! Ф! В! В!..
∙ Прочитайте шутливое стихотворение на едином дыхании:
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать!
(Подробнее о речевой гимнастике в книге Л. Г. Антоновой «Развитие речи. Уроки риторики». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.)
Занятие 3.
Упражнения в речевом дыхании.
Работа над звукопроизношением.
Кроме занятий речевой гимнастикой необходимо следить за чистотой своей речи.
– Что значит «чисто» говорить? (Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, «не спотыкаться» на трудных звуковых сочетаниях, не «комкать» концы слов и фраз, не «проглатывать» отдельные звуки и слова.)
В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, – камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.
– Зачем я рассказала вам эту историю?
Обобщение ответов: чтобы научиться чисто говорить, необходимо потренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки). В этих маленьких текстах очень много «трудных» мест для произнесения, но благодаря многократному повторению вы добьётесь чистоты выговора.
ВНИМАНИЕ! Объявляется конкурс скороговорок!
Победит тот, кто чисто и грамотно произнесёт скороговорку. (Дети произносят скороговорки, победителю предлагается проговорить: «Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька, зажурчишь».)
– Почему так часто речь человека сравнивают с журчанием ручья, речки? Вспомните строчки А. С. Пушкина: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит».
Упражнение в выразительности речи.
З а д а н и е: произнесите фразу «Скоро каникулы» в соответствии со смысловым заданием.
А) Спрашивает, удивляясь (?).
Б) Восхищаетесь, радуетесь (!).
В) Огорчаетесь.
Г) Грустите, потому что долго не увидитесь с ребятами, учителем.
Д) Спрашиваете и просите одновременно.
Е) Спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные, праздничные дни?
З а д а н и е: прочтите реплики литературных персонажей, передавая душевное состояние героя, отмеченное автором.
Р е п л и к а 1.
«И она ещё спрашивает? И она ещё осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» – кричала и даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями. (Ш. Перро.)
Р е п л и к а 2.
«Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь! – сказал он таким весёлым голосом, что у меня словно камень упал с души. (В. Драгунский.)
Р е п л и к а 3.
«Хорошо иметь брата…» – шумно вздохнул солдат, которого никто никогда не навещал. (Е. Кононенко.)
Обобщение.
– Какой совет вы хотели бы дать человеку, который хочет стать талантливым собеседником?
СОВЕТ: упражняйтесь в речевом дыхании, учитесь говорить чисто, выразительно.
Занятие 4.
Повторение.
– Чему посвящена тема занятий?
– Чему научились на предыдущих занятиях?
– Занимались ли вы дома речевой гимнастикой?
– Какие советы вы хотели бы дать человеку, захотевшему стать талантливым собеседником?
Разыгрывание речевых ситуаций (игра-тренинг).
Продолжаем знакомиться с речевым этикетом.
Р е ч е в а я с и т у а ц и я 1.
Г е р о и: Лёня, Коля.
– Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?
– Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова-сорняки, они засоряют речь.
– Ну а кто всё время говорит «ну»?
– Да ты только что сказал «ну»!
– Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!
– Опять говоришь так!
– Ну как же с тобой говорить?
– Без «ну» и без «значит».
– Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.
– Чем недоволен Коля?
– Замечает ли Лёня в своей речи «лишние» слова?
– Как их называют? Почему? (Слова-сорняки; они засоряют нашу речь.)
– Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? Какой совет дадим будущим ораторам?
СОВЕТ: не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.
Р е ч е в а я с и т у а ц и я 2.
Г е р о и: дед Каширин, бабушка, Алёша.
Отрывок из повести М. Горького «Детство».
– Ну-ка, ты, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
– Буки.
– Попал! Это?
– Веди.
– Врёшь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
– Добро.
– Попал! Это?
– Глаголь.
– Верно! А это?
– Аз!
Вступилась бабушка:
– Лежал бы ты, отец, смирно…
– Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей! Земля! Люди! Это?
– Земля!
– Попал! Это?
– Буки!
– Это?
– Добро!
– Мать, ты гляди как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орёшь, чего?
– Это вы кричите…
– Чем изобилует речь деда Каширина? (Он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба.)
– Известны ли вам обидные, грубые выражения нашей речи?
– Как называются такие слова? (Плохие, скверные, нецензурные.)
Интересна история слова скверна. Слово это древнее, и в языках разных славянских народов, в том числе и древнерусском, означало следующее: нечистоты, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок. Зная это, можете ли вы объяснить значения современных слов сквернословить, сквернословие, сквернослов?
– Понимают ли люди-сквернословы, что речь их нехороша, неприятна для окружающих?
– Обратимся ко второму эпиграфу наших занятий по речевому этикету. (Слово дано человеку, животным – немота.) Почему народ сложил такую пословицу? Рассуждая, обратите внимание на противопоставления в этой короткой фразе: слово – немота, человек – животное.
– Какой совет следует из ваших рассуждений?
СОВЕТ: никогда не используй в своей речи скверные слова.
Занятие 5.
Поговорим о том, какие слова не помешают, а только украсят нашу речь. Знаете ли вы такие слова?
Упражнения в выборе лексики. Работа в тетради.
– Попробуйте заполнить таблицу, вспомнив, о чём шёл разговор на предыдущих занятиях.
Употребляй в речи:
РЕДКО | ЧАСТО | НИКОГДА |
Вот Так сказать Теперь Значит Ну В принципе Это, это самое Кажется | Извините Прошу Благодарю Пожалуйста Разрешите Здравствуйте Будьте добры Спасибо | Плохие (скверные) слова, обидные выражения, прозвища, нехорошие высказывания по поводу национальности, цвета кожи, языка, умственных способностей и тому подобное |
Обменяйтесь своим речевым опытом. Подарите друг другу красивые слова русского языка и активно используйте их в своей речи. (Дети читают слова из среднего столбика.)
Тест – выбор правильного ответа (ситуации разыгрываются, дети фиксируют в тетрадях вариант ответа).
С и т у а ц и я 1.
Вы звоните по телефону и хотите поговорить с подругой (другом). Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы.
А) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
Б) Здравствуйте, позовите Машу!
В) Здравствуйте, извините, Маша дома?
С и т у а ц и я 2.
Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант просьбы?
А) Можно войти?
Б) Я войду?
В) Извините, можно войти?
С и т у а ц и я 3.
Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Ваш вариант обращения к окружающим?
А) Пропустите меня, я выхожу.
Б) Разрешите пройти.
В) Извините, можно пройти?
С и т у а ц и я 4.
Вам вручают подарок.
Автор. Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки непростые –
В них застёжки золотые.
Вы его принимаете и отвечаете:
А) Что за чудные сапожки!
Где вы их достали, блошки?
Буду их всю жизнь носить
И весь век благодарить.
Б) У меня уж есть сапожки.
И получше этих, блошки.
Их отдам своей сестре,
Что живёт на той горе.
В) Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки,
Ох, какое будет горе,
Если мне они не впору.
Упражнение в использовании речевых средств.
Предлагаю провести конкурс на лучший способ попросить о чём-либо, используя только речевые средства.
Коллективно выбираем ситуацию: например, необходимо убедить родителей посвятить выходной день семейной прогулке по городу (в музей, театр, за город). Проводим игру-тренинг, выявляем победителя.
– Чем понравилась речь нашего победителя?
– Каков будет совет будущим ораторам?
СОВЕТ: украшайте свою речь добрыми, «волшебными» словами, почаще говорите человеку приятное (не льстя при этом).
Обобщение знаний.
Каждый образованный человек в своём разговоре соблюдает общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна, неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы.
Звучит аудиозапись вступления «Слова о полку Игореве».
– Почему наш разговор о речевом этикете мы начали чтением стихотворения С. Есенина, а заканчиваем прослушиванием этой записи?
С р а в н и т е: С. Есенин – XX век; «Слово о полку Игореве» – XII век.
– Что общего?
– Сохранены ли традиции языка?
Вам продолжать эти традиции, бережно хранить и передать своим потомкам.
В заключение звучит стихотворение И. А. Бунина.
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у них иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...
Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...
Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Рабочая учебная программа по спецкурсу «Грамматика русского языка» для обучающихся 6 классов
Рабочая программа по спецкурсу "Грамматика русского языка" для 6 класса рассчитана на 1 час в неделю. Она рассчитана на то, чтобы систематизировать имеющиеся знания по изученным орфограммам, а также з...
Программа спецкурса по русскому языку 9 класс" Готовимся к ОГЭ. Сочинение на ОГЭ".
Спецкурс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Сочинение на ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет програ...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 9 класса "Основы искусства речи"
Программа данного спецкурса направлена на подготовку учащихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку, а также к написанию сочинения 9.1,9.2,9.3...