Рабочая программа по русскому языку 11 кл
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 11 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl_rus.yaz_.16-_17_g.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

 


                      Данная рабочая программа составлена на основе:

 1 .Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089);

2.  Основной образовательной программы среднего общего образования МЬОУ «Ульяновская СОШ» Черемшанского муниципального района РТ на 2015-2017 г.г.

3.  Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку ОУ (Письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.07.2005 г. №03-1263) (базовый уровень);

4.  Учебного плана МБОУ «Ульяновская СОШ» на 2016-2017 учебный год;

 Учебник, допущенный МО и Н РФ (Приказ МО и Н РФ №253 от 31.03.2014 года), Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., «Просвещение», 2014 год

  

                                 Пояснительная записка

                         Общая характеристика учебного предмета.

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного  подхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

 Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

 Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.

Повторение изученного материала не является главным в содержании курса русского языка в средней школе.

Ранее изученное по русскому языку будет выступать основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально- речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.

Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей.  

Ярко выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности — докладом, выступлением в прениях. Публицистический стиль речи изучается главным образом в 11 классе. Овладение жанрами публичной речи происходит и в 10, и в 11 классах, хотя завершающий этап обучения приходится на выпускной класс.

Художественный стиль речи становится предметом изучения и практического овладения как в 10, так и в 11 классах. Главное направление программы — проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом, на персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен с точки зрения как полноценного восприятия художественного произведения (а этому работа над художественным стилем должна способствовать прежде всего), так и более глубокого понимания роли слова в художественном произведении.

Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д.

Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися  художественно-языковой формы произведения. Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Они охватывают и лексику текстов по разным предметам (терминологию и общую лексику), и сам текст — его строение применительно к разным учебным предметам.

                                      Цели обучения русскому языку:                                                                                                                                        

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

     - воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

     - развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

       - освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

       - овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

       - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Основной целью изучения предмета в 10-11 классах является  качественная подготовка учащихся к сдаче  экзамена по русскому языку.  

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами

русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

                                 Основные задачи курса русского языка   

в старшем звене средней школы сводятся к следующему:

  • закрепить и углубить знания, умения и навыки, полученные учащимися за 10 лет обучения;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • способствовать развитию речи и мышления старшеклассников на межпредметной основе (русский язык и литература).

Задания  экзамена по русскому языку составлены с учетом проверки знаний, умений и навыков выпускников по основным  разделам курса русского языка, а также выявления уровня культуры речи и мышления экзаменуемых  посредством комплексного анализа текста и сочинения (часть С). Для достижения поставленной цели необходим концентрический принцип подачи учебного материала, который позволяет собрать воедино разрозненные по годам обучения сведения (темы) и выстроить из них систему, где каждый фрагмент занимает логически выверенное место.              

                  Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 68 часов, 2 часа в неделю. Освоение русского языка как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося.  

По сравнению с   обязательным минимумом  содержания среднего (полного) общего образования  1999 года данная рабочая программа содержит ряд   новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем);  сдача  экзамена по русскому языку как обязательного.

Уровень изучения    учебного материала - базовый     

 Федеральный базисный учебный план предусматривает изучение русского языка в 11 классе в объеме 34 часов, базисный учебный план образовательного учреждения рассчитан на 2 часа в неделю – 68 часов ,из школьного компонента выделен 1 час в неделю, т.е.34 часа, которые распределены на уроки по углублённому изучению тем, по синтаксису сложного и простого предложения, по развитию речи, по повторению.Часы школьного компонента в условиях национальной школы направлены на более полную и качественную реализацию образовательной программы, развитие языковой и коммуникативной компетенций учащихся, совершенствование ЗУН в целях подготовки учащихся к экзамену  на основе тренингов, практикумов, выполнения заданий в формате ЕГЭ, анализа текстов разных типов и стилей.

           Данная программа предусматривает национально-региональный компонент (НРК): на уроках русского языка используются тексты татарских,чувашских писателей и тексты краеведческого характера.

   

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Специфические требования для школ с родным (нерусским) языком обучения:

·                осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, сходства и различия их фонетической, лексической и грамматической систем;

·                преодолевать в процессе речевого общения акцент и отклонения от нормы и системы русского языка, возникающие под влиянием родного;

·                вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;

·                переводить с родного языка на русский тексты разных типов.

 

      ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА. 11 КЛАСС.

Тема 1:  « Введение»  

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка

Тема 2:  «Словосочетание»

Словосочетание: Строение, грамматическое значение. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.  Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Сложные случаи определения типа связи слов в словосочетании

Тема  3: «Простое предложение»

Понятие о предложении. Классификация предложений.  Виды предложений по структуре. Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений. Трудные случаи определения вида односоставных предложений   в составе сложного. Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего.  Виды сказуемых. Трудные случаи. Сложные случаи  согласования подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.   Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.  Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Однородные члены предложения. Трудные случаи пунктуации.  Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания  при обобщающих словах. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.  Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Сложные случаи пунктуации при обособленных и уточняющих членах предложения.Разбор заданий  по теме. Вводные слова и предложения.  Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при обращениях. Междометия и слова - предложения.

Тема  4: «Сложное предложение»

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Трудные случаи пунктуации  в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Трудные случаи пунктуации в бессоюзном  сложном предложении.  Знаки препинания в сложном  предложении  с разными видами связи. Трудные случаи пунктуации в сложном предложении.

Тема  5:  «Прямая и косвенная речь»

Знаки препинания при прямой речи и цитировании. Трудности пунктуации при прямой речи и цитировании. Замена прямой речи косвенной. Предупреждение речевых ошибок.

Тема  6:  «Анализ текста»

 

Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста.  Алгоритм анализа  текстов разных стилей и жанров. Определение проблемы в исходном тексте. Определение авторской позиции в исходном тексте.  Способы аргументации   в сочинении по анализируемому исходному тексту. Анализ исходного текста  . 

Обучение написанию сочинения по исходному тексту. 

Раздел планирования – «АНАЛИЗ ТЕКСТА» - включен с целью подготовки учащихся к написанию творческих работ не только по русскому  языку, но и по литературе, для совершенствования коммуникативных способностей и речевой грамотности старшеклассников. Однако главной задачей данного раздела все же становится  непосредственная готовность выпускников к написанию сочинения на экзамене    по предложенному тексту, что предполагает комплексный анализ текста. Умение работать с текстом дает учащемуся навык самостоятельно составлять текст с  учетом знания законов лингвистики            

             

Тема  7:  «Художественно-выразительные средства языка»      

Классификация художественно-выразительных средств  языка. Практикум по теме.

Тема   8:  «Повторение»

1. Задания по  орфографии по КИМам . Правописание приставок. Безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные и согласные в корне слов. О/Ё после шипящих и Ц. Н/НН в разных частях речи.  НЕ/НИ с разными частями речи. Дефисное и слитное написание слов. Правописание окончаний и суффиксов различных частей речи. Разделительные Ъ и Ь.  Ь после шипящих в разных частях речи. Сложные случаи орфографии.

Раздел «Орфография»   неразделим и с культурой речи, поэтому  учитель должен  обеспечить развитие письменной и устной речи в разных формах на каждом уроке. В современной методике русского языка речевая направленность является обязательным требованием  для определения качества преподавания предмета, поэтому присутствие на уроке работы со связным текстом становится главным условием решения  выдвинутых задач. Таким образом, тематический блок «ОРФОГРАФИЯ» подготавливает учащихся к  комплексному анализу текста при доминировании   работы  над  орфографической зоркостью. Разные виды лингвистических разборов играют важную роль в комплексном повторении  пройденного материала за предыдущие годы  и осуществляют принципы системности, перспективности и преемственности

    

Повторение изученного обеспечивает  прочность знаний, умений и навыков учащихся старшего звена школы по русскому языку. Темы, включенные в каждый из разделов, предполагают систематизацию знаний, умений и навыков учащихся при помощи алгоритмов по теории с последующими тренажами (например, «Правописание Н/НН в разных частях речи» - тематический блок, объединяющий  многие темы, изученные в предыдущих классах). Такой подход к обучению русскому языку в старшем звене помогает учителю обеспечить практическую направленность уроков по данному предмет

В  поурочное планирование внесены следующие изменения:

  • контрольные и зачетные работы проводятся  в  формате  единого государственного экзамена.
  • темы изучаются  тематическими блоками с последующими тренировками
  • при помощи интерактивных тренажеров, тестов  по КИМам  .  

Вступительные и итоговые испытания (аттестация) по

русскому языку в формате единого государственного экзамена  требуют от учителя разнообразия форм контроля за учебной деятельностью учащихся, а также разнообразия домашних заданий.  В 10 –11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный  уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

§

Учебно-тематическое планирование.

 

Содержание раздела

Кол - во

к\р

р\р

Практич.

работа

Тестиров.

1

Комплексное повторение изученного

6

1

1

2

Синтаксис и пунктуация. Простое предложение.

26

2

2

2

2

3

Сложносочиненные предложения

 5

1

4

Сложноподчиненные предложения

10

1

1

1

1

5

Бессоюзные сложные предложения

5

1

6

Типы речи. Стили речи.

7

1

7

Прямая и косвенная речь.

3

 

1

1

Итоговая контрольная работа за курс 11 класса.

1

Итого:

68

                     

                                   Календарно-тематическое планирование.11класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

9

10

1.

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры.

Комплексное повторение (гласные в корнях слов, после шипящих и ц, состав слова, фонетика, знаки препинания в простом и сложном предложениях)

1

06.09

2.

Комплексное повторение (правописание согласных, состав слова, фонетика, правописание чередующихся гласных в корне ) ШК

1

07.09

3.

Комплексное повторение (правописание приставок, суффиксов, состав слова, лексика) Практическая работа по теме "Фонетика".

1

13.09

4.

Комплексное повторение (падежные окончания, личные окончания глаголов, различение омонимичных частей речи)

1

14.09

5.

Комплексное повторение (частицы не и ни с разными частями речи, правописание наречий)

1

20.09

6.

Повторение. Основные принципы русской пунктуации. Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения 

Р.р.Работа с текстом.ШК

1

21.09

 

7.

  Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 10 классе»

 

1

27.09

            Синтаксис и пунктуация

8.

Анализ контрольного диктанта.

Тире между подлежащим и сказуемым. Именительный и творительный падежи в сказуемом

1

28.09

9.

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим

Рр.Комплексн.анализ текста.ШК

1

04.10

10.

Дополнение в форме род.падежа при глаголах с отрицанием.Управление при словах, близких по значению

1

05.10

11.

Падеж определений  с числительными два,три,четыре.

Однородные члены предложений. Знаки препинания между однородными членами

Р.Р.Работа с текстом. ШК

1

11.10

12.

Контрольная работа по теме

 «Простое предложение. Главные члены предложения»

1

12.10

13.

Обобщающие слова при однородных членах

Однородные и неоднородные определения 

Рр.Комплексн.анализ текста.ШК

1

18.10

14.

Согласование в предложениях с однородными членами

1

19.10

15.

Развитие речи. Сочинение-рецензия на текст (или творческая работа по тексту  ). Подготовка к сочинению ШК

1

25.10

16.

Обособление согласованных и несогласованных определений

1

26.10

17

Комплексный анализ текста. Устное составление рассказа"Мир,в котором я живу..." ШК

1

16.11

18.

Обороты с распространенными определениями

Р.Р.Работа с текстом. ШК

1

08.11

19.

Обособление приложений

1

09.11

20.

Обособление дополнений

1

15.11

21.  

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями.

Р.рРабота по тексту из  КИМов (часть С) ШК 

1

16.11

 

22.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Р.Р.Работа с текстом. ШК

1

       22.11

23.

 Развитие речи. Практикум по теме «Признаки текста. Абзац. Типы речи».ШК

1

23.11

12.12

24-25

Р.р.Подготовка к сочинению рассуждению  . ШК    Сочинение-рассуждение по тексту . ШК

2

13.12-

13.12

26.

Сравнительные обороты

Р.Р.Работа с текстом. ШК

1

29.11

27.

 Повторение по теме « Обособленные и уточняющие члены предложения».Подготовка к ЕГЭ. Р.р. Работа с текстом из КИМов. ШК

1

30.11

28.

Контрольный диктант «Обособленные члены предложения»

1

06.12

29.

  Вводные слова и словосочетания.

1

20.12

10.01.2017

30.

Вводные и вставные предложения

Работа по тексту .  (часть С) ШК

1

21.12

10.01

31.

Развитие речи. Совершенствование навыков стилистического анализа текста. Научный стиль. ШК Анализ контрольного диктанта.

1

 

10.01

32.

Р.р.Обращение. Междометия в составе предложения и слова-предложения (да, нет) ШК(Тестирование).

1

 

11.01

33.

Проверочная работа по теме «Вводные предложения.Обращение».  

 1

 

34.  

Сложные предложения.

1

 .

35.

Знаки препинания в ССП

1

36.  

Развитие речи. Совершенствование навыков стилистического анализа текста. Публицистический стиль ШК

1

37. - 38.

Р.р.Подготовка к сочинению рассуждению  . ШК

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по тексту из сборников.   ШК

2

39.

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных

1

 40.

Пунктуация в ССП.

Тестирование по теме «Сложные предложения» 

1

41.

Синонимия СПП и предложений с придаточными и деепричастными оборотами

Рр.Комплексн.анализ текста.ШК

1

42.

Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в ССП и СПП» с грам.заданием.

1

43.

Анализ контрольного диктанта

Развитие речи. Стили и типы речи.

1

44.

Стилистический анализ текста. Художественный стиль. Особенности художественного стиля ШК

1

 45.

Виды тропов и стилистических фигур

ШК

1

46.

Развитие речи. Урок-практикум. Анализ лирического произведения. Д\зСочинение « Мой любимый поэт» ШК

1

47.

Развитие речи. Работа по тексту  (часть С) ШК

1

48

СПП с несколькими придаточными ШК

1

49.

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Рр.Комплексн.анализ текста.ШК

1

50.

Бессоюзные сложные предложения

1

51

Р.р Знаки препинания в бессоюзные сложные предложения. 

Рр.Комплексн.анализ текста.ШК

1

52.

Сложные предложения с разными видами связи. ШК

1

53.

Контрольный диктант по теме «Сложные предложения»

1

54.

Анализ контрольного диктанта

Развитие речи. Разговорный стиль.   ШК

1

55.

Развитие речи. Официально-деловой стиль. Аппеляция. Резюме. Заявление. Автобиография. Урок-семинар ШК

1

56

Практическая работа по теме «Типы и стили речи»

57.

Р.р Прямая и косвенная речь. Оформление прямой речи. ШК

1

58.

Р.р.Замена прямой речи косвенной ШК

1

59.

Знаки препинания при цитатах

60

Тестирование по  теме «Прямая и косвенная речь»

61. – 62

Развитие речи. Контрольное сочинение-рассуждение по исходному тексту   ШК

2

63

Анализ контрольного сочинения.

Комплексный анализ текста.

Обобщающие упражнения.

1

64

Лингвистический анализ текста.ШК

 

1

65

Комплексный анализ текста.ШК

 

1

66

Итоговая контрольная работа за курс 11 класса.

1

67. – 68.

Анализ итоговой контрольной работы.

Повторение по всем разделам.

   

 

2

                   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ :

     

 урок-практикум , компьютерные уроки , уроки с групповыми формами работы , уроки  взаимообучения учащихся , уроки творчества , уроки-зачеты , уроки-конкурсы , уроки-игры , уроки-семинары , интегрированные уроки,   интерактивное тестирование.  

Технологии, используемые в образовательном процессе

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на
  • различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
  • Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на
  • самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

 

Виды и формы контроля

  • индивидуальный
  • групповой
  • фронтальный

                               

                       

Используемый учебно-методический комплект

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений по русскому языку -  М. Просвещение. 2014 г.

  Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. Пособие для изучения русского языка в старших классах – М.: Просвещение, 2012.

 

А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.Русский язык.Грамматика.Текст.Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобраз.учреждений.М.Просвещение, 2007

КИМы ЕГЭ:   И.Цыбулько. ЕГЭ 2016, 2017 . Русский язык : сборник экзаменационных материалов, ЭКСМО 

 

                                         Дополнительная литература:

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 кл. М. Просвещение. 2004 г.
  2. Т.В. Роман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» . В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко. (М. Просвещение), 11 кл. Изд-о «Экзамен», М. 2004 г.
  3. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. Изд-е 3. 11 кл. Москва. «Вако», 2006 г.

4.Н.А.Сенина.УМК «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2016».Учебно-мето-

     дическое пособие. Легион. Ростов-на-Дону 2015.

5.Н.А.Сенина,А.Г.Нарушевич. УМК «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ»

     Сочинение на ЕГЭ.  Курс интенсивной подготовки. Легион.Ростов-на-

     Дону 2016.

Оценивание диктанта

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1

негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок,

или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть

однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунк-

туационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при

5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди

тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунк-

туационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, вы-

ставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценивание грамматического задания

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитыва-

ются при выведении отметки за диктант.

Нормы оценок по русскому языку

1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять со-

бой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности,

понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает пони-

мание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоя-

тельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же

исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допуска-

ет неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои

примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в фор-

мулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке

ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но

и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе

урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными

по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170

слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой те-

мы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е

д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы

представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом ко-

личество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных

орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе –

24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем

на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми

и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает),

"дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения

для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не ре-

гулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто

иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; ко-

лют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 не-

грубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок,

или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть

однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуа-

ционных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5

орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди

тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунк-

туационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грам-

матических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, вы-

ставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитыва-

ются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);

ошибка на правило, не изучаемое в школе;

ошибка в переносе слова;

ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);_

 ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:

• в исключениях из правил;

в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулиру-

ется правилами;

в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

в написании ы и и после приставок;

в случаях трудного различения не и ни;

в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном

слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетра-

ди ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, на-

пример, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки счита-

ются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся,

борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как

самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизноси-

мые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интелли-

генция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

3. Оценка сочинений и изложений

С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки

учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9

классе – 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не про-

водится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем,

темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и

правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по ли-

тературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: 

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и вы-

разительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных дик-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...