проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка
опыты и эксперименты по русскому языку на тему
План.
1. Теоретическое обоснование технологии проблемного обучения (раздаточный материал: таблицы, схемы и т.д.)
2. Практическое использование проблемного обучения на уроках русского языка (фрагменты уроков)
3. Фрагмент урока с использованием раздаточного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 22.09 КБ |
problemnoe_obuchenie_1.ppt | 2.92 МБ |
problemno-dialogicheskoe_obuchenie_tablitsy.docx | 20.7 КБ |
tehnologiya-problemnogo-obucheniya-shema_1.doc | 31 КБ |
fragmenty_urokov_k_master-klassu.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школа № 1908
г. Москвы
Ильинская Лидия Ивановна.
Тема : «Технология проблемного обучения на уроках русского языка» (слайд1)
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету. (слайд 2)
Из многочисленных проблем жизни самая «человеческая» - это проблема выбора. В отечественном образовании 20-25 лет назад проблема выбора практически не стояла: я, как и все, учила детей по одинаковым программам и учебникам. Очень рада, что ситуация кардинально изменилась. Свой выбор шесть лет назад я остановила на Образовательной программе «Школа 2100». Чем руководствовалась я, делая свой выбор? На первом плане стоял мотив «мне самой должно быть интересно».
Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения (слайд 3)недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирование качеств толерантности, способности к самореализации и самоопределению. Но новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы. В программах «Школа 2100» построена новая модель обучения, которая обеспечивает синтез не конфликтующих между собой идей развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.), с позиций преемственности с традиционной школой. Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении современных образовательных целей. Один из принципов развивающего (слайд 4)обучения принцип деятельности предполагает: новые понятия не даются детям в готовом виде, а добываются ими самостоятельно в процессе учебной деятельности. Передо мной встал вопрос: «Как организовать такое обучение?» Курсы повышения квалификации, изучение методической литературы помогли найти ответ на поставленный вопрос. (слайд5,6) Методически грамотно организованные учителем на уроке «коллизии», проблемные ситуации, «затруднения в деятельности» - все это дает учителю возможность: учить детей учиться.
Технология проблемного обучения ключ к успеху. Технология отвечает на вопрос: КАК учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.
В словосочетании ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ : проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования.
Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Из таблицы на слайде видно отличие традиционного урока и урока в технологии проблемного обучения. (слайд 7) Ученые определили восемь особенностей проблемного обучения (слайд8)
Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОНЗ я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам.
Диалоги: побуждающий и подводящий по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Сначала учитель создает проблемную ситуацию – противоречие, а затем специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решений, выстраивает логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие, как говорят «царственной дорогой». (таблица) (на распечатке сравнительная характеристика диалогов: структура, признаки и результат)
Итак, на уроке проблемного обучения учитель побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивается интерес к новому материалу, да и вообще к предмету. Затем учитель организует поиск решения. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам. А затем на уроке закрепляется новое знание с использованием различных методов, форм и средств обучения.(таблицы) (слайд9)
(На столах у Вас лежат раздаточные материалы, содержащие опорные таблицы: характеристика диалогов, приемы создания проблемной ситуации, обратите внимание и можете пометить, 1,2,3 приемы вызывают у детей чувство удивления, а 4, 5, 6 приемы – чувство затруднения)
Современные возможности урока (мультимедийный проектор) позволяют сделать их более интересными и запоминающимися. Я объединила организацию проблемных уроков с демонстрацией мультимедийных презентаций, но использую мультимедийные презентации не только как иллюстративный материал для активизации внимания учащихся современными средствами, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд мультимедийной презентации, предлагаемой мною, либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов, проверки самостоятельной работы по эталону. Демонстрация мультимедийных презентаций на этапах: актуализация знаний, открытие новых знаний, первичное закрепление - оживляет работу учащихся, позволяет в процесс открытия новых знаний включить практически каждого ребенка. Организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к открытию новых знаний на уроках.
Итак, учебная проблема существует в двух основных формах:
- Как тема урока.
- Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.
Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков: (слайд 10,11,12,13)
- Актуализация знаний.
- Постановка проблемы.
- «Открытие» детьми нового знания. (таблица –технология проблемного обучения)
Приемы создания проблемных ситуаций используются в практике следующие:(слайд 14)+таблица
1.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.
2.Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
4. Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.
(слайд 15) «Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в «форму». Поэтому в актуализацию знаний надо включить задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.
В последнем задании запланировано «затруднение». Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией «затруднения» в деятельности. Существует три возможности постановки проблемы на уроке:
- Создание проблемной ситуации
- Подводящий диалог
- Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема
Первый путь создания проблемной ситуации.
Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.
Третий путь постановки учебной проблемы
Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.
Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.
На уроках русского языка чаще всего используются приемы создания проблемной ситуации с «затруднением». Типичным для данных уроков является также прием создания проблемной ситуации с «удивлением», где:
- сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
- обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть).
Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания – факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса.
Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.
А сейчас я хотела бы представить несколько фрагментов открытых уроков, проводимых мною в разные годы.
2 презентация – фрагменты уроков
Трудности в применении данной технологии (слайд 16)
Результативность:
- повышается интерес к учебе;
- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
- не допускается переутомления на уроке;
- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;
- развитие речи, логического мышления;
- развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;
- вырабатывается активная позиция детей;
- дети показывают высокий уровень обученности.(слайд17)
Преимущество этого опыта:
- умение добывать знания;
- воспитывает самостоятельность;
- делает работу на уроках организации новых знаний интересной для учеников и учителя;
- высокая мотивация способствует формированию интереса к учебе;
- носит здоровьесберегающий характер.(слайд 18)
- обеспечивают на уроках подлинно творческую деятельность, как учащихся, так и учителя.
(слайд 19)Проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. И закончить мне хотелось бы словами: (слайд20)
Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.
Технологией проблемного обучения сейчас занимается Мельникова Елена Леонидовна,
Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры начального и дошкольного
образования Академии ПКиППРО (г. Москва)(слайд21)
Вот, наверное, и все. Какие вопросы есть ко мне.
И заканчивая, хотелось от Вас услышать ответы на вопросы, которые я задаю ученикам после каждого урока: (слайд22)
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач. Преодолевают все трудности, активность достигает высокого уровня. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся. Результаты относительно высокие и устойчивые, легко применяются полученные знания в новых ситуациях . Материал дается в готовом виде. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся. Наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике. Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения
Особенности проблемного обучения
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ. «ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМ, НАДО БОЛЬШЕ РАЗМЫШЛЯТЬ, ЧЕМ ЗАУЧИВАТЬ». Р.ДЕКАРТ. Название Содержание Результат 1.Постановка проблемы 2. Поиск решения 3. Выражение решения Возникновение проблемной ситуации Методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующими приемами «яркое пятно» и «актуальность». Осознание противоречия Формулирование проблемы. Методы поиска решения: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий к знанию диалог. Продуктивные задания на воспроизведение знаний. Выражение нового знания научным языком в принятой форме Развитие коммуникативной компетентности Развитие коммуникативной компетентности Продукт – новое знание и формирование ключевых компетентностей
Объяснение нового материала. Актуализация знаний. Закрепление материала. На каких этапах урока можно использовать проблемный метод?
1. Подготовка к восприятию проблемы. 2. Создание проблемной ситуации. 3. Формулирование проблемы. 4. Процесс решения проблемы. 5. Доказательство правильности избранного решения.
Уровень Деятельность учителя Деятельность учащегося 0 Ставит проблему, формулирует и решает её. Запоминает решение проблемы. 1 Ставит проблему, формулирует её. Решает проблему. 2 Ставит проблему. Формулирует и решает проблему. 3 Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство. Осознает проблему, формулирует и решает её.
Проблемное изложение материала Поисковая беседа Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося
Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения Столкнуть противоречия в практической деятельности Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций Побуждать школьников делать сравнения , обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.
. Широкое применение технологии проблемного обучения на уроках связано с определёнными трудностями: А) Дефицитом учебного времени, в результате чего учащиеся не успевают самостоятельно пройти все этапы познания учебного материала (мнений по проблеме бывает много, необходимо всех учащихся выслушать); Б) Неоднородным составом учащихся в классе. Часть школьников не готова к самостоятельной поисковой деятельности. При коллективном решении поставленных задач не упускать из вида слабых учащихся. После формулировки проблемы убедиться в том, что все учащиеся поняли смысл (для этого достаточно спросить одного – двух слабых учеников); не спешить с началом обсуждения, то есть не начинать его сразу, как только первый ученик поднимет руку; систематически спрашивать тех, кто не проявляет активности; В) Содержание учебников требует анализа их содержания. Необходимо выделить в учебниках темы, изложение которых отражает структуру цикла познания или методически легко осуществимо в логике цикла познания либо позволяет ярко выявить отдельные его этапы.
Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. ВЫВОД
КОГДА ВЫ СЛУШАЕТЕ, ВЫ ЗАБЫВАЕТЕ, КОГДА ВЫ ВИДИТЕ, ВЫ ПОНИМАЕТЕ, КОГДА ВЫ ДЕЙСТВУЕТЕ, ВЫ НАУЧАЕТЕСЬ .
Предварительный просмотр:
Проблемно-диалогическое обучение.
(опорные таблицы)
Сравнительная характеристика диалогов
Побуждающий | Подводящий | |
структура | Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль | Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли |
признаки | - мысль ученика делает скачок к неизвестному -переживание учеником чувства риска Возможны неожиданные ответы учеников -прекращается с появлением нужной мысли ученика | -пошаговое, жесткое ведение мысли ученика -переживание учеником удивления от открытия в конце диалога -почти не возможны неожиданные ответы учеников -не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение |
результат | Развитие творческих способностей | Развитие логического мышления |
Проблемные ситуации и побуждающий диалог
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения | Что удивляет? (Что интересного заметили? Какие видите факты?) | Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какой будет тема урока? |
2. Столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом | Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы еще не знаем? | |
3. Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или заданием Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью | Вы сначала как думали? А как на самом деле? | |
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще | Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? | |
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим | Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущие? | |
6. Шаг 1. Дать задание, сходное с предыдущим Шаг 2. Доказать, что задание ученики не выполнили | Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? |
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
Структура диалога | Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез | |
устной | практической | ||
Общее побуждение | К гипотезам Какие есть гипотезы? (мнения) | К аргументу/контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему? | К плану проверки Как можно проверить эту гипотезу? |
Подсказка | К решающей гипотезе | К аргументу/контраргументу | К плану проверки |
Сообщение | Решающей гипотезы | Аргумента/контраргумента | плана проверки |
Подготовка урока с побуждающим диалогом
Рекомендации | Постановка проблемы | Поиск решения | Воспроизведение |
Используйте групповую форму работы | При создании проблемной ситуации (приемы 1,2) | Для одновременного выдвижения или проверки гипотез | Продуктивные задания (особенно на опору ) |
Внимание к случаю проблемы в форме вопроса | Не сообщать тему урока после вопроса | Возвращаться к вопросу | Формулирование темы |
Соблюдайте структуру побуждающего диалога | Не пропускать звено осознания противоречия, не менять текст диалога | Дать материал для выдвижения гипотез. Начать с общего побуждения, не с подсказки. предвидеть ошибочные гипотезы и заготовить подсказки к контраргументу |
Ход урока с побуждающим диалогом
Рекомендация | Постановка проблемы | Поиск решения |
Помнить об импровизационных моментах урока | Если проблемная ситуация не возникает (приемы 2 и 5), скорректировать текст диалога, но обеспечить формулирование проблемы | Возможные случаи: -неожиданная ошибочная гипотеза; -слишком много ошибочных гипотез; -плохо сформулированная решающая гипотеза; -молчание учеников; -сразу решающая гипотеза. |
Следить за своей реакцией на реплики учеников | Принятие неожиданной формулировки проблемы и побуждение к переформулированию | Положительная оценка решающей гипотезы и отрицательная оценка гипотезы и отрицательная оценка ошибочной запрещены. Принятие |
Психологические рекомендации по подготовке урока
|
Подготовка проблемно-диалогического урока
Алгоритм подготовки урока с одной проблемой
- подводящий к теме диалог - сообщение темы с мотивирующим приемом 3. Обеспечить поиск решения: если проблема есть - побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог - подводящий от проблемы диалог если проблемы нет: - подводящий без проблемы диалог 4. Выбрать из списка уместные продуктивные задания (проделать самому) |
Продуктивные задания на воспроизведение знаний
Классификация по языку и форме | Особенности применения | ||
Научный | Формулировка темы, формулировка вопросов | Сразу после введения знаний (в двух случаях) в конце этого или начале следующего урока | |
Наглядно-образный | Опорный сигнал: символ, схема, таблица, опорные слова | В классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний | |
Художественный | Художественный образ: метафора, загадка, стихотворение | Дома по желанию | Критерий оценивания: адекватность выражени |
Проблемный и традиционный урок изучения нового материала
Этапы и звенья урока | Проблемный урок Проблемные методы | Традиционный урок Методы | |||
Введение знаний | Постановка учебной проблемы | Побуждающий от проблемной ситуации диалог | Подводящий к теме диалог | Сообщение с мотивирующим приемом | Сообщение темы |
Поиск решения | Побуждающий к гипотезам диалог | Подводящий от проблемы диалог | Подводящий без проблемы диалог | Сообщение знания | |
Продуктивные задания | задания | ||||
Воспроизведение знаний | Выражение решения | Формулирование темы, вопросов | Составление опорного сигнала | Художественные задания | Выучи, перескажи |
Реализация продукта |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
«ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМ, НАДО БОЛЬШЕ РАЗМЫШЛЯТЬ, ЧЕМ ЗАУЧИВАТЬ».
Р.ДЕКАРТ.
Название | Содержание | Результат |
1. Постановка проблемы |
| Развитие коммуникативной компетентности |
2. Поиск решения | Методы поиска решения: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий к знанию диалог. Продуктивные задания на воспроизведение знаний. | Развитие образовательной, коммуникативной и информационной компетентности |
3. Выражение решения | Выражение нового знания научным языком в принятой форме | Продукт – новое знание и формирование ключевых компетентностей |
Предварительный просмотр:
Фрагменты уроков к мастер-классу по теме
«Технология проблемного обучения на уроках русского языка»
ГБОУ СОШ № 1908
г. Москвы
Ильинская Л.И.
- Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Буквы о-а в корне –лаг-, -лож».(слайд2)
1) Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и два словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше пошел диалог:
- Какое было задание? (вставить пропущенную букву)
-Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)
- Все слова смогли проверить? (нет)
-Почему? (правило не подошло)
-А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше разбор по составу)
- Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях лаг, лож) Запишите тему урока.
- Ребята, из словаря я вам выписала эти два слова (слайд, исправьте ошибку)(слайд3)
2) Движение темы. На доске дан грамматический массив. Разбейте его на две группы, в зависимости от написания гласной в корне.(слайд4)
Дальше подводящий диалог:
-Найдите существенный признак, определяющий условия написания (идут гипотезы детей – согласные Г и Ж; наличие и отсутствие суффикса, наличие ударного ГА и др.)
-Сделайте вывод - сформулируйте правило
- Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. А в учебнике правило дает не все признаки. _ А где правило звучит более четко: в учебнике или то, которое вывели вы сами?
3) А дальше идет закрепление материал, обязательно задание под диктовку, чтобы отработать графическое выделение орфограммы. А также и другие продуктивные задания на закрепление: составь слово, (слайд5-6) цифровой диктант, вставь пропущенное слово (слайд7) и т.д.
- Урок в 5 классе. Тема: «Правописание а-о в корнях –раст, - ращ, -рос».(слайд 8)
На доске записаны ряды слов, задание выделите в каждом ряду лишнее слово по двум признакам одновременно: растение, приращение, выросла. Выделите корни.
- Какие гласные могут стоять в корнях этих слов? (О или а)
-О чем мы будем говорить на уроке? (слайд 9)
-А теперь попробуем сформулировать цели нашего урока, используя начало предложений на доске. (слайд10-11)
- А вывести новое правило нам помогут слова, записанные на доске.(слайд12)
- Что заметили? Есть догадки о правописании гласных в корне? Выделите эти корни? От чего зависит написание корневой гласной? Сформулируйте правило.
-Вернитесь к словам, вставьте пропущенные буквы. Снова проверьте по учебнику. Что (слайд13)увидели в учебнике: есть слова-исключения. Читается интересное стихотворение, куда включены слова-исключения. Дальше даются упражнения на закрепления. (слайд14) Еще на этом уроке было предложено ребятам выполнить мини-проект, представить новое правило в виде таблицы, рисунка, схемы (слайд 15) – работа в группах (не забудьте включить слова-исключения), а в конце урока была самостоятельная работа, которую ребята оценили самостоятельно. (слайд16,17,18) Заканчивается урок подведением итогов, использовалась методика незаконченного предложения. (слайд19)
- Урок в 5 классе. Тема: «Правописание о – е в окончаниях имен существительных
после шипящих и ц».
На доске болеть душ…й, болеть сердц…м. (слайд20)
- Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.
Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)
- В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? ( существ., оконч.)
- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)
- А какая это может быть гласная? ( о или е)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц) (слайд21)
Сформулируйте цели урока, используя начало предложений: (слайд 22-23)
1) Познакомиться с …
2) Научиться …..
Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова на слайде:
Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.(слайд 24)
- Все ли слова понятны?
- Вспомните, в какой морфеме находиться наша орфограмма? ( в окончании)
- После каких согласных? (шипящих)
- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)
- Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?
- Выделите окончание, поставьте ударение.
- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?
- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?
-Сформулируйте правило.
- В каком падеже стоят эти существительные? ( в ТВ. Падеже)
- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило. § 101 стр.
А дальше продуктивные задания: выборочный диктант, мини-проект, самостоятельная работа, творческая работа: на слайде будут появляться предметы, вам нужно записать название этих предметов в творительном падеже.(слайд 25)
- Урок в 7 классе. Тема: «Дефис в наречиях».
Пишем под диктовку: (слайд 26)
Поступил обдуманно, смотрела огорченно, сделал хорошо, на улице свежо, не близко, а далеко, поступил нелепо, говорили вовсе не спокойно, прибил некрепко, ступал по-медвежьи, по-зимнему свежо.
Я диктую словосочетания с наречиями, а вы записываете: один человек у доски,
остальные в тетради.
Проверим написанное.
- Ребята, я выписала эти слова правильно на доске, сравните с вашим написанием.
- Что же произошло, ребята? Почему написали по- разному?
- Какими правилами вы пользовались?
- Применимо ли эти правила для последних словосочетаний?
- Чего же мы с вами не знаем?
-Чем же мы будем сегодня заниматься? Значит , какая тема урока? (слайд 27)
- Вывести правило нам помогут слова на доске. Прочитайте их самостоятельно. (слайд 28)
- Что вы заметили? Есть какие – нибудь идеи?
- Когда, по вашему мнению, пишутся наречия через дефис?
- Разберите наречия по составу? Чего нет у наречия?
- При помощи чего, каким способом образовано наречие?
-Попробуйте сформулировать правило о дефисном написании наречий?
Сверим наши наблюдения, находки с учебником. С. 115, 116 п.42 (чтение правила).
- Попробуйте оформить графически новое правило “Дефис в наречиях”. (слайд 29)
В качестве продуктивных заданий предлагаются следующие: орфографическая работа, работа по карточкам, работа с текстом, в котором много наречий.
Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело.
Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.
– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.
Никак не могли прийти к единому решению.
А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.
В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.
– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.
– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.
Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.
– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?
– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.
Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.
Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.
Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое_ где ещё встречались люди, которые не хотели жить по_ новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по_ иному.
В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.
По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по_ прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.
– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.
Так кончилась эпидемия. На улицах стало по_ весеннему празднично.
А Лесоруб пошел дальше. Во_ первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по_ глупому. Во_ вторых, где_ нибудь ещё может быть нужна его помощь.
По мотивам сказки Ф.Д.Кривина
Фрагмент этого урока напечатан в книге
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА: МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Е.Л.Мельникова .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Презентация содержит не только теоретические сведения, но и практическую часть (фрагменты уроков)...
Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках немецкого языка
В настоящее время в учебных заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода заключается в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится...
Инновационный продукт «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности»
Инновационный продукт...
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы
Материал, представленный на РМО учителей русского языка...
Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения , она позволяет заменить урок объяснения нового материала ...
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...