Урок русского языка 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Федирко Елена Ильинична,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 8 г. Комсомольск-на-Амуре
Тема: Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; вычитывать разные виды текстовой информации (фактуальную,
подтекстовую), преобразовывать информацию (производить эквивалентные замены).
М/к: оформлять свои мысли в устной форме, редактировать и оценивать речевое высказывание, обосновывать свою точку зрения.
Предметные:
ЛР: анализировать и сопоставлять предложения с придаточным определительным и причастным оборотом, производить
синонимическую замену придаточных определительных причастным оборотом.
ЛР: находить и исправлять речевые ошибки, связанные с неверным использованием причастных оборотов и придаточных
предложений, выявлять авторский замысел при использовании ошибочных синтаксических конструкций в художественном
произведении.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Языковая разминка с подведением к теме урока. | – Прочитайте две части предложения (представлены на слайде). Книга рассказывает о судьбе нескольких поколений одной семьи. Которую подарил мне мой дед. – Составьте из них сложное предложение и запишите. – Произведите синтаксический разбор этого предложения, составьте схему. – Замените придаточное определительное причастным оборотом. Что для этого нужно сделать? – Изменился ли смысл предложения? а его строение? – Можно ли сказать, что предложения разные, а значение сходное, близкое? – Как в лексике называется такое явление? – Прочитайте название параграфа – тему сегодняшнего урока. – Что значит – ознакомление? (Эту тему будем изучать позже, в 6-м классе, только знакомимся с ней.) – Назовите ключевые слова. (Синонимия, причастный оборот, придаточное определительное.) | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). 2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему и цель урока. |
III. Открытие новых знаний. | Обращение к презентации. Задание на карточках – синонимические замены конструкций и наблюдение над явлением грамматической (синтаксической) синонимии. Выполняется в парах. Ученики записывают только предложения с причастным оборотом (по вариантам). Взаимопроверка. П. – Когда ещё мы говорили о грамматических синонимах? (При изучении строения слова – синонимические суффиксы: разные суффиксы с близким или одинаковым значением столик, стульчик, речка – уменьш. значение.) | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Развитие учебно-языковых и правописных умений. | Лингвистический эксперимент – развивается умение находить придаточные определительные и заменять их причастными оборотами, выявлять отличия, объяснять авторский выбор. Чтение «исправленного» текста. Методический комментарий. Это описание приморского городка, и причастные обороты, поскольку называют признак, как и прилагательные, делают это описание ярче, образнее, оно становится компактным, ёмким и динамичным. В придаточных определительных, включающих глаголы, сообщается о дополнительном действии. В описании же главными являются признаки, характеристики предметов, явлений. Упр № 140– предупреждается речевая ошибка в употреблении причастных оборотов и придаточных определительных: невозможность их совмещения в одной конструкции. Методический комментарий. Важно, чтобы ученики обратили внимание, кто является автором этих фрагментов и зачем А.П. Чехов сознательно использует в своих произведениях эти нарушения. (Это приём речевой характеристики персонажей: людей невежественных, необразованных, с низким уровнем культуры, грубых.) | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, производить эквивалентные замены, делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Выявлять языковые причины коммуникативных неудач. 2. Правильно употреблять в речи грамматические конструкции. 3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач. |
V. Проверочная тестовая работа. | Самостоятельная работа «Причастный оборот и его выделение на письме», задание в тестовой форме в тетради «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс» Е.С. Баровой, М.Р. Богдановой. Учитель может предложить к выполнению всё задание или отдельные номера из него. | ТОУУ |
VI. Итог урока. | – Сформулируйте, что нового вы узнали на уроке, на основе ключевых слов темы (см. учебник). – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VII. Домашнее задание. | Задание по выбору: упр 154 или составить текст с использованием причастных оборотов и /или со ССП с придаточными определительными. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...