"Имя прилагательное" урок систематизации знаний в 6 классе
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Заключиткльный урок по теме "Имя прилагательное", подготовка к контрольной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse_obobshchenie_i_sistematizatsiya_izuchennogo_po_teme.docx | 23.28 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.2 МБ |
тест на уроке | 349.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 6 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное». Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы МОУ «Спасская СОШ» Минаева Дарья Вячеславовна с. Спасс 2017 г.
Открытый урок по русскому языку в 6 классе.
Тема: Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное».
Тип: урок обобщения и систематизации.
Форма: урок - путешествие.
Цели:
Образовательная – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»; Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей;
Воспитательная – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.
Метод: метод критического мышления, частично-поисковый, игровой.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.
Ход урока:
- Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Здравствуйте, мы начинаем наш урок с проверки домашнего задания. Решите тест. Кто сделал, поднимает руку. Проверьте ошибки, опрос с повторением правил.
- Работа над темой урока.
С какой частью речи были связаны вопросы теста? (Прилагательное).
Что мы сегодня будем делать на уроке? (Повторять сведения, полученные ранее на уроках, закреплять умения определять разряды прилагательных, степени сравнения, правописание имен прилагательных).
Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает?
Какими постоянными морфологическими признаками обладает?
Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.
Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).
Молодцы, ребята, все вспомнили. Сегодня у нас необычный урок, а урок – путешествие. Мы с вами отправимся в поход, в зимний лес. ( 10 минут)
- Введение в тему.
Для того, чтобы не заблудиться, нам понадобится карта. Мы выйдем из школы, по пути сделаем несколько остановок, на которых нам будут предложены задания, а потом, после успешного выполнения, снова вернемся в школу. Ну что, в дорогу? ( 3 минуты)
- Первый привал – разряды имен прилагательных.
Первое задание прочитать и озаглавить текст.
Сочинение «Зимний лес»
Зимний лес похож на заколдованное царство Снежной королевы. Здесь стоит тишина. Пушистый белоснежный покров устилает землю. Он также наброшен на ветви деревьев, как шубы.
Кажется, будто деревья в зимнем лесу одели сказочные наряды. Все вокруг украшено слепящим снегом, прозрачным льдом и серебристым инеем. Лес полон хрупких зимних драгоценностей.
Только ветви замерзших деревьев иногда скрипят и трещат от мороза. Да похрустывание снега под ногами нарушает тишину во время прогулки по зимнему лесу. Но вообще-то зимой здесь трудно пройти. Можно провалиться в сугроб по колено, а то и по пояс.
Когда идешь зимним лесом, кажется, что в лесу нет ни единой живой души. Как будто все птицы, звери и насекомые покинули эти края в поисках тепла или залегли в спячку. Даже вороны подались в город, кормиться около людей. Но в этот же момент заяц-беляк, невидимый на снегу, наблюдает за путешественниками. Жизнь в зимнем лесу затихает, но не останавливается.
Оригинал http://ycilka.net/tvir.php?id=388#ixzz4bhWk6lxV
Определите тип текста. (Описание).
Озаглавьте текст.
Каковы тема и основная мысль текста?
Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
А для чего автор использует столько много имен прилагательных?
Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке? ( 4 минуты) .
Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные(качественные, относительные и притяжательные).
Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).
Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных? (имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).
Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).
Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному). На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)
Сейчас мы выполним распределительное письмо (коллективно), а те, кто хорошо усвоил тему, получили карточки, они будут выполнять задание отдельно.
Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные.
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Хорош Тихий Глубокие Чистые Белыми Молодых Тяжелыми Белого Темно-зеленые Высоких Маленьких Тихому Высокие Синеватые Стройных Белых Легкие Маленькие | Русский Зимний Лесными Кружевными Зимнему Зимний | Беличьи Мышиные Птичьи |
Карточка. Из предложений выпишите словосочетания прилагательное + существительное в три столбика: качественные, относительные и притяжательные
Те, кто работал на карточках, карточки сдают, а остальные делают взаимопроверку. Меняются карточками, потом сверяют ответы с доски. Итак, задание первого привала выполнили, отправляемся дальше. ( 7 минут)
- Второй привал. Охотничий домик.
Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку. Все встали, послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперед – назад, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз. Задание понятно? Тогда выполняем. Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья. Отметим на карте, как прошла физминутка. ( 3 минуты)
- Третий привал. Правописание НЕ с прилагательными.
Давайте вспомним, когда имена прилагательные пишутся с НЕ слитно.
В каких случаях мы будем писать НЕ раздельно?
Выполните задания (Один на доске). Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(Не хороший день, а плохой; далеко не дешёвый подарок; неприятный разговор, небольшой, но милый; пренеприятное известие; совсем ненастная погода.) (После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки) Вы хорошо справились с заданием, идем дальше ( 5 минут) .
- Четвертый привал.
Ребята, давайте закроем глаза и представим ночное небо, что вы там увидели? Звезды. Видите, вон та очень яркая звездочка, а та - самая яркая. Посмотрите чуть правее-видите- ярчайшая звезда. О каком признаке имени прилагательного идет речь? Совершенно верно- степени сравнения прилагательных. Какие вы знаете степени сравнения. –
Как образуются сравнительные степени: простая и составная?
А как образуется превосходная степень простая и составная? Сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.
Вы должны устно отредактировать текст.
Давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения. (холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный). ( 4 минуты)
- Пятый привал «Загадочный»
Ребята, следующий привал «Загадочный». Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ. Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные. (оконная рама)
Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели?
В чем особенность написания этих прилагательных? (слова-исключения).
Расскажите, когда в прилагательном пишется одна Н, а когда НН?
Задание на карточках вставьте пропущенные буквы, «проверка по цепочке». ( 5 минут)
- «Финальный».
Посмотрите на карту.
Какую тему мы повторили сегодня на уроке?
Какие задания вам понравились больше всего?
Какие задания вызвали у вас трудности?
Какие знания и опыт вы получили на уроке?
Каким у вас было настроение на уроке?
XI. Домашнее задание. ( 5 минут)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ШКОЛА РЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ «ЗАГАДОЧНЫЙ» ОХОТНИЧИЙ ДОМИК ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ «ФИНАЛЬНЫЙ»
Карточка№1. Прочитать и озаглавить текст. Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно- зеленые ветви высоких и маленьких елей. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки .
Качественные Относительные Притяжательные Хорош тихий глубокие чистые белыми молодых тяжелыми белого темно-зеленые высоких маленьких тихому высокие синеватые стройных белых легкие маленькие Русский зимний лесными кружевными зимнему зимний Беличьи мышиные птичьи
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Карточка № 2. Выполните задания. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. (Не)хороший день, а плохой; далеко (не) деш ..вый п.. дарок ; (не)пр.. ятный разговор, (не)б.. льшой , но милый; (пре)(не)пр.. ятное известие; совсем (не)нас.. ная погода.
Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками. Найдите ошибки в предложениях.
Карточка № 3. Вставьте пропущенные буквы. Песча ... ые отмели, цветы охря...ого цвета, слюдя...ое солнце, кури.. ный пух, соля...ые озёра, в лу...ых перьях серебра, пе...ые струи, перезво...ая вода, голуби...ый дух, словно огне...ый язык, роса медвя … ая , зелень пря...ая , свет луны таинстве...ый и дли...ый , окрик журавли...ый , лимо...ый лу...ый свет.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
26.02.2017 Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает: признак предмета предмет действие предмета признак признака
26.02.2017 Укажите, в каком словосочетании есть относительное прилагательное: великолепный рассвет мамин шарф деревянный стул кошкина миска
26.02.2017 Укажите словосочетание, где есть качественное прилагательное: утренний поезд лисий хвост высокие сосны золотой шар
26.02.2017 Укажите словосочетание, где есть притяжательное прилагательное: заячьи лапы тусклый свет золотые колосья шерстяная ткань
26.02.2017 Укажите прилагательное в простой форме сравнительной степени? очень маленький белее чистейший менее ровный
26.02.2017 В каком из указанных случаев не пишется раздельно ? нисколько (не)горячая вода (не) взрачный кустарник (не)знакомый маршрут (не)широкая, но глубокая речка
26.02.2017 В каком из указанных случаев не пишется слитно ? (не)здоровый, а больной человек (не)дружелюбный взгляд вовсе (не)знакомый маршрут нисколько (не)горячая вода
26.02.2017 Укажите прилагательное, в котором пишется НН : мыши_ый песча_ый безветре_ый ю_ый
26.02.2017 Какое прилагательное пишется через дефис ? ( вагоно )ремонтный ( водо ) лазный ( иссиня )чёрный (древне)русский
26.02.2017 Укажите прилагательное, в котором пишется Н : маши_ое стекля_ый безветре_ый песча_ый
26.02.2017 Какое прилагательное соответствует характеристике: притяжательное , в ед. числе, в вин. падеже ? многочисленные звёзды приятных весенним заячью
26.02.2017 Какое прилагательное в составной форме превосходной степени? белоснежный ковёр м енее привлекательный самый маленький чистейший
26.02.2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика проведения уроков обобщений и систематизация знаний выпускных классов»
Доклад на РМО учителей математики....
Урок обобщения и систематизации знаний 11 класс Тема: «Устойчивость и саморегуляция биогеоценозов»
Цель урока: Провести систематизацию и обобщение знаний детей по темам «Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды»....
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Конспект урока "Имя прилагательное. Повторение и систематизация знаний" 5 класс
ОБобщающий урок по теме:" Имя прилагательное" в 5 классе....
Конспект урока "Имя прилагательное. Повторение и систематизация знаний" 5 класс
ОБобщающий урок по теме:" Имя прилагательное" в 5 классе....
Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ». Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематизации знаний о музыкантах, композиторах, жанрах, инструм
Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ».Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематиза...