Внеклассное мероприятие на тему: "Синтаксическое богатство нашего языка".
план-конспект по русскому языку по теме
О богатстве русского языка синтаксическими формами, что позволяет выражать самые тонкие оттенки наших мыслей, чувств, переживаний. Построение предложений, при помощи которых человек выражает свои мысли, в русском языке отличается необычайным разнообразием,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
на тему: Синтаксическое богатство нашего языка.
Цель- привлечь внимание учащихся к русскому языку, к его богатой синтаксической синонимике.
Вечер вопросов и ответов на эту тему открывает ученик, который рассказывает о богатстве русского языка синтаксическими формами, что позволяет выражать самые тонкие оттенки наших мыслей, чувств, переживаний. Построение предложений, при помощи которых человек выражает свои мысли, в русском языке отличается необычайным разнообразием. Предложение, в зависимости от порядка расположения в нем слов, принимает различные оттенки смыслового значения, выразительности, и мастерство писателя, по словам Л.Н Толстого, заключается в том, чтобы находить « единственно нужный порядок единственно нужных слов».
Например, предложения Я встретил брата товарища и Я встретил товарища брата состоят из одних и тех же слов, но слова расположены по – разному, поэтому и смысл предложений разный: в первом предложении говорится о встрече родственника моего товарища, во втором – о встрече товарища брата.
Наш язык располагает большими возможностями передавать все, что хотим, только надо научиться им пользоваться: в руках умелых он может творить чудеса. Возьмем для примера 3 предложения:
- Гроза разбила дерево.
- Дерево разбито грозой.
- Грозой разбито дерево.
В первом предложении подчеркнуто активное действие подлежащего, во втором указывается, что предмет, выраженным подлежащим, подвергается действию другого предмета. В третьем же предложении действующий предмет вообще отсутствует и имеется лишь орудие действия.
Однако несмотря на исключительное богатство синтаксических форм в языке, мы еще мало используем его в своей практике, не задумываемся, какой использовать оборот, чтобы яснее и точнее выразить то, что хотим а часто строим предложение так, что его смысл никак не поймешь. Например, как понять
Старый рабочий рассказывал: «Я видел Горького лет двадцати пяти» (кому было 25 лет – рабочему или Горькому?).
Я больше года не занималась музыкой (больше года не щзанималась – был перерыв, или всего год занималась).
Подъезжая к дому, разразилась гроза (что? – гроза подъезжала к дому?).
На вечер вопросов и ответов вынесены наиболее интересные.
Вопрос. Почему нельзя сказать: «Благодаря разразившемуся урагану корабль потерпел крушение?
Ответ. Предлог благодаря обычно употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат (благодаря дружной работе в нашем классе нет неуспевающих).
Обороты с предлогом благодаря в сочетании с чем-то отрицательным употреблять не следует.
Вопрос. Как надо сказать: « Полдома сгорели» или «Полдома сгорела»?
Ответ: Надо сказать: Полдома сгорело, потому что если подлежащее выражено сложным существительным, в состав которого входит числительное пол, то сказуемое ставится в единственном числе: Полдома, выходящие в сад, сгорели.
Вопрос. В чем ошибка в таком предложении: «В походе участвовали как мальчики, а также и девочки»?»
Ответ. Такой пары соотносительных союзов как- а также в русском языке нет, а есть как – так и; не только – но и, а потому говорить «как мальчики, а также девочки», или «не только мальчики, а также девочки» не следует.
Вопрос. Почему иногда говорят «костюм для спорта», а иногда «спортивный костюм». Есть ли какая-нибудь разница в употреблении этих выражений?
Ответ. В выражении костюм для спорта существительное в родительном падеже показывает отношение между предметами, и это отношение может быть не постоянным, а временным, то есть для спорта мог быть использован не специальный, а любой обыкновенный костюм. Родительный падеж выражает более конкретное значение (называет два предмета). Во втором выражении (спортивный костюм) прилагательное спортивный дает более общее значение, указывается предмет и его качественная характеристика. Алексей Максимович Горький в повести «Детство» так описывает своей появление в школе:
Я пришел туда в материных башмаках, в пальтишке, перешитом из бабушкиной кофты, в желтой рубахе и штанах на выпуск. Все это сразу было осмеяно, за желтую рубаху я получил прозвище «бубновый туз». Употребляя определения «материных башмаках», из «бабушкиной кофты» Горький подчеркивает внешний вид мальчика, одетого в пальтишко не по росту, перешитого из бабушкиной кофты, в женских башмаках, а не только то, кому принадлежали предметы.
Вопрос. Есть ли разница в смысловом значении причастного оборота и придаточного предложения? Если есть, то в чем?
Ответ. Причастные обороты по своему смысловому значению приближаются к придаточным предложениям, но в каждом случае выраженная мысль приобретает свой собственный оттенок. Причастный оборот подчеркивает признак определяемого им предмета, в то время как придаточное определительно обращает внимание на действие предмета, который выражен определяемым существительным. Например:
1)Ученики, овладевшие техникой игры в волейбол, хорошо проявили себя на соревновании.
2)Ученики, которые овладели техникой игры в волейбол, хорошо проявили себя на соревновании.
В первом предложении подчеркнут признак учеников (какие ученики? – хорош проявившие себя на соревновании), а во втором подчеркнуто действие, то, что ученики овладели техникой, а потому и проявили себя хорошо на соревновании.
Вопрос. Я не совсем понимаю разницу в употреблении деепричастного оборота и придаточных предложений.
Ответ. Деепричастный оборот может заменять 4 вида придаточных предложений (времени, причины, условия, уступки), а также деепричастный оборот со значением обстоятельства образа действия может заменять глагол-сказуемое с зависимыми от него словами. Деепричастные обороты более сжаты, чем придаточные предложения, но зато смысловое значение причины, времени, условия, уступки в них выражается менее четко и менее обозначает действие лица или предмета, чем глагол-сказуемое. Например
«Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлевах и рвутся вон на драку». (Крылов)
Деепричастный оборот в этом предложении можно рассматривать и как обстоятельство причины, и как обстоятельство времени (потому что почуяли и – как только почуяли).
Деепричастие обозначает обстоятельство, выражающее добавочное действие: «Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь» (Пушкин). Деепричастие, а с ним и весь деепричастный оборот обозначают дополнительные действия. Ямщик ходил (обращается внимание не на то, что он улаживал упряжь, а на то, как он ходил, то есть он ходил и в то же время улаживал упряжь).
Вопрос. Правда ли, что знак тире стали употреблять у нас не так давно?
Ответ. Да, тире (или, как его раньше называли черта) в России стал употреблять Карамзин. В грамматике тире указано впервые в 1797 году учеником Ломоносова А.А Барсовым и названо оно «молчанка». О «молчанке» говорится, что она «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или действию впоследствии. Но больше всего служит она к разделению лиц разговаривающих, чтобы не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре».
В заключении показывается инсценировка по рассказу А.П Чехова «Восклицательный знак» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по информатике и ИКТ "Нашей школе 70 лет!"
Это мероприятие проведено в рамках общешкольного коллективного творческого дела «С днем рождения, школа!», которое, по традиции, проводится раз в пять лет. Его проведение соответству...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения «Наша безопасность в наших руках»
Цель: Изучение правил дорожного движенияЗадачи:1.Учить детей правилам дорожного движения. Формировать чувства коллективизма, на основе совместных действий.2. Воспитание подражания положительным пример...
презентация к внеклассному мероприятию Моя семья - мое богатство
Данная презентация прилагается к сценарию " Моя семья- мое богатство" , выложенному на моей страничке мини-сайта....
Внеклассное мероприятие: «Моя семья – мое богатство».
Внеклассное мероприятие: «Моя семья – мое богатство»....
Внеклассное мероприятие МОЯ СЕМЬЯ-МОЕ БОГАТСТВО
Аннотация к мероприятию: мероприятие проходит в виде игры-конкурса . Ребята делятся на три группы – 3 семьи и выполняют различные задания....
Внеклассное мероприятие в 5 классе по русскому языку «Улицы нашего города»
Конспект внеклассного мероприятия «Улицы нашего города»Цели: ознакомить учащихся с понятием «топонимика», научить различать топонимы, урбанонимы, годонимы; установить значение ...
Внеклассное мероприятие "Здоровье – вот твое богатство"
Мероприятие ориентированно на учащихся школьного лагеря (1-4 классов), также может быть проведено как классный час в начальной школе или 5-6 классах....