Внеклассное мероприятие: «Моя семья – мое богатство».
классный час на тему

Каплий Татьяна Егоровна

Внеклассное мероприятие:   «Моя семья – мое богатство».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon внеклассное мероприятие1010.5 КБ
Файл приложения988.03 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №2»

Татьяна Егоровна Каплий

Каплий  Татьяна  Егоровна

МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №2»

Ракитянский район Белгородская область

Внеклассное мероприятие:   «Моя семья – мое богатство».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Воспитание — великое дело:

им решается участь человека».

В.Г. Белинский. 

          В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.

        Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности.

          Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

         Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка…

      В воспитательном процессе используются разнообразные методы воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры.

      В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура).

     В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.

     Результат воспитания — воспитанность как целостное жизненное поведение.

     Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.

ЦЕЛЬ: создание максимально благоприятных условий для раскрытия развития способностей каждой отдельной личности.

ЗАДАЧИ:

  1. Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
  2. Оказывать помощь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
  3. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  4. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  5. Формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  6. Дальше развивать национальное самосознание на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

     Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся  принципы работы  воспитательного процесса организуются на следующих принципах:

  1. Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
  2. Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.
  3. Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.
  4. Культуросообразность: рассматривается нами как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.
  5. Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
  6. Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
  7. Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.

Цели:

  • формирование представлений школьников о семье, семейном счастье, взаимоотношениях в семье;
  • формировать культурные традиции в общении между детьми и взрослыми;
  • воспитывать уважительное отношение детей к своим родителям, дедушкам, бабушкам, развивать творчество учащихся;
  • расширять знания о прошлом семьи.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”. Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.

2. Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм.

3. Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности      к своей семьи.

Подготовка к внеклассному мероприятию:

1.Организация фотовыставки “В кругу семьи”.

2. Написание мини-сочинений “Моя семья – моё богатство”.

Ход внеклассного мероприятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Чтобы узнать тему нашего классного часа, нужно отгадать кроссворд.  Приложение № 1

1. Ребус “сон” о – ы

2. Для мамы он отец, а для вас кто?

3. Первое слово, которое говорит малыш?

4. Ребус “ночь” н – д.

5. Последняя буква в алфавите.

2. Основная часть.

- Итак, сегодня поговорим о семье.

Тема занятия “Моя семья – моё богатство”

- Итак, семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По В.Далю

По словарю ТЕРРА ЛЕКСИКОН

Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Основные исторические формы семьи: (вывешивается на доску) 

  • Парная (раздельное имущество и неустойчивые связи между мужчиной и женщиной);
  • Большая (включающая несколько поколений родственников);
  • Полигамная (многожёнство, многомужество);
  • Моногамная (иметь только одного супруга), возникла в первобытное общество и стала нормой брака.

Большинство современных семей состоит из супругов и детей (нуклеарная семья)

Рассказ учителя о семьях в разные эпохи.

- Перечислите членов вашей семьи (перечисление учащихся) 

  • Мама
  • Папа
  • Брат
  • Сестра

- Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются они близкие родственники. К близким родственникам относятся также бабушка и дедушка.

- Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам?

  • Дяди
  • Тёти
  • Двоюродные братья, сёстры.
  • Прабабушки
  • Прадедушки.

- Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру

“Встаньте все те, …” 

  • У кого есть старший брат.
  • У кого есть младшая сестра.
  • У кого бабушка и дедушка живут здесь в городе.
  • У кого дальние родственники живут на “материке”.
  • У кого есть сын или дочь.

- Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

1 конкурс. « Все дороги ведут к дому». 

Приложение № 2.

Человек придумал много пословиц и поговорок о доме и семье. Задание  – составить в единое целое разрезанные на две части пословицы. Объяснить некоторые из них.

 
Материнская ласка конца не знает.
Всегда отец веселится, когда сын родится.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
У детины заболеет пальчик, а у матери – сердце.

- Другое задание.
  Я начну пословицу, а вы постарайтесь закончить:

  • Дом без хозяйки … (сиротка)
  • Дом вести … (не бородой трясти)
  • В гостях хорошо … (а дома лучше)
  • Не нужен клад ... (когда в семье лад)
  • Чем богаты … (тем и рады)
  • Когда семья вместе … (так и душа на месте)
  • Один в поле … (не воин)

А теперь  мы  обратимся к пословицам другого характера. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить.

Молодцы! О чем эти пословицы? (Ответы детей.) Правильно, о труде. Значит, какой должна быть семья? Трудолюбивой. И у нас появляется лепесточек ТРУДОЛЮБИЕ.

2  конкурс « Пантомима»

Приложение № 3

- В каждой семье празднуются праздники. Праздник- это шутки, смех, танцы, песни. В этом конкурсе  предлагается показать своё актёрское мастерство, проявить фантазию. Нужно изобразить:

- горячий утюг с паром,  звенящий будильник, походку человека, который только что сытно поел.

-  закипающий чайник, звонящий телефон, человека, которому жмут ботинки.

3 конкурс.  Чтение стихотворения.

Приложение № 4

Выразительно прочитать  стихотворение:

От чистого сердца простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею всё сообща,
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем  доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.

4  конкурс « Кто это?»

Приложение № 5

  1. Как называют детей, родившихся у матери в один день?(близнецы, двойняшки)
  2. Назовите по –другому маму мамы, сестру мамы, сына тёти.( бабушка, тётя, двоюродный брат)
  3. Про кого говорят: «Седьмая вода на киселе»? (дальние родственники)
  4. Назовите маму и папу одним словом. (родители)
  5. Сидит ребёнок и плачет: « Есть у меня отец, есть и мать, да толь я им не сын». Жалко малютку! Но может ли такое быть? ( это дочь)
  6. Назовите одним понятием слова: мама, папа, дети, бабушка, дедушка. (семья)
  7. Брат отца или матери.(дядя)
  8. Сестра отца или матери   (тётя).

5 конкурс. «Объяснялки»

Приложение № 6

По нескольким признакам надо угадать, о каком предмете идет речь:

  1. Он растет на огороде; его кладут в салат; бывает на платье (горошек)
  2. Ее любят кушать; ее крутит шофер (баранка)
  3. Туда иногда садятся; сейчас ими пользоваться не модно, раньше их одевали в дождь (галоши)
  4. Она растет в поле; есть такая игра; иногда на нее похож нос (картошка)
  5. Ее любят все ученики и многие взрослые тоже; туда все спешат; после нее тяжело бегать (столовая)
  6. Он бегает в лесу; так называется прическа; это вкусно приготовленное мясо (ёжик)
  7. На ней все отдыхают; когда она начинается, все вылетают с криком, когда она заканчивается, все залетают обратно (перемена)
  8. Есть на земле птица и фрукт с одним названием (киви)
  9. В России на 1 месте, во Франции на 2-м (буква Р)

- Наука, занимающаяся родословием, называется генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля. Генеалогия (греч.) – наука о родословной, о родословии. Поколенная роспись лишь одного рода, родословная. Генеалогический  –  значит родословный.

- Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи.

- Сегодня мы с вами попробуем составить своё генеалогическое древо семьи.

Приложение № 7

- Посмотрите, как оно должно выглядеть. Обычно, на древе указывают ФИО всех родственников, можно указать дату рождения.

http://i019.radikal.ru/0711/f3/de633cc965a7.jpg      http://xxenia.users.photofile.ru/photo/xxenia/150134565/xlarge/154434083.jpg

http://www.affordablehousinginstitute.org/blogs/us/family_tree_small.jpg

- Составлять мы будем с вами упрощённое древо. Смотрим на шаблон. Приложение № 8

http://stat17.privet.ru/lr/0a0427ae32903a9e475c5f986ce84ed7

http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0952/03labgi0l1261510847.jpg

Индивидуальная помощь детям.

- Итак, кто хочет показать свою родословную.

Показ детей

- Молодцы! А дома вы попробуете сделать полную родословную своей семьи.

3. Заключительная часть.

- Подведём итоги.

  • Что же такое семья?
  • Какие родственники бывают?
  • Что же такое генеалогия?
  • Чем ещё занимались на уроке?
  • Что понравилось на уроке?

4. Рефлексия.

Приложение № 9

 Написание синквейна группами детей.

 

Синквейн – это стих, состоящий из пяти строчек. Каждая сочиняется по определённому правилу.

1 строка: тема, одно существительное – предмет, о котором шла речь.

2 строка: описание темы из двух прилагательных, которые характерны для данного предмета.

3 строка: три глагола в рамках темы.

4 строка: фраза из 4-х слов, вывод, заключение.

5 строка: тема из одного слова, отличного от слова в первой строчке.

- Спасибо. Всего хорошего.



Предварительный просмотр:

Каплий  Татьяна  Егоровна

МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №2»

Ракитянский район Белгородская область

Дидактический материал к внеклассному мероприятию

«Моя семья – мое богатство».

Приложение  № 1

Отгадать кроссворд.

http://festival.1september.ru/2005_2006/articles/311202/img6.jpg

1. Ребус “сон” о – ы

http://festival.1september.ru/2005_2006/articles/311202/img2.jpg

2. Для мамы он отец, а для вас кто?

3. Первое слово, которое говорит малыш?

4. Ребус “ночь” н – д.

http://festival.1september.ru/2005_2006/articles/311202/img3.jpg

5. Последняя буква в алфавите.

Приложение № 2

1 конкурс. «Все дороги ведут к дому». 

  1. Задание  – составить в единое целое разрезанные на две части пословицы. Объяснить некоторые из них.


Материнская ласка                                                            а у матери – сердце
Всегда отец веселится                                                      тот вовек не погибает Кто родителей почитает                                               когда сын родится
У детины заболеет пальчик                                           конца не знает


       2.  Закончи пословицы:

  • Дом без хозяйки …
  • Дом вести …
  • В гостях хорошо …
  • Не нужен клад ...
  • Чем богаты …
  • Когда семья вместе …
  • Один в поле …

  1. Пословицы  перепутались. Нужно  их правильно составить.

http://io.nios.ru/foto/Articles/034/1250_1.jpg

Приложение № 3

2  конкурс « Пантомима»

Предлагается показать своё актёрское мастерство, проявить фантазию. Нужно изобразить:

- горячий утюг с паром,  звенящий будильник, походку человека, который только что сытно поел.

-  закипающий чайник, звонящий телефон, человека, которому жмут ботинки.

Приложение № 4

3 конкурс. Чтения стихотворения.

Выразительно прочитать  стихотворение:

От чистого сердца простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею всё сообща,
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем  доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.


Приложение № 5

4  конкурс « Кто это?»

  1. Как называют детей, родившихся у матери в один день?
  2. Назовите по –другому маму мамы, сестру мамы, сына тёти.
  3. Про кого говорят: «Седьмая вода на киселе»?
  4. Назовите маму и папу одним словом.
  5. Сидит ребёнок и плачет: «Есть у меня отец, есть и мать, да толь я им не сын». Жалко малютку! Но может ли такое быть?
  6. Назовите одним понятием слова: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
  7. Брат отца или матери.
  8. Сестра отца или матери.

Приложение № 6

5 конкурс. «Объяснялки»

Нужно  угадать, о каком предмете идет речь:

  1. Он растет на огороде; его кладут в салат; бывает на платье
  2. Ее любят кушать; ее крутит шофер
  3. Туда иногда садятся; сейчас ими пользоваться не модно, раньше их одевали в дождь
  4. Она растет в поле; есть такая игра; иногда на нее похож нос
  5. Ее любят все ученики и многие взрослые тоже; туда все спешат; после нее тяжело бегать
  6. Он бегает в лесу; так называется прическа; это вкусно приготовленное мясо
  7. На ней все отдыхают; когда она начинается, все вылетают с криком, когда она заканчивается, все залетают обратно
  8. Есть на земле птица и фрукт с одним названием
  9. В  России на 1 месте, во Франции на 2-м

Приложение № 7

 http://www.harrison.lib.ms.us/genealogy/treec.jpg    http://xxenia.users.photofile.ru/photo/xxenia/150134565/xlarge/154434083.jpg

http://www.affordablehousinginstitute.org/blogs/us/family_tree_small.jpg

Приложение № 8

1 способ

http://stat17.privet.ru/lr/0a0427ae32903a9e475c5f986ce84ed7

2 способ   http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0952/03labgi0l1261510847.jpg

Приложение № 9

 Написание синквейна

 

Синквейн – это стих, состоящий из пяти строчек. Каждая сочиняется по определённому правилу.

1 строка: тема, одно существительное – предмет, о котором шла речь.

2 строка: описание темы из двух прилагательных, которые характерны для данного предмета.

3 строка: три глагола в рамках темы.

4 строка: фраза из 4-х слов, вывод, заключение.

5 строка: тема из одного слова, отличного от слова в первой строчке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное меропиятие "Моя семья-мое богатство"

Семья – основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла – дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий сем...

презентация к внеклассному мероприятию Моя семья - мое богатство

Данная презентация прилагается  к сценарию " Моя семья- мое богатство"  , выложенному на моей страничке мини-сайта....

Воспитательное мероприятие «Моя семья - мое богатство»

-  Люди с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту - это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.Что может быть семьи дороже?Т...

Методическая разработка и сценарий внеклассного мероприятия «Вода России – наше богатство!»

Цель занятия – сформировать у школьников ответственное отношение к водным ресурсам России и научить их беречь воду в повседневной жизни.Задачи:·        донести до уч...

Внеклассное мероприятие на тему: "Синтаксическое богатство нашего языка".

О богатстве русского языка синтаксическими формами, что позволяет выражать самые тонкие оттенки наших мыслей, чувств, переживаний. Построение предложений, при помощи которых человек выражает свои мысл...

Внеклассное мероприятие МОЯ СЕМЬЯ-МОЕ БОГАТСТВО

Аннотация  к  мероприятию: мероприятие  проходит в виде игры-конкурса .  Ребята делятся на три  группы – 3 семьи  и  выполняют различные задания....

Внеклассное мероприятие "Здоровье – вот твое богатство"

Мероприятие ориентированно на учащихся школьного лагеря (1-4 классов), также может быть проведено как классный час в начальной школе или 5-6 классах....