Рабочая программа литература 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
рабочая программа по литературе в соответствии с ФГОС 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura_7_kl.odt | 123.77 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 160»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии её моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в её лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Рабочая программа разработана на основании федерального компонента государственного стандарта; федерального базисного учебного плана; программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, соответствует ЦУМК по литературе под редакцией Коровиной В.Я.
Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи обучения:
- развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
- совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
- отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;
- постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Место учебного предмета "Литература" в учебном плане
На изучение предмета "Литература" в 7 классе отводится 70 часов, 2 часа в неделю. Из них на развитие речи - 6 часов, внеклассное чтение - 6 часов.
Результаты изучения учебного предмета "Литература" в 7 классе
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Планируемые результаты изучения предмета
"Литература" в 7 классе
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание курса «Литература» в 7 классе
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Пётр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
ЭПОС НАРОДОВ МИРА
Былины. «Вольга и Минули Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край...» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергилъ» («Легенда о Данко»), «Челкаги». (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений)
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
На дорогах войны (обзор)
Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов - участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин. II. Заболоцкий, II. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе.
Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бёрнс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.
Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Кол-во часов | Кол-во часов развития речи | Кол-во часов внеклассного чтения | |
1 | Введение. | 1 | - | - | |
2 | Устное народное творчество | 7 | - | 1 | |
3 | Древнерусская литература. | 3 | 1 | - | |
4 | Из русской литературы 18 века. | 2 | - | - | |
5 | Из русской литературы 19 века. | 34 | 4 | 4 | |
6 | Из русской литературы 20 века. | 17 | 1 | 1 | |
7 | Из литературы народов России. | 1 | - | - | |
8 | Из зарубежной литературы. | 2 | - | - | |
9 | Прочитайте летом. Итоговый тест. РЕЗЕРВ | 1 2 | - | - | |
Итого: | 70 | 6 | 6 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема | Основное содержание | Планируемые результаты | ||||||
План | Факт | |||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||||
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы | Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Особенности труда писателя, его позиция. Талант писателя и талант читателя. Чтение и обсуждение высказываний о книгах, чтении, труде писателя (с. 3—5). Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы | Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. | Формирование положительного отношения к учебной деятельности; возможность для формирования этического оценивания. | Положительно относиться к учению и познавательной деятельности. Осознавать и выражать свои эмоции | |||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7 часов) | ||||||||||
2 | Образы Ивана Грозного и Петра 1 в преданиях русского народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки — ведьмы», «Пётр и плотник». | Исторические события в преданиях. Чтение преданий, обсуждение. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий. | Знать определение термина «предание», отличительные особенности предания; понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа. | Положительное отношение к познавательной деятельности; на основе анализа ситуаций формируется интерес к учебному материалу; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности). | Коммуникативные: получают возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Регулятивные: учатся понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном процессе. Познавательные: знают термины «предание», «былина», умеют осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | |||||
3 | Исторические и художественные особенности былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович». | Понятие о былине. Нравственные идеалы народа в былинах. | Знают своеобразие былин как героических песен эпического характера. Умеют воспринимать и анализировать поэтику былин. | |||||||
4 | Прославление мирного труда героя-труженика в былине «Вольга и Микула Селянинович». | Особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине. | ||||||||
5 | ВН. ЧТ. Былина «Илья Муромец и Соловей -разбойник». Бескорыстное служение родине и народу. «Садко». | Нравственные идеалы народа в былинах. Особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине. | ||||||||
6 | Пословицы и поговорки русского народа. Особенности смысла и языка пословиц. | Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | Знают своеобразие данного жанра фольклора. Умеют объяснить пословицу и поговорку. | |||||||
7 | Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. | Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | ||||||||
8 | Карело – финский эпос «Калевала». | Знакомство с карело-финским эпосом. | ||||||||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ( 3 часа) | ||||||||||
9 | «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха как жанр древнерусской литературы. | Нравственные заветы Древней Руси (отрывок «О пользе книг»). | Владеть общим приёмом анализа литературного произведения. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. | Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: формирование традиции уважительного отношения к книге, поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | |||||
10 | Нравственные идеалы в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы. | Высокий моральный облик героини. Прославление любви и верности. | Владеть общим приёмом анализа литературного произведения. | |||||||
11 | Р. Р. Сочинение «Моё отношение к героям «Повести о Петре и Февронии Муромских». | Развитие речи. | Оформить высказывание в письменной форме, четко ответить на поставленный вопрос | |||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа) | ||||||||||
12 | М.В. Ломоносов-ученый и поэт. Родина, русская наука и ее творцы в одах Ломоносова. | Слово о поэте и ученом. Мысли автора о Родине, российской науке и ее творцах. Теория «трех штилей». | Осознанно высказываются в устной форме о том, в чём видят своеобразие композиции стихотворения. | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности). | Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Регулятивные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. | |||||
13 | Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в одах Г.Р.Державина. | Знакомство с личностью и поэзией Г.Р.Державина, новаторство в стихотворной деятельности. | Осознанно высказываются в устной форме о том, в чём видят своеобразие композиции стихотворения. | |||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (34 часа) | ||||||||||
14 | А.С. Пушкин-великий русский поэт. Мастерство в изображении Полтавской битвы в поэме «Полтава». | Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. | Оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность действий для решения предмет ной задачи. Познавательные: оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами. Коммуникативные: координировать и применять различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно - следственные связи. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. Познавательные: Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативная: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, анализировать её, строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы. Познавательные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий. | |||||
15 | Любовь к Родине в отрывке из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». | Историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника». Прославление деяний Петра I. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. | Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | ||||||
16 | Интерес А.С. Пушкина к истории России. «Песнь о вещем Олеге». Основная мысль баллады. | Историческая основа «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания. Смысл сопоставления Олега и волхва. | Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания. | ||||||
17 | Образ летописца Пимена в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». | Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры | Участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. | Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | ||||||
18 | Изображение «маленького человека» в повести «Станционный смотритель». | Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести | Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие | ||||||
19 | Р. Р. Обучение анализу эпизода «Самсон Вырин у Минского». | Практикум. Анализ эпизода, сопоставление повести и притчи о блудном сыне | Выстраивать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. | ||||||
20 | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. | Картины быта XVI века, их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Причины обращения поэта к давно минувшим временам, история создания «Песни…». | Уметь определять причины и следствия явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний. | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе. | ||||||
21 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным | Фольклорные начала в «Песне…». Картины быта XVI века, их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | Самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание. | Выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели | ||||||
22 | Проблема гармонии человека и природы в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» М.Ю.Лермонтова | Знакомство со стихами поэта, навыки анализа лирических произведений. | Работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана. | Осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России. | ||||||
23 | Историческая и фольклорная основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Нравственный облик Тараса и его товарищей: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу, подвиг во имя родной земли. | Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. | ||||||
24 | Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | Героико-патриотический пафос повести. Сюжет и герои повести, быт казаков, их взгляд на жизнь. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников. | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | ||||||
25 | Остап и Андрий. Принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. | Работа по сравнительной характеристике главных героев. Остап и Андрий, Тарас Бульба. | Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость. Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | ||||||
26 | Образ Тараса Бульбы в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | Патриотический пафос повести. Глубина и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям. | Составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | |||||||
27 | Художественные особенности повести «Тарас Бульба». | Художественные приемы, описывающие природу. | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий | |||||||
28-29 | Р. Р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Развитие речи. | Оформить высказывание в письменной форме, четко ответить на поставленный вопрос | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. | ||||||
30 | ВН. ЧТ. Знакомство с повестями из сборника Н. В. Гоголя «Миргород». | Художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников. | |||||||
31 | И.С.Тургенев: страницы биографии. Рассказ «Бирюк». Нравственная основа человеческих взаимоотношений. | Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы. | Уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при участии в коллективном диалоге. | Обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них. | ||||||
32 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». | Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык». | Подтверждать аргументы фактами; аргументировать свою точку зрения при участии в учебном диалоге. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | ||||||
33 | ВН. ЧТ. И. С. Тургенев. Понятие о русском национальном характере. Стихотворения в прозе. | Стихотворения в прозе. Особенности жанра, художественные особенности, темы. | Умение определять тему текста, стилистические особенности. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | ||||||
34 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины». | Н.А. Некрасов «Русские женщины». Декабристы, их роль в жизни страны. Верность жён декабристов. | Расширение литературных и исторических навыков. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. | ||||||
35 | «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин. | Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Обучение выразительному чтению. | Расширение литературных и исторических навыков. | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | ||||||
36 | Стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день , часу в шестом…». | Навыки работы со стихотворным текстом, с научно-популярными текстами, усвоение теоретических понятий. | Подготовка к изучению творчества писателя в старших классах | Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | ||||||
37 | А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». | Факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад. | Знакомство с творчеством великого писателя, формирование интереса к его творчеству. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | ||||||
38 | М. Е. Салтыков-Щедрин: страницы биографии. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира, гротеск, абсурд. | «Сказки для детей изрядного возраста». Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение покорности. | Знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | ||||||
39 | Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности. | Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Критика покорности русского мужика. | Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам. | Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. | ||||||
40 | ВН. ЧТ. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков. | М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» Сатира. Тема и идея сказки. | Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам. | Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | ||||||
41 | Л. Н. Толстой: страницы биографии. «Детство» - автобиографическое произведение. | Обзор жизни и творчества Л. Н. Толстого. Понятие трилогии. Автобиографический характер повести. | Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | ||||||
42 | Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Отношения между детьми и взрослыми. | Сложность взаимоотношений взрослых и детей. Главный герой повести, его чувства, поступки, духовный мир. | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | |||||||
43 | А. П. Чехов: страницы биографии. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. | Осмеяние душевных пороков. Средства создания комического в рассказе. Смысл названия рассказа. | Уметь анализировать текст, видеть «смех» и «слезы» автора, раскрывать роль художественной детали. | Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им. | ||||||
44 | Смысл названия рассказа А. П Чехова «Злоумышленник». | Сатира. Красота, точность языка. Главный герой – смех над пороками. | Уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | ||||||
45 | ВН. ЧТ. Рассказы А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Налим» и другие . | Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического. | Уметь анализировать текст, видеть «смех» и «слезы» автора, раскрывать роль художественной детали. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение. | ||||||
46 | Р. Р. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе А. П. Чехова. | Развитие речи. | Уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | ||||||
47 | Стихи о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны», А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край», «Благовест», И. А. Бунин «Родина». | Стихотворения о природе. Любовь поэтов к Родине, к народу, к русской природе. Поэтичность языка.. Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение. | Знать основные пункты анализа стихотворения. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | ||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ( 17часов) | ||||||||||
48 | Нравственный смысл рассказов И.А.Бунина «Лапти» и «Цифры». | Идейно-тематическая направленность рассказа. | Формирование навыка анализа текста. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Коммуникативные: Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные: Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. Регулятивные: Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом. | |||||
49 | Автобиографический характер повести М.Горького «Детство». | Жизнь и творчество писателя. «Детство». Герои повести. Влияние окружающей среды на характеры и поступки детей. | Формирование навыка анализа текста. | Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений. | ||||||
50 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Бабушка, Цыганок, Хорошее Дело. | Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. | Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения. | Семья как нравственная и духовная ценность человечества | ||||||
51 | Р. Р. Сочинение – характеристика литературного героя. | Герои повести. Характеристика героя. Нравственная проблематика повести, мастерство М. Горького. | Характеристика героев, подбор цитат, сочинение. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | ||||||
52 | Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». | М. Горький «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Образ Данко, готовность героя на самопожертвование. | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку события. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм. | ||||||
53 | В.В. Маяковский. Ранние стихотворения как отражение души поэта. Личность поэта. «Необычайное приключение…». | Стихотворения. Особенности поэтического языка, представления поэта о сущности творчества. | Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение. | Доброжелательно отзываться на чувства других людей, обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них. | ||||||
54 | Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака». | Общее представление о творчестве писателя, мастерство Л.Н. Андреева. Герои рассказа. Авторское сочувствие к обездоленным. | Прочитать рассказ и анализировать, вырабатывать навыки составления плана. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | ||||||
55 | Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих в рассказе А.Платонова «Юшка». | Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию, уважению к человеку. | Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов. | ||||||
56 | Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому. | Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | ||||||
57 | Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. | Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Стихотворения поэтов – костромичей о ВОв. | Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора. | Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. | ||||||
58 | Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади». | Литературные традиции в рассказе Ф.Абрамова «О чем плачут лошади». | Умение пересказывать текст от лица одного из героев. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | ||||||
59 | Идея и символы в рассказе Е.И. Носова «Кукла». | Нравственные проблемы рассказа. Углубление навыков анализа текста. | Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | ||||||
60 | ВН. ЧТ. Тема памяти и героизма в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» | Нравственные проблемы рассказа. Углубление навыков анализа текста. | Умение делать выводы, высказывать свою точку зрения | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | ||||||
61 | Художественный анализ рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро». | Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности. | Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | ||||||
62 | Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. | Единство человека и природы. Чтение и художественный анализ стихотворения. | Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора. | Следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности за общее благополучие, гуманистическое сознание. | ||||||
63 | Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. «Земля родная» Д.С.Лихачева как напутствие молодежи. | Темы стихотворений поэта. «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Отыграли по дымным оврагам…», «На дне моей жизни…» Великая Отечественная война в стихотворениях А.Т. Твардовского.Д.С. Лихачёв Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора. | Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. | ||||||
64 | Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Беда». | Отношение писателя к своим необычным героям. | Развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа, выявление идейного содержания произведения. | Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание. | ||||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ЧАС) | ||||||||||
65 | Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля» и др. | Размышления поэта об истоках и основах жизни. | Знать факты жизни и творчества поэта, план анализа лирического произведения; уметь выразительно читать стихотворения. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике. | |||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа) | ||||||||||
66 | Японские хокку. Творчество Р. Бернса, Дж. Байрона. | Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. | Развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа, выявление идейного содержания произведения. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | |||||
67 | О.Генри. «Дары волхвов». Р.Д.Бредбери. «Каникулы». | О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение. | Развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, художественного пересказа. | Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. | ||||||
68 | Итоговая контрольная работа за курс литературы 7 класса. | Подведение итогов. Рекомендации книг для летнего чтения | Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического вкуса. | Устойчивое следование в поведении социальным нормам | ||||||
69-70 | РЕЗЕРВ |
Учебно-методическое обеспечение
- Учебник «Литература. 7 класс» под редакцией В.Я.Коровиной.
- Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс».
- В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс».
- И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах».
- Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах».
- В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах».
- Иллюстративный материал.
Таблицы
Теория литературы
- Роды литературы.
- Художественные системы в литературе.
- Классицизм. Сентиментализм.
- Романтизм. Модернизм.
- Реализм как литературное направление.
- Темы и мотивы в литературе.
- Жанры лирики.
- Рифма.
- Принципы ритмической организации стихотворений.
- Строфа.
- Виды строф в лирике.
- Твёрдые стихотворные рифмы.
- Стихосложение.
- Лирический герой.
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы.
Электронные пособия
- Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
- Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
- Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
- Русская литература от Нестора до Маяковского.
- Русская поэзия XVII-XX веков.
- Хрестоматия по русской литературе.
- Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
- Мудрые мысли и изречения. Том 3.
- А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
- Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
- А.П.Чехов. Рассказы.
- Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
- http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.
Произведения для заучивания наизусть
1. Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
2. Пословицы и поговорки (на выбор).
3. М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
4. А.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
5. М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел (по выбору учащихся).
6. Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
7. И.С. Тургенев. Русский язык.
8. Н.А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
9. В.А. Жуковский. Приход весны. А.К. Толстой. Край ты мой, родимый край или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
10. В.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
11. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся.
12. С.А. Есенин. «Топи да болота…». Н.А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…». Н.М. Рубцов. «Тихая моя Родина…» (на выбор).
13. А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…».
Список произведений летнего чтения
Для обязательного чтения
1.Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».
2. . А.С.Пушкин. Повести:«Капитанская дочка». «Пиковая дама». Стихи: «19 октября», «Я помню чудное мгновенье…», «Туча».
3. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри».
4. Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель».
5.М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города».
6.Н.С.Лесков. «Старый гений».
7. Л.Н.Толстой «После бала», «Детство», «Отрочество», «Юность».
8.И.С.Тургенев. Рассказы «Ася», «Первая любовь».
9.Ф.М.Достоевский «Белые ночи».
10.А.П.Чехов. Рассказы: «О любви», «Душечка», «Дом с мезонином».
11.А.М.Горький. Рассказ «Челкаш»
12.И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ».
13.И.А.Куприн. Рассказ «Куст сирени».
14.И.С.Шмелёв. Рассказ «Как я стал писателем».
15.М.А.Осоргин. Рассказ «Пенсне».
16.А.П.Платонов. Рассказ «Возвращение».
17.А.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин».
18.В.П.Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».
18. Б.Васильев «А зори здесь тихие…»,«Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали».
20.У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.
21. М. Сервантес. «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский».
22. Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве».
23.В.Скотт «Айвенго».
Для дополнительного чтения
1. А.и Б.Стругацкие. «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу».
2. А.Азимов. «Стальные пещеры», «Поющий колокольчик».
3. А.Грин. «Алые паруса», «Бегущая по волнам».
4. Е.Шварц. «Тень», «Обыкновенное чудо».
Из зарубежной литературы
1.Ч.Диккенс. «Оливер Твист».
2. Г.Уэллс. «Когда спящий проснётся», «Пища богов».
3. Р.Брэдбери. «451˚по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», «Всё лето в один день», «И всё-таки он наш…», «Калейдоскоп», «Улыбка».
4. П.Андерсон. «Три льва и три сердца».
5. К.Саймак. «Всё живое», «Когда в доме одиноко», «Поколение, достигшее цели».
6. Томас Мэлори. «Смерть Артура» (в пересказах).
7. Р.Грин. «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола».
8. М.Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
9. Э.Т.А.Гоффман. «Песочный человек».
10. У.Голдинг. «Повелитель мух».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.
Рабочая программа «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...