Теоретический материал для написания сочинения на лингвистическую тему: «Для чего нужны запятые?»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Валеева Рамиля Рамилевна

Теоретический материал для написания сочинения

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретический материал для написания сочинения

 на лингвистическую тему: «Для чего нужны запятые?»

Функции запятых

Разделительная  функция запятой

Запятая  разделяет

1) однородные члены предложения

К полудню прогревается и  море,  и окрестный берег.(Глушкин О.)

2)   части сложных  конструкций – в сложносочинённом предложении, сложном бессоюзном предложении  

1) Роса уже пала,  и ночной воздух  пахнет  влажными  травами.  (Бакланов Г.) – сложносочинённое предложение

2) Начинался ветер,  деревья мерно раскачивались. (Аргунова Н.) – сложное бессоюзное предложение

Выделительная  функция   запятых

Запятые выделяют

1) вводные слова, словосочетания, предложения

В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. (Соколов-Микитов И.)

2) обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными

На двух треногах лежала палка, порядком обгоревшая. (Рыбаков А.)

3) обособленные приложения

Серебристая дымка,  предвестник жаркого  дня,  окутала  город. (Нагишкин Д.)

4) обособленные обстоятельства

И месяц, скучая в облачной мгле, бросил в горницу тусклый взор. (Ахматова А.)

5) обособленные дополнения

В столовой, кроме играющих, нет никого.  (Чехов А.П.)

6) обособленные уточняющие члены предложения

За логом, у болота, сонно журчал родник. (Титов В.)

7) сравнительные обороты

Звезды,  как  вербочки, распухают в  прозрачных облаках. (Пришвин М.)

8) обращения

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
 (Лермонтов М.)

9) слова-предложения со значением утверждения, отрицания.

Нет, я никого не видел.

Да, ты прав. 

10) придаточное   в сложноподчинённом  предложении  

Я разговариваю по телефону с командиром  четвертой роты  и, когда кладу трубку, улавливаю шум подъехавшей машины. (Богомолов В.)

Пока офицеры завтракали, теплоход пришвартовался к деревянному причалу. (Гребенюк И.)

Сторож бежал тяжело и один раз даже остановился, чтобы перевести дух.(Каверин В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему

Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...

«Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций  языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Высказывания для написания сочинения на лингвистическую тему 2013 год (36 вариантов) из сборника Цыбулько

В данном материале  использовано пособие "ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные  варианты: 36 вариантов" / под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование,  2012. – 192 ...

Написание сочинения на лингвистическую тему.

Материал содержит конспект урока по обучению сочинения - рассуждения на лингвистическую тему, текст К.Г. Паустовского и приложение - таблицу, в которую обучающиеся постепенно вписывают различные элеме...

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...

Методическая разработка:"Теоретический материал для написания сочинения на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»"

Разработка для учащихся 9 класса,которая содержит схему работы над сочинением на лингвистическую тему....