Этап урока
| ЭОР | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты УУД |
Орг. момент (1-2 мин.)
|
| Определить уровень готовности учащихся к уроку, готовить к восприятию учебного материала. Учитель приветствует ребят, отмечает отсутствующих. | Проверяют готовность своего рабочего места к уроку. Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Личностные: - формирование адекватного представления об учении и поведении в процессе учебной деятельности.
Регулятивные: - умение организовать рабочее место, включиться в процесс.
|
Мотивация(1 мин.)
|
| Мы изучили способы выражения подлежащего и тем самым научились избегать повторов в речи, а значит однообразия. Сегодня мы продолжим учиться делать речь разнообразной. Помни: хорошую речь хорошо и слушать! |
Учащиеся размышляют над значением пословицы.
Учащиеся записывают в тетрадях число, наименование работы | Личностные: - формирование мотивации к обучению.
Коммуникативные: - умение выстраивать монологическое высказывание
Регулятивные: - осуществление волевой саморегуляции
|
Вызов. Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности. (3-4 минуты) |
| Эвристическая беседа Хорошее время года - осень: дети втянулись в школьные занятия, солнышко не манит погулять... А что написано на доске с точки зрения синтаксиса? (Словосочетание.) Дайте его характеристику. Как это словосочетание можно превратить в предложение? Какой член предложения помог нам сделать из словосочетания предложение?
| Учащиеся разбирают сочетание «поздняя осень» (Именное, главное слово осень, зависимое — поздняя, отвечает на вопрос какая? и согласуется с главным словом в ж.р., ед. ч., им. п.)
Учащиеся предлагают добавить глагол - сказуемое, например, Поздняя осень наступила. | Предметные: - учащиеся умеют разбирать словосочетание и составлять из словосочетаний предложение.
Познавательные: - умение работать с информацией, представленной в устной и письменной формах.
Регулятивные: - осуществление волевой саморегуляции;
- осуществление самоконтроля и коррекции знаний.
Коммуникативные: - умение выстраивать монологическое высказывание
|
Целеполагание Постановка учебной задачи (3-4 минуты) |
| - Какой будет тема урока? | Дети предполагают, что речь пойдет о сказуемом.
| Регулятивные: - учащиеся получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
- прогнозирование результатов деятельности исходя из целей.
Коммуникативные: - умение выстраивать монологическое и диалогическое высказывание.
|
Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности. (5-6 минут) |
| Инсерт Учитель предлагает заполнить первый столбец таблицы инсерт («Знаю») по теме «Сказуемое» Знаю | Узнал | Противоречия | Вопросы |
|
|
|
|
Учитель предлагает выделить основы в следующих предложениях Наступила поздняя осень. Красив лес поздней осенью. Поздняя осень — любимая пора поэтов.
| Учащиеся заполняют первый столбец и откладывают таблицу.
Учащиеся пробуют выделить основы предложений. Высказывают свои сомнения по поводу затруднений в выделении основ.
| Предметные: - учащиеся знают признаки сказуемого, умеют выделять грамматическую основу предложения.
Познавательные: - умение работать с информацией, представленной в устной и письменной формах.
Регулятивные: - осуществление волевой саморегуляции;
- осуществление самоконтроля и коррекции знаний.
Коммуникативные: умение выстраивать монологическое высказывание |
Изучение нового материала. Осмысление. (7-8 минут) |
| Самостоятельная работа с учебником Учитель предлагает изучить материал на странице 80, проверить правильность выделения основ.
Учитель предлагает заполнить оставшиеся столбцы в таблице инсерт Знаю | Узнал | Противоречия | Вопросы |
|
|
|
|
Учитель консультирует по возникающим вопросам. | Изучают информацию в учебнике на стр. 80 Проверяют правильность выделения основ из предыдущего задания. Один из учащихся проговаривает
Ученики заполняют оставшиеся столбцы. Задают возникшие вопросы учителю. | Предметные: - расширение понятия о сказуемом,
- учащиеся находят сказуемое, выраженное прилагательным, существительным и глаголом;
- формирование умения работать с новой информацией о сказуемом.
Познавательные: - работа с информацией, представленной в письменном виде.
Коммуникативные: - умение выстраивать монологическое и диалогическое высказывание.
Регулятивные: - осуществление волевой саморегуляции
|
Осознание и осмысление нового материала. Первичное закрепление (4-5 мин.)
|
| Коллективная работа. Кластер Учитель предлагает составить кластер о способах выражения сказуемого | Учащиеся составляют кластер и записывают его в теоретическую тетрадь Способы выражения сказуемого | Предметные: - умение использовать полученные знания о сказуемом на практике.
Познавательные: Коммуникативные: - умение выстраивать диалог с партнером, работать в паре.
Регулятивные: - самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, умение выбирать и систематизировать материал
Личностные: - воспитание ответственности за свои действия
Коммуникативные: - умение выстраивать диалогическое высказывание.
|
5. (2-3минуты) |
| Физминутка Учитель включает презентацию физкультминутки и предлагает сделать упражнения | Учащиеся смотрят презентацию, делают упражнения |
|
6. Осознание и осмысление нового материала. Закрепление (5 - 6 минут)
|
| Коллективная работа с проверкой. Учитель предлагает выделить грамматические основы предложений, выведенные на экране интерактивной доски. Много по осени грибов уродилось. Под тёмными ёлками боровики стоят. У них кафтаны белые, шляпы на головах богатые. Грибы – загляденье! Под высокими соснами маслята с сыроежками растут. Они тоже хороши! Самостоятельная работа Учитель предлагает самостоятельно придумать предложения: - со сказуемым –глаголом
- со сказуемым – кратким прилагатеьлным
- со сказуемым - существительным.
В каком предложении мы должны поставить тире? | Ученики выделяют в тетради основы. Подписывают сверху зеленой ручкой способы выражения сказуемого. Несколько учеников по очереди выделяют основы на доске, остальные проверяют правильность выполнения задания
Ученики придумывают предложения, несколько учащихся по желанию читают в слух придуманные предложения | Познавательные: - использование алгоритма по определению основы предложения..
Коммуникативные: - умение выстраивать монологическое и диалогическое высказывание,
- умение работать в группе
Регулятивные: - осознание цели выполняемых действий;
планирование собственной вычислительной деятельности. - сознание ответственности за выполняемые действия;
- осуществление самоконтроля и саморегуляции.
|
8. Контроль знаний (4-5 минут)
|
| Работа с электронным тренажером Учитель предлагает выполнить на ноутбуках задания электронного теста Фронтальный опрос (пропедевтика) - Какой еще способ выражения сказуемого встретился нам сегодня? - На каком месте обычно стоит сказуемое, если оно выражено существительным в им. п.? Выведите формулу для постановки тире в подобных предложениях. (сущ в им. п. – сущ. в им. п.) | Учащиеся выполняют тест, смотрят правильность выполнения задания, оценивают свою работу, заполняя лист самооценки Нарисуйте кружок: С заданием справился успешно Мне было трудно, но я справился Задание оказалось трудным. Мне нужна помощь | 1 |
| 2 |
| 3 |
|
| Познавательные: - структурирование знаний;
- рефлексия способов и условий действий..
Регулятивные: - осознание цели выполняемых действий;
планирование собственной деятельности. - сознание ответственности за выполняемые действия;
осуществление самоконтроля и саморегуляции.
|
9. Рефлексия деятельности. (1–2 минуты)
| Смайлики настроения
| Оцени свою работу на уроке в смайликах. 1) Урок прошел для меня хорошо, с пользой. Я научился и могу помочь другим помочь выделять сказуемое ( смайлик 1). 2)Я научился выделять сказуемое, но мне еще нужна помощь (смайлик 2) Мне было трудно на уроке (смайлик 3) | Учащиеся оценивают свою работу на уроке, поднимают смайлики
| Личностные: - осуществление самоконтроля действий, осуществление самооценки
соотнесение собственного опыта; Коммуникативные: - умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
|
10. Запись д/з (1-2 минуты) |
| Базовый уровень: §32, упражнение №163 Повышенный уровень: из стихотворений А.С. Пушкина выпишите предложения с разными видами сказуемого (по два на каждый способ) Дополнительное задание: пройти тест в ЯКлассе. |
|
|
11. Итог урока (2-3минуты) |
| Услышим скоро мы звонок. Пора заканчивать урок. |
|
|