"Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тире между подлежащим и сказуемым.
Ход урока.
I.Оргмомент.
II.Проверка домашнего задания.(Раунд робин)
Вопросы.
- Чем отличаются простые и составные сказуемые?
- В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым
- Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
- Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое(2 или 3). А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом. (2 части- основная и вспомогательная).
- Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое(2 или 1). В каком случае это возможно? (При нулевой связке) А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом. (2 части- основная и вспомогательная).
Карточки, на которых написаны предложения. Определить вид сказуемого и встать в соответствующий угол.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
III. Введение в тему.
Подводящий диалог.
На слайде.
Грамота-это второй язык.
Жить-народу служить.
Назначение искусства- помогать людям.
Противостоять страданию – дело писателя.
Дважды два – четыре.
Учитель | Ученик |
Прочитайте предложения | Читают |
С какой интонацией произносятся предложения | К середине предложения интонация повышается, а к концу понижается |
Назовите слова, на которые приходится повышение тона | Называют |
Найдите подлежащее и сказуемое | Находят и читают |
Как подлежащее и сказуемое разделяются в устной речи | Между ними есть пауза |
А как они разделены в письменной речи | Между подлежащим и сказуемым есть тире. |
Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока | Тире между подлежащим и сказуемым |
V.Ведение нового материала.
учитель | Ученик |
Вспомните, каковы условия постановки и не постановки тире между подлежащим и сказуемым | Если подлежащее и сказуемое выражены именами сущ.в им. П., то между ними ставится тире. Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ., есть частица НЕ |
Верно. А теперь посмотрите на пример и попробуйте определить, какие еще есть условия постановки тире. Какие будут версии? | Надо посмотреть, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое. |
Верно. Определяйте. | Подлежащее и сказуемое выражено инфинитивом, или подлежащее выражено сущ.,а сказуемое-инф.,или подлежащее инфинитивом, а сказуемое-сущ., а также оба главных члена-числительные |
Посмотрите на следующий слайд. Что вы заметили? | Здесь приведены примеры, когда тире между подлежащим сказуемым не ставится |
Какие предположения у вас будут на этот счет | Между подлежащим и сказумым, выраженными сущ., есть частица НЕ |
А в остальных случаях? | Наверное, д.б.еще какие-то слова |
Какие же? | Например, слово как |
Что же это за часть речи. В чем ее особенность | Это союз, он вносит оттенок сравнения. |
Какие еще сравнительные союзы вы знаете | Будто, как будто, словно |
Значит, какой вывод можно сделать об отсутствии тире между подлежащим и сказуемым | Если между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ., есть сравнительные союзы |
А почему не ставится тире в предложении Она учительница? Ведь здесь нет никаких особых слов. Кто догадался, в чем тут дело? | Здесь не выполняется главное условие – подлежащее не выражено сущ., она-местоимение |
Теперь попробуйте обобщить сказанное и назвать условия отсутствия (не постановки) тире между подлежащим и сказуемым | Делают вывод. |
Сравним наши выводы и материал, написанный в учебнике.
Теперь участники 1,3 рассказывают условия постановки тире. (Ваш друг заболел)
Спрашиваю одного из участника 2,4.
Участники 2,4 рассказывают условия не постановки тире. (спрашиваю участников 1,3)
VI. Развитие навыков.
Задание 113,115 (устно). По очереди читают, объясняют.
Задание 118 письменно (самостоятельно).
Проверка.
7. Повторим . что с вами изучили.
На листочках пропишите вопрос, а на другой стороне – ответ (2 минуты)
Программированный диктант. (листочки подписать)
На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.
1. | - | Труд как блестящая сталь. |
2. | + | О решенном говорить – только путать. |
3. | + | Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать. |
4. | - | Бедность не порок. |
5. | - | Июнь лишь начало лета. |
6. | - | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. |
7. | + | Сердце наше – вечная тайна для нас самих. |
8. | + | Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. |
9. | + | Искусство – это мышление в образах. |
10. | + | Память - одно из важнейших свойств бытия. |
Рефлексия
На обратной стороне напишите:
3 новых момента
2, которые уже знали
1 вопрос, который остался.
Разберем на следующем уроке.
Домашнее задание.
Задание116.
- Чем отличаются простые и составные сказуемые?
- В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым?
- Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
- Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое? А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом?
- Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое? В каком случае это возможно? А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом?
- Чем отличаются простые и составные сказуемые?
- В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым?
- Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
- Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое? А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом?
- Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое? В каком случае это возможно? А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом?
- Чем отличаются простые и составные сказуемые?
- В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым?
- Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
- Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое? А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом?
- Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое? В каком случае это возможно? А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом?
- Чем отличаются простые и составные сказуемые?
- В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым?
- Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
- Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое? А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом?
- Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое? В каком случае это возможно? А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом?
- Чем отличаются простые и составные сказуемые?
- В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым?
- Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
- Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое? А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом?
- Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое? В каком случае это возможно? А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом?
- Чем отличаются простые и составные сказуемые?
- В чем различие между составным глагольным и составным именным сказуемым?
- Приведите примеры составного глагольного и составного именного сказуемого.
- Из скольких слов может состоять составное глагольное сказуемое? А сколько частей должно быть в составном глагольном сказуемом?
- Из скольких слов может состоять составное именное сказуемое? В каком случае это возможно? А сколько частей должно быть в составном именном сказуемом?
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1 карточка.
Наступила ненастная осень. Листья сначала почернели, а затем совсем опали. Зарядили беспрестанные дожди. Я буду читать книгу.
2 карточка.
Летний вечер тих и ясен. Местность равнинна, а река широка и длинна. В этом году осень теплая. Жизнь прекрасна и удивительна!
3 карточка.
Я хочу поговорить с ним об этом. Он собирался написать письмо другу. Я не мог оторвать глаз от убегающего лося. Вначале он начал изучать немецкий, французский, а затем английский.
4 карточка.
Сегодня мы будем тренироваться в зале. День будет долог, светел и горяч. Ветерок начал сгонять тучи. Лес притих, насторожился.
1. | Труд как блестящая сталь. | |
2. | О решенном говорить только путать. | |
3. | Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. | |
4. | Бедность не порок. | |
5. | Июнь лишь начало лета. | |
6. | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. | |
7. | Сердце наше вечная тайна для нас самих. | |
8. | Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку. | |
9. | Искусство это мышление в образах. | |
10. | Память одно из важнейших свойств бытия. |
1. | Труд как блестящая сталь. | |
2. | О решенном говорить только путать. | |
3. | Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. | |
4. | Бедность не порок. | |
5. | Июнь лишь начало лета. | |
6. | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. | |
7. | Сердце наше вечная тайна для нас самих. | |
8. | Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку. | |
9. | Искусство это мышление в образах. | |
10. | Память одно из важнейших свойств бытия. |
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ
СКАЗУЕМОЕ
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
РАЗНЫЕ ВИДЫ СКАЗУЕМЫХ
1
2
3
4
5
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...
" Тире между подлежащим и сказуемым" (с использованием приёмов технологии РКМ - Развитие Критического Мышления).
Урок русского языка для 8 класса....
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....
Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)
Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...