Брейн-ринг
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn_-_ring.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн-ринг

Цели: применить знания по русскому языку, прививать

          уважительное отношение к русскому языку

          развивать творческие способности,

         воспитывать чувство коллективизма, дружеских взаимоотношений,

интерес к языкознанию; расширять кругозор, любознательность.

Оборудование: красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари(орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.).

Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М.Горький).

Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. (Н.М. Карамзин)

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А.И.Куприн)

Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… (Н.В. Гоголь)

Проведение брейн-ринга

Чтецы декламируют стихи.

              .

Чтец 1 Выучи русский язык.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,-

Выучи русский язык!

Чтец 2

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи-

Выучи русский язык!

Чтец 3.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

             ( С. Абдулла, узбекский поэт)

Ведущий 1. В школе продолжается Неделя русского языка и литературы. А сегодня в нашем зале в игре «Брейн-ринг» встречаются сильнейшие представители 7-8 классов - знатоки русского языка.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!

Девиз нашей игры: Выучи русский язык!

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Правила игры: в каждом туре игра идёт до трёх очков. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет признана команда, одержавшая победу в последнем туре.

 А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки команд начинается игра.

Вопросы для игры.

1.О каких знаках препинаниях идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергало с пьедестала.

(Восклицательный знак)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

(Вопросительный знак)

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

(Многоточие)

Он очень вежлив…

Не любит споров он и драк.

Он  всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове дочь»

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё стареется смягчить…

(Мягкий знак)

2.Какой знак препинания впервые был введён Н.М. Карамзиным? Что означает сейчас этот знак препинания? (Тире. Слово «тире» заимствовано из французского языка, tirer - «тянуть», что вполне соответствует форме знака.)

3.Как во времена В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки?

 ( Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным. чёрточку – единственным, а скобки – вместительным.)

4.Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?

   (Многоточие, тире, кавычки.)

5.Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?

 (Буква ё)

6.Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву к (или н, р, о). Например, буква к. Катя купила книги Катаева. Каверина, Куприна.

7.Расставьте знаки препинания, объясните их.

   Отколе умная бредёшь ты, голова.

                  ( И.А. Крылов)

  (Отколе, умная, бредёшь ты, голова?  Разорванное обращение – умная голова.)

8.Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

а) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

б) Стоит тот дуб. Вершиной в облака упирается,  корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное  солнце закрыл.

в) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

9.Превратите слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число?

 (мель, уголь, шесть)

10.Что означает выражения? Когда мы их употребляем?

 а) шиворот-навыворот;

 б) спустя рукава;

в) точить лясы.

 (Шиворот- навыворот означает «совсем наоборот, наизнанку».Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот означало «одежда, вывороченная наизнанку в наказание».

Спустя рукава означает» трудиться неохотно, небрежно». Раньше старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение «работать спустя рукава, т.е. неохотно, небрежно».

Точить лясы – «весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу». Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил. Балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи.)

11.Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня?

         (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

12.Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастёрка? Используйте толкование этих слов в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

   (Гимн – торжественная песня – символ, гимназист – учащийся гимназии, гимнаст – спортсмен,  занимающийся гимнастикой, гимнастёрка – верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными.)

13.Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки.

Декабрь год кончает, а…(зиму начинает)

В зимний холод…(всякий молод)

Ни в марте воды,,, (ни в апреле травы)

Лето припасает, а … (зима поедает)

Где в апреле река,…(там в июле лужица)

Весна красна цветами, а …(осень – снопами)

14.Укажите существительное женского рода.

 Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.

 (вермишель)

15.Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?

 (Псковичи, уфимцы, Томичи, куряне, туляки.)

16.Отгадайте загадки.

 Стоит дом:
Кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт

(школа)

Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.

(портфель)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(книга)

Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведёт,
Там и след кладёт.

      (карандаш)

Какая водица только для грамотного годится?

 (Чернила, паста)

17. С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы, щипцы.

 (Составить такие предложения нельзя, т.к. имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе.)

18. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.

Победителем будет та команда, которая последней назовёт кинокартину.

Нашу игру я хочу закончить слова Г.К. Паустовского

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

      Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».

Подводится итог, награждаются победители. Игра окончена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн-ринг "Содружество муз"

Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х  классов....

физико-математический брейн-ринг

Внеклассное мероприятие для 9-10 классов. С помощью мероприятия хотелось повысить интерес учеников к предмету....

Сценарий брейн-ринга.

     Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...

Физико-математический брейн-ринг 8-9 класс

Цель: -развитие и укрепление интереса к предмету, -развитие познавательной и творческой деятельности, -развитие культуры коллективного умственного труда....

Математический "Брейн-ринг" для учащихся 8-х классов

Данный «Брейн-ринг» способствует , развитию познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, повышению интереса к изучению математики, расширению кругозора , углублению знаний по ма...

Внеклассное мероприятие Математический «Брейн-ринг» в 8 классе

Цели:  Развивать и укреплять интерес  к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную  деятельность, развивать сообразительность, любознательность,  логическое...