Морфология 7класс.
проект по русскому языку (7 класс) на тему

Шмелёва Наталья Геннадьевна

Научить детей находить причастия в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_morfologiya._prichastie_7_klass.docx372.48 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

                                   отделение общего образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курса

«Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС»

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 7 классе по разделу  «Морфология. Причастие»

Авторы проекта:

Исеева Роза Анатольевна,  учитель высшей  квалификационной категории МБОУ «СОШ им. С.Ахтямова  с.Манзарас» РТ

Хузиахметова Лилия Наильевна,  учитель высшей квалификационной        категории МБОУ «Школа №101 имени П.А.Полушкина» Советского района г. Казани

Шмелева Наталья Геннадьевна, учитель высшей  квалификационной категории МБОУ «Столбищенская СОШ им. Героя Советского Союза А.П.Малышева» Лаишевского района РТ

 

                                                                 Научный руководитель

Волкова О.В., доцент ПМЦ ПК и ПП РО КФУ, к.п.н.

Казань, 2017

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………...3
  2. Актуальность проекта………………………………………………….….….4
  3. Цели и задачи  проекта…………………………………………………….…4
  4. Целевая группа проекта: 7 класс…………………………………………….5
  5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта……………………………..5
  1. Сроки реализации проекта………………………………………………..5
  2. Этапы реализации проекта………………………………………………..5
  1. Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………..…5
  2. Риски реализации проекта………………………………………………..…..5
  3. Заключение………………………………………………………………..…..6
  4. Список использованных документов и источников информации………...6
  5. Приложения…………………………………………………………………...8

          Приложение 1. Задания на формирование коммуникативных УУД…….8

Приложение 2.  Задания на формирование познавательных УУД………12

Приложение 3. Задания на формирование регулятивных УУД………….18

  1. Введение

Формирование универсальных учебных действий (УУД) – основа образовательного и воспитательного процесса.

   Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В отечественной психологической и педагогической науке разработана деятельностная парадигма образования, ставящая целью образования развитие личности на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

 Системно-деятельностный подход обуславливает новую модель образования, которая находит отражение в переходе от:

  • определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
  • изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к ориентации изучения учебного предмета для решения жизненных задач;
  • стихийной учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации;
  • индивидуальной формы усвоения знаний к решающей роли учебного сотрудничества в достижении цели обучения.

            Основными результатами обучения и воспитания, обеспечивающими широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностью, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию, являются:

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе непрерывного образования; формирование образа мира, ценностных ориентаций; формирование нетерпимости и умения противостоять негативным действиям и влияниям.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания; развитие логического, творческого мышления, памяти и внимания.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, умения слушать, вести диалог, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

   Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного уровня развития.  Содержание  и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

2.​ Актуальность проекта

С  1 сентября 2015 года  начинается  реализация ФГОС в основной общеобразовательной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт строится на системно-деятельностном  подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя  ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного владения детьми нового знания применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных  проблем. В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

3.​ Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Разработка  контрольно-диагностических  материалов для  формирования   и оценки предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка в 7 классе по  разделу «Морфология. Причастие».

Задачи проекта:

1) изучить требования ФГОС к результатам образования;

2) ознакомиться с видами универсальных учебных действий;

3) определить содержание планируемых результатов основной образовательной программы по разделу «Морфология. Причастие» в 7-ом классе:

  • уметь находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;
  • выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.

4) конструировать учебный процесс на уроке русского языка с учётом формирования УУД;

5)  разработать диагностические задания на регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия    по разделу «Морфология. Причастие»

4.  Целевая группа проекта:  учащиеся 7 класса

5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

5.1 Сроки реализации проекта с 29.09.2016 г. по 31.05.2017 г.

5.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 29.09.2016 по 15.10.2016)

2. Основной (с  октября 2016 г.  по апрель 2017 г.)

3. заключительный (с 1 мая 2017 г. по 31 мая 2017 г.)

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

1) изучены требования ФГОС к результатам образования;

2) ознакомлены с видами универсальных учебных действий;

3) определено содержание планируемых результатов основной образовательной программы по разделу «Морфология. Причастие» в 7-ом классе: уметь находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий; выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.

4) сконструирован учебный процесс на уроке русского языка с учётом формирования УУД;

5)  разработаны диагностические задания на регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия по разделу «Морфология. Причастие».

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

         Недостаточная осведомленность педагогов, неумение включиться в быстроизменяющийся процесс освоения новых технологий. Педагоги затрудняются в планировании нового содержания, обеспечивающего становление коммуникативной компетентности по классам и темам, а также в организации контроля с применением новых видов работ и новых критериев  оценки.

8. Заключение

Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность ФГОС, является системность подготовки к введению ФГОС и комплектность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

ФГОС вносит существенные изменения в понимание результатов образования, реализацию основной образовательной программы, в целевые ориентиры деятельности школы, при этом позволит совершенствовать этнообразное пространство школ для развития учащегося, воспитанника адаптированного к современным реалиям, его успешной социализации в условиях современной жизни.

Управление введением ФГОС – целенаправленная, специально организованная деятельность, которая обеспечивает перевод образовательной организации на новый уровень функционирования и развития.

   9. Список использованных документов и источников информации

     I Использованная литература

1. Горашова Н.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык: 7 класс» / Н. Г. Горашова. –  3-е изд., перераб. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 413 с.

2. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В. Волкова – Казань: РИЦ «Школа», 2015. – 172 с.

3. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч./ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.

II. Электронные ресурсы

  1. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного  и начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: orenipr.ru >rmo_2011docs|13uo37.doc
  2. Программа развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bashmaka.suov|programma_razitiya_univversalnuh...
  3. Электронное образование РТ (цифровые образовательные ресурсы, Кирилла и Мефодий)
  4. http://www.philology.ru  – «Филологический портал».
  5. http://www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи»
  6. http://www.slovari.ru – сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов)
  7. http://www.gramota.ru – Грамота. Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»)
  8. http://www.rusword.com.ua – сайт по русской филологии «Мир русского слова»
  9. http://www.about-russian-language.com – сайт по культуре речи
  10. http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку)
  11. http://www.orfografus.ru – видеоуроки русского языка
  12. http://www.urokirus.com  – уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование)
  13. http://www.ug.ru/ – «Учительская газета»
  14. http://www.1september.ru/ru/ – газета «Первое сентября»
  15. http://all.edu.ru/ – Все образование Интернет
  16. http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4– Русский язык и культура речи

  1.  Приложение

Приложение 1

Задания на формирование коммуникативных УУД

Задание 1.

Саша, читая книгу, задумался над словосочетанием «говорящий попугай». Он решил определить какой частью речи является слово говорящий. Он знал, что в русском языке есть несколько частей речи, отвечающих на вопрос какой? Определи вмести с ним, какой частью речи является слово «говорящий (попугай)». В этом тебе помогут вопросы, отвечай на них правильно.

А) Это слово обозначает признак предмета или признак предмета по действию, которое изменяется во времени?

Б) Оно имеет изменяемую или неизменяемую грамматическую форму?

В) Это слово образовано от существительного или глагола?

Г) Какое слово стоит в одном ряду со словом говорящий (попугай): озорной или играющий (попугай)

Теперь назови эту часть речи……………………………………………….

Методические рекомендации: В 7 классе учащиеся знают 4 части речи, отвечающие на один вопрос «какой?» (прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное).  Для проверки этих знаний, умений, обобщения и повторения целесообразно использовать данное задание с цепочкой вопросов. Решение такого задания позволит учащимся систематизировать свои знания, установить порядок мыслей, увидеть особенность слов русского языка, отвечающих на один и тот же вопрос и относящихся к разным частям речи. Учащиеся должны знать, что различение частей речи должно происходить с помощью умения определять, что обозначает слово. Грамматических признаков и его синтаксической роли.

Задание 2. Прочитайте текст и выполните задания  1-5.

(1) Леса на Земле вырубаются повсеместно, но особенно обеспокоены экологи зоной субтропиков.(2)За последние сто лет уничтожено около половины всех влажных лесов планеты.(3) «Облысение» обширных территорий увеличивает отражающую способность Земли. (4) Почвы нагреваются, изменяются циркуляция воздушных масс вблизи экватора, уменьшается количество выпавших осадков, что приводит к образованию пустынь.

1. В предложении (1) найдите причастие, укажите его вид и форму.

2.Укажите синтаксическую роль слова «уничтожено» из предложения (2).

3.Укажите вид причастия из предложения (3).

4.Укажите время причастия из предложения (4).

5.Расскажите, что вы знаете о проблемах экологии.

Задание 3. «Панорама орфограмм»

Кто быстрее и правильно выполнит следующее задание: в предложенном тексте вставить пропущенные буквы, объяснить написание.

За столом, завале..ым бумагами, Петр сидел в старом кожа..ом кресле с высокою спинкою у жарко натопле..ой печи. Н а Петре был голубой, полинялый и заноше..ый халат, который царевич помнил еще до Полтавского сражения, с тою же заплатою более яркого цвета на месте, прожже..ом трубкою; шерстя..ая красная фуфайка с белыми костя..ыми пуговицами; от одной из тех, слома..ой, осталась только половинка; он узнал ее и сосчитал, как поему-то всегда это делал во время дли..ых укоризне..ых речей отца, –  она была простая снизу; исподнее платье из грубого синего стамеда; серые гарусные чулки, старые, стопта..ые туфли. Царевич рассматривал все эти мелочи, такие привычные, родные, чуждые. Только лица батюшки почти не видел. Из окна, за которым белела снеж..ая скатерть Невы, косой луч желто-зимнего солнца падал между ними, тонкий, дли..ый и острый, как меч.  (По M.Мережковскому.)                                          

Фуфайка - теплая вязаная рубашка.

Исподний-(прост.)-нижний, находящийся под чем-нибудь другим.

Стамед-шерстяная ткань с нитями, направленными по косой.

Гарусный-из гаруса, мягкой крученой шерстяной пряжи.

Задание 4.«Галерея уникальных причастий»

Кто определит, в роли какой части речи выступают причастия в данных ниже предложениях?

1.Мы в грядущее смело глядим: и время за нас, и победа за нами. (А.Сурков) 2.От перестановки слагаемых сумма не меняется

3.Утопающий и за соломинку хватается.

4. В нашем классе нет отстающих.

5.Я уважаю прошедшее ваше и презираю настоящее. (А.Н.Толстой).

(ответ: во всех предложениях – существительное)

Задание 5. Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистеперая рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад.(2)Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря.(3)Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм.

1.Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (1).

2.Из предложения (1) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид.

3.Напишите, какие причастия встречаются в предложении (2).

4.Выпишите из предложения (3) причастный оборот.

5.Расскажите, в  чем  вы видите значение охраны животных.

Задание 6. «Аллея действительных и страдательных причастий»

Команды получают задания.

-Попробуйте образовать страдательные причастия настоящего времени от глаголов искать, есть, жевать, шить, вести, вычитать, предлагать, зависеть.

(ответ: искомый, едомый, ведомый, вычитаемый, предлагаемый, зависимый; от глаголов жевать и шить образовать такие причастия).

-Как, по-вашему, выглядят действительные причастия настоящего времени от глаголов брезжить и брызгать?

(брезжущий и брызгающий; доп. брызжущий)

Игрокам предлагается определить, в каком случае предан является кратким страдательным причастием, а в каком-прилагательным:

Преданность вечно была в характере русского люда.

Кто же не предан теперь? Ни одного не найдешь.

Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу.

Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду.

         (Предан престолу («верен») - прилагательное; предан суду(«отдан под суд»)-прилагательное).

Задание 7. Расставьте в тексте знаки препинания, подчеркните причастные обороты как члены предложения. Работа в парах.

          Антошка вымытый и причесанный в новом полушубке и вычищенных сапогах сидел в сторонке в обширной кухне и зоркими любопытными глазами молчаливо наблюдал и повара в белой куртке и колпаке и лакея во фраке и забегавшую щеголеватую горничную и не оставил без должного внимания длинного ряда блестящих кастрюль кастрюлек и разных не виданных им форм и медных вещей расставленных на трех полках.

          Это обилие вычищенной на славу медной посуды несколько удивило его и он решил что держать столько бесполезных вещей положительно ни к чему. Если бы половину продать и то было бы за глаза достаточно.

Задание 8. Пользуясь образцом, замените действительные причастия страдательными.

Образец: Советские воины, охраняющие границы. – Границы, охраняемые советскими воинами.

1. Ученик, возвраща…щий книгу.

2. Строители, восстанавлива…щие здание.

3. Люди, возрожда…щие город.

4. Собеседники, возобновля…щие разговор.

5. Вода, враща…щая турбины.

6. Хирург, опериру…щий больного.

7. Мальчик, припомина…щий стихотворение.

8. Разведчик, выполня…щий задание.

9. Воды, омыва…щие остров.

Задание 9. Лингвистическая задача. “Собери причастие”

  1. В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании “прилаг. + сущ.” и взять корень: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас.
  2. Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.
  3. От глагола читать взять глагольный суффикс.
  4. Из причастия тающие (снега) взять суффикс.
  5. Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник. (А.Пушкин).
  6. К полученному слову добавить суффикс возвратности.
  7. Составить с полученным словом словосочетание.
  8. С данным словосочетанием составить предложение.
  9. Заменить причастный оборот придаточным определительным, записать предложение, которое получилось.

Задание 10. Работа в группах. Составьте кластер «Морфологические признаки причастия»

Задание 11.  Представьте, что вы – экскурсовод вашего родного края, села. Составьте рассказ о природе своего села, используя  красочные причастия, глаголы  настоящего   и  прошедшего  времени.

Родная природа – это все, что нас окружает. То, что не создано человеком, а было и без нас, людей. Родная природа – это синица, прилетающая к тебе на балкон. И клен, растущий во дворе. Весной листочки у него нежные, клейкие, а осенью – ярко-желтые. И дождь, который начался как раз тогда, когда ты возвращался домой из школы. И радуга, которая выгнулась дугой, как только дождик перестал и выглянуло солнце.

Родная природа – этот тот пейзаж, который ты привык видеть вблизи своего  села. Это наполненный звуками лес, таинственный и дремучий, если ты живешь в зоне, где есть леса. Или степь, которая только весной бывает зеленой, а в начале лета она уже выгоревшая и желтая. Или, может быть, тундра, если ты живешь на севере. В других местах уже вовсю лето, а у вас в тундре только зацветают нежные цветы рододендроны на земле, едва освободившейся от снега.

Обычно люди располагают свои населенные пункты вблизи водоемов – рек или озер. Речка, протекающая через твоё село и есть родная природа. Ее вода, ее обитатели, растения, рыбы – это все родная природа. А, может быть, тебе повезло родиться и жить на берегу моря? Значит, родная природа у тебя – это море. И его каменный или песчаный берег, и чайки, которые реют над водой, и зеленые волны, выбрасывающие на берег водоросли. Родная природа – это то, что всегда будет с тобой и то, что ты любишь, потому что оно принадлежит и тебе.

Приложение 2

Задания на формирование познавательных  УУД

  1. Даны две загадочные буквы РК. Расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, второе слово существительным. Словосочетания могут быть любыми, необычными или даже невообразимыми.

Вариант ответа: растущая кукуруза, рычащий кабан, рыкающая кикимора, резвящийся кузнечик, работающий конструктор

2.Создайте схему, иллюстрирующую  грамматические и морфологические признаки причастия. 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8010762f4692ab0bf7690e7bdfc291e1-l&n=13

3. Прочитайте предложения. Можно ли сказать, то перед вами текст? Докажите свою точку зрения. Какие условия необходимо соблюдать, чтобы создать текст? Запишите предложения в виде текста.

А. Скоро у них вывелись аистята.
Б. На зазеленевшем дереве аисты свили гнездо.
В. Прыгающие птенцы радовались вкусной еде.
Г. С раннего утра до позднего вечера родители носили им из болота лягушек и рыбёшек.
Д. Они благодарно хлопали широкими крыльями и звонко щёлкали крепкими клювами.

Заполните таблицу примерами из текста.  

Части речи

Существительные

Причастия

Глагол

Муж.

рода

Жен.

рода

Сред.

рода

Настоящ.

времени

Прош.

времени

Совер.

вида

Несовер.

 вида

Сверьте с образцом:

Б. На зазеленевшем дереве аисты свили гнездо.

А. Скоро у них вывелись аистята.

Г. С раннего утра до позднего вечера родители носили им из болота лягушек и рыбёшек.

В. Прыгающие птенцы радовались вкусной еде.

Д. Они благодарно хлопали широкими крыльями и звонко щёлкали крепкими клювами.

Части речи

Существительные

Причастия

Глагол

Муж.

рода

Жен.

рода

Сред.

рода

Настоящ.

времени

Прош.

времени

Совер.

вида

Несовер.

 вида

аисты, до вечера, птенцы,клювами

Лягушек, рыбёшек, еде

на дереве, гнездо, с утра, из болота, крыльями

прыгающие

зазеленевшем

свили, вывелись

носили, радовались, хлопали, щёлкали

4. Найдите соответствие для выделенных слов.

У дороги выросла одинокая рябинка.

1.Прич. в  форме  ед. числа, жен. рода,  им. падежа.

На ветках рябинки появились красные  ягоды.

2.Прич. в  форме  множ. числа, им. падежа.

Стоит яркая, красная и купающаяся в солнечном свете купается.

3. Глагол в форме множ. числа прош. времени

Рябинку полюбили весёлые птички, прилетавшие днём.

4.Сущ. в  форме  ед. числа, жен.рода, род. падежа

Сверьте с образцом:

У дороги выросла одинокая рябинка.

1.Сущ. в  форме  ед. числа, жен.рода,  род. падежа.

На ветках рябинки появились красные  ягоды.

2. Глагол в форме множ. числа прош. Времени.

Стоит яркая, красная и купающаяся в солнечном свете купается.

3.Прич. в  форме  ед. числа,им. падежа.

Рябинку полюбили весёлые птички, прилетавшие днём.

4. Прич. в  форме  множ. числа,им. падежа.

5.Прочитайте текст и выполните задания.

Улетают журавли.

В золотящиеся осенние дни собираются к отлету журавли. Перед дальней дорогой покружили они над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в далекие теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.

В затихшем лесу, на краю заснувшего болота остановились на отдых. 

          Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.

          Чуть брезжит над рекой, над лесными чернеющими макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору безмолвствующий лес. В этот ранний час в лесу начинают просыпаться птицы, бегут по берегу проворные кулики.

          Скоро взойдет над рекой и лесом веселое, искрящееся солнце.

          Высоко поднимутся переливающиеся в утреннем свете журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса. 

          До свидания, журавли! До радостной встречи весною! (И. Соколов-Микитов)

1. Выпишите из текста эпитеты, выраженные причастиями,  вместе с именами существительными, к которым они относятся.

2. Как вы понимаете слово брезжит (ранняя зорька)?  За помощью обратитесь к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова.  Подберите к этому слову синонимы.

Проверьте себя:

В золотящиеся дни, в затихшем лесу, заснувшего болота, над чернеющими макушками, безмолвствующий лес, искрящееся солнце, переливающиеся журавли.

6Найти словосочетание «прич. + сущ.»

1.

1) Чернеющая пропасть

2) Чёрная ночь

3) белого цвета

4) спелый крыжовник

5) тёплый дождь

2

1) мокрый снег

2) синее небо

3) поспевающий крыжовник

4) лаявшая собака

5) тёмный горизонт

3

1)стоящий мальчик

2)засеянное поле

3)летящая птица

4)светлое небо

5)собранные грибы

4.

 1) болотная вода

2) горячая печь

3) спеющая ягода

4) мелкий брод

5) последний лист

Сверьте с образцом

Найти словосочетание «прич. + сущ.»

1.

1) Чернеющая пропасть

2) Чёрная ночь

3)белого цвета

4)спелый крыжовник

5)тёплый дождь

2

1)мокрый снег

2)синее небо

3)поспевающий крыжовник

4)лаявшая собака

5)тёмный горизонт

3

1)стоящий мальчик

2)засеянное поле

3)летящая птица

4)светлое небо

5)собранные грибы

4.

1)болотная вода

2)горячая печь

3)спеющая ягода

4)мелкий брод

5)последний лист

7. Прочитайте отрывок из рассказа М. Горького «Старуха  Изергиль» о прекрасном юноше Данко и о его подвиге во имя людей. Выпишите из текста причастия и укажите их морфологические признаки, подчеркните их как члены предложения.

           И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.  

           Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

           –  Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на прежнее место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Проверьте себя:

освещённый – м.р., ед.ч.И.п.,п.в.,сов.вид,невозв.,страд.,полная форма;

дрожащая –  ж.р.,ед.ч.,И.п.,нас.в., нес.вид, невозв., дейст.;

изумлённые –  мн.ч., И.п., п.в., сов вид, невозв., страд.,полная форма;

горящее – ср.р., ед.ч., В.п., наст.в., несов вид, невозв., дейст.

8.Синквейн

 Составьте синквейн по теме нашего урока.

 Напоминаю: синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. (Причастие)

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. (Загадочное, своеобразное)

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. (Украшает, вносит, передаёт)

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Литература без них много потеряет)

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (Эпитет)

Вариант выполнения задания:

причастие
настоящего, прошедшего
обозначает, образует, переходит
обладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательного
часть речи

9.Работа с «Облаком слов».

Рассмотрите  «Облако слов». На что похоже наше облако? Задание – найти действительные и страдательные причастия и записать их в два столбика в тетрадь, выделить суффиксы, указать время. 1 вариант – действительные, 2 вариант – страдательные.

D:\Надежда\поурочные Рус.яз. 7\картинки\Облако Причастие Туфля.jpg

Проверьте себя:

1 вариант.

Достигший (п.в.), бегавший (п.в.), видящий (н.в.)

2 вариант.

Переполненный (п.в.),усыпанный (п.в.), исполняемый (н.в.)

10. «Рассыпанное предложение».

Перед вами «рассыпанное предложение». «Соберите» предложение, найдите в нем причастный оборот и выделите его.

hello_html_m6b241043.png

Сверьте с образцом:

Язык, усваиваемый человеком в детстве, называют родным.  

Приложение 3

Задания на формирование регулятивных УУД

  1. Напишите памятку для одноклассников «Выделение причастного оборота запятыми»

А) найти причастие по вопросам какой? что делающий?

Б) проверить его, заменив глаголом

В) задать от найденного причастия вопросы для определения границ причастного оборота

Г) найти главное (определяемое) для причастия слово

Д) вспомнить схему и в соответствии с ней расставить знаки препинания

      2. Прочитайте правило на с.68 «Слитное и раздельное написание не с причастиями». Запишите его в  виде опорной таблицы.

            Вариант выполнения задания:

Не с причастиями

слитно

раздельно

Без НЕ не употребляется                        

с краткими причастиями

не закончено

Нет зависимых слов                                

Есть зависимые слова

Не законченное вовремя собрание

Нет противопоставления

Есть противопоставление (антонимы)

Не начатое, а законченное собрание

3.Цифровой диктант

Прочитайте утверждения и заполните таблицу, поставив + или – в клеточку, соответствующую номеру задания:

  • Причастие обозначает временной признак
  • Причастие может быть в предложении только определением
  • Действительное причастие обозначает признак действия, совершаемого самим предметом
  • Суффикс Т– показатель того, что перед нами причастие
  • Причастие может быть образовано от любой части речи
  • Причастие заключает в себе морфологические  признаки прилагательного и глагола
  • Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола
  • Причастия, кроме тех, что с приставками НЕ, образуются суффиксальным способом

1

2

3

4

5

6

7

8

+

-

+

+

-

+

+

+

    4.Составьте алгоритм действий при выборе написания окончаний причастий.

  • Найти определяемое слово
  • Задать от него вопрос к причастию
  • Определить окончание в вопросе
  • Написать такое окончание в причастии

5. Найдите ошибки в диктанте одного из учеников. Запишите текст в исправленном виде.

Контрольный диктант «Причастие»

       Когда стало смеркатся, вокруг павильёна зажгли длиные цепи из разноцветных китайских фанарей. Но площадка оставалась почти неосвещенной. Вдруг с обоих ее концов вспыхнули ослепительным голубоватым светом два электрических солнца до сих пор тщательно замаскированые зеленью деревьев. Березы и грабы окружавшие площадку сразу выдвинулись вперед.  За ними  слабо вырисовывались на совершенно черном небе круглые и зубчатые деревья чащи окутаные в серо-зеленую мглу. Кузнечики в степи, незаглушаемые музыкой кричали так странно, громко и дружно, что казалось, будто кричит только один кузнечик, но кричит отовсюду: и справа, и слева, и сверху.

Контрольный диктант «Причастие»

       Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных китайских фонарей. Но  площадка оставалась почти не освещенной. Вдруг с обоих ее концов вспыхнули ослепительным голубоватым светом два электрических солнца, до сих пор тщательно замаскированные зеленью деревьев. Березы и грабы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперед.  За ними  слабо вырисовывались на совершенно черном небе круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в серо-зеленую мглу. Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали так странно, громко и дружно, что казалось, будто кричит только один кузнечик, но кричит отовсюду: и справа, и слева, и сверху.

6.Сравните значение причастий:

листья, едва колеблемые ветром и ветер, гонящий облака.

Подумайте:

  • какое причастие обозначает признак того предмета, что сам действует
  • какое причастие обозначает признак действия, что кто-то совершает над ним действие
  • какое из данных причастий Вы бы могли назвать действительным, а какое страдательным
  • объясните, почему именно так называются группы причастий
  • прочитайте материал учебника и сравните свой ответ с правилом

7. Работа по контрольным вопросам «Цепочка»

Один участник читает вопрос, второй отвечает, а третий проверяет по правилу, затем меняются ролями.

  •  Дайте определение причастия и причастного оборота
  • В чем разница между действительным и страдательным причастием?
  • От чего зависит выбор гласных в суффиксах УЩ-ЮЩ, АЩ-ЯЩ, ОМ-ЕМ?
  • Какие ошибки возможны при употреблении причастий и причастных оборотов?

Какова роль причастий и причастных оборотов в нашей речи? 

Вариант ответа

    8. «Буквенный диктант» Прочитайте словосочетания, подумайте, как Вы напишите НЕ с данными причастиями. Если раздельно, поставьте букву Р, если слитно- С.

(Не) замеченные опечатки, (не) законченная к сроку работа,(не) вспаханная земля, еще (не) вспаханная земля, земля (не) вспахана,, (не) отправленное письмо, письмо, (не) отправленное вовремя, (не) собранные грибы, никем (не) собранные грибы, тетради (не) собраны.

Вариант ответа

с

р

с

р

р

с

р

с

р

р

9.Составьте порядок рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями

Смотрю: употребляется ли оно без НЕ

не употребляется - слитно

употребляется

Определяю: полное или краткое

краткое - пишу раздельно

полное

Есть ли противопоставление

Есть -раздельно

нет

Смотрю: есть ли зависимое слово

Есть-пишу раздельно

Нет – пишу слитно

 

10. Работа по рецептам из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда» Григория Остера. Прочитайте, раскройте скобки. Сравните с эталоном.

Консервирова(н,нн)ые грязнули.

Взять несколько вывале(н,нн)ых в грязи мальчиков, добавить к ни одну измаза(н,нн)ую вареньем девочку, посадить их в темное место, чтоб никто не смог их увидеть. Консервирова(н,нн) ые грязнули приятно украшают любой стол.

Компот из испорче( н,нн)ых мальчиков.

Если ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для этого нужно как следует обработать порче(н,нн) ых мальчиков, предварительно вынув из них душу.

Вариант ответа

Консервированные грязнули.

Взять несколько вываленных в грязи мальчиков, добавить к ним одну измазанную вареньем девочку, посадить их в темное место, чтоб никто не смог их увидеть. Консервированные грязнули приятно украшают любой стол.

Компот из испорченных мальчиков.

Если ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для этого нужно как следует обработать порченых мальчиков, предварительно вынув из них душу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание по теме "Морфология" 5 класс

Тестовое задание "Морфология" к уроку русского языка в 5 классе "Самостоятельные и служебные части речи"...

Урок русского языка по теме "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"

Урок русского языка в 5 классе. "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"....

Презентация "На корабле по морю Морфологии"

Презентация помогает в занимательной форме повторить и обобщить сведения об имени прилагательном...

морфология буенча тестлар

исем,сыйфат, рәвеш, сан, алмашлык буенча тестлар...

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Морфология" ("Космическое путешествие в страну Морфологию")

Обобщающий урок по теме "Морфология" ("Космическое путешествие по морфологическим планетам"). 6-й классЦели и задачи урока: Образовательная – обобщение темы “Морфология”; закрепление   ...

Урок- представление в 7 классе по теме «Морфология» «В гостях у Морфологии»

Цели урока: содержательная: повторить, обобщить, систематизировать изученное ранее в разделе «Морфология»; повторить ключевые термины темы, орфограммы; совершенствовать умение различать ча...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс «Морфология листа. Лабораторная работа №22. «Изучение морфологии листа на живых объектах или гербарных образцах»

Урок биологии «Морфология листа» проводился в 7 классе в ходе программного изучения раздела  «Строение и жизнедеятельность семенных растений. Лист.»Данный урок позволил пр...