Рабочая программа кружка "Русское правописание" (11 класс).
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Курс предполагает освоение глубоких теоретических познаний в области языка.Программой определена такая последовательность изучения материала , при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени.Изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.Форма организации- практические занятия, на которых учащиеся повторяют все разделы лингвистики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Русское правописание» для 11 класса
Гришиной Любови Николаевны,
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №4 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа кружка «Русское правописание» для 11 класса составлена на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Действующего Устава МБОУ «СОШ №4 г. Лениногорска» МО «ЛМР» Республики Татарстан, учебного плана текущего учебного года.
Общая характеристика курса.
Программа кружка рассчитана на учащихся одиннадцатого класса. Экзамены по русскому языку – выпускные в школе и вступительные в вузах – уже много лет проходят в виде различного рода тестов. Традиционные тесты включают разделы по орфографии, пунктуации, культуры речи, то есть проверяют практическое знание языка. Тесты ЕГЭ имеют более сложную структуру: кроме орфографических и синтаксических заданий, они содержат задания по теории языка, требуют знаний по различным разделам языкознания – от фонетики до текста. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного. Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов. Наряду с тестированием в школе в качестве экзамена сохраняется сочинение, за которое выпускник получает две оценки – по литературе и русскому языку. На занятиях курсов речь пойдёт и о том, как лучше подготовиться к сочинению с точки зрения русского языка. Важно воспринимать язык не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.
Курс предполагает освоение глубоких теоретических познаний в области языка, что способствует восприятию русского языка не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.
Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путём» в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал. Форма организации работы учащихся в рамках данного курса - практические знания, на которых учащиеся повторяют все разделы лингвистики, а также тренировки в выполнении разных тестов. Кроме того, предусмотрены практикумы творческого плана: интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов, что должно стать надёжной основной речевой и коммуникативной компетентности ученика.
Цель: повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету, подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
-быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе и подготовить учащихся к ЕГЭ;
- способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МБОУ СОШ № 4 . год с целью расширения и углубления знаний учащихся по русскому языку в рамках подготовки к ЕГЭ отводит на занятия кружка 38 часов в год, в неделю -1час.
Основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса.
Тема 1. Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением
Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, -е- и -э- в заимствованных словах. -о- и -ё- после шипящих.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- // -рос,
-скак- // - скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-,
-клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле.
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)
Корни-омофоны.
Тема 2. Соединительные гласные в сложных словах
Гласные в приставках. Правописание соединительных гласных -о- и -е-. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем а) числительным: шестигранник, б) существительным на -мя: имярек, семядоля.
Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.
Написание иноязычных приставок би-, де-, инфра-, под-, пара-, ре-, экстра-, пере-, эпи-.
Тема 3. Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий
Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различие окончаний – е – и – и – в именах существительных. Ударные окончания в словах в забытьи, на острие.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-,
-чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.
Тема 4. Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм
Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- ( -ева-) и –ыва- . написание суффикса - а – или -и- в глаголах с приставкой – обез- ( обезлесить – обезлесеть ); - ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять - посеявший – посеянный)
Тема 5. Согласные в корнях, приставках, суффиксах
Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очёчник).
Приставки на з (с )- фонетический принцип. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица ; -к- и –ск- в именах прилагательных
Тема 6. Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях
Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных , образованных от существительного и от глагола.
Тема 7. Употребление -ь- и -ъ-
Употребление разделительных ъ и ь . написание сочетаний чн , щн ,нч , нщ, рщ, рч, чк, внутри отдельной морфемы и на стыке морфем ; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Тема 8. Слитное, раздельное, дефисное написание слов
Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Образование и написание сложных слов ( имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».
Тема 9. Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов.
Тема 10. Контрольный тест по разделу «Орфография»
Тема 11. Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы
Особенности произношения гласных и согласных звуков. Деление слова на слоги. Морфологические нормы знаменательных частей речи.
Тема 12.Лексические и синтаксические нормы
Построение предложения с деепричастиями. Управление и однородные члены в предложении, согласование в предложении. Нормы лексической сочетаемости слов.
Тема 13. Зачёт по культуре речи
Тема 14. Простое предложение
Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интационные особенности этих предложений.
Грамматические и интационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Тема 15. Обособленные члены предложения
Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктационные отличия его от деепричастного оборота.
Способы обособления предложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Тема 16. Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж , как же, что же).
Тема 17. Знаки препинания при прямой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Тема 18. Знаки препинания в ССП
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Тема 19. Знаки препинания в СПП
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Тема 20. Знаки препинания в БСП
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Тема 21. Контрольный текст по разделу «Культура речи»
Тема 22. Определение функционального стиля текста.
Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Стили речи (разговорные и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).
Тема 23. Работа со смысловыми типами речи.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Тема 24. Основная мысль текста – рассуждение.
Типы речи. Рассуждение. Схема построения текста-рассуждения.
Тема 25. Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса).
Тема 26. Языковые средства, обеспечивающие связность текста.
Тема 27. Анализ композиции научного и публицистического текстов.
Тема 28. Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.
Тема 29. Рецензия на научный и публицистический тексты.
Тема 30. Редактирование текста.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература для учителя.
- Д. И. Архарова. Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Анализ текста и написание рецензии. (Курс подготовки к написанию сочинения. ) – М.: Айрис-Пресс, 2014.
- М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. – 7-е изд., испр. – М., 2013.
- А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
- А.Д. Дейкина, Т.М. Паханова. Русский язык. Учебник-практикум для ст. кл. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вербум-М, 2013.
- Н.В. Егорова. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: Вако, 2016.
- И.П. Цыбулько. ЕГЭ 2018. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Вако» 2018.
- Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2018. Ростов-на Дону: «Легион», 2018.
Литература для учащихся:
1.Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.: «Просвещение», 2015.
2.Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2018.
3.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: «Интеллект-Центр», 2014.
4. Единый государственный экзамен. Русский язык. – М.: «Просвещение», 2014.
5.Корчагина Е.В. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Издательство: -М.: ACT: «Астрель»,2015.
Интернет-ресурсы.
1. http://rosental.virtbox.ru/ - Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и стилистике.
2. http://spravka.gramota.ru – Справочная служба русского языка.
3. http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание».
4.http:/ http://fipi..ru/- федеральный институт педагогических измерений.
5.http://ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ.
6.www.ege.ru – Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме.
7.www.rustest.ru – ФГУ «Федеральный центр тестирования».
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны
знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
-приёмы разграничения схожих написаний.
- орфоэпические, морфологические, лексические и синтаксические нормы русского языка;
-правила постановки знаков препинания в простых осложнённых, в сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных предложениях;
- основные функциональные стили русского языка.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
-правильно писать сложные слова,
-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
-правильно писать не с разными частями речи;
- правильно писать слова с -н- и -нн- в прилагательных и причастиях;
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
- проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
-владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
-применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
-понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
-формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать е
-уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Примечание | ||||
План | Факт | |||||||
| ОРФОГРАФИЯ | |||||||
1. | Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением | 1 | ||||||
2. | Чередующиеся гласные в корне слова. Гласные после шипящих и Ц. | 1 | ||||||
3. | Соединительные гласные в сложных словах. Гласные в приставках | 1 | ||||||
4. | Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий. Гласные с суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречии. | 1 | ||||||
5. | Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм | 1 | ||||||
6. | Согласные в корнях, приставках, суффиксах | 1 | ||||||
7. | Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях | 1 | ||||||
8. | Употребление -ь- и -ъ- | 1 | ||||||
9. | Слитное, раздельное, дефисное написание слов | 1 | ||||||
10. | Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию | 1 | ||||||
11. | Контрольный тест по разделу | 1 | ||||||
| ||||||||
12. | Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы | 1 | ||||||
13. | Лексические и синтаксические нормы | 1 | ||||||
14. | Зачёт по культуре речи | 1 | ||||||
15. | Простое предложение. Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | ||||||
16. | Обособленные члены предложения. | 1 | ||||||
17. | Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение. | 1 | ||||||
18. | Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение | 1 | ||||||
19. | Знаки препинания при прямой речи | 1 | ||||||
20. | Знаки препинания в ССП | 1 | ||||||
21. | Знаки препинания в СПП | 1 | ||||||
22. | Знаки препинания в БСП | 1 | ||||||
23. | Контрольный текст по разделу | 1 | ||||||
24. | Определение функционального стиля текста | 1 | ||||||
25. | Работа со смысловыми типами речи | 1 | ||||||
26. | Основная мысль текста - рассуждение | 1 | ||||||
27. | Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса) | 1 | ||||||
28. | Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса) | 1 | ||||||
29. | Языковые средства, обеспечивающие связность текста. | 1 | ||||||
30. | Языковые средства, обеспечивающие связность текста | 1 | ||||||
31. | Анализ композиции научного и публицистического текстов | 1 | ||||||
32. | Комплексный анализ научно-популярного текста. | 1 | ||||||
33. | Комплексный анализ публицистического текста. | 1 | ||||||
34. | Рецензия на научный текст. | 1 | ||||||
35. | Рецензия на публицистический текст. | 1 | ||||||
36. | Редактирование текста. | 1 | ||||||
37. | Редактирование текста | 1 | ||||||
38. | Итоговая работа. Анализ текста. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...