Мастер- класс на тему "Причастие"(применение сингапурских стуктур"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Шарипова Рамзия Мухамматовна
Методический комментарий: Данный урок проводится после изучения темы «Причастие» в нетрадиционной форме, с применением структур сингапурского метода обучения. После каждого выполненного задания учащиеся в форме самоконтроля или взаимоконтроля определяют уровень усвоения материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnoe_prichastie.docx22 КБ
Office presentation icon master_klass.ppt167 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительное причастие»

Формы работы учащихсяиндивидуальнаяработа в парах, в группах, в коллективе.

Планируемые результаты обучения:

1) предметные:

— уметь находить причастия, определять их грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

— выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

2) метапредметные:

— уметь формулировать цель деятельности;

— планировать последовательность действий;

— осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

— строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

— владеть всеми видами речевой деятельности;

3) личностные:

 — формировать умение общаться, демонстрируя озабоченность неудачами товарищей, радость их успехами, культуру внутренних нравственных отношений.

Необходимое техническое оборудованиеинтерактивный комплекс (интерактивная доска, мобильный компьютерный класс, мультимедийный проектор), плакат с изображением сказочной страны Морфологии, где появился новый город — Причастие, карточки с текстами и таблицами, тематическая папка.

Опережающее задание: учащиеся приходят с листком бумаги в виде циферблата Сlock_Buddies (Часы Друзья), поделенного на 9.00, 12.00, 3.00, 6.00. Они должны были найти себе партнера на каждый отрезок времени.

Методический комментарий:

Данный урок проводится после изучения темы «Причастие» в нетрадиционной форме, с применением структур сингапурского метода обучения. После каждого выполненного задания учащиеся в форме самоконтроля или взаимоконтроля определяют уровень усвоения материала.

Работа по развитию речи: редактирование текста.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Начнём урок, тема которого… Это вы определите, прочитав стихотворение-загадку П. Чеснокова.

Слайд № 2.

Вот свойство моё обязательное —

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

(П. Чесноков)

— О чем эта загадка? (О причастии.)

— Какова же тема нашего урока? (Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».)

2. Синтаксическая разминка (работа с предложением).

В осенней природе все прекрасно: и плывущие по низкому небу облака, и золотая березка, шепчущаяся с травой, и серый лишайник, карабкающийся по склону каменистого откоса.

— Ребята, найдите в этом предложении удивительную часть речи, соединившую в себе признаки прилагательного и глагола. О чем я сейчас говорю?

— О причастии.

— Подчеркните причастие. (Учащиеся выполняют задание.)

— Ребята, какими будут цели нашего урока? (Дети определяют цели урока. Учитель корректирует ответы учеников после их выступления, если это необходимо.)

3. Обобщение знаний учащихся о причастии как части речи по модели Фрейер.

Модель Фрейер — обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемое понятие в концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры. (ЦИТАТА)

 Учитель. Чтобы проверить, как вы усвоили эту часть речи, я предлагаю вам взять карту, которая лежит перед вами и заполнить её.

Определение(Причастие —   это…)Причастие   обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не   является постоянным

Причастие

 

 

 

 

 


Характеристики   причастия1.   Возвратность2. Род3. Вид

4. Падеж

5. Время   (наст. и прош.)

6. Полная и   краткая форма

7. Действит. и   страдат.

8. Число

Примерыобучающий,   плывший, сжатый

Противоположные   примерысиний,   деревянный

 

(Учащиеся по очереди зачитывают свои ответы.)

4. Встреча с партнером. (Структура Сlock_Buddies — «Часы Друзья»)

Структура Сlock Buddies — «Часы Друзья» предназначается для того, чтобы быстрым и простым способом создать пары для партнерской деятельности, избегая при этом проблему работы с одними и теми же партнерами. Основная идея заключается в том, что каждый участник имеет свой ​​собственный экземпляр листа Clock Buddies с именами одноклассников на определенный отрезок времени. (ЦИТАТА)

 Учитель. Молодцы, вы неплохо справились с этим заданием. Но пришло время взглянуть на часы и посмотреть, с кем мы должны были встретиться в 12.00.

(Каждый ученик смотрит на свой циферблат и ищет своего партнера, с которым он должен был встретиться в 12.00.)

Учитель. Вы встретились со своим партнером, и я предлагаю для начала посетить суффиксальную карусель.

5. Суффиксальная карусель. (4 ученика (2 пары), партнеры по Сlock Buddies идут к доске для выполнения следующего задания.)

Учитель. Приглашаем покататься на суффиксальной карусели и распределить суффиксы по своим домикам.

дейст. прич.

дейст. прич.

страд. прич.

страд. прич.

наст. время

прош. время

наст.время

прош.время

6. Закрепление знаний.

(Правописание -Н/-НН в суффиксах причастий. Стурктура Think –Write – Round Robin («Подумай – запиши – обсуди в группе»).

Учитель. Молодцы, ребята. Вот вы нам рассказали о причастии, распределили суффиксы действительных и страдательных причастий. Я предлагаю вам написать по одному правилу о правописании -Н и -НН в суффиксах причастий.

(В течение 30 секунд учащиеся пишут правило, потом по цепочке каждый проговаривает свое правило.)

7. Словарная работа.

Задание. Составить и записать словосочетания на карточках. (Структура Jot Thoughts — «Запишите мысли»)

 «Запишите мысли» — обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочке и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

Учитель. Сейчас каждый из вас должен написать словосочетание (ингредиенты для салата) существительное + причастие с суффиксами -Н и -НН. Пишите, проговариваете вслух, выкладываете на стол, словосочетания не должны повторяться.

(Например: куриные грудки, жареный бекон, резаные помидоры, рубленый чеснок, тушеные овощи, сваренный картофель, сушеные грибы, копченая колбаса, дробленый орех, маринованный огурец.)

8. Развитие креативного мышления. Составление уникального рецепта.

Учитель. А сейчас мы с вами займемся приготовлением салата. (Из получившихся карточек учащиеся составляют уникальный рецепт салата.)

(Например: возьмите жареный бекон, добавьте рубленый чеснок, тушеные овощи и т.д.)

9. Работа по развитию речи: редактирование текста.

Учитель. Вы сегодня много и плодотворно работали. Я предлагаю немножко отдохнуть и пойти на прогулку. Но и прогулка тоже будет необычной. Перед нами текст, который нужно отредактировать, добавив в предложения подходящие по смыслу прилагательные, причастия и причастные обороты.

Текст.

На (…) осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) художник Октябрь. И теперь каждый день все больше и больше на земле следов его (…) кисти. Все становится новым и неведомо прекрасным.

(…) поле из серой пустыни стало вдруг (…) щитом из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Березовые опушки вдруг приподнялись (…) последними, (…) лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишневые, багряные фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

(Слова для справок: темнеющий, освещенные, золотой, волшебный, летящий, нахмурившийся, богатырский, великолепный, солнечный, сжатый.)

10. Домашнее задание. (Работа с путевым листом.)

Задание. Письменно создать небольшой рассказ на лингвистическую тему «Причастие» по предложенному шаблону.

Причастие — это … форма …, которая совмещает в себе признаки …, (время, вид) и признаки …(изменяется по родам, числам и падежам).

Причастия образуются от … с помощью суффиксов ….

Причастия в предложении обычно бывают… и отвечают на вопросы … .

При них часто находятся зависимые слова и образуют …, который может находиться как перед определяемым …, так и после него.

Если причастный оборот стоит перед …, то он…, если же он стоит после…, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и ….

Действительные причастия имеют полную и … формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли … и с НЕ пишутся … .

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

— Сегодня я узнал…

— Было интересно…

— Было трудно…

— Я приобрел…

— Я смог…

— Я попробую…

— Я научился…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер –класс на тему; «Удивительное причастие

Слайд 2

Цели мастер –класса. - познакомить с приёмами организации деятельности учащихся на уроках русского языка, - представить положительный опыт по стимулированию творческих способностей на уроках русского языка, - создать творческую атмосферу и позитивный настрой участников мастер- класса.

Слайд 3

Упражнение «Мы похожи…»

Слайд 4

… – «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». В.И. Даль

Слайд 5

Модель Фрейер — обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемое понятие в концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.

Слайд 6

Физкультминутка «Третий лишний»

Слайд 7

Структура Jot Thoughts — « Запишите мысли»

Слайд 8

Развитие креативного мышления. Составление уникального рецепта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Применение мультимедийных технологий на занятиях по программе Информатика и ИКТ-грамотность для младших школьников"

Мастер-класс «Применение мультимедийных технологий на занятиях по программе Информатика и ИКТ-грамотность для младших школьников» проводился для слушателей курсов ИКП ПРО г. Ульяновска с ...

Мастер-класс по теме "Применение рейтинговой системы оценивания на уроках математики"

Данный материал содержит текст выступления, презентацию к нему и раздаточный материал для участников мастер-класса....

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.

Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....

Мастер класс по теме: "Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе"

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёрт...

Мастер-класс на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии".

Этот материал я использовала при проведении мастер-класса на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии" на областном семинаре для учителей естественного цикла....

Мастер-класс по теме «Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Цель мастер-класса:Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала всоответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критическогомышления.Цел...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....