Инновационная деятельность на базе КФУ
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Бажанова Надежда Анатольевна

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями проекта " Совершенствование качества образования в Республике Татарстан" по технологии Кооперативного обучения Школ Превосходства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Класс: 8

Тема: Однородные члены предложения. Повторение.                                                                                                                      

Учитель: Бажанова Н.А., МАОУ «СОШ №2» г. Нурлат РТ

Тип урока: обобщение и систематизация  изученного материала.                                                                                                                                                                          

Цель урока :

  1. обобщить знания обучающихся по изучаемой теме « Однородные члены предложения», используя  интерактивные формы и методы обучения.

Задачи :

  1. способствовать развитию у обучающихся коммуникативных навыков;
  2.  способствовать формированию у обучающихся  умения работать в сотрудничестве с другими людьми.
  3. способствовать развитию у обучающихся чувства  уважения к другим людям и к самому себе.

 

Оборудование :

  • менеджмэты
  • песочные часы
  • листы формата А3
  • маркеры различных цветов
  • магниты для школьной доски

Материалы/Источники

Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией  С.Г.Бархударова и др; – М.:  Просвещение , 2010.

Формы организации деятельности:    работа в команде;  работа в парах;  индивидуальная  самостоятельная работа. Учитель является режиссёром урока.

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями проекта « Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» по технологии Кооперативного обучения школ Превосходства. Эта карта удобна, проста, соответствует требованиям ФГОС. Основными участниками урока являются обучающиеся.

Ход урока

Время

Деятельность

Обучающие структуры/ Мыслительные рутины/ Инструкции учителя

Начало урока

1

2.

3.

2 мин.

3 мин

  5  мин.

  5  мин.

Организационный  момент

-Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята. Я рада встрече с вами.

Приветствие. Поприветствуем друг друга. ( Приветствие партнёра по плечу, партнёра по лицу).

Прочитаем предложение, записанное на доске..

«Уважай мысли и чувства братьев своих». ( Д.С.Лихачёв)

 -Это высказывание принадлежит Д.С.Лихачёву, академику, писателю. Он сформулировал заповеди человечности.

- Как вы понимаете смысл данной фразы?

- Подумайте. – Начинает тот, у кого светлее волосы.

Ответы учащихся

- Я уверена, что сегодня мы  вместе хорошо поработаем. Ведь мы одна команда.  И пусть слова Лихачёва будут  девизом нашего урока.

Самостоятельное выведение темы урока учащимися

-  Вернёмся к высказыванию Лихачёва. Посмотрите на предложение и скажите, чем оно осложнено?

( Предложение осложнено однородными членами. ) 

- Правильно. Запишите тему урока: «Однородные члены предложения»

- Какова цель урока?

- Обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами.                                                                                                                                     

Основная часть урока.

Работа по теме урока

1.Урок начнём с лингвистической разминки.

У вас на столах карточки. Прочитайте текст.  ( Текст можно записать)

1.Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском или отцовском сердце радостью или болью, счастьем или страданием.

2. И человеческий долг детей – платить родителям за их безграничную любовь и преданность тем же: заботами, любовью и преданностью.  ( Сухомлинский)

( Проверка по слайду) Поставьте баллы. Нет ошибок- 5, 1 ошибка - 4….

Таймд Пэа Шэа.

Цель: развитие коммуникативных навыков, умение слушать своего собеседника.

- Сформулируйте главную  мысль текста:

Инструкция:

Учитель задаёт вопрос, даёт время на размышление. Выделяет определённое количество времени на каждого ученика.

1.Ученик А делится своим ответом, ученик Б активно слушает.

2.По истечении времени Ученик Б положительно комментирует ответ Ученика А

3. Ученики меняются ролями.

 Подумайте 10с. –  Выскажите своё мнение.  Начинает тот, у кого светлее волосы. У вас по 15  сек. Поменяйтесь ролями. Ответит участник № .., стол № ..

Учитель: У вас получились интересные ответы. Молодцы!

Продолжаем работать с текстом.

Используем структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.

 Цель: развитие навыков сотрудничества, социальных навыков и навыков коммуникации.

-У вас на столах 4 листочка и 4 ручки. Работаем в команде.                           Инструкция.                                                                                                               1.Учитель задаёт вопрос – даёт время подумать – даёт время на выполнение каждого задания.                                                                                                         2.Все 4 ученика одновременно записывают ответ на первое задание в свой листочек.                                                                                                                           3.После окончания времени учитель даёт сигнал для того, чтобы ученики централизованно передали листочки.

4. Все ученики письменно отвечают на вопрос в полученном листочке, затем передают по кругу.

Вопросы:

1.Подчеркните однородные члены в 1 предложении.

2. Сколько рядов однородных членов в 1 предложении. Ответ запишите цифрой.( 3 )

3. Выпишите союзы из 1 предложения.( или, или, или)

4.Подчеркните однородные члены во 2 предложении и постройте схему.

-Проверьте ответ в команде.

- А сейчас проверим, что у нас получилось.

Выполним несколько заданий в формате ОГЭ.

 

  1. Выпишите слово с непроизносимой согласной в корне  слова.

 ( сердце)

  1. Замените согласование « материнское сердце» типом связи управление.( сердце матери)
  2. Выпишите слово, в котором написание приставки зависит от звонкости/ глухости последующего согласного.( безграничную)
  3. Выпишите грамматическую основу 2 предложения.  ( долг платить)

- Проверьте ответы в команде.

- Участники под № 2 назовите  ответы.

Поставьте баллы в тетрадь.

1.создание благоприятной окружающей среды.

2.вовлечение в совместную работу

Развитие навыков работы в команде

 ( Кооперативное обучение), основанное на принципах ПАЙС:

- позитивная взаимозависимость;

- индивидуальная ответственность;

- равное участие;

-одновременное взаимодействие.

Межличностная функция: развитие коммуникативных навыков;

Социальные навыки: активное слушание, выражение мнения.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока.

Цель структуры Таймд Пэа Шэа: развитие коммуникативных навыков, умение слушать своего собеседника

Межличностная функция:

1.развитие навыков активного слушания; 2.развитие социальных навыков.

Цель структуры СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ:

Академическая функция: построение знаний;

Межличностная функция: развитие навыков сотрудничества, социальных навыков и навыков коммуникации.

2

5 мин.

Актуализация пройденного материала

- Молодцы! У вас всё получилось. И задания в формате ОГЭ выполнили и однородные члены выделили.

- Мне интересно, как же  вы  нашли в предложениях однородные члены?

 - По определённым признакам.

Структура СТЁ ЗЕ КЛАСС

-Назовите признаки однородных членов предложения, нумеруя каждый из них.

- Подумайте, запишите.

-Прочертите горизонтальную линию.

- Встаньте. Задвиньте стул. Разойдитесь, держите руку поднятой  в поиске партнёра, который не является партнёром по команде.

-Обменяйтесь мнениями.

-Проверьте в команде.

-Назовите признаки. Встаньте участники под № 3. Назовите признаки однородных членов.

- Молодцы!

Классбилдинг – одновременное участие и взаимодействие всех учащихся, а также развитие навыков сотрудничества и коммуникации.

Межличностная функция: вовлечение в совместную работу, для обучения и расширения своих знаний, опираясь на знания других.

Социальные навыки: похвала, приветствие.

3.

  8 мин.

4 мин.

Мыслительный приём ТОКИН МЭТ.  Тема « Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Команда пишет отчёт по теме«« Знаки препинания в предложениях с однородными членами», используя мыслительный приём  Токин Мэт.

Учащиеся генерируют идеи, создают взаимосвязи, формулируют вопросы, анализируют ответы и делают выводы.

Инструкция:

1 этап

1.Учитель задаёт тему для обсуждения и время для размышления.

2.Ученики записывают как можно больше фраз или слов по теме индивидуально и в тишине.

2 этап

1.Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя идеи стрелками) или с целью формулирования вопросов по теме.  Первый стол переходит ко 2 столу,  2       стол – к 3 столу,  3 стол  к 4 …- ( Повторить 2 раза)

3 этап

1.Ученики, создавшие ТОКИН МЭТ, подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя связи.

3.Команды презентуют свои ТОКИН МЭТЫ друг другу.

-Молодцы! Вам удалось установить взаимосвязи, сделать правильные выводы.

- Прикрепите ТОКИН МЭТЫ на стену.

- Отличная работа.!!!

- Мы повторили теоретический материал, теперь проверим знания на практике.

Работаем в паре. Посмотрите на карточки и сформулируйте задания.

Релли Коуч.

Цель: научить учеников генерировать идеи, создавать взаимосвязи, формулировать вопросы, анализировать ответы и делать выводы.

Тип мышления: установление связей с предыдущими знаниями, умение задавать вопросы.

Академическая функция:  мыслительные навыки; презентация информации

Межличностная функция: развитие коммуникативных навыков; развитие социальных навыков.

Академическая функция: отработка навыков;

 

 ИМЯ   ______________________________________________                                 ИМЯ ____________________________________    

Подчеркни  однородные члены

Постройте схемы

Подчеркни  однородные члены

Постройте схемы

1.Радостью,  счастьем , надеждой -  всем  поделись  со  своим  другом.

[О, О, О - О ]

1.Ищи  товарища  лучше  себя,   а   не  хуже.

[ О, а  О ]

2. Я  закрыл свою тетрадь  и  вышел  в сад.

 [ О  и   О ].

2.В  людях  мы  особенно  ценим  следующие черты:  ум,   волю , трудолюбие.

 [О: О, О, О].

3.Друг  говорит  в  глаза  не  только  о  достоинствах,  но  и  о  недостатках  своего  товарища.

[…  не  только  О,  но  и   О ].

3.То  садился  он  на  диван , то  подходил  к  окну.

[ То  О, то  О ]

2 ученика у доски  строят схемы, затем все проверяют.

КОПИ КЛЭП

1.Учитель хлопает в ладоши в определённом ритме.

2.Ученики прекращают всё, что делали. Поворачиваются лицом к учителю и повторяют ритм хлопка все вместе.

- Молодцы!  Продолжаем работать. Вас ожидает самостоятельная работа.

4 мин

Самостоятельная работа. Тест  Однородные члены  (8 класс)

Вариант 1

А1. Какое утверждение ошибочно?

1) Однородными могут быть любые члены предложения.

2) Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова.

3) Однородные члены всегда выражаются одной частью речи.

4) В предложении может быть больше одного ряда однородных членов.

А2. Какой союз является разделительным?

1) ни… ни           2) зато         3) как… так и       4) то… то

А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) За дверью послышался не то смех, не то плач.

2) Последнее время приходилось работать и день и ночь.

3) Овощи не только вкусны, но и полезны.

4) Говорил он бойко, однако, бестолково.

А4. В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1) Медведи – животные большие сильные да и ловкие.

2) Цветы могут быть как однолетними так и многолетними.

3) Пушкин собирал народные песни и сказки в Одессе и в Кишинёве и в Псковской губернии.

4) Стоял тихий сентябрьский денёк.

Вариант 2

А1. Какое утверждение ошибочно?

1) Сочинительная связь, соединяющая однородные члены, выражается союзами или только интонационно.

2) Повторяющиеся слова являются однородными членами.

3) Однородные члены могут быть распространёнными.

4) Определения-эпитеты обычно бывают однородными.

А2. Какой союз является противительным?

1) либо           2) не то… не то            3) не только… но и       4) однако

А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Колокольчик звонко плачет и хохочет, и визжит.

2) Не слышно ни стука, ни шороха.

3) Мой компьютер старенький, зато надёжный.

4) Разговор шёл то по-русски, то по-английски.

А4. В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1) На стол постелена красивая льняная скатерть.

2) Что ты встал ни свет ни заря?

3) Человек с трудом переносит как мороз так и жару.

4) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.

Самопроверка по ключу, выставление баллов.

Конец урока

2 мин

Д.З.

-Подведём итоги. Сколько же баллов вы набрали? Посчитайте.

Учащиеся называют баллы, учитель ставит оценки.

-  Вы замечательно работали. У вас всё получилось.

- А сейчас напишите СМС родителям, используя однородные члены предложения. Выразите им слова благодарности в одном предложении.

- Подготовиться к контрольному диктанту. Из книги Д.С.Лихачёва выписать 5 предложений с однородными членами.

1мин.

Рефлексия

             Урок

         Я  на  уроке

             Итог

1. Интересно

1. Работал

1. Уверен  в своих  знаниях.

2. Скучно

2. Устал

2. Нужно повторить некоторые правила.

3. Безразлично

3. Помогал  другим.

3. Понял, что плохо усвоил тему.

- Спасибо за урок.

Итого

45 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность на базе КФУ

Работая по теме "Использование современной инновационной технологии метода проектов в обучении математики", были созданы учащимися интересные проектные работы. С долгосрочными проектными работам...

Инновационная деятельность на базе КФУ

Конспект урока по теме "Служебные части речи" 7 класс. Урок с использованием интерактивных методов обучения....

Инновационная деятельность на базе КФУ

Конспект открытого урока по теме " Сложноподчинённое предложение.Повторение" .Урок с использованием интерактивных методов обучения....

Инновационная деятельность на базе КФУ

Конспект урока по теме "Служебные части речи". Урок с использованием интерактивных  методов...

Инновационная деятельность на базе КФУ

Мастер- класс "Использование интерактивных методов обучения с целью  совершенствования качества образования через обучающие структуры....

"Инновационная деятельность на базе КФУ"

урок русского языка в 6 классе по требованиям ФГОС ООО...