Инновационная деятельность на базе КФУ
опыты и эксперименты по математике на тему

Вафина Дильшат Зиннуровна

Работая по теме "Использование современной инновационной технологии метода проектов в обучении математики", были созданы учащимися интересные проектные работы. С долгосрочными проектными работами учащиеся выступали на научно-практических конференциях. Для обобщения опыта работы по выбранной мною теме планирую:

1. проведение лекционных и практических занятий по теме: «Применение инновационных технологий  на уроках математики»;

2. организацию и проведение стажировочной площадки для учителей математики по теме: «Методическая система работы учителя математики  в условиях введения ФГОС ООО»;

3.проведение мастер-класса: «Решение заданий ЕГЭ по математике.  Олимпиадные задания» ; 

4.выступления на семинарах, круглом столе: «Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в условиях перехода на ФГОС ОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_rip_vafina.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование современной инновационной технологии метода проектов в обучении математики»

Вафина Д.З., учитель математики

МБОУ «Кутлу-Букашская СОШ»

Рыбно-Слободского муниципального района РТ.

 

        Основная задача современной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него проблемы.

Основные цели обучения  в современном мире, формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Немаловажную роль в достижении самостоятельного мышления учащихся играет метод проектов.

        Целью  проектного обучения  является создание  условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

        При использование проектного обучения в центр внимания ставится учащийся, которому оказывается содействие  для раскрытия его творческих способностей. Образовательный процесс при этом  строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении. Индивидуальный подход  работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития. Немаловажным  в разработке учебных проектов является комплексный подход, который способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося. Осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

        Взаимосвязь учителя и учащихся в образовательном процессе. С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

        Этап1. Разработка проектного задания.

        Выбор учителем возможных тем и предложение учащимся, либо предложение учащимся самостоятельно выбрать тему проекта.

Обсуждение  и принятие общих  решений по теме.

Выделение подтем в темах проекта.

Подготовка материалов к исследовательской работе.

Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

        Этап 2. Разработка проекта.

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Осуществление учащимися  поисковой деятельности.

        Этап 3. Оформление результатов.

У консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

        Этап 4. Общественная презентация.

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс).

Учащиеся презентуют результаты своей работы.

        Этап 5. Рефлексия.

Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.

Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

        Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую - что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д.  Но, главное, он рассчитан, на умение работать с различными источниками информации.

        Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение).

        Возможные темы учебных проектов  разнообразны как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Одним из видов деятельностного подхода обучения математики, который  мною применяется – это метод проектов. Учащиеся получают минимальный начальный объём информации и систему заданий раскрывающих содержание конечной цели, которые условно называются вехами. Эти вехи указывают направление «дороги», а обучаемый должен сам построить «дорогу», т.е. достичь конечной цели – получить максимум научной информации.

Остановлюсь на примерах. Применение метода проектов во внеурочной деятельности. В школьной секции математики, учащиеся создают долгосрочные  научно-исследовательские проекты по математике. Над долгосрочными проектами  обучающиеся работают по несколько месяцев, с которыми выступают на научно-практических конференциях,  конкурсах, где занимают призовые места.  В  8 классе учащиеся работали над проектом «Инженерно-технические  проекты кровли к строительству домов». Вместе мы отправились на экскурсию строительства домов.  Поставили вопрос нахождения наиболее экономически целесообразного числа профнастила той и другой длины,  которое следует использовать для покрытия крыш домов. Заострила внимание учащихся на «экономически целесообразно», что это может означать? Для нахождения ответа на этот вопрос, изучили  разные виды крыш домов  при одинаковых его размерах.  

В  6 классе  учащиеся работали над проектом «Математика в моей будущей профессии «Медсестра»». Вместе мы отправились на экскурсию в Кутлу-Букашскую врачебную амбулаторию.

Ежедневно медицинские работники ведут статистику: собирают, обрабатывают, анализируют данные. Узнали, что для того, чтобы провести дезинфекцию рабочего места медсестре нужно приготовить 3% раствор хлорамина. Без знания математики она просто не сможет этого сделать. За один рабочий день посетили нашу амбулаторию десятки людей. Их всех зафиксировали в специальной таблице. К концу дня делали итог: Всего обратившихся – 34 человек(100%). Из них здоровых -  24 чел(70,58%)

Выявлено патологий – 10 чел(29,42%).  По итогам полученных

данных высчитывается процент прошедших осмотр, общий процент от количества населения и количества обращений в неделю, месяц, квартал. Детям было интересно то, что в работе медицинские сестры используют элементарные формулы деления, сложения и вычитания. Например, врач Агзямов Г. назначил пациенту Хасаншину Ф по 15 мг лекарства в день в три приема. А таблетки в упаковке по 10 мг, значит нужно15:3=5мг за один прием. Так как таблетки имеют массу10мг, то потребуется 1,5 таблетки.

        Ученик 5 класса Вафин И. работал над проектом «7 и 13. Верить или не верить».  Изучил,  какое число счастливее, 7 или 13.   Для этого он изучил общественное мнение, анализ успеваемости учащихся, родившихся 7 числа и 13 числа,  результаты успеваемости учащихся  5б класса  7 и 13 чисел с сентября 2014 года по январь 2015года, статистические данные Кутлу-Букашской амбулатории, ОВД Рыбно-Слободского района, пожарной охраны и совета местного самоуправления  (в сравнении  чисел 7 и 13), изучил историю Великой Отечественной войны, делал выводы о  «плюсах» и «минусах» чисел 7 и 13. С этой работой  Вафин И. стал победителем в муниципальной  научно-практической конференции учебно-исследовательских и проектных работ учащихся «В мир науки».    

     Важным среди методов формирования компетентностей являются индивидуализация и дифференциация, деятельностный  подход и самостоятельная работа обучаемых на основе информационных технологий. Проектной деятельностью обучаемые занимаются и на уроках математики. Здесь проекты имеют краткосрочный и среднесрочный характер. Краткосрочные и среднесрочные проекты уместны на нестандартных уроках или уроках обобщающего характера. Например, после  изучении темы  «Проценты» можно предложить учащимся на уроке выбрать из предложенных заданий  нестандартное, привести решение и «прорекламировать» его, т.е. презентовать с помощью документ-камеры и защитить краткосрочный проект. Например:

1.        Решите задачу:  Вычислите скидку на два, выбранных покупателем товара, и стоимость его покупки.

Товар:                                    скидка на данный товар:

Шуба - 38 500 рублей                                 14 %

Сапоги – 7 800 рублей                                 10%

Шапка - 2 200 рублей                                     8 %

Спортивный костюм - 3 200 рублей            11 %

Кроссовки – 1 850 рублей.                                   5 %

Решив задачу, обучающийся кладёт лист с решением под документ - камеру и весь класс    видит решение задачи на экране.

 Обучающийся объясняет ход  решения, отвечает на вопросы одноклассников.

2.         Работа в группах: решение нестандартных задач.

Выясните, что выгоднее:

- Положить в банк на год 30 000 руб. под 8%  годовых,

- Положить в банк на год 40 000 руб. под 7%  годовых?

Каждая группа объясняет решение задачи, далее выбирается наиболее оптимальное решение.

На примере решения задач мы увидели все этапы разработки краткосрочных проектов. 1 этап. Учащиеся самостоятельно выбрали из предложенных задач – свою. 2 этап. Осуществление учащимися поисковой деятельности. 3 этап. Учащиеся оформили результаты решения на листах. 4 этап. Учащиеся презентуют результаты своей работы. 5 этап. Рефлексия. Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. В данном случае мы увидели индивидуальную самостоятельную  и групповую деятельность учащихся.

        И среднесрочные проекты. В продолжении темы урока «Арифметическая и геометрическая прогрессии» с целью доведения до понятия учащихся углубленные вопросы темы, с целью популяризации математики среди учащихся за неделю до проведения нестандартного урока учащимся было дано задание разобраться в банковских вопросах кредитов, в том числе ипотечных, штрафов, вкладов. Ребята подготовили проект под названием «Банковские этюды» используя задачи из ЕГЭ.

         Итак,  при использовании проектного обучения осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях. Критериями оценки являются достижение и цели проекта, достижение метапредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Реализация деятельностного подхода обучения математики с помощью метода проекта должна проводиться по модели Н.В. Гоголя: дать направление дороги, а дорогу должен выстроить сам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность на базе КФУ

Конспект урока по теме "Служебные части речи" 7 класс. Урок с использованием интерактивных методов обучения....

Инновационная деятельность на базе КФУ

Конспект открытого урока по теме " Сложноподчинённое предложение.Повторение" .Урок с использованием интерактивных методов обучения....

Инновационная деятельность на базе КФУ

Конспект урока по теме "Служебные части речи". Урок с использованием интерактивных  методов...

Инновационная деятельность на базе КФУ

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями проекта " Совершенствование качества образования в Республике Татарстан" по технологии Кооперативного обучения Школ Прево...

Инновационная деятельность на базе КФУ

Мастер- класс "Использование интерактивных методов обучения с целью  совершенствования качества образования через обучающие структуры....

"Инновационная деятельность на базе КФУ"

урок русского языка в 6 классе по требованиям ФГОС ООО...