Инновационная деятельность на базе КФУ
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока по теме "Служебные части речи" 7 класс. Урок с использованием интерактивных методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_sluzhebnye_chasti_rechi_7_klass.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе учителя высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №2» г. Нурлат РТ
Бажановой Надежды Анатольевны
по теме «Служебные части речи» с использованием обучающих структур
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели урока:
Обучающая: актуализировать знания обучающихся по изучаемой теме «Служебные части речи», используя обучающие структуры кооперативного обучения
Развивающие:
1) способствовать развитию у обучающихся коммуникативных навыков;
2) способствовать формированию у обучающихся умения работать в сотрудничестве с другими людьми.
Воспитательные:
1) способствовать развитию у обучающихся чувства уважения к другим людям и к самому себе;
2) воспитывать чувство доброты.
Оборудование:
- менеджмэты
- песочные часы
- листы формата А3
- маркеры различных цветов
- магниты для школьной доски
- рабочие листы
Материалы и источники: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др; – М.: Просвещение , 2010.
Обучающиеся работают в команде по 4 человека. На уроке используются структуры Кооперативного обучения, инструкции чётко прописаны.
Ход урока
1. Организационный момент
-Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята. Я рада встрече с вами.
Приветствие. Поприветствуем друг друга. ( Приветствие партнёра по плечу, партнёра по лицу).
- А сегодня, действительно, добрый день? Хочу узнать ваше мнение.
Продолжите предложение.
• Сегодня добрый день, потому что…
Вы можете высказать свое мнение, используя обучающую структуру РАУНД РОБИН.
Подумайте 10 сек. Ученики по очереди делятся устными ответами с членами своей команды. Начинает ученик №1…
-Встаньте ученики №3. ( Заслушиваются ответы)
Учитель: У вас получились интересные ответы.
- Я уверена, что сегодня мы вместе хорошо поработаем. Ведь мы одна команда. Возьмитесь за руки.
(При этом развиваются: Межличностные функции: развитие коммуникативных навыков; Социальные навыки: активное слушание, выражение мнения.)
2. Самостоятельное выведение темы урока учащимися
- Сформулировать тему урока нам поможет небольшое стихотворение
- Отгадайте загадку:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы-
И в этом их главный секрет.
- О каких частях речи мы поговорим на уроке?
- Правильно, служебные.
- Запишите тему урока: «Служебные части речи»
- Какова цель урока?
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока.
3. Актуализация пройденного материала
- Что мы знаем о служебных частях речи?
Работа с текстом.
Используем обучающую структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.
Цель: развитие навыков сотрудничества, социальных навыков и навыков коммуникации.
-У вас на столах 4 листочка и 4 ручки. Работаем в команде. Инструкция.
1. Учитель задаёт вопрос – даёт время подумать – даёт время на выполнение каждого задания.
2. Все 4 ученика одновременно записывают ответ на первое задание в свой листочек.
3. После окончания времени учитель даёт сигнал для того, чтобы ученики централизованно передали листочки.
4. Все ученики письменно отвечают на вопрос в полученном листочке, затем передают по кругу.
Вопросы:
1. Назовите общие признаки служебных частей речи.
(выполняют служебные функции; не имеют лексического значения; не изменяются; не являются членами предложения).
- Прочитайте текст и выполните задания:
1. Человек начинается с доброты.
2. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. 3. Владимир Мономах говорил: «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее». 4. В течение всей жизни делайте добрые дела ради счастья людей.
2. Выпишите предлоги из 3-4 предложений: 3. Выпишите союз из 1- 2 предложений: 4. Выпишите частицы из 2-3 предложений:
- Сейчас проверим. Встаньте ученики № 2. На первый вопрос ответит…., на второй вопрос ответит…, и т.д.
Обучающая структура ТАЙМД ПЭА ШЭА.
Цель: развитие коммуникативных навыков, умение слушать своего собеседника.
- Сформулируйте главную мысль текста:
Инструкция:
Учитель задаёт вопрос, даёт время на размышление. Выделяет определённое количество времени на каждого ученика.
1. Ученик А делится своим ответом, ученик Б активно слушает.
2. По истечении времени Ученик Б положительно комментирует ответ Ученика А.
3. Ученики меняются ролями.
Подумайте 10с. – Выскажите своё мнение. Начинает тот, у кого светлее волосы. У вас по 15 сек. Поменяйтесь ролями. Ответит участник № .., стол № ..
Учитель: У вас получились интересные ответы.
- Сформулируйте главную мысль текста:
(Проявление доброты - это счастье. … )
4. Обобщение и систематизация знаний
- Какие служебные части речи мы изучили?
Работа по теме урока. Предлоги и союзы.
Это интересно.
- А знаете ли вы о частоте употребления служебных частей речи в языке?
- Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.
Без служебных частей речи невозможно обойтись.
- Что мы знаем о предлогах и союзах?
1. Актуализация теоретического материала с использованием обучающей структуры ФЭН-ЭН-ПИК.
Инструкция:
1. Постановка задачи. Команды по 4 человека получают от учителя карточки с вопросами. Ученик №1 берёт лист, делит его пополам - передаёт партнёру по плечу – делят пополам, передают партнёру по лицу. Необходимо пронумеровать каждый листочек. Получается 4 листочка.
Объясняются правила:
- Каждый член команды имеет порядковый номер. Ученик 1держит карточки веером и говорит: « Выбери любую карточку». Ученик 2 достаёт любую карточку и зачитывает вопрос вслух. Затем даёт 5 секунд для размышления. Ученик 3 отвечает. Отзыв на него (да или нет) и комментарий на него озвучивает ученик 4, хвалит его или помогает ответить. Если в команде только три участника, то Ученик 2 выполняет как свою роль, так и роль ученика 3.
2. Работа в группах. После первого раунда игры ученики меняются ролями по часовой стрелке до тех пор, пока не будут вынуты все карточки.
3. Подведение итогов. Проводится в форме заслушивания ответов учеников на вопросы карточек.
Вопросы: |
1.Что такое предлог как часть речи? |
2.В чём отличие производных предлогов от непроизводных? |
3. Что общего между предлогами и союзами? |
4. Что такое союз как часть речи? |
- Встаньте, ученики № … ( Заслушиваются варианты ответов)
- Вы замечательно поработали, внимательно слушали друг друга, помогали друг другу.
- Отличная работа! Мы продолжаем работать.
(При этом развиваются: Академические функции: построение знаний; актуализация знаний; обработка информации: сохранение новой информации в памяти посредством взаимодействия учащихся. Межличностные функции: развитие навыков активного слушания; социальные навыки: соблюдение очередности, поощрение, каждый выполняет свою роль)
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
- Мы повторили теоретический материал, теперь проверим знания на практике. Используем обучающую структуру ФАЙНД САМУАН.
Встаньте. Задвиньте стул. Разойдитесь, держите руку поднятой в поиске партнёра, который не является партнёром по команде.
В паре ученик А задаёт вопрос из таблицы; Ученик Б отвечает.
Ученик А записывает ответ в его/её таблицу. Ученик Б проверяет и утверждает ответ. Ученик Б задаёт вопрос; Ученик А отвечает. Ученик Б записывает ответы в его/её таблицу. Ученик А проверяет и утверждает ответ. Расходимся до тех пор, пока таблица не заполнена. Учитель просит встать участников под №3 и по очереди проверить ответы, учитель на доске записывает варианты ответов.
Найди того, кто знает. | ИМЯ | ОТВЕТ | |
1. | Как пишется предлог (НЕ)СМОТРЯ НА непогоду ? | ||
2. | Как пишется предлог (НА)СЧЁТ экскурсии? | ||
3. | Как пишется (в)следстви… непогоды? | ||
4 | Как пишется предлог (на)встречу нам ? | ||
5 | Как пишется (В)ТЕЧЕНИЕ дня? |
КОПИ КЛЭП
1.Учитель хлопает в ладоши в определённом ритме.
2.Ученики прекращают всё, что делали. Поворачиваются лицом к учителю и повторяют ритм хлопка все вместе.
- Молодцы!
(При этом развиваются: академические функции: отработка навыков; межличностные функции: вовлечение в совместную работу, для обучения и расширения своих знаний, опираясь на знания других; социальные навыки: похвала, приветствие)
- Мы хотим, чтобы наша речь была грамотной. И очень важно правильно использовать в своей речи предлоги.
Используем обучающую структуру НАМБЕД ХЕДС ТУГЭЗЕ.
Инструкция:1.Учитель задаёт вопрос-задание. 2. Даёт время для размышления. 3.Ученики самостоятельно записывают ответ. 4. Совещаются, склонив, говорят тихо. 5. Коллективное решение принято. Каждый ученик знает ответ. 6. Названные учителем ученики от каждого стола по очереди предъявляют ответ. 7. Ученики хвалят те команды, которые ответили правильно.
Вопрос –Подумайте 10 сек.- Ответ запишите - Обсудите тихо ответ вместе.- Примите решение – Запишите ответ на листочке. – Сдайте учителю.
Задание:
Найди грамматическую ошибку.
- А) Поезд ушёл согласно расписания.
Б) Шли по долине в течение целого дня.
В) Напишите отзыв о книге.
- А) Благодаря упорному труду экзамены были сданы хорошо.
Б) Таблетки для головной боли.
В) Ошибки допущены вследствие невнимательности.
Напиши слово. 3. В конце какого производного предлога стоит сотня? (вместо)
- К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)
Проверка по эталону.
6. Контроль усвоения
Мыслительный приём ТОКИН МЭТ (Говорящий листок).
Тема « Служебные части речи»
- Команда пишет отчёт по теме «Служебные части речи», используя данный мыслительный приём.
Учащиеся генерируют идеи, создают взаимосвязи, формулируют вопросы, анализируют ответы и делают выводы.
Инструкция:
1 этап:
1.Учитель задаёт тему для обсуждения и время для размышления.
2.Ученики записывают как можно больше фраз или слов по теме индивидуально и в тишине.
2 этап:
1.Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя идеи стрелками) или с целью формулирования вопросов по теме. Первый стол переходит ко 2 столу, 2 стол – к 3 столу, 3 стол к 4 …- ( Повторить 2 раза)
3 этап:
1.Ученики, создавшие ТОКИН МЭТ, подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя связи.
3.Команды презентуют свои ТОКИН МЭТ друг другу.
-Молодцы! Вам удалось установить взаимосвязи, сделать правильные выводы. Прикрепите ваши ТОКИН МЭТ на стену.
7. Постановка домашнего задания
При помощи мыслительного приема 400 РУБЛЕЙ САМЭРИ следует написать обобщение, итоговую информацию по теме «Служебные части речи» объемом 40 слов.
8. Рефлексия
Применяется мыслительный прием «Раньше я думал, что… . А теперь я думаю, что …»
Объявление оценок за урок. Учащиеся работали в рабочих листах.
Учитель: Наш урок мне бы хотелось закончить строчками из стихотворения.
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на земле. (А. Лесных)
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность на базе КФУ
Работая по теме "Использование современной инновационной технологии метода проектов в обучении математики", были созданы учащимися интересные проектные работы. С долгосрочными проектными работам...
Инновационная деятельность на базе КФУ
Конспект открытого урока по теме " Сложноподчинённое предложение.Повторение" .Урок с использованием интерактивных методов обучения....
Инновационная деятельность на базе КФУ
Конспект урока по теме "Служебные части речи". Урок с использованием интерактивных методов...
Инновационная деятельность на базе КФУ
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями проекта " Совершенствование качества образования в Республике Татарстан" по технологии Кооперативного обучения Школ Прево...
Инновационная деятельность на базе КФУ
Мастер- класс "Использование интерактивных методов обучения с целью совершенствования качества образования через обучающие структуры....
"Инновационная деятельность на базе КФУ"
урок русского языка в 6 классе по требованиям ФГОС ООО...
Реферат на тему: “ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
Материал предназначен для всех педагогов....