Сценарий урока "Лингвистический бой"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Презентация и разработка к конкурсу русского языка "Лингвистический бой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий конкурса русского языка "Лингвистический бой" | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ БОЙ
(финальный этап конкурса)
Проводится в форме интеллектуальной игры.
Задачи финального этапа: развитие языковой интуиции учащихся; развитие умения коллективной работы; развитие умения публичной защиты творческого задания.
Оборудование:
- стол и стулья для членов жюри;
- столы по числу команд;
- стулья по числу участников команд;
- табло для финального конкурса;
- протоколы судейства финального конкурса;
- песочные часы.
Участники: команды-победители по итогам отборочного тура (учащиеся 7-8 классов образовательных учреждений города); ведущий. Хранитель времени, члены жюри.
Ход конкурса
Ведущий. Уважаемые участники конкурса, учителя и члены жюри! Сегодня мы встречаемся в финальном этапе городского конкурса по русскому языку. Именно сегодня определится лучшая команда города среди 7-8 классов. Команда, которая проявит знания и смекалку при выполнении заданий, команда, которая не только научилась работать в группе и сумеет быстро найти решение выбранных заданий, но и сможет публично представить это решение на суд жюри.
Слушаем приветствие жюри от каждой команды.
Команды по часовой стрелке по очереди поднимаются и произносят свое приветствие.
Ведущий. Сейчас один из членов каждой команды выйдет ко мне и вытащит номер, который определит порядок участия команды в защите домашнего задания.
Проходит жеребьевка.
Ведущий. Итак, каждая команда выходит согласно жеребьевке на сцену и произносит свое «Похвальное слово русскому языку». Жюри оценивает этот этап по следующим критериям:
• соответствие выбранному жанру и стилю;
• выразительность и эмоциональность устного представления;
• актуальность содержания;
• оригинальность.
Максимальный балл за домашнее задание - 20 баллов (по каждому критерию - 5 баллов). Время представления
домашнего задание от J до 5 минут. Выбор жанра и стиля свободный.
Защита домашнего задания.
На сцену выходят команды в порядке, определенном жребием. Идет публичное выступление на тему «Похвальное слово русскому языку». Жюри подводит итоги. Называется лучшая команда и рейтинг остальных команд. Теперь согласно рейтингу команды участвуют в следующем этапе финальной игры.
Ведущий. Итак, начинаем основной этап сегодняшнего конкурса - «Лингвистический бой». На доске вы видите табло. На нем обозначены пять номинаций конкурсных заданий.
Темы | Команды | ||
1 | 2 | ||
Слово не воробей | |||
Заморочки | |||
Фонограф | |||
Стройплощадка | |||
Зри в корень |
Вы сами выбираете номинацию и отвечаете на вопросы по очереди. Ведущий озвучивает вопросы. На обсуждение отводится 1 минута. Команда имеет право выбрать подряд не более трех заданий при условии правильного решения каждого задания. Если решение неправильное, то следующая по рейтингу команда может по сигналу ведущего представить на суд жюри свое решение и заработать поощрительный балл в половину стоимости данного задания. Следующий ход переходит к этой команде.
Всем ясны условия проведения «Лингвистического боя»? Ну что ж, начинаем!
Команда выбирает номинацию и задание. Ведущий озвучивает его для всех команд. Помощник ведущего зачеркивает на табло выбранное задание. Хранитель времени (один из членов оргкомитета) по прошествии одной минуты возвещает сигналом колокольчика, что время истекло. Один из членов команды озвучивает решение.
ЗАДАНИЯ ФИНАЛЬНОЙ ИГРЫ
ТЕМА «СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ»
Баллы | Задания | Ответ | ||
1 | 2 | 3 | ||
10 | После того, как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, которого по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и назвался Цветиком. Каким термином называется в русском языке новое имя Пудика - Цветик? | Псевдоним | ||
20 | Он в голове у легкомысленного, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит у них в кармане | Ветер | ||
30 | Объясните разницу в значении слов факт - фактор. Как называются такие слова? | Факт-действительное событие, явление Фактор — движущая сила, причина события, явления. Эти слова-паронимы | ||
40 | Подберите фразеологизм к толкованию: вопрос, требующий для своего решения большой осмотрительности, такта | Щекотливый вопрос | ||
50 | От названия площади у колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, где в старину оглашались царские указы, пошло крылатое выражение. Вспомните это выражение. Что оно означает? | Во всю Ивановскую-значит громко |
ТЕМА «ЗАМОРОЧКИ»
Баллы | Задания | Ответ | ||||
1 | 2 | 3 | ||||
10 | Придумайте предложения со словом надо, чтобы оно было разными частями речи | Надо полить огород. Надо мной кружилась ворона | ||||
20 | Подберите слова разных частей речи (глагол, существительное, наречие), состоящие из двух букв | Ем, юг, уж | ||||
30 | Какого рода в русском языке слово дружище? | Муж. р. Это мы определяем по характеру согласования с определениями: Дорогой мой дружище! | ||||
40 | Назовите три женских имени, значение которых понятно без специальных объяснений. Они всегда упоминаются вместе, но одно из них имеет уникальную грамматическую особенность. Какую? | Вера, Надежда, Любовь. Имя Любовь в род., дат., пред., падежах отличается от нариц. сущ. любовь: любви, но Любови | ||||
50 | Какие изменения в грамматическом строе русского языка можно наблюдать на примере отрывка из «Сказки о царе Салтане...» А. С. Пушкина? Князь у синя моря ходит С синя моря глаз не сводит | В современном русском языке краткие прилагательные не склоняются и не выступают в роли определений |
ТЕМА «ФОНОГРАФ»
Баллы | Задание | Ответ |
1 | 2 | 3 |
10 | Какую ошибку допустил писатель Е. Чарушин в названии своего произведения «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»? | Не букву, а звук |
20 | Что такое буквица - это увеличенная буква или, наоборот, уменьшенная? | Буквица - увеличенная красочная начальная буква текста. В старинных изданиях она служит элементом художественного оформления |
30 | Какой фонетический признак объединяет слова: отдалиться, просьба, сгибать? | Озвончение глухих согласных |
40 | Слово океан в народной речи иногда произносится как окиян. Зафиксирован такой вариант и в сказке Пушкина: - А какое ж это диво? - Где-то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой... Почему заимствованное из греческого языка слово океан превращается в русской речи в окиян! Случаен ли этот факт? | Для фонетики русского языка нехарактерны сочетания двух гласных звуков внутри морфемы (зияние). Если такие случаи встречаются, то народная речь пытается их исправить путем вставки между гласными дополнительного согласного [j] |
50 | Прочитайте правильно предложение: Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер | Мальчик ба-лов'ался и на-ро[ш]но положил рак'ушку на компьют[э]р |
ТЕМА «СТРОЙПЛОЩАДКА»
Баллы | Задание Ответ | |
1 | 2 3 | |
10 | Разберите по составу данное слово: добродетельный | дабр-о-де-тель-н-[ый| |
20 | Разберите по составу слово опростоволоситься. Объясните его значение и происхождение | О-прост-о -волос-и-ть-ся Простоволосая - го-ворили о женщине без платка. Появляться на людях с непокрытой головой было не принято, поэтому опростоволоситься означало «допустить оплошность, попасть в нелепое положение» |
30 | Как объяснить, что в словах: треножник, стреножить (лошадь) и треногий (табурет) пишется буква Е? | Эти слова сложные. Е выступает как соединительная гласная |
40 | Одинаковы ли по составу слова: слепить глаза - слепить игрушку? Каково их значение? | По строению и значению слова разные: в первом случае корень елеп, во втором - приставка ? и корень леп. Слепить - ярко освещать и слепить - сделать из какого-либо материала |
50 | Свадьба, женитьба, косьба, молотьба - какое слово лишнее и почему? | Лишнее - свадьба, оно пишется в соответствии с произношением со звонким Д несмотря на сватаТь |
ТЕМА «ЗРИ В КОРИНЬ»
.
Баллы | Задание | Ответ |
1 | 2 | 3 |
10 | В 1916 году поэтесса Марина Цветаева посвятила Александру Блоку следующие строчки: Имя твое - птица в руке. Имя твое - льдинка на языке. | Блокъ. До реформы орфографии 1918 года на конце имен сущ. муж. рода |
Одно единственное движение губ. Имя твое - пять букв. Какие именно пять букв имела в виду Цветаева? | писалась буква ъ(ер) | ||||||
20 | Послушайте цитату: «Оказывается, если взять земной диаметр и умножить на двадцать семь, получится расстояние от Земли до Луны». Происхождение какого фразеологизма объясняет данная цитата, ссылаясь на новейшие работы экзапалеолингвистов? | За тридевять земель | |||||
30 | Какова история происхождения слов копейка и рубль? | Копейка - от копьё: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Рубль - исторически связано со словом рубить. В Древней Руси при размене крупных серебряных слитков их рубили на части | |||||
40 | Отечественную войну 1812 года называли в литературе «Нашествием двунадесяти языков». Что значит слово «язык» в этом выражении? | Нашествие двенадцати народов. Язык - народ, это устаревший омоним | |||||
50 | Понедельник, вторник, среда и т. д. Раньше такие семь дней недели называли «седмица». Позже стали называть «неделей». Почему именно неделей? Как, по-вашему, возникло это слово? | Неделей называлось сначала только воскресенье, день отдыха, когда ничего не делают. Позже название дня, венчающего седмицу, перешло на весь период в семь дней |
Жюри выносит свой вердикт: «правильное решение» или «неправильное решение» и проставляет баллы в протокол.
Протокол судейства в финальной игре
Тема | 1-я команда | 2-я команда | 3-я команда | 4-я команда | 5-я команда | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Слово не воробей | ||||||||||
Заморочки | ||||||||||
Фонограф | ||||||||||
Стройплощадка | ||||||||||
Зри в корень | ||||||||||
Итого |
Конкурс заканчивается, когда исчерпаны все вопросы. Команды покидают помещение, и жюри подводит итоги. Команда, набравшая большее количество баллов в «Лингвистическом бое», является победителем конкурса.
Награждение участников конкурса
Членам победившей команды предоставляется право посещать сетевые занятия олимпиадного тренинга по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий последнего звонка "Сценарий многосерийного фильма"
интересный тематический сценарий последнего звонка....
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"
Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"
Сценарий подходит для проведения предметных недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...
Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).
Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...