Урок русского языка в 5 классе "Переходные и непереходные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема: Переходные и непереходные глаголы
Класс: 5
Тип урока: открытия новых знаний
Оборудование: мультимедийный комплекс, ноутбук, презентация (Приложение 1), учебник Русский язык, 5 класс под редакцией М.М. Разумовской, Москва, 2013
Цели
Цель учителя: сформировать умение различать переходные и непереходные глаголы.
Цель ученика: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить словосочетания гл.+сущ., распознавать переходные и непереходные глаголы, устанавливать различия между ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uro_russkogo_yazyku_v_5_klasse_perehodnye_i_neperehodnye_glagoly.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Переходные и непереходные глаголы
Класс: 5
Тип урока: открытия новых знаний
Оборудование: мультимедийный комплекс, ноутбук, презентация (Приложение 1), учебник Русский язык, 5 класс под редакцией М.М. Разумовской, Москва, 2013
Цели
Цель учителя: сформировать умение различать переходные и непереходные глаголы.
Цель ученика: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить словосочетания гл.+сущ., распознавать переходные и непереходные глаголы, устанавливать различия между ними.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимать важность исполнения роли «хорошего ученика», важности учебы и познания нового:
- объяснять самому себе «что я хочу», «что я могу»;
Метапредметные:
- регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности совместно с учителем;
- строить действия в соответствии с целью;
- составлять план выполнения учебной задачи с помощью учителя;
- выполнять действия по задуманному плану;
- определять желаемый результат;
- прослеживать связь между результатом и начальным замыслом действий;
- выявлять и называть сделанные ошибки;
- вырабатывать вместе с учителем критерии оценки;
- пользоваться критериями в процессе самооценки;
- давать оценку результатам;
- познавательные УУД:
- определять существенные признаки объектов;
- сравнивать объекты по существенным признакам;
- формулировать выводы;
- выделять ключевые мысли в тексте;
- представлять информацию в виде схем;
- слагать целостный объект из отдельных деталей;
- коммуникативные УУД:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- аргументировать свою позицию;
- сотрудничать в поиске и выборе информации;
- брать на себя инициативу в организации совместной деятельности;
Предметные:
- различать глаголы по морфологическому признаку переходности\ непреходности;
- образовывать словосочетания с именем существительным и глаголом в качестве главного слова;
- читать учебно-научный текст изучающим чтением;
- выделять в учебно-научном тексте ключевые слова.
Этап урока и его цель | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Результат | Комментарий |
Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно Запись даты. Строчка для темы. | Оформляют записи в тетрадях, готовятся к работе | ||
2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися | Организует повторение знаний, закрепление умений. Создает проблемную ситуацию 1. Сравните слова, разделенные на 2 столбика. Что общего между ними? Разгадать подойти Приласкать служить Печь бороться 2. Докажите, что все слова являются глаголами. 3. По какому признаку эти глаголы распределены на 2 группы? | Анализируя языковой материал, повторяют морфологические признаки глагола. Сравнивают объекты по существенным признакам. Строят монологическое высказывание, аргументируя свою позицию | Метапредметные результаты Определять существенные признаки объектов (П) Сравнивать объекты по существенным признакам (П) Аргументировать свою позицию (К) Предметные результаты Различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки | |
3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.) | Организует совместное открытие нового знания через совместное планирование Задание вызвало затруднение, значит, о глаголах известно не все. 1. – Назовите среди признаков глагола еще не известные: спряжение, время, переходность, число, лицо, непереходность, род. (Слайд1) 2. Сформулируйте тему урока и проблемный вопрос, на который нам предстоит ответить 3. Какова цель нашего занятия? (Слайд2) 4. Как на примере 10 глаголов в конце урока проверить результаты работы? 5. Что мы будем делать, чтобы ответить на вопрос урока и достичь цели? У нас есть подсказка – 2 группы глаголов, из которых в одной группе переходные глаголы, а в другой - нет. Организует исследование проблемной ситуации через анализ языкового материала и продуктивное чтение текста 1.Запишем эти глаголы в составе словосочетаний гл. + сущ. 2.Определим падеж имен существительных 3.Какую закономерность можно отметить? (сущ. В словосочетаниях с глаголами из первого столбика употреблены в В.п.) 4.Итак, глаголы в первом столбике управляют сущ. Именами сущ. в В.п. Как определить, переходными или непереходными они являются? (обратиться к теории в учебнике) 5.Самостоятельно по оглавлению найдите необходимый материал в учебнике 6.Опираясь на прочитанный материал, определите переходность\ непреходность наших глаголов. 7.Найдите ключевые слова, которые подтвердят, что мы правильно определили переходность\ непреходность глаголов 8.Подпишите наши столбики глаголов 9.Итак, какие глаголы являются переходными? (Слайд 3) | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. Совместно с учителем разрабатывают критерии оценки успешности своей работы по достижению цели. Планируют действия для достижения цели. Отвечают на подводящие вопросы. Составляют словосочетания, определяют падеж имен существительных. На основе материала учебника делают вывод | Личностные результаты Объяснять самому себе «что я хочу», «что я могу» Метапредметные результаты Определять цель учебной деятельности совместно с учителем (Р) Строить действия в соответствии с целью (Р) Составлять план выполнения учебной задачи с помощью учителя (Р) Определять желаемый результат (Р) Формулировать выводы (П) Определять существенные признаки объектов (П) Выделять ключевые мысли в тексте (П) Сотрудничать в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова. читать учебно-научный текст изучающим чтением; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова | Ориентировочные критерии оценивания успешности работы по достижению цели Например, если к концу урока из десяти глаголов учащиеся безошибочно определяют переходногсть\ непереходность восьми, то цель достигнута Ориентировочный план по реализации цели Исследуем глаголы и найдем общее у глаголов в каждой группе, затем обратимся к учебникам, затем потренируемся различать переходные и непереходные глаголы и в конце урока проверим себя |
4. Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи | Организует выполнение задания в учебнике Упр. 664 – работа в парах. | различают переходные и непереходные глаголы, устно и графически объясняя свой выбор. | Метапредметные результаты Определять существенные признаки объектов (П) Сравнивать объекты по существенным признакам (П) Сотрудничать в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Указывать морфологические признаки глаголов | |
5. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности | Организует построение алгоритма деятельности по новой норме Работая в парах, постройте алгоритм рассуждения при определении переходности\непереходности глаголов | Формулируют правило в виде алгоритма. Выступают перед сверстниками с результатами своей работы. Участвуют в обсуждении результатов работы | Метапредметные результаты Представлять информацию в виде схем (П) Слагать целостный объект из отдельных деталей (П) Сотрудничать в поиске и выборе информации (К) Брать на себя инициативу в организации совместной деятельности (К) | Ориентировочный образец алгоритма см. в Приложении 2 |
6. Тренинг. Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма | Организует выполнение задания в учебнике у доски Упр. 665. – действуя по алгоритму, выпишите только переходные глаголы | Выявляют глаголы, затем, действуя по алгоритму, определяют переходность\непереходность и выписывают переходные | Метапредметные результаты Строить действие в соответствии с целью (Р) Выполнять действия по задуманному плану (Р) Сравнивать объекты по существенным признакам (П) Сотрудничать в поиске и выборе информации (К) | |
7. Контроль Цель: проверить сформированность умения различать глаголы по морфологическому признаку переходности\ непреходности | Организует распределительный диктант Видеть, сочинил, уселся, прочел, прыгает, любит, стоял, приготовился, построил, вспомнил | Пишут распределительный диктант. | Предметные результаты Различать глаголы по морфологическому признаку переходности\непреходности | |
8. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности | Организует рефлексию 1. Назовите ключевые слова темы. 2. Какую цель ставили? 3. Удалось достичь поставленной цели? 4. Сформулируем критерии оценивания распределительного диктанта. Организует самооценку и обсуждение результатов | Отвечают на вопросы. Разрабатывают критерии оценивания своей работы. Участвуют в обсуждении результатов работы. | Метапредметные результаты Прослеживать связь между результатом и начальным замыслом действий (Р) Выявлять и называть сделанные ошибки (Р) Вырабатывать вместе с учителем критерии оценки (Р) Пользоваться критериями в процессе самооценки (Р) Давать оценку результатам (Р) Сравнивать объекты по существенным признакам (П) Сотрудничать в поиске и выборе информации (К) | В качестве рефлексии можно предложить выполнение теста (Слайд 6) Или использовать тест в качестве резерва |
9. Домашнее задание. | Подобрать из учебников по другим предметам предложения, в которых встречаются переходные и непереходные глаголы. |
Приложение 2
а) Найти глагол в предложении.
б) Установить, возможно ли дополнение при нём.
да нет
непереходный глагол
в) Определить падеж (поставить вопрос кого? что?).
В.п. (Р.=В.) любой другой, кроме В.п.
непереходный глагол
г) Установить, есть ли предлог.
нет есть
переходный непереходный
глагол глагол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"
"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...
Урок русского языка в 4классе "Грамматические свойства глагола"
Урок русского языка в 4-м классе Тема урока: Грамматические свойства глаголаЦель данного урока заключается в обнаружении общего ...
Урок русского языка в 6 классе "Безличные глаголы"
Данный урок проведён был в мае 2012 г и соответствует программе и учебникам под редакцией Шанского. Урок сочетает в себе традиционные учебные формы и разнообразный игровой материал, подходящий для уче...
Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.
Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....
Урок русского языка в 5 классе "Спряжение глагола"
Основным приёмом организации деятельности учащихся является создание проблемной ситуации, игра, самооценивание, просмотр теоретического материала через файловую презентацию, выполнение тренирово...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...