Лингвистический анализ художественного текста в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Якимова Елена Юрьевна

Поможет развить умение анализировать тексты,что в дальнейшем пригодится для сдачи ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_lingvist._analiz_5_klass.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический анализ  художественного текста

Цель:

- способствовать формированию коммуникативной компетенции;

- содействовать закреплению умений определять тему и основную мысль  произведения, выявлять художественные средства, использованные автором для  реализации замысла  произведения;

-способствовать формированию умений находить фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические средства, использованные автором с целью раскрытия идеи произведения,

- воспитывать   внимательное отношение к слову, бережное отношение к окружающей  природе.

Оборудование:

Распечатки текста для учащихся, таблицы для работы, компьютер, проектор.

Ход урока:

I. Организация начала занятия, постановка целей занятия.

II. Разминка (по материалам текста):

 - найти начальную форму: тяжела (тяжелый)

                                              проводов (провод)

                                               своего (свой)

                                                выбросит                 –             выбрасывает

                                 (выбросить, II спр. → И)                   (выбрасывать, I спр. → Е);

- определить разницу в значении и написании слов:

зеленый ЛЕС

«множество деревьев, растущих

на большом пространстве»        

лесник, лесной, лесок

ЛЕЗ на крышу

«взбираться, подниматься, карабкаться»

лезет, залезет

   

- назовите виды омонимов – омоформы (совпадают только в одной форме);

- в каком слове звуков больше, чем букв:   гарью (5 б, 5 зв.)

                                                                         своего (5б, 6 зв.)

- найти лишнее:        неподвижно

                                   ненасытно    (без НЕ не употребляется)

                                   недолго

- разбор словосочетания   пил ненасытно.

III. Работа  по теме урока.

Задачи: путем анализа текста, его лексических, словообразовательных, синтаксических особенностей  определить  основную мысль текста.

1)  чтение теста учителем  ( первой части):

Лес и город

Лес и город. Город и лес. Разные порождения одной Вселенной. Такие разные и никак не совмещающиеся пока.

Город тянулся к  лесу, простирал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов,  дышал гарью тяжелого дыхания.  А лес неподвижно взирал на его осторожное, но настойчивое приближение. Лес не умел ни бояться, ни роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа. Лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными ветрами. Лес по каплям копил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.

Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго  будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить.

(По Н. Никонову).

2) беседа:

- определите тему текста. О чем он? (об отношениях города и леса).

- что отражает заголовок: тему или основную мысль? (тему)

- можете ли вы сразу определить  основную мысль текста? С какой целью его создал автор? (сразу это сделать нельзя).

- кто является героем произведения? (город и лес). Обратимся к ним. Наша задача – определить, при помощи каких языковых и изобразительных средств автор  создает  главные образы.

- скажите, что можно увидеть сразу – признаки предметов или действия предмета? (образы созданы с умелым сочетанием   разных аспектов описания предметов).

А) работа над лексическими особенностями текста:

По мере анализа текста заполняется таблица, определяются изобразительные средства (все воспроизводится на экране).

Город

Лес

Признаки предмета

уверенные щупальца-дороги

паутины проводов

гарь тяжелого дыхания

чистые ночные ветра

чистая влага

(также определяется, при помощи каких средств  - эпитетов, метафор, олицетворений  -  создаются центральные образы).

- какие краски появляются благодаря использованию этих изобразительных средств? (образ города создается с помощью темных тонов – выхлопных газов, темного дыма, серого железа; в обрисовке леса использованы светлые краски, от них словно веет свежим ветром).

Заполняется вторая часть таблицы (сначала левый столбик, затем правый):

Город

Лес

Действия предмета

тянулся

простирал

протягивал

тянул

дышал

(приближение)

пил

выбрасывал

взирал

не умел ни бояться, ни роптать

мог жить и ждать

рассеивал

разлагал

возвращал

копил

слал

Б) работа над грамматическими средствами образности:

- обратимся к глаголам, характеризующим действия города. Какие из них  соответствуют схеме ?

простирал, протягивал, выбрасывал

- определите значение приставок  ПРО-:1) действие, направленное через что-либо;

                                                                     2) действие, распространяющееся на весь предмет;

                                                                     3) движение мимо чего-нибудь или продвижение вперед;

- определите способ образования слова. (  ПРИБЛИЖЕНИЕ ←ПРИБЛИЖАТЬ)

- каково значение приставки ПРИ-?  1) доведение действия до конечной цели,

                                                                2) добавление, сближение, сцепление,

                                                                3) направление действия  к себе, совершение   действия в   своих интересах.

- что можно сказать о городе на основе данных наблюдений? (город представляется великаном, чудовищем, постоянно требует пищи  и все-таки остается ненасытным, каждый раз прося  все больше и больше, ничего не давая взамен).

- каким же изображен лес? Назовите приставочные глаголы, называющие его действия.

Рассеивал, разлагал, возвращал

- вспомните значения приставки  РАЗ(С)-: 1) деление на части, распределение по местам,

                                                                         2) направление движения в разные стороны,

                                                                         3) всесторонность действия.

                                                          ВОЗ-:  создание чего-то вновь.

- объясните разницу в выборе  согласной на конце приставки (перед глухим С, перед звонким З).

- объясните значение  слов

                                     ВЗИРАЛ – то же, что смотреть (устар.).

                                     РОПТАТЬ – выражать недовольство, обиду, сетовать.

-подберите к ним синонимы: взирал – смотрел, созерцал, наблюдал.

                                                  роптать – возмущаться, жаловаться.

- почему автор из ряда синонимов выбирает именно эти? (чтобы подчеркнуть спокойствие,  безропотность, бескорыстие леса, готовность отдавать, не прося  ничего взамен).

В) выявление синтаксических особенностей данного текста.

- сравните строение предложений, рисующих действия города и леса: (выводится на экран)

Город тянулся к лесу, простирал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания.    [ O, O, O, O, O…].

Лес не умел ни бояться, ни роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа.  [  ]:[ дополнение]

(первое предложение  - простое, осложнено однородными сказуемыми, связанными  интонацией. Это подчеркивает динамику движения, желание во что бы то ни стало захватить, взять.

Второе предложение - сложное бессоюзное со значением пояснения.  При чтении его  выдерживается пауза, что указывает на неспешность, спокойствие, смирение).

- объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

[    ], а [   ].  

Это ССП с противительным союзом →

противопоставление  леса и города.

- мы выяснили, что в тексте противопоставляются  город и лес. К какому лексическому типу слов можно отнести данные слова? (к контекстуальным антонимам).

- какова цель противопоставления? Ответив на этот вопрос, мы  определим основную мысль текста.  

- автору удалось  создать живые образы, но только  ли о городе и лесе он говорит? Может быть, под образами города и леса подразумеваются другие предметы?  (учащиеся высказывают предположения).

- давайте проверим наши предположения. Прочитаем вторую часть текста (проецируется на экран).

 

Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго  будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить.

-  наши предположения оказались верны: город  олицетворяет  человека, его жадность, а лес – весь огромный мир природы.    

- обратите внимание на два последних предложения текста. Они начинаются с вопросительного местоимения, но вопросительный знак отсутствует. Почему?

(нет, он не знает, когда настанет время  мирного сосуществования леса и человека, когда человек поймет, что он часть природы и что, уничтожая ее, он уничтожает себя).

-  рассмотрим строение двух последних предложений текста. Составьте их схему, охарактеризуйте.

     

      что?                         с каких пор?  когда?                                                 что?                    на что?

     

       [  ], (как долго …), (когда…), (когда…  )                                                 [    ], ( сколько …),( что …).  

                                               

    придат  изъяснит.        придат. обст.                                                                    придат. изъяснит.

                                              (времени)

                     

          ( дополнение учителя:

СПП с несколькими придаточными, как правило, используются в текстах публицистического стиля для того, чтобы привлечь внимание читателя к той или иной проблеме).

 - какова же основная мысль текста? Для чего он написан?

 (для того чтобы каждый из нас не забывал, что является частью огромного мира и не может растрачивать и уничтожать то, что сам не создавал. Автор привлекает внимание читателя к проблеме уничтожения человеком живой природы, его естественной среды обитания).

- какие вы можете привести факты в подтверждение того, что проблема эта достаточно серьезна в наше время? (экологические катастрофы, проблемы глобального потепления).

IV. Рефлексия.

- На ваших листочках записаны предложения. Продолжите их, высказав  свое мнение по проблеме, затрагиваемой в тексте.

Для меня природа – это …

Бывая в лесу, я всегда …

Чтобы сохранить природу, надо …

V. Подведение итогов урока (только при внимательном отношении к слову можно понять замысел писателя, идею его произведения), выставление отметок.

VI. Информация о домашнем задании.

Представьте, что вы участвуете в конкурсе «Живи, природа!». Напишите небольшой рассказ на экологическую тему.

Если эта тема вызовет у вас затруднения,  поделитесь своими наблюдениями за миром природы в рассказах  на следующие темы: «Однажды зимним днем», «Прогулка в парке Победы», «Мы – часть природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста

Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и средне...

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

ЛАХТ (лингвистический анализ художественного текста)

Памятки, таблицы помогут учащимся в анализе текста, а также сформируют литературоведческие понятия....

Урок русского языка в 6 классе "Лингвистический анализ художественного текста"

Урокпо УМК Бабайцевой. Комбинированный урок. Методы обучения: рассказ учителя, демонстрация презентации, языковой анализ.Цели урока:- способствовать формированию коммуникативной компетенции;- содейств...

Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа).

Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа)...