Лингвистический анализ художественного текста в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Поможет развить умение анализировать тексты,что в дальнейшем пригодится для сдачи ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_lingvist._analiz_5_klass.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистический анализ художественного текста
Цель:
- способствовать формированию коммуникативной компетенции;
- содействовать закреплению умений определять тему и основную мысль произведения, выявлять художественные средства, использованные автором для реализации замысла произведения;
-способствовать формированию умений находить фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические средства, использованные автором с целью раскрытия идеи произведения,
- воспитывать внимательное отношение к слову, бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
Распечатки текста для учащихся, таблицы для работы, компьютер, проектор.
Ход урока:
I. Организация начала занятия, постановка целей занятия.
II. Разминка (по материалам текста):
- найти начальную форму: тяжела (тяжелый)
проводов (провод)
своего (свой)
выбросит – выбрасывает
(выбросить, II спр. → И) (выбрасывать, I спр. → Е);
- определить разницу в значении и написании слов:
зеленый ЛЕС «множество деревьев, растущих на большом пространстве» лесник, лесной, лесок | ЛЕЗ на крышу «взбираться, подниматься, карабкаться» лезет, залезет |
- назовите виды омонимов – омоформы (совпадают только в одной форме);
- в каком слове звуков больше, чем букв: гарью (5 б, 5 зв.)
своего (5б, 6 зв.)
- найти лишнее: неподвижно
ненасытно (без НЕ не употребляется)
недолго
- разбор словосочетания пил ненасытно.
III. Работа по теме урока.
Задачи: путем анализа текста, его лексических, словообразовательных, синтаксических особенностей определить основную мысль текста.
1) чтение теста учителем ( первой части):
Лес и город
Лес и город. Город и лес. Разные порождения одной Вселенной. Такие разные и никак не совмещающиеся пока.
Город тянулся к лесу, простирал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания. А лес неподвижно взирал на его осторожное, но настойчивое приближение. Лес не умел ни бояться, ни роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа. Лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными ветрами. Лес по каплям копил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.
Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить.
(По Н. Никонову).
2) беседа:
- определите тему текста. О чем он? (об отношениях города и леса).
- что отражает заголовок: тему или основную мысль? (тему)
- можете ли вы сразу определить основную мысль текста? С какой целью его создал автор? (сразу это сделать нельзя).
- кто является героем произведения? (город и лес). Обратимся к ним. Наша задача – определить, при помощи каких языковых и изобразительных средств автор создает главные образы.
- скажите, что можно увидеть сразу – признаки предметов или действия предмета? (образы созданы с умелым сочетанием разных аспектов описания предметов).
А) работа над лексическими особенностями текста:
По мере анализа текста заполняется таблица, определяются изобразительные средства (все воспроизводится на экране).
Город | Лес |
Признаки предмета | |
уверенные щупальца-дороги паутины проводов гарь тяжелого дыхания | чистые ночные ветра чистая влага |
(также определяется, при помощи каких средств - эпитетов, метафор, олицетворений - создаются центральные образы).
- какие краски появляются благодаря использованию этих изобразительных средств? (образ города создается с помощью темных тонов – выхлопных газов, темного дыма, серого железа; в обрисовке леса использованы светлые краски, от них словно веет свежим ветром).
Заполняется вторая часть таблицы (сначала левый столбик, затем правый):
Город | Лес |
Действия предмета | |
тянулся простирал протягивал тянул дышал (приближение) пил выбрасывал | взирал не умел ни бояться, ни роптать мог жить и ждать рассеивал разлагал возвращал копил слал |
Б) работа над грамматическими средствами образности:
- обратимся к глаголам, характеризующим действия города. Какие из них соответствуют схеме ?
простирал, протягивал, выбрасывал
- определите значение приставок ПРО-:1) действие, направленное через что-либо;
2) действие, распространяющееся на весь предмет;
3) движение мимо чего-нибудь или продвижение вперед;
- определите способ образования слова. ( ПРИБЛИЖЕНИЕ ←ПРИБЛИЖАТЬ)
- каково значение приставки ПРИ-? 1) доведение действия до конечной цели,
2) добавление, сближение, сцепление,
3) направление действия к себе, совершение действия в своих интересах.
- что можно сказать о городе на основе данных наблюдений? (город представляется великаном, чудовищем, постоянно требует пищи и все-таки остается ненасытным, каждый раз прося все больше и больше, ничего не давая взамен).
- каким же изображен лес? Назовите приставочные глаголы, называющие его действия.
Рассеивал, разлагал, возвращал
- вспомните значения приставки РАЗ(С)-: 1) деление на части, распределение по местам,
2) направление движения в разные стороны,
3) всесторонность действия.
ВОЗ-: создание чего-то вновь.
- объясните разницу в выборе согласной на конце приставки (перед глухим С, перед звонким З).
- объясните значение слов
ВЗИРАЛ – то же, что смотреть (устар.).
РОПТАТЬ – выражать недовольство, обиду, сетовать.
-подберите к ним синонимы: взирал – смотрел, созерцал, наблюдал.
роптать – возмущаться, жаловаться.
- почему автор из ряда синонимов выбирает именно эти? (чтобы подчеркнуть спокойствие, безропотность, бескорыстие леса, готовность отдавать, не прося ничего взамен).
В) выявление синтаксических особенностей данного текста.
- сравните строение предложений, рисующих действия города и леса: (выводится на экран)
Город тянулся к лесу, простирал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания. [ O, O, O, O, O…].
Лес не умел ни бояться, ни роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа. [ ]:[ дополнение]
(первое предложение - простое, осложнено однородными сказуемыми, связанными интонацией. Это подчеркивает динамику движения, желание во что бы то ни стало захватить, взять.
Второе предложение - сложное бессоюзное со значением пояснения. При чтении его выдерживается пауза, что указывает на неспешность, спокойствие, смирение).
- объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.
[ ], а [ ].
Это ССП с противительным союзом →
противопоставление леса и города.
- мы выяснили, что в тексте противопоставляются город и лес. К какому лексическому типу слов можно отнести данные слова? (к контекстуальным антонимам).
- какова цель противопоставления? Ответив на этот вопрос, мы определим основную мысль текста.
- автору удалось создать живые образы, но только ли о городе и лесе он говорит? Может быть, под образами города и леса подразумеваются другие предметы? (учащиеся высказывают предположения).
- давайте проверим наши предположения. Прочитаем вторую часть текста (проецируется на экран).
Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить.
- наши предположения оказались верны: город олицетворяет человека, его жадность, а лес – весь огромный мир природы.
- обратите внимание на два последних предложения текста. Они начинаются с вопросительного местоимения, но вопросительный знак отсутствует. Почему?
(нет, он не знает, когда настанет время мирного сосуществования леса и человека, когда человек поймет, что он часть природы и что, уничтожая ее, он уничтожает себя).
- рассмотрим строение двух последних предложений текста. Составьте их схему, охарактеризуйте.
что? с каких пор? когда? что? на что?
[ ], (как долго …), (когда…), (когда… ) [ ], ( сколько …),( что …).
придат изъяснит. придат. обст. придат. изъяснит.
(времени)
( дополнение учителя:
СПП с несколькими придаточными, как правило, используются в текстах публицистического стиля для того, чтобы привлечь внимание читателя к той или иной проблеме).
- какова же основная мысль текста? Для чего он написан?
(для того чтобы каждый из нас не забывал, что является частью огромного мира и не может растрачивать и уничтожать то, что сам не создавал. Автор привлекает внимание читателя к проблеме уничтожения человеком живой природы, его естественной среды обитания).
- какие вы можете привести факты в подтверждение того, что проблема эта достаточно серьезна в наше время? (экологические катастрофы, проблемы глобального потепления).
IV. Рефлексия.
- На ваших листочках записаны предложения. Продолжите их, высказав свое мнение по проблеме, затрагиваемой в тексте.
Для меня природа – это …
Бывая в лесу, я всегда …
Чтобы сохранить природу, надо …
V. Подведение итогов урока (только при внимательном отношении к слову можно понять замысел писателя, идею его произведения), выставление отметок.
VI. Информация о домашнем задании.
Представьте, что вы участвуете в конкурсе «Живи, природа!». Напишите небольшой рассказ на экологическую тему.
Если эта тема вызовет у вас затруднения, поделитесь своими наблюдениями за миром природы в рассказах на следующие темы: «Однажды зимним днем», «Прогулка в парке Победы», «Мы – часть природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ художественного текста
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и средне...
Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах
В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...
ЛАХТ (лингвистический анализ художественного текста)
Памятки, таблицы помогут учащимся в анализе текста, а также сформируют литературоведческие понятия....
Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста (на примере стихотворения А. Блока "Осенняя воля")
Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста...
Урок русского языка в 6 классе "Лингвистический анализ художественного текста"
Урокпо УМК Бабайцевой. Комбинированный урок. Методы обучения: рассказ учителя, демонстрация презентации, языковой анализ.Цели урока:- способствовать формированию коммуникативной компетенции;- содейств...
Программа педпоиска «Многоаспектный и лингвистический анализ художественного текста как средство включения учащихся в мыследеятельность»
Программа педпоиска...
Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа).
Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа)...