ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку «Пиши и говори правильно»
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по русскому языку
«Пиши и говори правильно»
Ступень обучения: 5 класс
Количество часов: 34
Направление ВУД: общеинтеллектуальное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
miklyaeva_e.v._-_programma_kursa_vud_po_russkomu_yazyku_pishi_i_govori_pravilno.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат города Катав-Ивановска» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области
СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР ________ Шлемова Л.В. «__» _августа_ 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 65 От « 21» августа 2017г. | |
РАССМОТРЕНО: Заседание Педагогического Протокол № 15 «_18_» _августа_ 2017 г |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по русскому языку
«Пиши и говори правильно»
Учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Микляевой Елены Валерьевны
Ступень обучения: 5 класс
Количество часов: 34
Направление ВУД: общеинтеллектуальное
на 2017 - 2018 учебный год
г. Катав-Ивановск
1. Пояснительная записка ………………………………………………… 3
2. Общая характеристика учебного курса ……………………………….. 5
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности ………………………………. 7
5. Содержание курса ………………………………………………………. 8
6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся …………………………………………….. 11
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности……………………………………………13
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Пиши и говори правильно» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе социального заказа, сформированного на основе изучения запросов участников образовательного процесса, родителей (законных представителей). Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру. В центре внимания программы – сведения о нормах литературного языка, прежде всего те нормы, нарушение которых в речи достаточно часты, чтобы о них говорить в первую очередь. В школе более или менее удовлетворительно изучаютсяи усваиваются обучающимися орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые грамматические нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще на изучается, либо изучается очень бегло, поверхностно и поспешно. Поэтому центральной частью программы являются занятия по изучению грамматических норм, а также норм ударения современного русского языка. В изучении и истолковании норм литературной речи программа не выходит за пределы общепринятых в нашей науке взглядов и очень широко привлекает указания и рекомендации современных словарей русского языка, а также Академической грамматики.
Помимо сведений о нормах литературного языка, программа содержит разъяснение общественного значения хорошей речи и общие замечания о сущности и строении языка, а также характеристику главных стилистических качеств русской литературной речи.
Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия кружка позволяют ребенку наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи обучающихся. Все занятия кружка строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний.
Цель: способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, способствовать развитию речи обучающихся, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
- обогащение словаря,
- развитие устной и письменной речи;
- работа над содержательной стороной слова;
- активизация познавательных интересов;
- развитие творческих способностей и мышления.
Задачи коррекционной работы:
- развитие у обучающихся интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам, формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.
- развитие у обучающихся мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Общая характеристика учебного курса
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.
Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины, экскурсии, защита проекта. Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека, краеведческий музей.
Место учебного курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Пиши и говори правильно»рассчитана на обучающихся 5 классов, имеет практико-ориентированный характер реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А.Ладыженской. Программа рассчитана на 34 часа.
Программа курса направлена на формирование универсальных умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.Программапредполагаетосвоениеспособовдеятельностинапонятийномаппаратетехучебныхпредметов, которые ученик изучает.
Программа внеурочной деятельности «Пиши и говори правильно» реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода и расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного языковедческого материала.
Принципы реализации программы:
- непрерывность воспитания и образования обучающихся;
- доступность обучения, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
- связь обучения и воспитания с жизнью;
3.Планируемые результаты
Личностные:
- понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;
- уважительное отношение к русскому языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию
- достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
- адекватное восприятие и понимание информации;
- способность извлекать информацию из различных источников;
4
- свободно пользоваться словарями различных типов;
- умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;
- способность правильно излагать свои мысли;
- соблюдение в речи норм современного русского литературного языка;
- способность участвовать в речевом общении;
Предметные:
- представление о роли русского языка;
- освоение базовых понятий лексики;
- проведение лексического анализа слова;
- осознание эстетической функции родного языка.
4.Содержание курса внеурочной деятельности
Могучее орудие общественного развития
- Важнейшее средство общения
- Как построен язык
- Роль языка
- Великое дело
Обработанный мастерами
- Говорят по-уральски
- Единый для всех
- Разнообразие в едином
- Языковые нормы
Язык в действии – речь
- Зачем «речь», если есть «язык»?
- А вот это – плохо.
- Правильно – значит хорошо.
- Хорошо, но мало?
- И другие.
Речь и грамматика литературного языка
- Похвальное слово Грамматике.
- Почему нельзя «выпить чая»?
- «Быть в отпуску» - не обязательно.
- ИнженерА против инженЕров.
- Можно ли купить «пять килограмм яблоков»?
- «Невежествен» или «невежественен»?
- Водяная вода.
- Упрямство имен числительных
- Когда вежливость не знает границ.
- Язык не разрешает «подытаживать».
- Разве «остынул»?
- И «мурлычут» и «мурлыкают».
- «Выдающие товарищи тоже бывают».
- О том, как «большая честь окончила учебный год».
- «Молодежь поет»
- Оборьбе формы против содержания.
- Колебания определений.
- Имена склоняются перед законом.
- Падежи мешают друг другу.
- «Это», да не то.
- Свобода в пределах необходимости.
Речь и ударение литературного языка
- Повторение – мать учения.
- В этих именах ударение неподвижно.
- А в этих оно передвигается.
- Вы прАвы или Вы правЫ?
- РОздала, раздАла или разадалА?
- Частица –ся побеждает.
- Два слова о трех словах.
Дурную траву из поля вон
- Наша речь должна быть чистой.
- Вопрос о вопросах.
- Людоедка Эллочка рядом с вами.
- Когда допустимы «местные» слова?
- Лучше «устранять недостатки», чем «ликвидировать дефекты».
- Оказывается, и слова прилипают.
- Уважать Человека.
- О сорняках пустословия.
Точность и краткость – вот первые достоинства прозы
- Что такое – точность?
- Слова-конкуренты.
- Абонент имеет абонемент.
- Не каждая дорога – путь.
- Об электропоездах и электричках.
- Русский язык велик и могуч
- О речевом богатстве и речевой бедности.
- Неиссякаемые запасы разнообразия.
- Интонация обогащает речь.
- И синтаксис – тоже обогащает.
- Меткое слово.
- Главный источник речевого богатства.
Что такое хорошо и что такое плохо
- Нужные, хотя и «другие»
- За простоту , против упрощения.
- Логика нужна и здесь
- Нельзя говорить механически.
- О вежливости и грубости.
- Язык и Манилов.
- Стиль, отвечающий теме.
- Добрым людям – добрые слова.
Вместо итогов
- Защита творческого проекта.
- Вечер русского языка.
5.Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п/п | Тема | Количество часов | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
1 | Вводное занятие. Диагностическое тестирование. | 1 | познавательная |
2 | Могучее орудие общественного развития. | 2 | познавательная |
3 | Викторина «О великий и могучий…» | 1 | игровая |
4 | Обработанный мастерами. | 2 | познавательная |
5 | Язык в действии – речь. | 2 | познавательная |
6 | Речь и грамматика литературного языка. | 3 | познавательная |
7 | Малая олимпиада по русскому языку. | 1 | познавательная |
8 | Речь и ударение литературного языка. | 2 | Познавательная, игровая |
9 | Чудесные превращения. Игры со словами. | 1 | Игровая, познавательная |
10 | Дурную траву из поля вон. | 3 | познавательная |
11 | Экскурсия в краеведческий музей. | 2 | Познавательная, игровая |
12 | Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. | 3 | познавательная |
13 | Игра «Слова-противники». | 1 | Игровая, познавательная |
14 | Русский язык велик и могуч | 3 | познавательная |
15 | Что такое хорошо и что такое плохо | 3 | Познавательная, игровая |
16 | Выпуск стенгазеты. | 2 | познавательная |
17 | Защита проекта. | 2 | познавательная |
18 | Вечер русского языка. | 2 | Познавательная, игровая |
ИТОГО | 34 |
6. Описание учебно-методического обеспечения курса внеурочной деятельности
Список литературы для учителя
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2012г
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2013. – 192с.
- Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2015 г.
- Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2014. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2014 Серия: Стандарты второго поколения
- Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2016г
- Чачина Т.М. Денисова А.А. ГарцовА.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2017
Список литературы для обучащихся
- Иванова В.А., Потиха З.А. Занимательно о русском языке. Москва. Дрофа.2013
- Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2016
- Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 2014
- Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2016.
Описание материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности:
- Кабинет на 15 посадочных мест
- Компьютер
- Мультимедиа
- Колонки
- Компьютерный класс
Интернет ресурсы
1. Виртуальная школа (http://vschool.km.ru/)
2. Дистанционная поддержка учителей-словесников (http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm)
3. Тесты по русскому языку (http://likbez.spb.ru/tests/)
4. Основные правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html)
5. Урок. Русский язык для школьников и преподавателей (http://urok.hut.ru/)
6. Культура письменной речи (http://www.gramma.ru)
7. Русский язык. Справочно-информационный портал (http://www.gramota.ru/)
8. Дистанционные курсы русского языка (http://urok.hut.ru)
9. Дистанционная поддержка учителей-словесников (http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm)
Ресурсы на локальных носителях
10. 1 С: Репетитор. Русский язык (1С)
11. Фраза (Новый диск)
12. Грамотей (ЭРИКОС)
Образовательные ресурсы сети Интернет
по русскому языку и литературе
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа элективного курса по русскому языку "Пиши грамотно"
Данная образовательная программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ 5-го класса...
Подготовка к итоговой аттестации в 11 классе по русскому языку. Пишем часть С
Несколько рекомендаций к написанию экзаменационного эссе...
рабочая программа платного курса по русскому языку «Пишем без ошибок» для обучающихся 5 класса (базовый уровень).
Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 35 часов, срок реализации программы 1 год. ...
Рабочая программа дополнительных платных занятий по русскому языку "Пишем без ошибок"
рабочая программа...
Урок по русскому языку: Пишем правильно (работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте по теме «Изученные орфограммы с чередующимися гласными в корне)
На уроке идет формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, уметь объянить выбор орфограмм....
Программа факультатива по русскому языку «Пишем без ошибок» для 7 класса
Актуальность введения в школе курса «Пишем без ошибок» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью врем...
Программа факультатива по русскому языку «Пишем без ошибок» для 7 класса
Актуальность введения в школе курса «Пишем без ошибок» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью врем...