Конспект урока "Мягкий знак после шипящих"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Горякина Ольга Михайловна

Мастер - класс по конструированию образовательного процесса с использованием технологии системно - деятельностного метода, может использоваться учителями пятых классов при обобщении учебного материала о правописании мягкого знака после шипящих. Урок разработан по структуре, соответствующей требованиям ФГОС. Урок представлен в форме игры - соревнования двух групп: "Лингвисты", "Эксперты". К уроку разработана презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_posle_shipyashchih.rar1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс с конспектом урока по русскому языку в 5 классе

Реализация системно-деятельностного подхода к конструированию об- разовательного процесса

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков, критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода, этапы урока базового уровня ТДМ (технология деятельностного метода) . Слайд 1.

Методологические учения в педагогике: системный, личностный и деятельностный подходы.

  • Системный подход означает рассмотрение учебно-воспитательных процессов с позиций теории систем. Это учение о сложноорганизованных объектах, системах, представляющих структуру элементов, частей и выполняющих определенные функции. Педагогическая система, включающая цели и содержание образования, дидактические процессы и их формы, ученика и учителя, и есть такой объект. Согласно системному подходу, научный анализ и практическую деятельность надо осуществлять, опираясь на принцип системности: анализировать, конструировать и совершенствовать педагогические процессы, учитывая связи между всеми элементами системы, а также ее внешние связи с обществом, его институтами. Изменение одного элемента ведет к изменению других, что особенно важно учитывать при инновациях, реформировании образования.
  • Личностный подход в педагогике основывается на философско-психологических теориях личности и состоит в признании активной природы человека. Это значит, что в педагогическом процессе обучающийся является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности. Согласно личностному подходу, воспитание понимается как взаимодействие ребенка и взрослого. ЛП реализуется в ряде особенностей педагогического процесса, в том числе в принципе индивидуального подхода, который требует знания особенностей обучающихся и выбора адекватных целей, содержания и методов работы. На основе личностного подхода создаются различные модели личностно-ориентированного образования. ЛП означает также и учет особенностей учителя в педагогическом процессе, его направленности, потребностно-мотивационной сферы, индивидуального стиля деятельности, означает профессиональный рост и самореализацию учителя в процессе работы.
  • Деятельностный подход в педагогике означает взгляд на педагогические процессы с позиций теории деятельности. Деятельность как философская категория есть форма бытия людей, целенаправленное преобразование природного и социального мира. ДП обязывает рассматривать обучение и воспитание как сложную деятельность со структурой: цель-средства-действия-результаты. С этих позиций анализируется деятельность учителя и учеников, выделяются виды деятельности, разрабатывается понятие «развивающая деятельность». На этом основан главный педагогический закон: воспитывать значит организовать деятельность детей, стимулировать их активность. Согласно ДП и учение рассматривается как продуктивная деятельность учеников. Слайд 2.

Система дидактических принципов в ТДМ

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  • 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений
  • 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • 3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  • 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • 6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности. Слайд 3.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

«Школа 2000…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности (систематизации знаний);
  • уроки развивающего контроля

     Слайд 4.

Этапы базового уровня ТДМ

1.Мотивация к учебной деятельности ( надо-хочу-могу)

2.Актуализация знаний( подготовка к открытию знания, самостоятельным выводам)

3.Проблемное объяснение нового знания

4.Первичное закрепление во внешней речи

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( образцу)

6.Включение нового знания в систему знаний и повторение

7.Рефлексия учебной деятельности. Слайд 5.

Критерии результативности урока

 Критерии результативности урока не зависят  от того, какой типологии мы придерживаемся.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Основная цель ТДМ – сформировать у обучающихся умение учиться. Слайд 6

Тема урока. Правописание ь после шипящих.

Тип урока: общеметодологической направленности

Педагогические задачи: систематизировать и обобщить знания обучающихся о правописании ь после шипящих в различных частях речи (сущ., гл., нар.); формировать умение самостоятельно формулировать правила по заданной проблеме путём систематизации, анализа и обобщения по общим и различным признакам; развивать умение работать в группе; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, уважительное отношение к русскому языку, вызывать  интерес к предмету через элементы игры, творчества.

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Имеют представление о русском языке как языке русского народа, понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных  способностей; владеют всеми видами речевой деятельности, свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении , соблюдая нормы речевого этикета

Познавательные: понимают информацию устного сообщения касательно правописания  ь после шипящих, владеют разными видами чтения, приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умением вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор, проявляют способность к преобразованию , сохранению и передаче информации;; применяют приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;

Регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и правильно формулируют их в устной и письменной форме;

Коммуникативные: умеют взаимодействовать в процессе речевого общения, работать в группе для совместного выполнения учебной задачи, участвуют в обсуждении проблемной задачи; проявляют способности правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Осознают определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования, проявляют уважительное отношение к русскому языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию; имеют достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Образовательные ресурсы: карточки с заданиями для работы в группах, таблички с названием команд, презентация, таблицы в электронном виде для проверки самостоятельной работы, тексты учебника, эмблемы, жетоны, опорная схема, напечатанная таблица  с вопросами для творческой работы

Обозначения: У. - учитель, О. - обучающийся

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 7

У. Сегодняшний урок русского языка необычный, мы посоревнуемся в группах. Для того чтобы начать наше соревнование, попробуйте сами определить тему урока.

Посмотрите на эти слова:

Нож.., рож.., училищ.., стереч.., ёж.., ждёш.., врач.., отреж..те, жгуч.., наотмаш..

У.Что общего вы заметили в этих словах?

О. Во всех словах имеются шипящие звуки

У. Назовите их

О. [ж], [ш],[ч'],[щ']

У. А чем отличаются эти слова?                    /правописанием/

О. В одних словах пишется ь, а в других нет.

У. Запишите в тетрадь только те слова, в которых нужен ь.    /2 мин./

  1. У. Какие слова вы записали?   Слайд 7, шаг 2

У. Вы можете сформулировать тему урока?

О. Мы должны знать, в каких случаях пишется ь после шипящих , а в каких нет ( вариант ответа может быть другим)

      У. Запишем тему урока. Правописание ь после шипящих.

2.Актуализация знаний. 3. Постановка проблемы и самостоятельная работа по поиску выхода из затруднения. Индивидуальная работа по повторению видов разборов:1,2, 3,4

У.Молодцы, вы правильно определили тему урока, теперь разделимся на 2 группы: «Лингвисты», «Эксперты». Назначим руководителей групп, которым прикрепляем эмблемы (дети рассаживаются на заранее подготовленные места, на столы для групповой работы ставятся таблички с названием групп). Та группа, которая быстро и успешно будет выполнять задания, награждается жетонами, по количеству жетонов определим качество работы групп.

У. Проблемная задача для «Лингвистов» и « Экспертов».

Сейчас вы получите языковой материал и должны сами его проанализировать, распределить слова по группам, обосновывая свой выбор, затем самостоятельно попытаетесь сформулировать правила о написании ь после шипящих. Вам даётся не более 10 минут, кто закончит раньше, поднимите руку, получите жетон за скорость, другой жетон можете получить за правильно обоснованный ответ. Выдаю капитанам карточки с заданиями. Слайд 8

Карточка 1. «Лингвисты».

Вещ…,  читаеш…,  роскош…,  проч…,  дрож…,  стрич…,  плач…те,  пишеш…, реж…, стереч…,  настеж…

Карточка 2. «Эксперты».

Брош…,  стираеш…, вскач…,  глуш…,  жеч…,  сплош…,  еш…те, пилиш..,

отреж…, береч…

4.Закрепление во внешней речи. Отчёт групп о проделанной работе.             На основании сделанных умозаключений обучающиеся самостоятельно делают выводы о правописании ь после шипящих.

Умозаключения могут быть различны:1-получилось 3 столбика ( ь в именах сущ., ь в глаголах , ь в наречиях); 2- получилось 5 столбиков (т.к. учитывали признаки разбиения на глагольные формы)

Учитель подводит итог работы групп. Ваши версии имеют право на жизнь, вы справились с заданием.

5.Проверка самостоятельной работы по эталону. Слайд 9,   вариант 1

1. «Лингвисты».                                               2. «Эксперты»

Сущ.

Глагол

Наречие

Сущ.

Глагол

Наречие

вещь роскошь  дрожь

читаешь

стричь

плачьте

пишешь

режь

стеречь

настежь

прочь

брошь глушь дочь

стираешь

жечь

ешьте

пилишь

отрежь

беречь

сплошь

вскачь

                                                                                         

Слайд 10,   вариант 2

1. «Лингвисты».                                               2. «Эксперты»

Сущ.

Глагол

2 лица

Глагол

пов.накл.

Глагол

в  н.ф.

Наречие

Сущ.

Глагол

2 лица

Глагол

пов.накл.

Глагол

в  н.ф.

Наречие

вещь роскошь  дрожь

читаешь

пишешь

плачьте

режь

стеречь

стричь

настежь

прочь

брошь глушь дочь

стираешь

пилишь

ешьте

отрежь

беречь

жечь

сплошь

вскачь

У. О чём нужно помнить, чтобы не ошибиться в правописании ь после шипящих? (Обобщение по заданию. Ответы обучающихся)

О. Во-первых, определить часть речи; во-вторых, вспомнить правило, которому подчиняется написание слов в этой части речи.

У. Зачитаем правило в учебнике.

6.1.Включение в систему знаний и повторений.(Закрепление правила по схеме, проговаривание) Слайд 12

У. Давайте создадим опорную схему.  

/ Объекты слайда выводятся постепенно/

 -  Как мы её назовем?

 - Что нам нужно прежде всего отразить на нашей схеме?  / части речи/

 - Назовите их.

 - У каких имен сущ. Пишется ь ? Приведите примеры.

 - Какие глагольные формы имеют ь после шипящих? Приведите примеры.

 - Приведите примеры наречий с ь после шипящего.

 - Запомните наречия-исключения.

У. Схема показывает, что ь после шипящих пишется в словах разных частей речи и разных грамматических формах слов. Некоторые из них вы будете изучать позже, но уже сейчас запомните основные пункты правила. Ещё раз проговорите их.

О.1.ь пишется после шипящих на конце имён существительных только 3 склонения – речь, дочь, печь

2. ь пишется после шипящих на конце глаголов в начальной форме: стричь,  в форме 2л. ед. ч.: бегаешь,  в форме повелительного наклонения: ешь, режь, ь сохраняется перед  –те  и – ся : бреешься, стелешься, ешьте, режьте

3. На конце наречий после шипящих всегда пишется ь: вскачь, навзничь, прочь. Запомнить исключения: уж, замуж,  невтерпёж.

Подготовленный ученик дает информацию о том, когда ь после шипящих не пишется.

4.Не пишется ь: 1) у существительных 2 скл. с шипящим на конце: меч, сыч, карандаш, шалаш; 2) у существительных 1, 2 скл. во мн. ч. Р.п.: много чего? Туч, училищ,  дач,  луж,  круч,  крыш; 3) после шипящих на конце кратких прилагательных: колюч, линюч, пахуч, жгуч, свеж.

6.2. Физминутка

У. Я буду называть слова. (Слова может называть любой желающий  ученик). Там, где ь после шипящих пишется – хлопаете в ладоши, где не пишется – 2 поворота головы – налево-направо.

Речь,  замуж,  ложь,  клещ,  хочешь,  крепыш,  мелочь,  борщ,  распахнуть настежь,  много рощ,  дышишь,  мороз трескуч.

6.3.Закрепление знаний по данной теме, связанное с заданием по лексике        ( направлено на опережение, формирование УУД).

У.Запишем в тетрадях слова в 2 столбика, 1-ь пишется, 2-ь не пишется            ( распределяются те слова, которые назывались при выполнении физминутки). Проверим задание – прочитайте слова в столбиках.

У. Сейчас путём случайного выбора вы получите интересное задание , попытаетесь объяснить не только правописание слов на изученные правила, но и объяснить смысл данных выражений, которые называются фразеологизмы ( подробнее мы будем говорить о фразеологизмах в 6 кл)

  Вставьте, где нужно ь, определив, какими частями речи являются данные слова. Объясните смысл выражений устно. Вспомните хотя бы 1 пословицу, поговорку или крылатое выражение по данной теме. Даются 4 билета, руководители групп вытаскивают по 2. Руководитель группы назначает 2 учеников в группе, комментирующих предложения с объяснением орфограмм. По окончании работы поднимают руку и отчитываются о работе. Слайд 13 ( объяснение смысла выражений)

1.Гусь свинь…  не товарищ…     ( о разнице в происхождении, положении,                  привычках)

2.Сжеч… за собой м…сты         (решительно порвать с прошлым)

3.Стрич… под одну гр…бёнку  (уравнивать всех, не считаясь с различиями)

4. Н…сти чуш…                         ( говорить глупости)

7.Творческое задание. Слайд 14.

У. Сочинить рифмованные строки с использованием слов по теме урока

«Лингвисты»

«Эксперты»

Какой?

Какой?

Кто? Что?

Кто? Что?

Когда? куда?

Что делаешь?

Что делаешь?

Как?

Например: Ушастый ёж ночью ползёшь

                  Прыткий мяч помчишься вскачь

8.Включение в систему знаний и повторений (связь с фонетикой). Кто быстрее из групп выполнит задание?  Сделать буквенную запись. Слайд 15.

Про[ч'], насте[ш], наотма[ш], невтерпё[ш], напро[ч'], спло[ш], невмо[ч'], навзни [ч'],   заму[ш]

9.Рефлексия.

- Над какой темой мы работали?

- Что нового узнали?

- Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Подсчёт жетонов. Поздравление команд.

10.Резервное задание. Слайд 16.(Выполняется только в случае резерва времени)

От данных глаголов образуйте форму 2 л., ед. числа наст. или буд.вр. и включите их в одну из групп по спряжениям ( 2 столбика: 1 и 2 спр.)

Глаголы  1 спр. - ___________- ешь(ся) ;  глаголы  2 спр. - ________-ишь(ся)

1 группа: Заниматься, пилить, веять, сеять, стелить, таять, клеить;

2 группа: бороться, шептаться, надеяться, приготовиться, нестись, бросить, бросать.

 2 представителя от каждой группы получают индивидуальное задание  на 5 минут на карточках, после окончания работы они присоединятся к своим группам.

Задания для индивидуальной работы. Карточка 1.

К..лючий ёж1..  встретился2  мне  на л..сной  тр..пинк..  4

Карточка 2.

Ждёш3...  в..схода  луны,  но и луна  не?пр..носит2  пр..хлады. 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Цели:Образовательные:• знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;• умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно пис...

Опорный конспект по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"

Опорный конспект по русскому языку "Мягкий  знак после шипящих"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".

Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....