Урок-зачёт по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок-зачёт по теме "Имя числительное" предполагает контроль знаний учащихся 6 класса по теме урока. Форма проведения нестандартная, это урок-заочное путешествие по родному городу. Дети не только демонстрируют свои лингвистические знания, но и расширяют свои представления о своей малой родине.
К уроку была подготовлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putesh_po_chislitelnomu.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-зачёт по теме «Имя числительное» (6 класс)
Форма урока: заочное путешествие.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Имя числительное»;
- проверить сформированность умений и навыков учащихся в склонении числительных,
- в употреблении их с другими частями речи;
- прививать любовь и интерес к родному городу.
Оборудование:
- маршрутные листы с видами достопримечательных мест;
- путевые листы;
- электронная презентация урока, подготовленная в программе «Power Point»;
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
Родина!... Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове. Для каждого человека это слово содержит что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Любовь к Родине нам прививают с детства родители, учителя…
Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, об их подвигах и делах.
Наша Родина – это и люди, которые нас окружают в повседневной жизни. Но у каждого из нас есть свой родной уголок, своя маленькая родина.
А как говорят о своём родном городе поэты? Стихотворение о Саранске читает Баева Н.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы уже не раз путешествовали в реальности, бывали в разных местах Саранска. А сегодня совершим путешествие по достопримечательным местам нашего города, не покидая стен школы, узнаем много интересного, может быть, и нового о городе, в котором живем. Разобраться во многом поможет нам одна из важных частей речи, без которой трудно обойтись при общении, – это имя числительное.
В путешествие мы отправимся на воображаемом автобусе, а вместо тетрадей у нас путевые листы экскурсанта, в которых вы будете записывать впечатления от экскурсии.
I. Фронтальный опрос.
- Дайте определение имени числительному.
2. Какие бывают числительные по значению и составу?
3. Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
А. Заранее подготовленный ученик читает сообщение о городе, учитель обращает внимание на числительные в тексте. (Тексты также находятся на партах)
Саранск. (Сообщение о городе). Саранск основан в 1641 году как крепость на юго-восточной окраине Московского царства. Своё название город получил в честь реки Саранки, на берегах которой он строился. День города празднуется 12 июня. Город Саранск расположен в лесостепных ландшафтах центральной части бассейна реки Инсар, находится в 642 километрах к юго-востоку от Москвы. Население, согласно оценке на 1 января 2012 года, составляет 297,9 тысяч человек.
Задание . 1. Из текста выписать словосочетания «сущ. + числит.», записав каждое числительное прописью.
2. Как склоняются порядковые числительные? Просклонять числительные : 1в. в 1641, 2в.: в 642 км. (устно).
Б) Пришло время первой остановки. Музей искусства им. Эрьзи (Сообщение)
Главное здание музея построено в 1976 году. Коллекция музея насчитывает 15 тысяч единиц хранения. (1в.) Помимо самого большого по численности собрания произведений мастеров Республики Мордовия, в музее находятся коллекции икон и культовой деревянной скульптуры, русского искусства XVIII — начала XX веков, коллекции советского искусства 20-80-х годов XX века, нумизматики, археологии и этнографии. Музей пользуется заслуженной популярностью у жителей Саранска и всей республики, у гостей региона. Ежегодно его посещает более 60 тысяч гостей. (2в.)
Задание. Выписать предложения, указанные учителем, подчеркнуть числительные как члены предложения. С одним из них произвести морфологический разбор.
В) Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км в час, чтобы все успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе 60 км/ч. На трассе автобус идет со скоростью 70 и даже 80 км./ч.
- Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала?
( Склонение числительных от 50-80 )
- Какова особенность склонения количественных числительных от 50-80 и от 200-900? Просклоняйте письменно. (Работа по группам).
1-ая – 70;
2-ая – 800;
3-ая – 300;
4-ая – 900.
Г) В любом путешествии, экскурсии есть «веселые привалы». Настало время и нам немного отдохнуть.
«Веселый привал»
1 .«Кто больше?»
Кто больше назовет пословиц, поговорок, в которых встречаются числительные.
2.Прочитайте зашифрованные слова:
Смор1а, по2л, элек3к, ви3на, 100рона, 100янка, пи100лет.
3.Как употреблять в речи существительные часы, ножницы, сутки с числительными два, три? (Используйте собирательные числительные).
Запишите эти числительные в нужную графу. Расскажите, что вы знаете о собирательных числительных.
Г) И вновь остановка! Кафедральный Собор им. Ушакова.
Сообщение. 8 мая 2002 года был заложен краеугольный камень здания. Строительство завершилось в 2006 году. 6 августа объект освятил Патриарх московский и всея Руси Алексий II. Собор, выполненный в стиле ампир с невизантийским куполом, способен одновременно вмещать более 3000 человек. Высота его главного купола вместе с крестом составляет 62 м. 12 колоколов собора, отлитых по старинным технологиям в городе Тутаеве, располагаются в четырёх звонницах по периметру.
- Выпишите из текста существительные с количественными числительными.
- В чем особенность склонения количественных числительных?
- Просклоняйте по одному числительному, сделайте запись в путевом дневнике.
Г) И вновь остановка! Мемориал «У Вечного огня»
Композиционным центром комплекса является памятник воинам Мордовии, павшим в Великой Отечественной войне, открытый 9 мая 1970 года. Скульптурная группа изображает Мать-Мордовию, вручающую меч сыну-солдату. На стоящем возле памятника 18-метровом гранитном пилоне надпись: «Вечная слава воинам, павшим в боях за свободу и независимость Советской Родины в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Вы ушли из жизни, чтобы спасти жизнь. Подвиг ваш, имена ваши навеки в сердцах благодарного народа». Авторы памятника: скульптор Н. В. Томский, архитектор А. Н. Душкин. Рядом с памятником горит Вечный огонь.
В 2004-2005 годах с южной стороны памятника установлена мемориальная стена (архитекторы В. А. Бродовский и И. В. Соловьёв) - дугообразное сооружение длиной 54 метра с двумя рядами колонн, между которыми расположены 10 пилонов, облицованных чёрным полированным камнем, с именами воинов - уроженцев Саранска, погибших в годы Великой Отечественной войны. 6 мая 1995 года был открыт построенный рядом с памятником Музей боевого и трудового подвига 1941 - 1945 гг. (архитекторы Р. Г. Кананин, А. В. Костин). Рядом с музеем устроена экспозиция боевой бронетанковой и артиллерийской техники под открытым небом.
- Выписать все числительные из 1 абзаца (1 вар.) и количественные числительные из 2 абзаца (2 вар.).
- Ребята, наше заочное путешествие по Саранску подходит к концу. Конечно, за столь короткое время трудно рассказать все о нашем городе. Подобные экскурсии будут продолжаться, так как мы должны обязательно знать свой край, свой город.
Я думаю, что вы не только узнали сегодня на уроке много нового и интересного, но и смогли продемонстрировать свои знания по теме «Имя числительное». А теперь сдайте путевые листы. Окончательный результат вашей работы вы узнаете на следующем уроке.
III. Домашнее задание.
1.Написать небольшой рассказ с использованием числительных.
Или 2.Составить кроссворд по теме «Имя числительное»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-зачёт по биологии тема "Кровь. Кровообращение"
Урок-зачёт по биологии 8 класс тема "Кровь. Кровообращение"...
Методическая разработка урока. Зачёт по теме "Глагол" в 6 классе
Урок-зачет по теме «Глагол» в 6 классе. Данный урок рассчитан на два часа, разнообразные формы организации работы учащихся (в группах, в парах, индивидуально) позволяют систематизировать и обобщ...
Урок-зачёт по теме "Квадратные уравнения"
На уроке - зачёте применяется сочетание индивидуальной и групповой работы....
Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.
Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...
Урок-зачёт по теме "Имя числительное" в форме заочной экскурсии на родину В.М.Шукшина.
Для реализации поставленных целей на уроке русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное» мною выбраны элементы технологии встречных усилий учителя и учащихся. Урок, построенный в соответствии с...
Урок-зачёт по теме "Имя числительное"
Урок-зачёт по теме "Имя числительное" предполагает контроль знаний учащихся 6 класса по теме урока. Форма проведения нестандартная, это урок-заочное путешествие по родному городу. Дети...
Конспект урока по русскому языку "Урок-зачёт по теме "Деепричастие"". 6 класс.
Урок-зачёт по теме «Деепричастие».Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО н...