Несогласованные определения.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Прилучная Людмила Викторовна

  Презентация содержит теоретический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesoglasovannye_opredeleniya.pptx80.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н есогласованные определения

Слайд 2

Форма Примеры 1. Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога Полёт лётчика ; блузка в горошек ; дама в шляпе ; юбка складками ; мебель из берёзы ; аллея перед домом ; баночка из-под крема . 2 . Инфинитив Жажда познать ; стремление увидеть . 3 . Наречие Поворот налево ; глаза навыкате . 4 . Прилагательное в сравнительной степени Деревья поменьше ; арбузы поспелее . 5 . Притяжательные местоимения его, её, их Её брат; их забота. 6. Цельные словосочетания с главным словом – существительным Девушка с голубыми глазами ; девушка высокого роста ; человек большого ума . Поскольку несогласованные определения могут выражаться различными частями речи, к которым можно задать соответствующие морфологические вопросы (ср.: мебель (какая? / из чего?) из берёзы; стремление (какое? / что сделать?) увидеть; поворот (какой? / куда?) налево) , то иногда бывает достаточно сложно разграничить несогласованные определения и дополнения, обстоятельства. Способы выражения несогласованных определений

Слайд 3

Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств 1) Многие (но не все!) несогласованные определения можно заменить согласованным и определениями. Ср.: кофта мамы – мамина кофта; платье в клетку – клетчатое платье; ваза из хрусталя – хрустальная ваза; приказ командира – командирский приказ; девочка трёх лет – трёхлетняя девочка; отношения дружбы – дружеские отношения; решение суда – судебное решение; лодка с парусом – парусная лодка. Примечание. Обратите внимание, что далеко не всегда несогласованные определения можно заменить согласованными определениями ( баночка из-под крема, юбка в складку, желание познать, поворот налево ). Поэтому отсутствие замены ещё не свидетельствует о том, что данная форма не является определением.

Слайд 4

Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств 2) Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект . Например: Мужчина шёл с чемоданом. Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом. В первом предложении ( Мужчина шёл с чемоданом ) дополнение с чемоданом относится к глаголу-сказуемому (определение не может относиться к глаголу!) и указывает на объект действия подлежащего. Во втором предложении ( Я встала в очередь за мужчиной с чемоданом ) та же форма с чемоданом является определением, поскольку «чемодан» является не объектом, а признаком, по которому данного мужчину можно отличить от другого мужчины. То же самое можно продемонстрировать на примерах: дама в шляпке; человек большого ума; блузка в горошек . Наличие «шляпки» – отличительный признак дамы; наличие «большого ума» – отличительный признак человека; наличие «горошка» на блузке – отличительный признак блузки.

Слайд 5

Способы разграничения несогласованных определений и дополнений, обстоятельств 3) Если в предложении существительное с предлогом или наречие относятся к глаголу и являются обстоятельством, то при существительном они обычно становятся несогласованным определением, указывая на признак предмета по положению в пространстве, по времени, по цели, по причине и др. Ср.: Скамейка стоит (где?) у дома. – На скамейке (какой?) у дома сидели три подружки; Мы вошли (куда?) в зал. – Вход (какой?) в зал был закрыт.

Слайд 6

Значение Способ выражения Примеры 1 . Принадлежность Существительное в родительном падеже Альбом сестры (ср.: альбом принадлежит сестре ), книга брата (ср.: книга принадлежит брату ). 2 . Носитель признака Существительное в родительном падеже Зелень парков (ср.: парки зелены ), белизна снега (ср.: снег белый ). 3 . Содержание определяемого понятия Существительное в родительном падеже Правила поведения ; политика мира . Существительное в предложном падеже с предлогом о (об) Вопрос о наследстве ; книга об открытиях . Инфинитив Страсть противоречить ; желание учиться . 4 . Производитель действия Существительное в родительном падеже Пение птиц (ср.: птицы поют ); открытие Колумба (ср.: Колумб открыл ). 5. Качественная характеристика предмета (черта, свойство, возраст, мера, количество, признак по положению в пространстве) Цельное словосочетание в родительном падеже Человек большого ума ; человек высокого роста ; девочка трёх лет . Существительное в винительном падеже с предлогом в Платье в горошек ; галстук в искорку . Существительное в творительном падеже с предлогом с Дом с мезонином ; лодка с парусом . Существительное в предложном падеже с предлогом в Дама в шляпе ; человек в очках ; озеро в лесу . Наречие Надпись по-английски ; яйцо всмятку ; глаза навыкате . Наиболее частотными формами и значениями несогласованных определений являются следующие:

Слайд 7

Наиболее частотными формами и значениями несогласованных определений являются следующие: Значение Способ выражения Примеры 6 . Материал Существительное в родительном падеже с предлогом из Дом из камня ; платье из ситца ; ваза из хрусталя . 7 . Происхождение Существительное в родительном падеже с предлогом из Генерал из солдат ; староста из мужиков . 8 . Вещество, содержащееся в предмете Существительное в родительном падеже с предлогом из-под Бутылка из-под молока ; банка из-под крема . 9 . Источник Существительное в родительном падеже с предлогом от Пояс от платья ; воронка от снаряда . :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект урока русского языка в 8 классе "Определение. Согласованное и несогласованное определение"

Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/  С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г.  в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация...

Тест по русскому языку по теме "Согласованные и несогласованные определения в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" 8 класс

Данный тест можно использовать на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы "Согласованные и несогласованные определения". Я проводила интегрированный урок русского языка и литературы по теме ...

«Культуроведческий подход при изучении синтаксиса на примере темы «Согласованные и несогласованные определения». 8 класс

Данный урок  формирует представление о языке как едином разнообразном процессе, средстве общения и отражения окружающего мира, носителе культуры нации ,в том числе  и особенностей культуры, ...

Согласованные и несогласованные определения.

Урок русского языка в 8 классе. Тема:"Согласованные и несогласованные определения"...