Урок русского языка в 5 классе "Буквы е-и в корнях с чередованием" ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos._tk_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse._bukvy_e-i_v_kornyah_s_cheredovaniem.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет русский язык по УМК Ладыженской
Класс 5
Тема | Правописание корней с чередованием гласных е//и |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Планируемые результаты (УУД) |
Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме е-и в корнях с чередованием. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения; уметь пользоваться толковым словарем для определения значения слова. Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности. |
Основные понятия | Чередование, корень |
Деятельностный компонент урока | Уметь: - находить орфограмму ; - научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения | По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания. |
Оборудование | ЭОР: компьютер, проектор. Карточки с заданиями, алгоритм для этапа рефлексии, учебник, тест |
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УДД |
1. Орг. момент. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку.
| Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. | Готовность к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Принцип психологической комфортности. |
2. Постановка учебных задач. Целеполагание. Мотивация уч. деятельности. | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Слайд 1. Сиденьем города не берут. Собирай по ягодке, наберешь кузовок. -Познакомьтесь с пословицами. -Есть в них общий смысл? Какой? -Что ещё общего в этих пословицах? -Запишите их, выделите корень. -Какую особенность вы заметили в этих корнях? -Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов? -Почему? -Какова же тема нашего урока? Давайте её запишем. - Чему вам нужно научиться? Слайд 2 | Читают, объясняют смысл пословиц, находят общее. - В них есть однокоренные слова: берут, собирай, наберёшь. - Чередование букв е-и. -Нет. -Потому что мы не знаем правила, которое надо применить. - Буквы Е-И в корнях с чередованием. -Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Строят понятные для собеседника высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
3. Актуализация знаний. | Поиск решения учебной задачи | Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте откроем наши учебники на с. 244. (материал для наблюдения) Найдите самостоятельно ответ на этот вопрос. -Какой вывод вы сделали? | Работа учащихся по вопросам учебника. -В корнях с чередованием е-и пишем и, если есть суффикс а. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей. | -Составьте план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий? -Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. -В чём сходство между правилами о правописании корней бер/бир, мер/мир и т. д. | Дети проговаривают шаги алгоритма и составляют схему(выделить корень; проверить наличие суффикса а, если есть суффикс а – пишем в корне и, нет - е, выделить суффикс, и подчеркнуть его, подчеркнуть гласную корня) -Написание безударных гласных корня зависит от наличия последующего суффикса. | Составляют графическую модель и в буквенной форме фиксируют выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы друг друга. Конструируют новый способ действия. Осуществляют самоконтроль. |
5.Первичная проверка понимания | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися. | - А сейчас мы с вами поработаем с этим правилом. Для этого мы разделимся на группы. 1.Найдите на своих партах карточки с заданием. Ваша задача – разделить данные словосочетания на 2 столбика: застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст. Остальные продолжают работать со мной: урп.647, с. 113 (на доске и в тетрадях) | Работают с карточками. Выбирают, какую гласную писать в корнях с чередованием. Различают орфограммы. Делают выводы. Дети формулируют правило, выполняют задание по образцу. Учащиеся 1 группы делятся своими наблюдениями с остальными (корни с чередованием нужно отличать от корней с проверяемыми безударными гласными). | Уметь аргументировать свой ответ, слушать других. Выбирают способ действия. Осуществляют самоконтроль.
Самообразование. Взаимопомощь. |
6.Физкультминутка | - Мы сидели за партой и устали, давайте немного подвигаемся. Но не будем забывать про наше правило. Сделаем так: 1 вариант – буковка е. 2-ой – и. Я называю слово, если там пишется е – встают ребята 1 варианта, и – 2го. Слова: забираться, замереть, протереть, расстилать, заблестеть, отпереть, выжигать, блистательный, отдирать, застелить, соберу, заберу, подберу. | Выполняют задание и движения | Рефлексия. | |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Обеспечить закрепление знаний и способов действий. Обеспечить в ходе закрепления повышенный уровень осмысления материала, глубину его понимания. Коррекция пробелов | -Выберите из упражнений 648 и 649 то, которое поможет наиболее полно закрепить полученные знания о корнях с чередованием и корнях с проверяемыми безударными гласными. | -Выбирают упражнение, аргументируя свой выбор. Выполняют его с проговариванием по цепочке. | Анализируют, доказывают, аргументируя. Слушают друг друга, корректируют. |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой | Организация самостоятельной работы для отработки способа действия | Организует самостоятельную работу. Тест | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. | Самооценка, самоконтроль. |
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания | Для всех: стр.113(правило выучить) На выбор: - упр.648 - составление теста упр.645 | Записывают д/з в дневники. | Мотивация на выполнение д/з. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. | Заполняют алгоритм самооценки | Рефлексивная оценка уч-ся. Уметь обосновывать выбор оценки. |
Приложение
Карточка
Алгоритм самооценки (вопросы к ученику):
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)?
Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Тест
Вопрос № 1
В корнях с чередованием е-и пишется буква и:
если она находится под ударением
если она находится в безударном положении
если после корня стоит суффикс а
Вопрос № 2
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е?
зам...рать
зап...рать
зат...рать
зам...реть
Вопрос № 3
В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву е?
зам...реть
зат...реть
зап...реть
соб...рать
Вопрос № 4
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву и?
перет...рпеть
раст...рать
заст...лить
выт...реть
Вопрос № 5
В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву и?
заб...рать
расст...лать
расст...лить
доб...раться
Вопрос № 6
Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву и:
забл...стать, изб...рать
заб...раю, выт...реть
пост...лить, проб...раться
приб...рёт, оп...раться
Вопрос № 7
Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву е:
уп...раться, зам...рло
зам...рало, заст...лить
разд...ру, забл...стел
бл...стательный, заж...гательный
Вопрос № 8
Укажите лишнее слово:
вытирать
собирать
зажигать
вытереть
Вопрос № 9
Укажите лишнее слово:
протереть
запереть
запирать
натереть
Филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с. В-Ломов в с. Атмис
ФГОС
Урок русского языка в 5 классе
Буквы е - и в корнях с чередованием
Подготовила
Учитель русского языка и литературы
Резевич Ольга Юрьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"
Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...
Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"
Карточка для учащегося к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...
Урок русского языка "Правописание гласных и согласных в корне слова"
Урок русского Обобщение знаний...
презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и"
Данная презентация послужит сопутствующим материалом к уроку русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"
План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»
Задачи урока: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспи...
Урок русского языка в 6 классе " Обобщение. Правописание корней с чередованием".
Открытый урок. Обобщение и закрепление знаний....