урок русского языка в 9 классе с презентацией по теме: "Комплексный анализ теста"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Данный урок можно использовать при подготоввке к ОГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_teksta_urok.pptx | 2.55 МБ |
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse_po_teme_koompleksnyy_analiz_teksta.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст тема текста стиль текста тип речи основные орфограммы и пунктограммы Ключевые понятия
Цели урока: 1. Обучение работе с текстом, расширение сведений о возможностях текстов, совершенствование навыков правописания. 2. Развитие аналитического мышления. 3. Воспитание любви к русскому языку, родному слову.
«Самая большая ценность народа – язык ,на котором он пишет, говорит, думает». Д.С. Лихачев.
Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001) « Васюткино озеро» «Конь с розовой гривой» «Фотография, на которой меня нет»
Основные признаки текста: - тематическое и композиционное единство; - наличие структуры; - наличие грамматической связи; - смысловая цельность, законченность; - информативность. Тема – это предмет речи, то, о чем говорится в тексте. Основная мысль – это то, для чего написан текст, к чему призывает.
Признаки публицистического стиля - размышление об одном из самых ярких событий детства писателя; - четко выражена авторская позиция; - текст эмоционален, отличается образностью; - сочетание слов нейтральной и книжной лексики; - богатый синтаксический строй текста .
Тип речи: р ассуждение с элементами повествования 1предложение – тезис 2-6 предложения – последовательный рассказ о событии 7 предложение - вывод
Лексические особенности текста.
Средства художественной выразительности - эпитеты ( яркое воспоминание, бесхитростная история, жуткая история, яркое озарение); - метафоры ( каприз судьбы, тяга к творчеству, искоркою занявшегося желания).
7) Возможно, и тяга к творчеству началась с того желания, в детстве искоркой занявшегося, - поведать услышанное, что-то, конечно же, добавляя от себя . Поведать ( книж .) – рассказать, сообщить.
6) С тех пор я не перечитывал рассказ Толстого «Кавказский пленник» и перечитывать не буду, ибо живет он во мне каким-то давним, отделенным от всего остального прочитанного и услышанного, ярким озарением, и мне все еще хочется пересказывать бесхитростную и, может быть, самую романтическую историю в нашей русской литературе. Ибо( устар., книж .) – так как, потому что.
6) С тех пор я не перечитывал рассказ Толстого «Кавказский пленник» и перечитывать не буду, ибо живет он во мне каким-то давним, отделенным от всего остального прочитанного и услышанного, ярким озарением , и мне все еще хочется пересказывать бесхитростную и, может быть, самую романтическую историю в нашей русской литературе. Озарение – внезапное понимание чего-то. Романтический – исполненный романтики, загадочности, таинственности. История – рассказ, повествование.
Синтаксические особенности текста.
Разнообразие синтаксического строя: предложение с прямой речью ( №4); предложения с обособленными членами (№2,5 –обособленное определение;№4,7 – обособленное обстоятельство; предложения с вводными словами (№6,7); сложные предложения (№2,3,6).
Вводные слова Может быть Возможно Конечно же
Найдите в первом абзаце сложные предложения и определите их вид. Укажите грамматические основы.
Особенности орфографии и пунктуации текста.
Группа 1. Задание: из предложения 6 выпишите слова с орфограммами : «Чередующаяся гласная в корне слова», «Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением». Озарение, романтическую, литература.
Группа 2. Задание: из предложений 1 - 3 выпишите слова с орфограммами : «Правописание приставок на З-С», «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-». Воспоминания, пришел, приезжий, воспринимать .
Группа 3. Задание: из предложений 6-7 выпишите слова, в которых правописание -Н- и -НН- определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н». Отделенным, прочитанного, услышанного .
Особенности пунктуации.
Тест
Проверь себя Вариант 1 Вариант 2 1. 2 3 2. 2 1 3. 2 3 4. Детские воспоминания 4. История без хитрости 5. 4 5. 2 6. 2 6. 2 6 баллов – «5» 4-5 баллов – «4» 3 балла – «3»
Домашнее задание. Перечитайте текст и напишите свое рассуждение на тему : «Книга в моей жизни».
- Что вы узнали на уроке? - Оправдались ли ваши ожидания от урока? - Над чем вас заставил задуматься урок? -
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе.
Тема: "Комплексный анализ текста".
Цели урока:
образовательные: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.
воспитательные: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, развитие умения аргументировать ; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация,
раздаточный материал - фрагмент статьи В.П.Астафьева, памятки, тестовые задания.
Ход урока.
Эпиграф.
Самая большая ценность народа - язык,
на котором он пишет, говорит, думает.
Д.С.Лихачев
I. Организационный момент. Рефлексия.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте. Я рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Я хочу
II. Сообщение о целях и задачах урока.
- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно же , - хорошо подготовиться к ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение писать сочинение-рассуждение, и сжатое изложение, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения нам помогает именно комплексная работа с текстом.
Ключевыми на уроке будут следующие понятия:
текст
тема текста
стиль текста
тип речи
основные орфограммы и пунктограммы
Д.С. Лихачев писал: " Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит, думает". Эти слова станут эпиграфом сегодняшнего урока - урока, на котором мы будем закреплять умение анализировать текст, применять теоретические знания при выполнении различных заданий, связанных с анализом текста.
Мы живем в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем , изучаем, создаем сами. Тексты - это наша речь, это жизнь нашего языка.
III. Знакомство с текстом.
1. Сегодня мы будем работать с текстом известного русского писателя 20 века Виктора Петровича Астафьева.
- Вам знакомо это имя?
- Какие произведения В.П.Астафьева вы читали?
( "Васюткино озеро", "Конь с розовой гривой", "Фотография, на которой меня нет" )
Краткая справка о писателе.
Виктор Петрович Астафьев - известный русский писатель, живший на Енисее, недалеко от Красноярска, великий труженик и правдоискатель, прошедший Великую Отечественную войну 1941-1945 г.г., оставшись в живых, стал писателем, потому что не мог им не стать. Свои книги посвящает самоотверженным героическим судьбам людей, родной природе, русским просторам.
Астафьев радуется всему окружающему - встрече с человеком, ручью, тихой заводи, вечерней зорьке, полю с золотым колосом, птице в зеленом лесу. Он умеет передать свою звонкую певучую радость читателю. Никто и ничто не ускользнет от внимательного взора художника, все рождает в нем волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному северному краю, с которым связан крепкими узами. Он всегда наш собеседник, наш наставник, потому что предельно откровенен, честен по отношению к себе.
2. Чтение текста учителем.
IV. Комплексный анализ текста.
1. Речеведческий анализ текста.
- Вы услышали начало статьи В.П.Астафьева "Имя Толстого свято"
- Объясните смыл названия.
Предложите свои варианты названия.
1. Докажите, что данный отрывок является текстом?
( текст - это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. В тексте обязательно тематическое и композиционное единство всех частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)
2. Определите тему , основные мысли текста.
( тема - это предмет речи, то, о чем говорится в тексте;
основная мысль -это то, для чего написан текст, к чему призывает).
3. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
Это публицистический стиль. Во-первых, текст рассказывает об одном из самых ярких воспоминаний из детства писателя; во-вторых, в тексте четко выражена авторская позиция. Автор на одном, но очень ярком примере показывает, насколько для него свято имя Л.Н.Толстого, что во многом благодаря знакомству с творчеством великого русского писателя, он сам начал писать. В-третьих, в тексте наряду со стилистически нейтральными словами используются слова книжной лексики . Текст эмоционален.
- Укажите языковые средства отношения, оценки.
( предложения 3,4 - Это было такое потрясение...)
- Как связаны предложения в тексте? (цепная связь: лексический повтор слушать, слушая, слушайся в предложениях №3,4,5; 2 и 3 предложения – указ. местоимение ЭТО).
4. Определите тип речи. Докажите свое мнение.
( рассуждение с элементами повествования).
рассуждение - в 1-ом предложении выдвигается тезис: "Одно из самых ярких воспоминаний ...связано с Л.Н.Толстым".
далее следует аргументация ; делается вывод.
повествование : большое количество глаголов, обозначающих действие в движении (не мог слушать, воспринимать, вскакивал, пытался пересказать).
Это рассуждение -размышление.
- Какую цель ставит автор , обращаясь с этим рассуждением к читателям?
5. Лексические особенности текста.
- Какие из средств художественной выразительности использует автор в тексте?
эпитеты - яркое воспоминание, бесхитростная история, жуткая история, яркое озарение
метафоры - каприз судьбы, тяга к творчеству, желания, в детстве искоркою занявшегося
- Скажите, есть ли в тексте слова, значения которых вам непонятны?
- К книжному слову поведать ( предложение №7) подберите стилистически нейтральный синоним. ( рассказать, сообщить)
К союзу ибо подберите стилистически нейтральный синоним ( потому что, так как)
- Во 2 абзаце найдите слова озарение, история, романтическую
- Определите , в каких значениях употребляются в тексте эти слова:
озарение (предложение №6) (озарение - внезапное понимание чего-то);
история ( предложение №6) (рассказ, повествование);
романтический (предложение №6) (исполненный романтики, загадочности, таинственности).
6. Синтаксические особенности текста.
- Охарактеризуйте особенности синтаксического строя текста.
Синтаксический строй текста разнообразен: преобладают сложные предложения, есть предложение с прямой речи (№4), предложения с обособленными членами (№№2- обособленное определение и обособленное приложение; №4 - обособленное обстоятельство; №5 - обособленное определение; №6,7 - вводные слова).
- Укажите во втором абзаце текста вводные слова, объясните их значение и роль в тексте.
Может быть, возможно, конечно же.
Использование вводных слов усиливает эмоциональность текста.
- Найдите в тексте сложноподчиненные предложения. Определите вид придаточного в каждом из них. Составьте их схемы (проверяется на доске).
- Что достигается благодаря такому использованию синтаксических средств?
Появляется особая интонация, то звучание текста, которое придает ему целостность, ощущение движения мысли и чувства.
7. Релаксация.
8. Особенности орфографии и пунктуации
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
Группа 1. Задание: из предложения №6 выпишите слова с орфограммами "Чередующаяся гласная в корне слова", «Безударная гласная, не проверяемая ударением».
Группа 2. Задание: из предложений 1-3 выпишите слова с орфограммами "Правописание приставок". ( воспоминания, пришел, приезжий, воспринимать).
Группа 3 . Задание: из предложений 6-7 выпишите слова, в которых правописание -Н- и -НН- определяется правилом: "В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н" ( отделенным, прочитанного, услышанного, услышанного).
( на выполнение работы 5-7 минут, проверка - на слайде).
Проиллюстрируйте примерами из текста особенности пунктуации.
предложение №2 -знаки препинания при причастном обороте и приложении;
предложение №3 - причастный оборот
предложение №4,7 - деепричастные обороты;
предложение №7 - вводные слова
VI. Этап обобщения и повторения знаний, полученных ранее
Тестовая работа. ( по вариантам с последующей взаимопроверкой)
VII. Домашнее задание.
VШ. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Урок заканчивается.
На примере данного текста мы еще раз убедились, что "самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит, думает" . (Д.С.Лихачев.)
Я думаю, что текст, который мы сегодня с вами исследовали, никого не оставил равнодушным. Прежде всего потому, что написан он настоящим художником слова - замечательным писателем В.П.Астафьевым, достигшим в своем творчестве того рубежа, который предвидел Л. Н. Толстой. «Мне кажется, – писал он в дневниках, – что со временем вообще перестанут выдумывать художественные произведения. Писатели будут не сочинять, а только рассказывать то значительное и интересное, что им случалось наблюдать в жизни».
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.
- Что вы узнали на уроке?
- Оправдались ли ваши ожидания от урока?
- Над чем заставил задуматься урок?
Я благодарю вас за работу на уроке и хочу подарить небольшую притчу.
Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и сказал:
- Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: "Я принимаю радость в свою жизнь", но радости в моей жизни нет.
Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
- Ложку, - ответил юноша.
- Произнеси это пять раз.
- Я выбираю ложку, - послушно повторил юноша пять раз.
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо...Что же надо?
(Вариант: надо протянуть руку и взять ложку.)
Вот и вам сегодня надо "взять" знания, полученные на уроке и применять их на последующих уроках, в процессе подготовки к предстоящим экзаменам, в жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Текст.
1) Одно из самых ярких воспоминаний моего детства по какому-то капризу судьбы или закономерности ее связано со Львом Николаевичем Толстым. 2) В деревенской школе , куда я пришел учиться в первый класс осенью 1932 года, приезжий учитель прочел нам, сельским детям, еще не умеющим читать, рассказ о Жилине и Костылине. 3) Это было такое потрясение, что я долго не мог ничего более слушать и воспринимать, с криком вскакивал по ночам и все пытался пересказать жуткую историю о двух русских солдатах, бежавших из плена... 4) Бабушка, слушая меня , не раз плакала и повторяла : "Господи, господи! Вот она жизня человеческая , чего только в ней не натерпелись и не натерпишься". 5) И к случаю наказывала: " Учись хорошенько, старших слушайся - старшие худому не научат".
6) С тех пор я не перечитывал рассказ Толстого "Кавказский пленник" и перечитывать не буду, ибо живет он во мне каким-то давним, отделенным от всего остального прочитанного и услышанного ярким озарением, и мне все еще хочется пересказывать бесхитростную и, может быть, самую романтическую историю в нашей русской литературе. 7) Возможно, и тяга к творчеству началась с того в детстве искоркой занявшегося желания поведать услышанное, что-то , конечно же, добавляя от себя.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Тест.
Фамилия, имя____________________________________________________
1 вариант.
1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) самых
2) озарение
3) читать
________________________________________________________________
2. В каком значении употреблено слово потрясение ( предложение №2)?
1) глубокое волнение;
2) полное изменение в чем-либо;
________________________________________________________________
3. В каком ряду есть деепричастие?
1) прочитанный, услышанный, бежавший;
2) перечитал, добавлял, слушая;
3) конечно, возможно, может быть.
_________________________________________________________________
4. Словосочетание из воспоминаний детства (предложение №1) со связью управление замените синонимичным со связью согласование.
_________________________________________________________________
5. Среди предложений 1-5 укажите предложение с обособленным обстоятельством.
_________________________________________________________________
Количество баллов___________
Тест.
Фамилия имя_________________________________________________
2 вариант.
1. В каком слове звуков меньше, чем букв?
1) первый;
2) осенью;
3) учись;
4) потрясение
________________________________________________________________
2. В каком значении употреблено слово бесхитростную ( предложение №6).
1) незамысловатый;
2) прямодушный
________________________________________________________
3. В каком ряду есть наречие?
1) прочитанный, услышанный, бежавший;
2) перечитал, добавлял, слушая;
3)натерпишься , долго, прочел.
_________________________________________________________
4. Словосочетание бесхитростную историю (предложение №6) со связью согласование замените синонимичным со связью управление.
_________________________________________________________
5. Среди предложений 1-3 укажите предложение с обособленным приложением. _____________________________________________
Количество баллов_________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.
Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....
Анализ посещённого урока русского языка, 6 класс.
Анализ посещённого урока русского языка, 6 класс....
Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста
Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...