"Правописание НЕ с деепричастием".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 6 класс
УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М.М. И др., « Дрофа», 2012 г
Учебный предмет: Русский язык
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Тема урока: Не с деепричастиями
Цели:
Образовательные: формирование навыка правильного написания НЕ с деепричастиями
Применять в стандартной и нестандартной ситуации способ выбора раздельного и слитного написания не с деепричастием.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
- Познавательные УУД: систематизировать материал, ориентироваться в учебнике.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму « Не с деепричастием».
Уметь находить деепричастия.
Личностные:
Умение проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку: вам понадобится учебник, тетрадь, пенал и дневник. Проверили? Садитесь.
Каждый урок-это путешествие в страну Знаний. Вот и сегодня мы отправимся в увлекательную поездку. Мы вновь навестим частицу не. Это и есть основная задача нашего путешествия.
Ребята, чего не хватает на доске?(темы)
Что мы должны с вами сделать?(сформулировать тему),учащиеся самостоятельно формулируют тему.
2. Цифровой диктант (Повторение правописания НЕ с глаголами и причастиями).
Чтобы конкретизировать, я Предлагаю вашему вниманию ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ: (слайд 1)
(Слитно – 1,раздельно – 2)
У Вас 2 минуты на выполнение.
1). (Не)выполненное задание.
2). (Не)хотел уезжать.
3). (Не)умытый утром малыш.
4). Отнюдь (не)воспитанный человек.
5). ( Не)греющее солнце.
6). (Не)написанный, а напечатанный текст
7). В гости (не)пришёл.
8). Задача (не)решена.
9). (Не)желая учиться.
Ребята, были ли трудности в этом задании, а какие? А почему?
Ребята, над какой орфограммой вы работали?(правописание не с гл. и прич.)
Что мы сейчас будем делать?(проверять)А как?
Ребята, я предлагаю поменяться тетрадями и проверить друг друга по ключу?
(На экране выведен код цифр слитного и раздельного написания).
КЛЮЧ:122212222(слайд 2)
Молодцы! ребята, кто в паре не справился, подскажите друг другу. Что повторить, дайте совет! откройте дневники и запишите - повторить правило написание не с причастиями и не с глаголами!
Вывод: что помогает Вам правильно определять написание слов с частицей не? (определить часть речи и вспомнить условие написания).
3. Объяснение нового материала.
- Сможем ли мы сейчас определить тему?(да)
Тема: «Правописание не с деепричастиями».(слайд 3)
- Какие задачи стоят перед нами?
ЗАДАЧИ(сл. 4)
- Узнать правило написания не с деепричастиями.
- Уметь применять правило.
А теперь - внимание! Мы решаем главную задачу нашего путешествия. Посмотрите на экран, какие части речи здесь представлены?(сл.5)
(Глаголы и деепричастия).
не пренебрегать не пренебрегая
не интересоваться не интересуясь
не поверитьовересоваться не поверив
- Как вы думаете, почему представлены рядом деепричастия и глагол?
(ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА)
- Итак, а что мы знаем о правописании не с деепричастиями?
- Кто сформулирует правило написания не с деепричастиями?
- Не с деепричастиями пишется раздельно.
- Всегда ли? Давайте обратимся к нашему учебнику, все ли мы с вами сказали о правописании не с деепричастиями?
- Развернитесь друг к другу и расскажите о правописании не с деепричастиями.
4. Закрепление нового материала.
А) Сравнение написания частицы НЕ с глаголами и деепричастиями.
-Ребята, давайте вспомним глаголы, которые без не не употребляются!
Запишите их в столбик.
САМОДИКТАНТ!!!(сл.6)
Ненавидеть
Негодовать
Недоумевать
Недомогать
- Как вы думаете, почему я попросила написать их в столбик? Что мы будем делать дальше?
- Правильно, от глаголов образуем деепричастия! (сл.7)
- Вспомните как образуются деепричастия. Назовите все суффиксы.
Ненавидя
Негодуя
Недоумевая
Недомогая
Какие затруднения у вас были?
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.
Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).
Б) Составление схемы-алгоритма.
- Чем мы будем сейчас заниматься?
(свертывать инфо)
- А где нам это может пригодиться? На каких еще уроках?
Проецирование итоговой схемы (Cлайд8 )
- Как вы думаете, зная правило, чем мы будем заниматься дальше? Возвращение к задачам!!!
В) Тренировочное упражнение с обозначением данной орфограммы.
Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями ( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения сам, к остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):
Г) Выбираем и комментируем:
Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),ненавидя(без НЕ не употр.).
Возвращение к задачам!!!
5. Физкультурная минутка
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!
(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»
Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».
Сегодня мы узнали, что не с деепричастием, как и с глаголом, пишется раздельно.
Теперь вы знаете, как пишется не с деепричастиями. Закрепим данное правило.
6. Игра «Третий лишний» (3 мин).(сл.10)
На доске:
1.(Не) обнаружил ошибку, (не) скрывая зависти, (не) годовал от злобы.
2.(Не) волнуясь о друге, (не) проверенная работа, (не) желая идти.
3.(Не) жертвуя собой, (не) серебряное кольцо, (не) глубокая река.
4.(Не) прощая обиды, урожай (не) собран, (не) приветливый взгляд.
Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? Что это за игра?
Задание: списать, раскрыть скобки, подчеркнуть лишнее словосочетание в каждой строчке.
Взаимопроверка на местах (сл.11), один - у доски. Кто написал на «5», «4», есть другие оценки?
7. Списать пословицы, раскрыть скобки.(сл. 12)
1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду.
2. (Не) работая, сыт не будешь.
3. (Не) учась, и лаптя не сплетёшь.
4. Держи голову высоко, (не) поднимая носа.
Как выполним это задание? Ваши предложения!
Как написали? Проверяем: один - у доски, остальные - самопроверка.(сл.13)
Кто написал на 5, 4, 3?
- Вывод: от чего зависит написание слов с частицей не?
От части речи и условий написания.
Сегодня вы все прекрасно работали.
8. Рефлексия.
Итог: проверьте себя и поставьте оценку:
Посмотрите на свои результаты выполнения заданий, сделайте вывод, над чем нужно поработать.
Закончите предложение: Я уже хорошо умею.., но мне нужно потренироваться в ….
Давайте обмениваться мыслями, знаниями, умениями, с увлечением познавая еще непознанное. Будем беречь и уважать наше право
9. Д/З. (сл.14)
Мы завершили своё путешествие по стране Знаний. Нам пора возвращаться домой, но чтобы поездка осталась у вас в памяти, необходимо выполнить следующие инструкции: открыли дневники и записали д./з. (& 45,схему учить, упр. 502 )
СПАСИБО ЗА УРОК!!!:)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Правописание не с деепричастиями"
Урок изучения нового материала...
Рабочий лист "Правописание НЕ с деепричастиями"
Данный рабочий лист используется при изложении нового материала с использованием элементов технологии проблемного обучения - дается задание с "затруднением"....
Диагностическая работа по РЯ, 7 класс. Правописание причастий и деепричастий
Диагностическая работа по русскому языку в 7 классе за 1 полугодие2 вариант...
Разработка урока "Правописание НЕ с деепричастиями"
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала ( форма урока, задания занимательного характера), воспитание патриотизма, воспитывать любовь к животным....
Правописание причастий и деепричастий
ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения изученного материалаФОРМА УРОКА: урок-путешествие.ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование у учащихся умения обобщать и систематизировать на материале приобретенных знаний о...
Правописание Не с деепричастиями
Конспект предназначен для обучающихся 6 класса...
урок в 7 кл по русскому языку«Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание «не» с деепричастиями»
Интегрированный урок при изучении "Деепричастия " в 7 классе....