"Правописание НЕ с деепричастием".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_ne_s_deeprichastiem_6_klass.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6 класс

УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М.М. И др., « Дрофа», 2012 г

Учебный предмет: Русский язык

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема урока: Не с деепричастиями

Цели:

Образовательные: формирование навыка правильного написания НЕ с деепричастиями

Применять в стандартной и нестандартной ситуации способ выбора раздельного и слитного написания не с деепричастием.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
  • Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
  • Познавательные УУД: систематизировать материал, ориентироваться в учебнике.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму « Не с деепричастием».

Уметь находить деепричастия.

Личностные:

Умение проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку: вам понадобится учебник, тетрадь, пенал и дневник. Проверили? Садитесь.

Каждый урок-это путешествие в страну Знаний. Вот и сегодня мы отправимся в увлекательную поездку. Мы вновь навестим частицу не. Это и есть основная задача нашего путешествия.

Ребята, чего не хватает на доске?(темы)

Что мы должны с вами сделать?(сформулировать тему),учащиеся самостоятельно формулируют тему.

2. Цифровой диктант (Повторение правописания НЕ с глаголами и причастиями).

Чтобы конкретизировать, я Предлагаю вашему вниманию ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ: (слайд 1)

(Слитно – 1,раздельно – 2)

У Вас 2 минуты на выполнение.

1). (Не)выполненное задание.

2). (Не)хотел уезжать.

3). (Не)умытый утром малыш.

4). Отнюдь (не)воспитанный человек.

5). ( Не)греющее солнце.

6). (Не)написанный, а напечатанный текст

7). В гости (не)пришёл.

8). Задача (не)решена.

9). (Не)желая учиться.

Ребята, были ли трудности в этом задании, а какие? А почему?

Ребята, над какой орфограммой вы работали?(правописание не с гл. и прич.)

Что мы сейчас будем делать?(проверять)А как?

Ребята, я предлагаю поменяться тетрадями и проверить друг друга по ключу?

(На экране выведен код цифр слитного и раздельного написания).

КЛЮЧ:122212222(слайд 2)

Молодцы! ребята, кто в паре не справился, подскажите друг другу. Что повторить, дайте совет! откройте дневники и запишите - повторить правило написание не с причастиями и не с глаголами!

Вывод: что помогает Вам правильно определять написание слов с частицей не? (определить часть речи и вспомнить условие написания).

3. Объяснение нового материала.

- Сможем ли мы сейчас определить тему?(да)

Тема: «Правописание не с деепричастиями».(слайд 3)

- Какие задачи стоят перед нами?

ЗАДАЧИ(сл. 4)

- Узнать правило написания не с деепричастиями.

- Уметь применять правило.

А теперь - внимание! Мы решаем главную задачу нашего путешествия. Посмотрите на экран, какие части речи здесь представлены?(сл.5)

(Глаголы и деепричастия).

не пренебрегать не пренебрегая

не интересоваться не интересуясь

не поверитьовересоваться не поверив

- Как вы думаете, почему представлены рядом деепричастия и глагол?

(ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА)

- Итак, а что мы знаем о правописании не с деепричастиями?

- Кто сформулирует правило написания не с деепричастиями?

- Не с деепричастиями пишется раздельно.

- Всегда ли? Давайте обратимся к нашему учебнику, все ли мы с вами сказали о правописании не с деепричастиями?

- Развернитесь друг к другу и расскажите о правописании не с деепричастиями.

4. Закрепление нового материала.

А) Сравнение написания частицы НЕ с глаголами и деепричастиями.

-Ребята, давайте вспомним глаголы, которые без не не употребляются!

Запишите их в столбик.

САМОДИКТАНТ!!!(сл.6)

Ненавидеть

Негодовать

Недоумевать

Недомогать

- Как вы думаете, почему я попросила написать их в столбик? Что мы будем делать дальше?

Правильно, от глаголов образуем деепричастия! (сл.7)

- Вспомните как образуются деепричастия. Назовите все суффиксы.

Ненавидя

Негодуя

Недоумевая

Недомогая

Какие затруднения у вас были?

– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?

– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).

Б) Составление схемы-алгоритма.

- Чем мы будем сейчас заниматься?

(свертывать инфо)

- А где нам это может пригодиться? На каких еще уроках?

Проецирование итоговой схемы (Cлайд8 )

- Как вы думаете, зная правило, чем мы будем заниматься дальше? Возвращение к задачам!!!

В) Тренировочное упражнение с обозначением данной орфограммы.

Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями ( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения сам, к остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):

Г) Выбираем и комментируем:

Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),ненавидя(без НЕ не употр.).

Возвращение к задачам!!!

5. Физкультурная минутка

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Вытянув руки,

Разминаем пальчики.

Плечи поднимаем,

Головой вращаем.

Закрыв глаза, отдохнем,

Заниматься вновь начнем!

(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»

Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».

Сегодня мы узнали, что не с деепричастием, как и с глаголом, пишется раздельно.

Теперь вы знаете, как пишется не с деепричастиями. Закрепим данное правило.

6. Игра «Третий лишний» (3 мин).(сл.10)

На доске:

1.(Не) обнаружил ошибку, (не) скрывая зависти, (не) годовал от злобы.

2.(Не) волнуясь о друге, (не) проверенная работа, (не) желая идти.

3.(Не) жертвуя собой, (не) серебряное кольцо, (не) глубокая река.

4.(Не) прощая обиды, урожай (не) собран, (не) приветливый взгляд.

Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? Что это за игра?

Задание: списать, раскрыть скобки, подчеркнуть лишнее словосочетание в каждой строчке.

Взаимопроверка на местах (сл.11), один - у доски. Кто написал на «5», «4», есть другие оценки?

7. Списать пословицы, раскрыть скобки.(сл. 12)

1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду.

2. (Не) работая, сыт не будешь.

3. (Не) учась, и лаптя не сплетёшь.

4. Держи голову высоко, (не) поднимая носа.

Как выполним это задание? Ваши предложения!

Как написали? Проверяем: один - у доски, остальные - самопроверка.(сл.13)

Кто написал на 5, 4, 3?

- Вывод: от чего зависит написание слов с частицей не?

От части речи и условий написания.

Сегодня вы все прекрасно работали.

8. Рефлексия.

Итог: проверьте себя и поставьте оценку:

Посмотрите на свои результаты выполнения заданий, сделайте вывод, над чем нужно поработать.

Закончите предложение: Я уже хорошо умею.., но мне нужно потренироваться в ….

Давайте обмениваться мыслями, знаниями, умениями, с увлечением познавая еще непознанное. Будем беречь и уважать наше право

9. Д/З. (сл.14)

Мы завершили своё путешествие по стране Знаний. Нам пора возвращаться домой, но чтобы поездка осталась у вас в памяти, необходимо выполнить следующие инструкции: открыли дневники и записали д./з. (& 45,схему учить, упр. 502 )

СПАСИБО ЗА УРОК!!!:)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист "Правописание НЕ с деепричастиями"

Данный рабочий лист используется при изложении нового материала с использованием элементов технологии проблемного обучения - дается задание с "затруднением"....

Диагностическая работа по РЯ, 7 класс. Правописание причастий и деепричастий

Диагностическая работа по русскому языку в 7 классе за 1 полугодие2 вариант...

Разработка урока "Правописание НЕ с деепричастиями"

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала ( форма урока, задания занимательного характера), воспитание патриотизма, воспитывать любовь к животным....

Правописание причастий и деепричастий

ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения изученного материалаФОРМА УРОКА: урок-путешествие.ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование у учащихся умения обобщать и систематизировать на материале приобретенных знаний о...

Правописание Не с деепричастиями

Конспект предназначен для обучающихся 6 класса...