Чередование гласных и согласных в корне
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Разработка урока по новому учебнику 10 класс, для школ с узбекским языком обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheredovanie_10_kl.docx | 46.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ОТДЕЛ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО ОБРАЗВАНИЯ ЯНГИЮЛЬСКОГО РАЙОНА
РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ ДЛЯ ШКОЛ С УЗБЕКСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
НА ТЕМУ:
«ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ»
2017 год
Дата:
Класс: 10 класс
Тема: Чередование гласных и согласных в корне
Цели:
Обучающая: познакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корне, изучить правописание слов с чередованиями е, и, г/ж/з, ст/д, т/ч/щ, ст/т в корне;
Развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся ; сформировать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой.
Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, интерес к учению; привить любовь к труду; Трудом славен человек.
Формируемые ключевые компетенции:
К 1 - Коммуникативная компетенция: (умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания по содержанию прочитанного текста с небольшими изменениями)
К2 - Информационная компетенция: (-умение пользоваться существующими источниками информации);
К3- Компетенция самосовершенствования: ( стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения;)
К6 - Компетенция математической грамотности, осведомлённость о достижениях науки и техники, умения пользоваться ими: (умеет пользоваться различными таблицами)
Тип урока: Комбинированный урок
Метод работы: объяснительно-иллюстративный; беседа, анализ текста, письменные и устные задания, работа в группах;
Ресурсы: таблицы, мультимедиа, раздаточный материал по теме, иллюстрации, словарь для активного усвоения
Ход урока
- Организационный момент. (К1, К3)
Приветствие. Объявление темы и цели урока. Повторение золотых правил урока.
- Будь внимателен!
- Не перебивай говорящего!
- Говори по – русски!
- Если хочешь ответить подними руку!
- Уважай мнение собеседника!
- Актуализация опорных знаний учащихся. (К2, К3, К6)
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами говорили о составе слова и словообразовании. Давайте, вспомним правила прошлого урока. На экран проецируется (слайд 2).
Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Слово состоит из основы и окончания.
Основа(negiz) – это часть слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание(qo‘shimcha) – это изменяемая значимая часть слова. Неизменяемые слова не имеют окончания. Окончание образует форму слова и служит для связи слов словосочетании и предложении. В изменяемом слове может быть нулевое окончание.
В основе слова могут быть приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова.
Корень(o‘zak)– главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных(bir o‘zakli) слов:
Например: гимнаст-гимнастика-гимнастка-гимнастический.
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня. Приставка(old qo‘shimcha) – значимая часть слова, которая находится перед корнем. Приставка и суффикс служат для образования новых слов или форм слов:
Например: Сила – сильный, бессильный (новое слово);
- Объяснение нового материала. (К1, К2, К3)
1. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корне.
Запишите пары слов: пирог — пирожок, горох — горошек. Выделите в них корни. Чем они различаются в парах? Как вы думаете, в каждой паре один и тот же корень в словах или разные?
План:
1) Чередование согласных звуков в корнях слов.
г/ж/з – друг – дружный, друзья; ст/д – вести – веду;
т/ч/щ – светить – свеча – освещение; ст/т– мести – мету.
2) Буквы е, и в корнях с чередованием.
В корнях с чередующимися гласными е –и буква и пишется, если после
корня следует суффикс -а-.
-бер-/-бир-: уберу – убираю;
-пер-/-пир-: запер – запирает;
-мер-/-мир-: умер – замирать;
-дер-/дир-: сдерёт – сдирает;
-тер-/-тир-: вытер – вытирали;
-стел-/-стил: постелит – застилает.
2. Работа с текстом.
Прочитайте текст. Что вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?
Даны в языке два слова. И у них корни — с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном - двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.
Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются. (М. Панов)
- Закрепление знаний, умений и навыков. (К3)
1. Тренировочное упражнение. Подберите к глаголам форму 1 лица ед. числа по образцу.
Просить – прошу, писать, носить, красить, бросить, косить.
Возить – вожу, вязать, мазать, сказать.
Будить – бужу, ходить, судить, водить, гладить, бродить, видеть, ходить.
Лететь – лечу, платить, крутить, кипятить, шутить, светить.
Печь – пеку, привлечь, испечь.
Грустить – грущу, чистить, отпустить, выпустить, свистеть.
Любить – люблю, дробить, срубить, купить, спать, копить, ловить, править.
2. Работа в малых группах.
1 – группа: Запишите словосочетания, распределяя их с чередующейся буквой е в корне;
2 - группа: Запишите словосочетания, распределяя с чередующейся буквой и.
Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.
4. Работа с учебником. Прочитайте текст и перескажите его содержание. Какие звуки чередуются в выделенных словах?
Многие тысячи лет назад человек попробовал на вкус пшеничное зерно. Оно оказалось не только съедобным, но и очень питательным. Сначала
люди просто жевали сырые зёрна, потом стали их поджаривать. Прошли
века, пока кто-то растёр зерно в муку и испёк лепёшку.
На юге растёт знаменитое «хлебное дерево», плоды которого после созревания превращаются в готовое кислое тесто. Нужно только испечь из него хлеб. Люди научились делать такое же кислое тесто из пшеничной
муки. С тех пор пшеница стала настоящим хлебным растением.
V. Итог урока и выставление оценок. (К3)
Беседа с учащимися.
— Какие гласные чередуются в русском языке?
— Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.
— Какие согласные чередуются в корнях слов?
— Приведите примеры чередования согласных в русском языке.
Рефлексия:
Что важно!________________________
Мне было интересно________________
Мне было скучно___________________
VI. Домашнее задание. (К3)
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнение
Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.
Ответ — отвечу, светить — свечу, лягу — ляжешь, привлеку — привлечёшь,
сухой — суше, мазать — мажу;
холст — холщовый, дробить — дроблю,
лепить — леплю, ломать — сломленный, ставить — ставлю, расту —выращенный, пеку — печёшь, рыбак — рыбачий, творог — творожник;
ПРИЛОЖЕНИЕ
Чередование гласных
Гласные | Примеры |
О – е | Возить – везти, носить – нести, пою – петь. |
О – а | Бросить – забрасывать, закончить – заканчивать. |
О – ы, е – и | Вой – выть, шей – шить. |
О – е – и | Сбор – соберу – собирать. |
О – ы – у | Сохнуть – заcыхать – сухой. |
О/е – «ноль» звука (беглые гласные) | Рот – рта, день – дня. |
И – ы | Искусный – безыскусный. |
Чередование согласных
Согласные | Примеры |
К – ч | Рука – ручной, дружок – дружочек. |
Х – ш | Сухой – сушить. |
Г – ж – з | Друг – дружить – друзья. |
Д – ж – жд | Водить – вожу – вождение. |
Т – ч – щ | Свет – свеча – освещение. |
Ст – щ | Пёстрый – испещрить. |
Д/т – с | Веду – вести, мету – мести. |
Б – бл | Любить – люблю. |
П – пл | Купить – куплю. |
В – вл | Ловить – ловлю. |
Ф – фл | Графить – графлю. |
М – мл | Кормить – кормлю. |
Чередование сочетаний звуков
Сочетания | Примеры |
А/я – им – ин – м/н | Жать – сжимать – сожму, жать – пожинать – пожну. |
Ова/ева – уj | Ковать – ку[ j ]ю, жевать – жу[ j ]ю. |
Чередующиеся звуки | Примеры |
Чередование гласных | |
о — а | поклон — кланяться |
о — ноль звука | рот — рта |
е — ноль звука | день — дня |
е — о | несу — носить |
е — и — ноль звука | соберу — собирать — собрать |
о, е — ё | весло — вёсла |
Чередование согласных | |
г — ж | бегу — бежишь |
г — з | друг — друзья |
к — ч | пеку — печёшь |
х — ш | ухо — уши |
з — ж | возить — вожу |
с — ш | носить — ношу |
т — ст | плету — плести |
д — ж — жд | водить — вожу — вождение |
т — ч — щ | свет — свеча — освещение |
к — ц — ч | лик — лицо — личный |
ск — ст — щ | пускать — пустить — пущу |
б — бл | любить — люблю |
п — пл | купить — куплю |
м — мл | утомить — утомлю |
в — вл | ловить — ловлю |
ф — фл | графить — графлю |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.
Какие чередования гласных , согласных происходят в словах....
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Позиционные чередования гласных и согласных звуков.
Данный конспект помогает провести занятие в пятом классе по позиционным чередованиям гласных и согласных звуков....
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов...
Исторические чередования гласных и согласных в корне слова
Чередование – это замещение одной фонемы другой или другими в одной морфеме, не нарушающее единства морфемы. Чередование, связанное с живыми фонетическими процессами, называется фонетическим. Ес...
Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"
Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"...