Позиционные чередования гласных и согласных звуков.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный конспект помогает провести занятие в пятом классе по позиционным чередованиям гласных и согласных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozitsionnye_cheredovaniya_glasnyh_i_soglasnyh_zvukov.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку.
Тема: «Позиционные чередования гласных и согласных звуков».
Дата: 4.12
Цели урока:
- Учебная – научить школьника понимать позиционное чередование, подбирать проверочные слова.
- Развивающая – развить речь у ученика, грамотность, словарный запас.
- Воспитательная – воспитать любовь к русскому языку.
Приветствие (3 минуты)
Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На партах у вас должны быть учебники, тетради, рабочие тетради, ручки, карандаши и линейки.
Объяснение темы (7 минут) Сегодня мы с вами посмотрим, как звуки могут изменяться в одном и том же слове.
Звук попадает в разные положения. Вода – воды. Трава – травы.
На слух – проверочные слова.
соли́ть – со́ль, закрепи́ть – кре́пкий, возду́шный – во́здух.
окно́ – о́кна, гроза́ – гро́зы.
Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением. С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.
просить просьба
[прас , ит , ] [проз , ба]
(Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в которой после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р н-р: дуб- бубы, круг- круглый)
Выполнение упражнения – 8 минут. Упражнение 275. Письменно.
Прочитаем сказку по ролям. (5 минут) (Дети читают сказку по ролям)
Сказка о глухих и звонких согласных.
Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.
- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?
- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается?
На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словахперевозка, сказка перед глухими согласными.
Может, звук З простудился и голос теряет?
- А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.
Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:
- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словахкосьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!
Улыбнулся Алфавит:
- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.
Решение кроссвордов (7 минут)
Теперь решите кроссворды, которые у вас лежат на партах. Эти кроссворды проверят ваши знания о глухих и звонких согласных, а также о гласных звуках.
5 минут на «Хитрые вопросы»
- В каком слове сорок гласных? (Дети отвечают: сорока)
- В каких словах по сто согласных? (Дети отвечают стол, стог, стон, стоп)
3 минуты - Подвижная игра. Если глухие звуки, то встали, если звонкие – то сидим на месте.
5 минут - Запишите в тетрадочках 3 слова с позиционным чередованием согласных и два слова с позиционным чередованием гласных. Подберите к ним проверочные слова.
2 минуты - домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов...
Самостоятельная работа. Позиционное чередование гласных и согласных.Тестовые задания по тексту. Синтаксис. Типы текста. Словарные слова.
Для учащихся задержкой психического развития наибольшую трудность вызывают самостоятельные работы, в которых несколько видов заданий из разных разделов русского языка. Поэтому систематически пред...
Презентация к уроку "Позиционные чередования гласных и согласных звуков"
Цель:- познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков; - правописание корней, на которых отразилось чередование....
Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"
Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"...