Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2017-2018 г.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Разработана в соответствии с требованиями на 2017 -2018 уч.год в МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_a.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Литература» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе авторской программы В. Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, Н. В. Беляевой «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной 5-9 классы, учебное пособие для образовательных организаций, 3-е издание, М., «Просвещение», 2016 г .
Рабочая программа по литературе для 9 класса рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю, 34 учебные недели.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В 9 КЛАССЕ
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 9 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы обучающийся 9 класса должен:
Знать/ понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- выделять характерные причинно-следственные связи;
- сравнивать и сопоставлять;
- различать: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
- самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- продемонстрировать осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владеть монологической и диалогической речью, ументь перефразировать мысль, выбрать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблицы, схемы, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составлять план, тезис, конспект;
- подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме
результаты своей деятельности;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определять сферы своих интересов и возможностей.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность:
Определять структуру объекта познания, ищет и выделяет значимые функциональные связи и отношения между частями целого.
Разделяет процессы на этапы, выделяет характерные причинно-следственные связи.
Определяет адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Сравнивает, сопоставляет, классифицирует объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Различает факт, мнение, доказательство, гипотезу.
Исследует несложные практические ситуации, выдвигает предложения, понимает необходимость их проверки на практике.
Творчески решает учебные и практические задачи: умеет мотивированно отказаться от
- 2 -
образца, ищет оригинальные решения, самостоятельно выполняет различные творческие работы, учас-твует в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность:
Адекватно воспринимает устную речь и передает содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде.
Осознанно читает тексты различных жанров.
Владеет монологической и диалогической речью.
Создает письменные высказывания с заданной степенью свернутости (кратко, полно).
Составляет план. Приводит примеры, подбирает аргументы, формулирует выводы. Отражает в устной или письменной форме результаты своей деятельности.
Перефразирует мысль.
Выбирает и использует знаковые системы (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использует для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность:
Владеет навыками контроля и оценки своей деятельности.
Ищет и устраняет причины возникших трудностей.
Оценивает свои учебные достижения, поведение
Может совместно работать: согласовывать и координировать деятельность с другими участниками, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В 9 КЛАССЕ
Вводный урок (1 ч.)
Литература и её роль в духовной жизни человека. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы (3 ч. + 1р/р)
Литература Древней Руси ( с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерус-ской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Центральные образы «Слова…». Основная идея и поэтика «Слова…». Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению или письменный ответ на один из проблемных вопросов.
Из русской литературы XVIII века (9 ч. + 1 р/р)
Классицизм в русском и мировом искусстве (1 ч.).
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов (2 ч.)
Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.«Вечер- нее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Ели- саветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
- 3 -
Гавриил Романович Державин (2 ч.)
Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Квинт Гораций Флакк (1 ч.).
«К Мельпомене» («Я воздвиг памятник»…). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.
Николай Михайлович Карамзин (3 ч.)
Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза»: сюжет и герои. Утверждение общечеловеческих ценнос-тей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
В/ч. Стихотворение «Осень» и другие произведения писателя. «Осень» как проявление сентиментализма.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Урок контроля (1 ч.)
Р/р. Контрольное сочинение «Чем современна литература 18 в.»
Из русской литературы XIX века –. 47 ч. + 5 р/р
В/ч. Русские поэты 1-й половины Х1Х в. – (1 ч.)
Василий Андреевич Жуковский (4 ч.)
В. А. Жуковский – поэт- романтик. Слово о поэте. Основные этапы его творчества. «Море»: роман- тический образ моря. Особенности языка и стиля стихотворения.
Теория литературы: понятие об элегии.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана»: черты баллады. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады.
Образ главной героини баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов (6 ч.+1р/р)
Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». История создания, публикации о первых постановках комедии.
Проблематика комедии и конфликт. Фамусовская Москва. Обзор содержания комедии. Система образов комедии. Анализ ключевых монологов. Образ Софьи. Гости Фамусова. Обучение анализу эпизода драматического произведения.
Образ Чацкого. Анализ ключевых монологов героя. Особенности любовной интриги. Необычность развязки, смысл финала комедии.
Язык комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии.
Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Р/р. Урок контроля. Классное сочинение или письменный ответ на один из проблемных вопросов.
Александр Сергеевич Пушкин (15 ч. + 2 р/р)
Жизнь и творчество. Хронология жизни и творчества поэта. Лицейская лирика. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Верность лицейской дружбы на протяжении всей жизни поэта. Пушкин и декабристы.
- 4 -
Лирика петербургского, южного и михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.
Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...». Одухотворённость и чистота чувства любви. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые.
Тема поэта и поэзии: «Пророк». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Две Болдинские осени в творчестве поэта. «Бесы», «Два чувства дивно блики нам…» и др. Слияние личных, философских, философских и гражданских мотивов в лирике поэта.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении. Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии.
Р/р. Урок контроля. Классное сочинение или письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А.С. Пушкина.
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные двумя персонажами пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
«Евгений Онегин» как новаторское произведение. Творческая история романа. Обзор содержания. Начальное представление о жанре романа в стихах. Образы главных героев. Онегинская строфа. Структура текста. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
«Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
«Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
«Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
Образ автора. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор-повествователь и автор-персонаж.
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Россия и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа.
«Евгений Онегин» в зеркале критики. Литературная критика о романе: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки. Роман А. С. Пушкина и опера П.И. Чайковского.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Р/р. Урок контроля. Письменный ответ на один из проблемных вопросов.
Михаил Юрьевич Лермонтов (11 ч. + 2 ч.)
М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувство одино-чества. «Парус». «И скучно и грустно...»
Образ поэта-пророка в творчестве М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой», «Есть речи – значенье…», «Я жить хочу! хочу печали…». «Смерть Поэта», «Поэт», «Молитва», Пророк».
Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Адресаты любовной лирики поэта и послания к ним.
Тема родины в лирике поэта. Эпоха безвременья в лирике поэта:«Предсказание», «Дума».«Родина».
Поэзия Лермонтова в критике Белинского.
Урок контроля. Р/р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике М. Ю. Лермонтова)
Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. «Герой нашего вре-мени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. . Главные и второстепенные герои. Особенности композиции.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ( главы «Бэла», «Максим Максимыч»). Загадки образа Печорина.
- 5 -
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ( главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печори-на» как средство самораскрытия его характера.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ( глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. Мотив предопределения и судьбы. Образ Печорина в повести.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин в системе мужских образов романа.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина. Главные и второстепенные герои. Печорин в системе женских образов романа.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценки критиков.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Р/р. Урок контроля. Контрольная работа или письменный ответ на один из проблемных вопросов.
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты) – ( 1 ч.)
Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы, Универсально-философский характер. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте.
Из русской литературы XIX века(продолжение)
Николай Васильевич Гоголь (6 ч.)
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Хронология жизни и творчества писателя. «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Смысл названия поэмы.
Н. В. Гоголь «Мертвые души»: образы помещиков. Система образов поэмы. Образы помещиков.
Н. В. Гоголь «Мертвые души»: образ города. Образ города в поэме. Сатира на чиновничество.
Н. В. Гоголь «Мертвые души»: образ Чичикова. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой. Эволюция образа Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Понятие о герое и антигерое. Образ дороги в поэме.
Н. В. Гоголь «Мертвые души»: образ России, народа и автора в поэме. «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Образ народа в поэме. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику.
Н. В. Гоголь «Мертвые души»: специфика жанра. Жанровое своеобразие произведения. Соедине-ние комического и лирического начал. Поэма в оценке Белинского. Развитие понятия о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Ответ Гоголя на критику Белинского. Подготовка к домаш-нему сочинению по содержанию поэмы.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ирони-ческая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Понятие о герое и антигерое. Лирические отступления в поэме.
Федор Михайлович Достоевский «Белые ночи» (2 ч.)
Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбы-точным фантазиям. Черты его внутреннего мира.
Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки. Роль истории. Содержание и смысл «сенти-ментальности» в понимании автора.
Теория литературы. Развитие понятия о повести и психологизме литературы.
Антон Павлович Чехов (2 ч.)
А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Боль и негодование автора.
А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе. Роль образа города в рассказе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из русской литературы XX века - 27 ч.
- 6 -
Иван Алексеевич Бунин «Тёмные аллеи» (2 ч.)
Русская литература ХХ в.: богатство и разнообразие жанров и направлений. И. А. Бунин «Тёмные аллеи»: проблематика и образы. Слово о писателе. Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
И. А. Бунин «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе. Лиризм повествования.
Теория литературы. Развитие представлений о психологизме литературы. Роль художественной дета-ли в характеристике героев.
Русская поэзия ХХ века – (8 ч.)
Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А.А. Блок. «Ветер принёс изда-лёка…», «О весна, без конца и без краю…». Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
А.А. Блок. «О. я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина». Глубокое, проникно-венное чувство Родины. Образ родины в поэзии А.А. Блока. Образы и ритмы поэта.
С. А. Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой за-брошенный...», «Разбуди меня завтра рано...».Тема России - главная в есенинской поэзии. Чувство пронзительной любви к родине, её неброской красоте. Сквозные образы в лирике Есенина.
С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая...»,»Не жалею, не зову, не плачу…». Размышления о жизни, природе, предназначении человека.
Теория литературы. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.
С. А. Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине». Драматизм любовного чувства. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Исповедальность и искренность стихов о любви. Родина и чужбина в стихотворении.
В. В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!» Слово о поэте. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Теория литературы. Углубление представлений о силлабо-тонической и тонической системах стихосложения.
В. В. Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотверженность любовного чувства. Патриотизм поэта.
Урок контроля. Письменная работа по лирике А. Блока, С. Есенина и В. В. Маяковского или контрольная работа за 3-ю четверть.
Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце» (2 ч.)
М. А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика и образы. Слово о писателе. История создания и судьба повести. Социально-философская сатира на современное общество. Система образов произве-дения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Смысл названия повести.
М. А. Булгаков «Собачье сердце»: поэтика повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора.
Теория литературы. Прием гротеска в повести.Развитие понятий о художественной условности, фантастике, сатире.
Марина Ивановна Цветаева (2 ч.)
М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Откуда такая нежность?..». Особенности поэтики Цветаевой.
Теория литературы. Углубление представлений о видах рифм и способах рифмовки.
М. И. Цветаева.Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». Образы родины и Москвы в лирике М. И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Анна Андреевна Ахматова (2 ч.)
А. А. Ахматова. Слово о поэте. Стихи из книг «Четки»,(«Стихи о Петербурге»), «Белая стая»(«Молитва»),«Подорожник»,(«Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»). Стихотворения о родине и о любви. Трагические интонации в любовной лирике.
А. А. Ахматова. Стихи о поэте и поэзии. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая кни-га» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается с милым»…», из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»). Трагические, благоговейно-трепетные, мужественные интонации и их причины. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.
- 7 -
Николай Алексеевич Заболоцкий (2 ч.)
Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе...», «Завещание». Тема гармонии с природой, её красоты и бессмертия.
Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Михаил Александрович Шолохов (3 ч.)
М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека»: проблематика и образы. Судьба Родины и судьба человека. Образ главного героя, простого человека, воина и труженика. Тема воинского подвига, непобедимости человека.
М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа. Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Смысл названия рассказа.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Борис Леонидович Пастернак (2 ч.).
Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу». Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Б. Л. Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии.
Александр Трифонович Твардовский (2 ч.).
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине, о природе: «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «О сущем» и др. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений.
А. Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…». Образ воина в стихотворении. Особенности восприятия мира лирическим «я». Проблемы и интонации стихов о войне.
Александр Исаевич Солженицын (2 ч.)
А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор»: проблематика, образ рассказчика. Кар-тины послевоенной деревни и их авторская оценка. Образ рассказчика.
А. И. Солженицын «Матренин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи, нравственный смысл.
Теория литературы. Углубление понятия о жанре притчи.
Обобщающее повторение и проверка усвоения содержания произведений русской литературы.
Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоговая контрольная работа.
(1 ч.)
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX—XX веков (1 ч.)
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Основные темы и мотивы русского романса.
Тема любви и верности в суровых испытаниях войны и её отражение в «военном» романсе. Пленительный образ родины, вечный мотив дружбы. Оптимизм восприятия жизни.
Из зарубежной литературы – 4 ч.
Уильям Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен). Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
- 8 -
И. – В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных сцен). Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
И. – В. Гёте. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Углубление понятия о философско-драматической поэме.
Заключительный урок (1ч.)
Итоги года и задание на лето.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1. | Вводный урок. Литература и её роль в духовной жизни человека. | 1 ч. |
2. | Из древнерусской литературы | 3 ч.+ 1 р/р |
3. | Из русской литературы XVIII века | 9 ч. + 1 р/р |
4. | Из русской литературы XIX века | 37 ч. + 5р/р |
7. | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты) | 1 ч. |
8. | Из русской литературы X1X века (продолжение) | 10 ч. |
9. | Из русской литературы XX века | 27 ч. |
10. | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоговая контрольная работа. | 1 ч. |
11. | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX—XX веков | 1 ч. |
12. | Из зарубежной литературы | 4 ч. |
13. | Заключительный урок. Итоги года и задание на лето. | 1 ч. |
Всего часов | 102 ч. |
«Согласовано»
Руководитель ШМО
классных руководителей
_____________
28 августа 2017 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 10 класс 2017-2018
По учебнику И.Сухих...
Рабочая программа по литературе 11 класса 2017-2018
По учебнику И.Сухих...
Рабочая программа по литературе 6 класс 2017-2018
Рабочая программа по литературе 6 класс...
Рабочая программа по химии 8 класс 2017-2018 учебный год
- положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...
Рабочая программа по химии 9 класс 2017-2018 учебный год
- положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...
Рабочая программа по английскому языку на 2017-2018 учебный год
для 2 класса, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по литературе 5 класс 2017-2018 уч.г. (ФГОС)
Рабочая программа по литературе к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановой....