Активные методы обучения
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Чумакова Ольга Вячеславовна

Уроки русского языка являются источником массы полезных знаний, от качества работы учителя напрямую зависит дальнейшее развитие детей и их благополучие в будущем. Чтобы научить чему-то на своих занятиях, нужно знать методику преподавания, которую каждый будущий учитель изучает в высшем учебном заведении, однако образование не стоит на месте. Приходится все время искать новые подходы, методы работы.В данной статье рассматриваются активные методы обучения на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения

Чумакова О.В, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №18»

Учитель русского языка – определённо, одна из ключевых фигур в школьном образовании. Уроки русского языка являются источником массы полезных знаний, от качества работы учителя напрямую зависит дальнейшее развитие детей и их благополучие в будущем. Чтобы научить чему-то на своих занятиях, нужно знать методику преподавания, которую каждый будущий учитель изучает в высшем учебном заведении, однако образование не стоит на месте. Поэтому, чтобы иметь высокий профессиональный уровень преподавания, чтобы всегда уметь подавать материал так, как это нужно в современной школе, учителю очень важно постоянно повышать свою квалификацию. 

 Характерной приметой нашего времени является повышение статуса гуманитарных наук, наблюдающиеся во всем цивилизованном мире. Новое мышление – это, прежде всего, отстаивание общечеловеческих духовных ценностей, это защита нравственных принципов, которое веками вырабатывало человеческое сознание.

Ведущая роль здесь принадлежит, конечно, учителю, человеку знающему и умеющему правильно, точно, красиво выражать мысли и вести за собой учеников.

Готовясь к сегодняшней встрече, я очень много пересмотрела, перечитала новой информации, программ, рекомендаций, которые разработаны в соответствии с Концепцией государственного образовательного стандарта и пришла к выводу о том, что программа полностью опирается на деятельностный подход к преподаванию гуманитарных дисциплин, на компетентностную модель результатов образования, что обеспечивает реализацию ФГОС в плане достижения предметных, метопредметных аспектов результативности. Актуальными вопросами гуманитарного образования в условиях перехода на ФГОС являются: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Для того, чтобы реализовать данную программу необходимо использовать в методологическом плане ведущие подходы: культурно – исторический подход Л.С.Выготского, деятельностную концепцию А.Л.Леонтьева, подход развивающего обучения Д.Б.Эльконина, идею «диалога согласия» М.М.Бахтина. Итак, в связи с поставленной целью выделяется ряд актуальных вопросов, которые предусматриваются ФГОС. Первый круг задач связан с обеспечением понимания ключевых идей и принципов ФГОС, специфических задач учителя – словесника, направленных на изменение, совершенствование своей педагогической деятельности в соответствии с современным государственным заказом, с пониманием специфики компетентностного и деятельностного аспектов содержания стандарта применительно к преподаванию школьных курсов русского языка и литературы. Второй круг задач связан с овладением и совершенствованием учителем – словесником образовательных технологий, отвечающих целям и задачам реализации ФГОС, с формированием умений в коллективной и самостоятельной деятельности проектировать учебную ситуацию, реализовывать ее, строить ее рефлексивный анализ и осуществлять диагностику, мониторинг результатов деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и спецификой учебных предметов – русский язык и литература.

Третий круг задач связан с умением осмыслять, анализировать практический опыт учебных ситуаций и урока с позиций смысла деятельности учителя и ученика с точки зрения задач развития предметных, литературных и личностных универсальных учебных действий и компетенций субъектов обучения в рамках предмета.

Актуальность программы ФГОС состоит и в совершенствовании профессиональных компетенций учителя – словесника (предметных, метапредметных, личностных).

Личностный результат – готовность к саморазвитию, к творческой профессиональной деятельности, ценностно – смысловых установок педагога, отражающих его индивидуально – личностные позиции;

Метапредметный результат – это способность строить гармоничный профессиональный диалог и владение основными коммуникативными стратегиями, способность оперировать информацией разного типа и уровня сложности, строить собственную информационную структуру;

Предметный результат – деятельность по получению нового знания, научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира и ведущей к качественному образованию.

Итак, уважаемые коллеги, программа ФГОС ставит перед нами новую задачу – требуется ученик новой формации: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том, что учитель несет огромную ответственность перед учеником.

И поэтому урок в современной школе в рамках ФГОС – это использование информационных технологий, так как ИКТ позволяют разнообразить формы работы, деятельность учеников, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности (но по нормам СанПина не более 20мин.).

Я считаю, чтобы учащийся овладел всеми необходимыми коммуникативными навыками, что очень важно по программе ФГОС, прежде всего ребенку нужно привить любовь к чтению. К.Д.Ушинский говорил: «Без развития интереса к чтению нельзя добиться высокой культуры». Свойством коммуникативной личности является и способность слышать собеседника, которая формируется у моих учеников в ситуациях с разумными и красивыми формами общения.

Поэтому педагог должен быть образцом речи, должен подавать своим ученикам пример владения языком, пример умелого использования его огромных возможностей.

Уважаемые коллеги! Давайте попробуем создать образ современного учителя. Кто он? Профессионал, оптимист, организатор, трудяга, воспитатель, новатор, он – генератор новых идей. Он не считается с личным временем. Скорей бы в школу учить, помогать, убеждать. Даже слова рифмуются сами собой, потому что в любые времена учитель был, есть и будет ключевой фигурой, активным участником всех инновационных начинаний, ведущих к успеху и знаниям. Знаниям языка, литературы, традиций и культуры своей малой Родины, что является одним из актуальных вопросов преподавания в условиях перехода на ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Проблемное обучение, как один из активных методов обучения ИЯ в рамках ФГОС

Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода....

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...