Сложноподчиненное предложение (синтаксис)
тренажёр по русскому языку (9 класс) на тему

Меркурьева Светлана Викторовна

Знаки прпинания в СПП (тренажер)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Сложноподчиненное предложение»

Упражнение 1. Запишите предложения. Объясните в них пунктуацию. Составьте схемы сложноподчинённых предложений. В чём особенность грамматической основы в придаточных предложениях (3, 4 и 6-е) и в главных (5-е и 6-е).

1) Юность — весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни. (Я. Княжин) 2) Жизнь человека замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала. (К. Ушинский) 3) Человек перестаёт осуждать других, как только победит самого себя. (Л. Толстой) 4) Хороший человек — это тот, вблизи которого легко дышится. (П. Павленко) 5) Если у вас отсутствует доброжелательство к людям, выработайте его у себя. (К. Станиславский) 6) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А Чехов)

Упражнение 3.
 Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя запятые и выделяя графически все признаки, позволяющие обнаружить придаточное предложение (грамматическую основу придаточного, союз или относительное местоимение — союзное слово, вопрос к придаточному). Составьте схемы 2-го и 3-го предложений с указанием грамматических основ и вопроса от главного предложения к придаточному

1) Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман. 2) Когда труд — удовольствие жизнь хороша. (М. Горький) 3) Мой старший брат когда учился в институте стал печататься в журнале «Юность». 4) Теперь известно что объём человеческой памяти очень велик. Чтобы легче «заполнялась» память её надо тренировать. (П. Капица) 5)Каждый должен считать что его работа самая важная. (П. Капица) 6) Честь российского народа требует чтоб показать способность и остроту его в науках. (М. Ломоносов) 7) Знание — богатство которое может получить каждый. Надо только учиться. Всю жизнь. (Б. Петров) 8) Знать чего ты хочешь достичь в жизни — большое счастье. (Е. Патон)

Упражнение 4. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схему каждого предложения. Проведите морфологический разбор союзов.

Солома была гн_лая и рыхлая так(что) волчиха едва (не)пров_лилась. 2) Едва она пос_лилась (в)комнатке всё просв_тлело (в)доме. 3) Лодка и_чезла (в)волнах но тот(час) из глубокой ямы ск_льзнула (на)высокий холм так(что) можно было разл_чить людей и даже вёсла. 4) Лодка билась (о)сваи хотя мол заг_раживал её от большой зыби. 5) Потом я слышал как на те(р, рр)а(с, сс)е пили чай. 6) Хочется что(бы) вся жизнь была такою. (А. Чехов)

Упражнение 7. Запишите сложноподчинённые предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы. Определите, союзом или союзным словом соединены части в каждом предложении. Сделайте вывод.

1) Маша так друж_любно и крепко стиснула его руку что сер(?)це у него з_билось от радсти. (И. Тургенев) 2) Что с возу упало то прпало. (Пословица) 3) (Не)было (ни)какой н_дежды что небо про_сни(тся, ться). (А. Чехов) 4) Марина полюбила Верочку и умела угад_вать по гл_зам что ей нрав_лось. (И. Гончаров) 5) В сложной би_графии Андерсена (не)легко устновить то время когда он нач_л писать свои первые пр_лес(?)ные ска_ки. (К. Паустовский) 6) Он говорил о вр_менах гр_дущих когда народы распри поз_быв в в_ликую семью со_диня(тся, ться). (А. Пушкин) 7) Путешествие (не)пок_залось ему столь ужас(?)но как он того ож_дал. (А. Пушкин) 8) Этот сл_пой (не)так слеп как каже(тся, ться). (М. Лермонтов)

Упражнение 5. Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой приём вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях?

1) Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная. (К. Паустовский) 2) То, что тихо я тебе рассказываю, так на спящие дали похоже. (Б. Пастернак) 3) В берёзовом лесу всегда светлее, как будто берёзы сами светятся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. (В. Солоухин) 4) Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала. (К. Ваншенкип) 5) Я уверен, что земляничный аромат ни с чем не спутаешь. (В. Солоухин) 6) Кто словом скор, тот в делах редко спор. (Пословица) 7) Было ясно, что надо торопиться. 8) То, что написано пером, не вырубишь топором. (Пословица) 9) Каков пастух, таково и стадо. (Пословица)

Упражнение 6. Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, составьте схемы. Установите, подчинительным союзом или союзным словом соединяются части в каждом предложении.

1) Кто может знать, что ждёт меня? (А. Пушкин) 2) С реки доносились какие-то звуки, словно тихо охала чья-то могучая, тоскующая грудь. (М. Горький) 3) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли. (А. Ахматова)

Упражнение 11. Спишите, выделяя запятыми придаточные предложения. Обозначьте средства связи в сложноподчинённых предложениях: союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.

1. Я знал что утром мать пойдёт в поле жать рожь. Мне очень хотелось с матерью на жнитво, и я боялся чтобы не проспать чтобы она не ушла от меня. 2. Уж одно ощущение что выспался есть наслаждение жизнью. Я бессознательно наслаждался этим, и было у меня смутное ощущение чего-то ещё очень интересного и хорошего что ждёт меня вп..реди. 3. Как бы ни была богата последу(?)щая жизнь восп..м..нания детства ни с чем (не) сравнимы. Я стараюсь найти где и когда зар..дились во мне те или иные душевные качества либо недостатки. 4. У человека самая яркая пора — детство. Всё что связано с детством кажется потом прекрасным. Детство человека — это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответ¬ственный ибо именно в детстве формируется характер человека именно в детстве его пост..гают всякие неожидан(?)ости, способные оборвать ниточку жизни. То что страшно яблоневому ростку не страшно взрослой крепкой яблоне.
(В. Солоухин)

Упражнение 8.
 Продолжите предложения так, чтобы они получились сложноподчинёнными. Составьте их схемы. Определите, на основе каких примеров можно составить сложноподчинённые предложения. Почему?

1)Друзья часто спрашивают о том, ... . 
2) В этой повести говорилось о том, ... . 
3) Я посмотрел в 
бинокль и увидел, ... .                                   

4) Наконец мы увидели дом, ... .



Упражнение 10.

Преобразуйте сложносочинённые предложения в сложноподчинённые. Сравните синтаксические синонимы, сделайте вывод. Проведите синтаксический разбор третьего предложения.

1) Начался урок, и ученики приступили к выполнению самостоя-тельной работы. 2) Кончился письменный экзамен по русскому языку, и девятиклассники стали с нетерпением ожидать результатов. 3) В аудитории стало душно, и нам пришлось открыть форточку.


Упражнение 12.

Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения.

1. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело подымалась росла и постепенно облегала всё небо. (А. Пушкин) 2. Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. (А. Чехов) 3. Как ни был яростен ураган он ослабевал. (М. Булгаков) 4. Я хочу знать как это делается. 5. Я тот чей взор надежду губит едва надежда расцветёт. Я тот кого никто не любит и всё живущее клянёт. (М. Лермонтов) 6. Прокатился такой звук какой бывает когда с грузовика сбрасывают на землю листовое железо. (М. Булгаков) 7. Не тот мужествен кто лезет на опасность не чувствуя страха, а тот кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности не подчиняясь страху. (К. Ушинский) 8. Чего в других не любишь того и сам не делай. (Пословица) 9. Кто за счастье борется к тому оно и клонится. (Пословица) 10. Терпенье — цветок который растёт не в каждом саду. (Пословица)

 

Тест по теме «Сложноподчинённое предложение»

1. Укажите номера трёх сложноподчинённых предложений.

1) Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю свою мощь, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами. (Ф. Достоевский)
2) Дорога моя шла по набережной канала, на которой в этот час не встретишь ни души. (Ф. Достоевский)
3) Вильгельм [Кюхельбеккер] влюблёнными глазами глядел, как Грибоедов неторопливо двигается по комнате. (Ю. Тынянов)
4) Он посмотрел на Рылеева ясными выпуклыми глазами; глаза были весёлые 

2. Укажите номера трёх сложноподчинённых предложений.

1) Обратив свой взор к подножию холма, Левий приковался к тому месту, где стоял, рассыпавшись, кавалерийский полк, и увидел, что там произошли значительные изменения. (М. Булгаков)
2) И в мире нет таких вершин, что взять нельзя. (В. Высоцкий)
3) В семь часов вечера этого последнего дня его жизни он вышел из своей квартиры, нанял извозчика, уселся, сгорбившись, на санях и поехал на другой конец города. (В. Гаршин)
4) Остановившись в медленном пути, смотрю, как день, играя, расцветает. (Н. Рубцов)

3. Укажите номера трёх предложений, в которых придаточное присоединяется союзным словом.

1) Он уже не может управляться с ребятами, хотя и выздоровел и по-прежнему красит без подмостков купола на колокольнях. (А.П. Чехов)
2) То, что я пережил, не прошло даром. (А.П. Чехов)
3) Из-за провисающих плетней одиночками смотрели вдаль бледные, худощавые мальвы, похожие на хуторянок в рубахах, которых жара выгнала из душных хат подышать свежим воздухом. (Б. Пастернак)
4) При желании, вслушавшись, можно было различить всё, что там [на площади] говорилось. (Б. Пастернак)

4. Укажите номера трёх предложений, в которых придаточное присоединяется союзным словом.

1) Бывает час в преддверьи сна, когда беседа умолкает, нас тянет сердца глубина, а голос собственный пугает. (И. Анненский)
2) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А.С. Пушкин)
3) Я выходил в такое время, когда на улице ни зги, и рассыпал лесною темью свои скрипучие шаги. (Б. Пастернак)
4) И ты ушел, куда мы все идём. (Ф. Тютчев)

5. Укажите номера двух предложений, в которых придаточное присоединяется союзом.

1) Только камни нам дал чародей, да Неву буро-жёлтого цвета, да пустыни немых площадей, где казнили людей до рассвета. (И. Анненский)
2) Нет, если ты небес избранник, свой дар, божественный посланник, во благо нам употребляй. (А.С. Пушкин)
3) Когда дядя Флёри увидел и услышал русского поэта, тогда он ещё больше удивился. (Ю. Тынянов)
4) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне все б хотелось почивать. (А.С. Пушкин)

6. Укажите номера двух предложений, в которых придаточное присоединяется союзом.

1) Быть умным значит не спрашивать, на что нельзя ответить. (В. Ключевский)
2) Сначала стало тихо, так тихо, что даже петухи крепились и сдерживали свой пыл. (В. Белов)
3) Хозяева присылают спросить, не хочу ли я обедать. (А.П. Чехов)
4) Со мною вежливы, и в домах, где я работаю, меня угощают чаем. (А.П. Чехов)

7. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?

1) Я знаю, что мужество вас не покинет.
2) Он не отвечал на звонки лишь потому, что не слышал их.
3) Если поезд опоздает, то я не смогу встретить друга.
4) Кто не видал Венеции в апреле, тому едва ли знакома вся несказанная прелесть этого волшебного города.

8. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?

1) Поразил тон, каким все это было сказано.
2) Он употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения.
3) Теперь, по-видимому, никого нет дома, так как никто не выходит на лай собак.
4) Уж раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

9. В каких случаях придаточное предложение соединяется с главным при помощи союза?

1) Какими бы фальшивыми идеями ни прикрывались хищные эгоисты, они для меня не люди.
2) Мы встретились в городе, где жили наши друзья.
3) Он сделал еще одно движение, чтобы остановить нарушителя.
4) Даже удивительно, откуда у Анфисы берутся такие мысли.

10. В каком случае слово что является союзным словом?

1) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.
2) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.
3) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок.
4) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима.

11. В каком случае слово как является союзным словом?

1) Шифер на крыше от пекла крошился и стрелял этим крошевом, как стреляют и подпрыгивают орехи на раскаленной сковородке.
2) Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима.
3) А вы на земле проживете, как черви слепые живут.
4) Хочешь знать, как все это было?

12. В каком случае слово когда является союзным словом?

1) Когда же свеча последняя догорит, смущенно — я умираю — он говорит.
2) Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи.
3) Никому не было известно, когда он вернется.
4) Когда ехали обратно, в загородном саду уже играла музыка.

13. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?

Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста.
1) дополнения
2) определения
3) обстоятельства
4) сказуемого

14. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?

Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочитали друг у друга в глазах.

1) дополнения
2) определения
3) обстоятельства
4) подлежащего

15. В каком предложении союзное слово который является дополнением?

1) Это такой человек, который своего не упустит.
2) Который год это продолжается — трудно вспомнить.
3) Площадка, на которой мы должны были биться, изображала почти правильный круг.
4) Такими жалкими оказались сапожники, которых Нехлюдов увидел работающими в окне одного подвала.

16. В каком предложении выделенное союзное слово является подлежащим?

1) А знаете, какую бы глупость он сделал?
2) От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас?
3) Кто знает, чей голос пройдет сквозь столетья.
4) Да объясните мне, как ее похитил Казбич?

17. В каком предложении выделенное союзное слово является сказуемым?

1) Нужно было видеть, какое благоговейное молчание воцарилось.
2) Ты не спросил еще, каков мужик у Чичикова.
3) Оттого и д?роги мне люди, что живут со мною на земле.
4) Председатель обратился к Мите с вопросом, что может он сказать насчет данного показания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Урок русского языка в 9 классе.Первый урок по теме....

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

презентация к уроку в 9 классе CGG придаточным определительным...

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...

Закрепление и повторение темы «Сложноподчиненное предложение».

Цели: Закрепить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях:1.находить главные и придаточные предложения;2.определять место придаточного,средства связи с главным;3.правильно ставить знаки препина...

Презентация урока на тему:"Сложноподчиненные предложения"

Урок-презентация на тему : "Сложноподчиненные предложения" построен с целью закрепления изученного материала о сложноподчиненных предложениях, навыков пунктуации в сложноподчиненных предложениях, восп...

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...

Мастер-классы по родному (тывинскому) языку «Тѳрел сѳстер» (Однокоренные слова»), лексика 5 класс; «Чаңгыс-чугула кежигүннүг домактар» (Односоставные предложения»), синтаксис 7 класс.

Мастер-классы  по родному (тывинскому) языку «Тѳрел сѳстер» (Однокоренные слова»), лексика 5 класс;«Чаңгыс-чугула кежигүннүг домактар» (Односоставные предложения&raq...