Конспект урока "Сочинительные и подчинительные союзы " ,7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Дубичева Светлана Михайловна

Здесь представлен конспект и презентация к уроку 7 класса "Сочинительные и подчинительные союзы"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Распределите союзы по группам ( по составу) И , оттого что, но , да, потому что, зато , однако, то-то, или , так как, либо, не то- не то , как будто, тоже, то есть, что, чтобы , а , где, когда, пока , если…то, поэтому , как, словно, точно, будто

Слайд 2

простые составные повторяющиеся двойные И, но, да, зато, однако, или, либо, тоже, что, чтобы, а, где, когда, пока, поэтому, как, словно, точно, будто Оттого что, потому что, так как, как будто, то есть То-то, не то – не то Если….то

Слайд 3

Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип предложения. Человек (не) р… ждается , а ст … новит … ся тем, кто он есть. ( Гельвеций)

Слайд 4

Человек не рождается, а становится тем, кто он есть. (сложноподчиненное предложение). ( Гельвеций)

Слайд 5

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Слайд 6

Цели: - научиться отличать сочинительные и подчинительные союзы - научиться разграничивать виды союзных предложений -уметь пунктуационно правильно оформлять предложение.

Слайд 7

М. Шолохов

Слайд 9

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. 2.Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. 3. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. 4. Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко , глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. 5. Я сбоку взглянул на него [ Соколова ] , и мне стало не по себе... 6.Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом , накопленные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?

Слайд 10

Найдите в тексте примеры предложений и впишите их в таблицу. Сделайте вывод. Как называются такие союзы? А сложные предложения? С какой целью мы выполняли данное задание? союзы союзы Соединяют однородные члены предложения. Соединяют главную и придаточную части предложения в сложном. Соединяют равноправные по смыслу части сложного предложения.

Слайд 11

Сочинительные союзы Подчинительные союзы Соединяют однородные члены предложения. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Соединяют главную и придаточную части предложения в сложном. (Сложноподчиненные предложения) Соединяют равноправные по смыслу части сложного предложения. ( Сложносочиненные предложения) Я сбоку взглянул на него , и мне стало не по себе… Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина.

Слайд 12

Сочинительные союзы И, а, но, да, зато, однако, же, то-то, или, либо, не то- не то, тоже, также .

Слайд 13

Подчинительные союзы Что, чтобы, потому что, оттого что, где, когда, затем, пока, если, если бы, поэтому, так как, как, словно, точно, будто, как будто, то есть…

Слайд 14

Подготовка к экзамену. Задание 14 в ОГЭ . Среди предложений ….. Найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА УРОК !!!

Слайд 16

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, укажите типы союзов. 1.По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла и в ней пропадают очертания низких берегов. 2. Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит за край земли. 3. Река сверкала то голубым то зеленым светом. 4. Накануне выглянуло солнце но дороги еще не совсем просохли.

Слайд 17

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, укажите типы союзов. 5. Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность. 6. Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы

Слайд 18

Запишем предложения Ребята очень устали, но работа была еще не закончена. [ ] , но [ ] . Путешественники приблизились к роднику, чтобы напиться воды. [ ] , ( чтобы).

Слайд 19

Вариант 1 Вариант 2 1.Когда мы вернулись в деревню, уже все спали. 2.Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки. 3.Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала. 4.Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал. 5.На левом фланге, куда звал меня Бурцев, происходило жаркое дело. 1.По улицам бродили только куры, да изредка выла собака. 2.Мы пошли по лосиному следу и вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота. 3.Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь. 4.Солнце уже зашло, и по низким луговым местам все затопил туман. 5.Лесник, у которого мы остановились на ночлег, рассказал нам много нового об этих местах.

Слайд 20

Проверим 1. (Когда), [ ]. 2. [ ] , и [ ] . 3. [ ] , а [ ] . 4. [ ] , ( что). 5. [ ( куда) ] . 1. [ ] , да [ ] . 2. [ ] , ( что). 3. [ ] , ( где). 4. [ ] , и [ ] . 5. [ ( у которого) ] .

Слайд 21

Поработаем устно 1.Если хочешь много знать, надо мало спать. 2. Не учась и лаптя не сплетешь. 3. Делу время, а потехе час. 4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить. 5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. 6. Корень учения горек, да плод его сладок.

Слайд 22

Озаглавьте текст 1.Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необыочностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка.3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали , как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели. 4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо улавливался тембр.

Слайд 23

Озаглавьте текст 5.Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала.6.Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала.

Слайд 24

Озаглавьте текст 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду.

Слайд 25

Задания к тексту Определите тип и стиль речи. Докажите свое мнение. 1.Из предложений 5-8 выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне слова. 2.Из предложения 6 выпишите слово, соответствующее орфограмее правописание приставок на з-\с-. 3.Из предложений 1-4 выпишите действительное причастие настоящего времени.

Слайд 26

Задания к тексту 4.Выпишите из текста все сочинительные союзы 5.Выпишите из текста все подчинительные союзы 6.Из предложений 3-5 выпишите сравнения. 7.Найдите предложение, соответствующее схеме [ (чтобы) ] и укажите его номер. 8.Укажите кол-во грамматических основ в 4 предложении.

Слайд 27

Проверь себя 1. Забирались, положил. 2. Исходил. 3. Тревожащие 4. И, но. 5. Что, как, когда, чтобы, пока. 6. Как паутинку, острым, как жало. 7. 7 8. 5

Слайд 28

ТЕСТ 1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется: А) союз Б) предлог В) частица

Слайд 29

Тест 2. Укажите неверное утверждение . Союзы делятся на: А) сочинительные и подчинительные Б) простые и составные В) производные и непроизводные

Слайд 30

ТЕСТ 3. Выберите ответ, где все слова в ряду- союзы: А) как, который, и Б) за, да, чтобы В) потому что, зато, но.

Слайд 31

Тест 4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные: А) где, зато, также Б) и, однако, же В) что, когда, да

Слайд 32

Тест 5. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.) А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться. Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется. В) Я вернусь и все вам расскажу.

Слайд 33

Тест 6. Укажите сложносочиненное предложение: А) Мы не могли идти дальше, потому что заблудились. Б) Никто не знал пути домой и мы долго искали дорогу. В) Наш отряд только вчера узнал, что опасность миновала.

Слайд 34

Тест 7. Укажите сложноподчиненное предложение: А) Когда над тайгой спустился туман, я подплыл к берегу. Б) Воробьи взметнулись стайкой и рассыпались вдали. В) За окном было холодно и вскоре пошел сильный дождь.

Слайд 35

Проверь себя 1. А 2. В 3. В 4. Б 5. В 6. Б 7. А

Слайд 36

Домашнее задание Подберите из художественной литературы 10 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.

Слайд 37

СПАСИБО за урок!!!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе "Сочинительные и подчинительные союзы"

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Цель: формировать умение распознавать сочинительные и подчинительные союзы и использовать их с учетом речевой ситуации в различных типах предложений.
Задачи урока
Личностные:
• Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
• Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
• Формирование сознательного отношения к собственному жизненному выбору
Предметные:
• Отличать сочинительные союзы от подчинительных.
• Разграничивать виды сложных предложений
• Пунктуационно правильно оформлять предложение
Метапредметные:
Регулятивные:
• Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
• Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
• Развивать умение работать с текстом на уроке, связно излагать мысли.
• Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре . Отвечать на вопросы, анализировать.
• Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
• Извлекать нужную информацию.
• Формировать умение работать с разными видами предложений в художественном тексте.
• Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять с учётом решаемых задач.

Ход урока
1. Организационный этап.
- Здравствуйте!
2.Актуализация изученного. Проверка домашнего задания.

Какие вопросы вы  могли бы задать друг другу, тем самым проверив, теоретический   материал, изученный на прошлом уроке.

Начну я:  

-На какие две группы делятся все части речи в русском языке?

Какие части речи относятся к служебным?

Что такое союз?

Какие группы союзов вам известны? Приведите примеры?

Задание: распределите союзы по группам Слайд 1

Взаимопроверка Слайд 2

Сегодня мы продолжаем разговор о союзах

 Слайд 3 Перед вами высказывание великого философа Гельвеция “Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”.
-Как вы понимаете это высказывание.( Каждый человек сам выбирает свою дорогу в жизни, только от него зависит кем он станет, каким будет.)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Слайд 4. Самопроверка. Проверьте себя по образцу.

 Найдите в предложении союзы. Что можете сказать о союзах и их роли в предложении.
-  Объясните постановку знаков препинания.
- В чем отличие между союзами а , кто.
- Одинаковую ли функцию в предложении выполняют сочинительные и подчинительные союзы.
- Над какой темой будем сегодня работать. Слайд.5
Какие цели поставим для себя на уроке. Слайд 6
1.Отличать сочинительные союзы от подчинительных.
2.Уметь разграничивать виды союзных предложения.
3.Уметь пунктуационно правильно оформлять предложение
6
. ) Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)
А сейчас я хочу вам прочитать небольшой отрывок рассказа. Определите из какого пр –я ,кто автор.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
Кто главный героя пр –я. Можно ли наш эпиграф отнести к Андрею Соколову. Почему.
(Андрей Соколов потерял семью, прошел немецкий плен,но выстоял, не сломался, смог сохранить человечность, доброту и подарил свою любовь маленькому Ване.)

7.
Давайте поработаем с  небольшим отрывком из этого рассказа.

Читает ученик Слайд 7
1.Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. 2.Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. 3. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. 4. Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку.5. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... 6.Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, накопленные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?

Работа в группах.Слайд 8
Перед вами теоретический материал по данной теме. Оживите его. Найдите в тексте примеры и впишите их. Сделайте вывод. Как называются такие союзы?  С какой целью мы выполняли данное задание?

  ?                                                       союзы

   ?                                                             союзы

Соединяют однородные членя предложения

Соединяют главную и придаточную часть предложения

Соединяют равноправные по смыслу предложения  в составе сложного.

Какие же союзы называются  сочинительными, а какие подчинительными. Сверьте свои предположения с учебником стр.220 

Какие еще союзы относятся к подчинительным и сочинительным? Для чего их нужно запоминать?

Поиграйте в игру « Ты мне я тебе».  Назовите  вид союза по значению друг другу союз и определите его ( работа в парах)

4 Первичное закрепление.
Слово «союз» по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со) и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ.
Подберите несколько существительных с приставкой со. Какое значение у приставки со.(Приставка СО- со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз)".
Я сейчас предлагаю поработать в тесном союзе, в парах. Как вы думаете, какое задание я бы вам предложила,  для того чтобы достигнуть первую нашу цель

Карточка №1 Найдите союз, определите его вид. 
1. Судьбы, как тропы в глухом лесу, – всегда разные.
2. Найдет человек медвежью стежку – пошел по ней.
3. Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему.
4. Случается: человек долго ищет судьбу: ему все еще кажется, что жизнь впереди!..
5. Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко
6. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом.
7. Есть судьбы трудные, когда на бедного Макара все шишки валятся.
8. Столько судеб, что всех не охватишь.

- Какую цель помогло достичь данное задание. Поднимите руки, кто уже хорошо умеет различать союзы.
- Назовите 2,3 цель урока. С чем будем работать дальше.

7. Обратимся к тексту. Постройте схемы предложений? 1,3,5

Чем отличаются по структуре предложение1,  3 и 5. Найдите союзы. Объясните постановку знаков препинания.
Объясните постановку знаков препинания по схемам.

8.Найдите сравнения. Для чего автор использует это художественное средство.
( Шолохов передает душевное состояние героя)
– «Словно присыпанные пеплом» – то есть какие, какого цвета? (Серые, цвета пепла)
– А почему цвет глаз у Соколова не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)
– Таким образом цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен.
- А почему писатель говорит о глазах Вани, что они «светлые, как небушко?
Назовите, какие союзы использовал автор в сравнениях, определите вид союзов. Так в каком же средстве художественной выразительности используются подчинительные союзы? Для чего нужно их знать?

Задания на экзамен Слайд

8. Перед вами такой же текст, но только без знаков препинания.

Выберете то задание, которое, как вы считаете соответствует вашему уровню знаний по данной теме.

 1. вставить  пропущенные буквы, знаки препинания. Определить вид по составу  и по значению союза.
2.  вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Определить вид союза и графически показать, что соединяют союзы.
3. вставить  пропущенные буквы, знаки препинания. Определить вид союза и тип предложения, составить схему предл.

  1. Вскоре я увид…л  как из(за) крайних дворов хутора вышел на д…рогу мужчина. 2.Он вел за руку маленького мальч…ка, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. 3. Они устало брели по напр…влению к п..реправе  но  пор..внявшись с машиной  повернули ко мне. 4. Глядя мне прямо в глаза светлыми  как  небушко  глазами  чуть-чуть улыбаясь мальчик смело прот..нул мне розовую холодную руч..нку.5. Я с  (боку) взглянул на него  и мне стало что(то) не по себе...

Взаимопроверка. Подберите и сформулируйте задание по тексту для своих одноклассниц.

5. Подведение итогов.

На какие разряды делятся союзы?

– Какую функцию выполняют сочинительные и подчинительные союзы?

– Как ставятся знаки препинания при сочинительных и подчинительных союзах?

V.  Рефлексия.

  1. Я оцениваю свои знания данной темы на ___
  2. Я смогу безошибочно найти союзы_________
  3. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы____
  4. Я смогу объяснить товарищу данную тему____
  5. Я ставлю себе оценку за работу на уроке_____

Оценка по шкале от «2» до «5

Выберете крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока. 

Номер поставьте в карточке самооценки.
1. Тяжела ты шапка Мономаха.
2. Повторение – мать учения.
3. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
4. Корень учения горек , да плод его сладок.
Вложите карточки в тетрадь.
Вспомните сегодняшний эпиграф. О чем мы говорили?
Перед каждым из вас открыто несколько дорог, по какой пойдете - зависит только от вас.
Закончить урок хотелось бы стихотворением Ю. Левитанского.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает по себе.
Д.З. упр.368
2.Составьте связный рассказ на тему «Знаки препинания перед союзом и.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Сочинительные и подчинительные союзы"

Изучение темы"Сочинительные и подчинительные союзы" на уроках русского языка в 7 классе может пройти интересно и познавательно, если обратиться к биографии М.В.Ломоносова.Именно  Михаил Вас...

Урок-путешествие. "Сочинительные и подчинительные союзы" 7 класс

Урок-путешествие. "Сочинительные и подчинительные союзы" 7 класс...

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс....

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс. (Презентация)

Обобщение и систематизация знаний по теме:«Сочинительные и подчинительные союзы». 7 класс. (Презентация)...

Урок русского языка в 7 классе. Сочинительные и подчинительные союзы.

Тип урока: объяснение нового материала. Цели:  образовательные: знакомство с типами союзов, формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложноподчиненные и сложносочи...

Практикум "Сочинительные и подчинительные союзы". 7 класс.

Учебник "Русский язык. 7 класс" Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А содержит, на мой взгляд, мало необходимой практической части. Учителю часто приходится составлять задания, которые поз...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Сочинительные и подчинительные союзы"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Сочинительные и подчинительные союзы"...