Урок-путешествие. "Сочинительные и подчинительные союзы" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок-путешествие. "Сочинительные и подчинительные союзы" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klass1.doc103 КБ
Office presentation icon urok_v_7_b_klasse.ppt931.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка  в 7 классе.

Тема урока

 «Сочинительные и подчинительные союзы».

Цели урока: 

- повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;

- познакомить учащихся с делением  союзов на сочинительные и подчинительные и их значением;

- совершенствовать умение определять вид сложного предложения, различать ССП  и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;

- формировать умение использовать в речи предложения разных синтаксических конструкций.

Ход урока

1. Орг. момент.

Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете по теме «Союз». Ребята, на сегодняшнем уроке нам предстоит много наблюдать, рассуждать, делать выводы. Будьте внимательны и активны.

2.Объявление темы урока, постановка цели. 

- Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие - в страну русского языка. Нам предстоит знакомство с сочинительными и подчинительными союзами.

Перед вами карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.

3,4 слайды

И первая  остановка - деревня Теоретическая.(1)

5 слайд

3. Фронтальный опрос.    (Актуализация знаний. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.)

На этой станции мы с вами должны вспомнить теоретический материал, который пригодится нам в нашем путешествии.

      ВОПРОСЫ:   

1. В русском языке есть ………..  и служебные части речи.

2. Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

Мы отправляемся дальше и следующая станция, которая нас ждет,  – «Станция новых знаний».

    слайд

4. Изучение нового материала.

Ребята, по своему значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

   слайд

Сочинительные союзы: и, а, но, зато, или, тоже, также.

Подчинительные: чтобы, что, если, как, потому что.

Сочинительный союз употребляется при однородных членах и  в простых равноправных, не зависящих друг от друга предложениях в составе сложного. События в них происходят одновременно, последовательно, чередуются или противопоставляются.

Подчинительный союз связывает только такие предложения в составе сложного, которые зависят друг от друга, подчиняются по смыслу одно другому; зависимое  предложение отдельно существовать не может.

        слайд

- Сравним предложения:

[Ярко светит солнце], и [тает снег].

[Тает снег], (потому что ярко светит солнце).

- В каком из них простые предложения равноправны, в каком одно подчиняется другому? 1 предложение сложносочиненное, 2 – сложноподчиненное. Обращается внимание на различие в оформлении схем.

5.Закрепление.

Понаблюдаем за союзами в тексте.

Нас ждет станция «Литературная».

        слайд

Пропускается строка для заголовка.

Спишите текст, расставьте необходимые знаки препинания. Союзы заключите в овал, определите их вид.

Вновь пр..шла весна. Зима улепетывала на полурастаявших и немощных ногах когда со..нце выталкивало ее вон. Вслед за нею не отставая прибавлялись теплые дни чтобы поджеч.. старуху яркими пятнами и разорвать на (грязно)белые клочья. (Не)распустились еще проснувшиеся почки и мертвые бурые листья пока л..жали пластом на земле. Обнаженные ветви не шелестели а только пот..хоньку трогали друг друга.

Однако смотрел я на эту картину и понимал, что…

                                                                                        (По Г.Троепольскому)

Вновь пришла весна. Зима улепетывала на полурастаявших и немощных ногах, когда солнце выталкивало ее вон. Вслед за нею, не отставая, прибавлялись теплые дни, чтобы поджечь старуху яркими пятнами и разорвать на грязно–белые клочья. Не распустились еще проснувшиеся почки, и мертвые бурые листья пока лежали пластом на земле. Обнаженные ветви не шелестели, а только потихоньку трогали друг друга.

Однако смотрел я на эту картину и понимал, что…

                                                                                        (По Г.Троепольскому)

Комплексный анализ текста.

- О чем текст? Определите тип речи.

 - Определите стиль текста, аргументируйте свое мнение.

Ученики безошибочно определяют стиль художественной литературы. Аргументы следующие.

1)Задача автора – нарисовать картину борьбы весны с зимой.

2)С этой целью использованы олицетворения (весна пришла, зима улепетывала, солнце выталкивало, дни прибавлялись не отставая, ветви трогали, о днях – поджечь и разорвать на клочья), эпитеты (полурастаявших и немощных ногах, грязно-белые клочья, обнаженные ветви).

3)Использованы текстовые синонимы: зима, за нею, старуха.

4)Текст строится на противопоставлении понятий: зима – весна, смерть – жизнь, еще, пока – а, однако.

- Как бы вы завершили последнее предложение? Весна безжалостна к умирающей зиме. Так у автора, и ученики примерно такой мыслью и завершают текст.

- Какова основная мысль текста? Озаглавьте его. (наступление весны). «Весна», «Утро года».

По мере анализа текста объясняются орфограммы.

- Есть ли в тексте союзы? Какова их роль?

Ученики называют союзы, связывающие однородные члены, простые предложения в составе сложных, союз «однако» является средством связи смысловых частей текста. Объясняется постановка знаков препинания.

- Определите вид союзов. При выполнении задания пользуйтесь таблицей «Сочинительные и подчинительные союзы», которая лежит на каждом рабочем столе.

Весна, безусловно, одно из самых поэтических времен года. Это время пробуждения природы, ее цветения. Тема весны присутствует в творчестве многих русских художников: Левитана, Юона, Жуковского, Бакшеева и других. Нам предстоит познакомиться с замечательной картиной Исаака Ильича Левитана «Март», поэтому мы прибываем на станцию «Весеннюю».

 Следующая станция  «Весенняя».

       Слайд

- Судя по названию картины, о каком времени года пойдёт речь? О ранней весне.

- Какие ассоциации возникают у вас при слове "весна"? Тепло, яркое солнце, капель, журчание ручьёв, таяние снега, молодая зелень, проталины, радостное настроение, сосульки, голубое высокое небо, чистый и свежий воздух, долгие светлые дни.

Настоящий художник всегда учит особому зрению. Он словно обостряет наши чувства, заставляет видеть необычное в обычном, красоту и поэзию — в привычном и будничном

- Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник? (Сюжет картины очень прост. Запряжённая в сани лошадка стоит у крыльца деревянного дома, зимняя дорога, оттаивающая от яркого солнца, сугробы снега и деревья. Птицы еще не прилетели, скворечник пустой. Солнце освещает стену дома, березки. В лесу еще лежит снег.)

- Посмотрите, какой снег на картине?(Снег под лучами солнца потемнел, осел. На дороге он рыжеватый, пропитан водой. Чистый, белый снег лежит на крыше дома, на крыльце, под деревьями. Вокруг деревьев еще лежат сугробы.)

- Кто изображен на картине? (Художник изобразил лошадку. Она с санями стоит у крыльца, спокойно дремлет на теплом мартовском солнышке. Наверное, лошадка ждет своего хозяина. Ей приятно стоять под ласковыми и теплыми лучами весеннего солнца.)

- Какие краски выбрал художник, чтобы показать пробуждение природы?

(Цветовая гамма картины строится на сочетании трёх цветов: жёлтого, голубого и зелёного с добавлением белого. Жёлтый — на стене дома, на двери, в верхушках деревьев, в коричневой шерсти лошади. Голубой окрашивает весеннее небо, тени от деревьев слева. Зелёный — в хвое сосен. Белый — в изображении снега. Цветовая гамма необычно звучная и выразительная, как гимн весне, обновлению природы.)

- Как художник сумел передать, что это действительно конец зимы? (Он изобразил много света, голубое небо, яркое, теплое мартовское солнце. Солнце ласково пригревает и отражается на жёлтых стенах деревянного дома, в зелени сосен и голубых тенях деревьев; потоки яркого света делают стену дома золотистой, как янтарь; тёплые лучи весеннего солнца растопили снега; ласковое весеннее солнце льёт на землю свет и тепло).

- Какое настроение вызывает картина? (Неброский на первый взгляд сюжет картины рождает ощущение тепла и радости, чувствуется даже запах весны. Будничная картина заставляет переживать чувство радости и праздника. Наряду с радостным настроением мы испытываем чувство лёгкой грусти, ведь с зимой тоже расставаться жалко, да и весна только начинается, будут впереди ещё и холода, и морозы, но верится: обязательно случится что-то хорошее.)

- Что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж?( Картина И. И. Левитана "Март" радостная. Своей картиной художник заставляет нас понять и полюбить красоту родной природы, которая окружает нас и которую мы так часто не замечаем.)

- А с каким чувством вы ждете приближение весны? (  с радостью, с восторгом)

- Вот это восхищение весной, эту радость ожидания мы должны передать в своем сочинении. Постарайтесь создать здесь, в классе, островок весны. А помогут нам в этом музыка и живопись.

- Я предлагаю вам написать миниатюру по картине Левитана »Март» по рабочим материалам (которые лежат у вас на столах), используя сочинительные и подчинительные союзы,  расставьте пропущенные запятые.  

(Перед каждым учеником лежит лист, на котором выполняется задание.)

 На картине Левитана изображена весна потому что…. При помощи теплых красок художник передал ощущение радости и …. Он  умел находить красоту в самых скромных уголках природы так как…. На переднем плане темнеют хвойные деревья  чтобы подчеркнуть…. Если внимательно присмотреться можно заметить…. Еще не зазвенели ручьи но…. Возникает уверенность в том что весна….

- Расставьте знаки препинания, определите виды союзов.

 По желанию несколько учеников читают работы,  и обсуждаются. Затем листы сдаются на проверку.

Подведение итогов.

Наше путешествие подошло к концу, и я предлагаю вам последнее задание.

Дайте оценку своей деятельности на уроке, материалу урока.

Слайд

Закончите следующие предложения:

 "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

 "Я похвалил бы себя…";

 "Особенно мне понравилось…";  

"После урока мне захотелось…";

 "Сегодня мне удалось…";  

"Я сумел…";

 "Было интересно…";

 "Было трудно…";  

"Я понял, что…";

  "Теперь я могу…";

 "Я почувствовал, что…";

 "Я научился…".
Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», познакомились с разрядами союзов по значению, научились правильно и уместно употреблять их в речи, кроме того мы мы познакомились с удивительной картиной И.И.Левитана «Март».

 Выставление отметок.

слайд

Домашнее задание: выучить правило параграфа 56 учебника; выполнить упражнение 322 или 321 (на выбор). (Разный уровень сложности).

РАЗРЯДЫ СОЮЗОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

И, а, но, да (=и; =но), или, либо и др.

Связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного предложения, которое называется сложносочиненным.

    [Ярко светит солнце], и [тает снег].

                                                 

Что, потому что, если, хотя, чтобы, когда и др.

Связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчинённым. В таком сложном предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

[Тает снег], (потому что ярко светит солнце).

РАЗРЯДЫ СОЮЗОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

И, а, но, да (=и; =но), или, либо и др.

Связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного предложения, которое называется сложносочиненным.

    [Ярко светит солнце], и [тает снег].

                                                 

Что, потому что, если, хотя, чтобы, когда и др.

Связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчинённым. В таком сложном предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

[Тает снег], (потому что ярко светит солнце).

Учени(__) 7б кл.______________________________________________________

Задание: допишите предложения, расставьте знаки препинания, определите виды союзов.

 

СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРА

На картине Левитана изображена весна потому что___________________________________________________________________________________________________________________________________________

При помощи теплых красок художник передал ощущение радости и______________________________________________________________________

 Он  умел находить красоту в самых скромных уголках природы так как___________________________________________________________________________________________________________________________________________

На переднем плане темнеют хвойные деревья  чтобы подчеркнуть___________________________________________________________________________________________________________________________________

 Если внимательно присмотреться можно заметить______________________________________________________________________________________________________________________________________

Еще не зазвенели ручьи но____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возникает уверенность в том что весна_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самоанализ урока русского языка, проведенного в 7 классе.

Начну самоанализ урока с краткой характеристики 7б  класса, с которым я проводила учебное занятие. Процент качества знаний по русскому языку в данном классе составляет 67%:  из 25 учащихся «5 и 4» по предмету имеют 17 человек, таким образом, уровень качества знаний в 7б классе выше среднего. Ребята активные, эмоциональные, с удовольствием участвуют в учебных и внешкольных мероприятиях.

Тема урока: Сочинительные и подчинительные союзы».

Данный урок рассчитан на 20 минут и является третьим уроком при изучении темы «Союз как часть речи».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока:  урок – путешествие.

Цели урока:

Образовательные:

- повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;

- познакомить учащихся с делением  союзов на сочинительные и подчинительные и их значением;

- совершенствовать умение определять вид сложного предложения, различать ССП  и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;

- формировать умение использовать в речи предложения разных синтаксических конструкций.

Развивающие :

- развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательные: воспитывать коммуникативность, самостоятельность. воспитывать желание учиться и делать открытия;  воспитывать     умение слушать других; воспитывать интерес к русскому языку и любовь к родной природе.

Задачи  урока реализовывались:

1. образовательные цели  - в работе при анализе предложений текста Г.Троепольского с сочинительными и подчинительными союзами, конструированию предложений с разными видами союзов;

2. развивающие цели  - через монологическую речь учащихся, через умение анализировать художественный текст, делать выводы по теме;

3. воспитательные цели  - через подбор дидактического материала, воспитывающего у учащихся такие нравственные качества как «любовь к окружающему миру, природе»; уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников, работу в коллективе.

Мною была выбрана форма урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации из 15 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

С целью экономии времени последнее творческое задание выполнялось учащимися на специальном рабочем листе, который учащиеся сдали в конце урока.

На данном занятии  использовались  технологии:

здоровьесберегающие технологии,

технологии коллективного сотрудничества,

технологии личностно-ориентированного образования,

компьютерные технологии.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

  • Текстоориентированный. Работа с текстом художественного стиля; монологический ответ, рецензия.
  • Коммуникативно-деятельный : работа с текстом.  
  • Интегрированный. Связь с литературой осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование текста (фрагмент из повести Г.Троепольского «Белый Бим, черное ухо»)
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся : при выполнении творческого задания.    
  • Личностно-ориентированный подход  реализовывался через работу внимание к речи других людей, обучению связной речи.  

В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Устный опрос (повторение теоретического материала).

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся. (при комплексном анализе текста).

5. Творческое задание. (написание сочинения-миниатюры).

5. Подведение итогов урока, рефлексия (итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.

6. Дано разноуровневое домашнее задание. (применен дифференцированный подход)

На уроке преобладал творческий характер познавательной деятельности (анализ текста).

На уроке использовались компьютерные технологии для повышения  качества образования учащихся. Через проектор выводились на экран различные виды самостоятельных работ. Все  это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить заданий  на уроке.

Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Письменное творческое задание было проведено на специально заготовленных листах, поэтому оценку за работу на уроке получат все учащиеся.

Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

В ходе урока дети осознали новое для себя понятие «Сочинительные и подчинительные союзы», научились их видеть и различать в предложении.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учащихся данного класса. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей семиклассников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

по теме Урок-путешествие «Союзы сочинительные и подчинительные»

Слайд 2

Второе марта. Классная работа. Сочинительные и подчинительные союзы. И ЕСЛИ ЧТО НО ПОТОМУ ЧТО а ХОТЯ

Слайд 3

деревня Теретическая станция Новых Знаний станция Литературная станция Весенняя станция Творческая

Слайд 4

Деревня «Теоретическая»

Слайд 5

ВОПРОСЫ: 1. В русском языке есть ……….. и служебные части речи. 2. Служебные части речи это……… 3. Союз – это…………………….. 4. Союзы, состоящие из одного слова, называются………… 5. Союзы не являются………………………

Слайд 6

Станция «Новых знаний»

Слайд 7

Союзы делятся по значению Сочинительные: и а но зато или тоже также Подчинительные: чтобы что если где когда как потому что

Слайд 8

СРАВНИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Вот засветилось над черною тучей и грянуло солнце из тьмы. 2. [Ярко светит солнце], [тает снег]. 3. [Тает снег], ( ярко светит солнце). и и потому что

Слайд 9

Станция «Литературная»

Слайд 10

Вновь пр..шла весна. Зима улепетывала на полурастаявших и немощных ногах когда со..нце выталкивало ее вон. Вслед за нею, не отставая, прибавлялись теплые дни, чтобы поджеч.. старуху яркими пятнами и разорвать на (грязно)белые клочья. (Не)распустились еще проснувшиеся почки и мертвые бурые листья пока л..жали пластом на земле. Обнаженные ветви не шелестели, а только пот..хоньку трогали друг друга. Однако смотрел я на эту картину и понимал, что… (По Г.Троепольскому) ЗАДАНИЕ: Прочитайте текст, найдите союзы, определите их вид. Выпишите выделенные предложения, расставьте необходимые знаки препинания.

Слайд 11

Станция «Весенняя»

Слайд 12

Исаак Ильич Левитан Картина «Март».

Слайд 14

Станция «Творческая»

Слайд 15

Закончите следующие предложения: "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я почувствовал, что…" РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 16

Домашнее задание: 1. § 56, упр. 321 или 322 (на выбор). 2. Составить 5 тестовых заданий по теме «Сочинительные и подчинительные союзы». (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды подчинительной связи в словосочетаниях». 11 класс.

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан...

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

"Словосочетание. Способы подчинительной связи".10 класс.

Урок русского языка в 10 классе, построенный по технологии РКМЧП....

Русский язык. Союзы сочинительные и подчинительные 7 класс

Урок русского языка в 7 классе по теме  "Союзы сочинительные и подчинительные"....

Урок русского языка "Подчинительная связь в словосочетании" 8 класс

Это разработка урока русского языка в 8 классе по теме "Подчинительная связь в словосочетании" с примерами, различными видами заданий, вопросами и ответами....

Урок русского языка в 7 классе "Подчинительные союзы"

Данный урок может быть использован при изучении темы "Подчинительные союзы" в 7 классе...