«Сохраним воду — сохраним жизнь » (эссе) в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»
проект по русскому языку (8 класс) на тему

Яковлева И.А.

Только относясь бережно и ценя ту силу, которая может дать вода, мы сможем сохранить нашу планету, сохранить жизнь на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.sochinenie_masha.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение средняя общеобразовательная

школа №6 г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края

Муниципальный этап Всероссийского заочного конкурса  «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

«Сохраним воду — сохраним жизнь » (эссе) в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»

Диденко Мария Витальевна,  2003 г.

 ученица 7 класса  МКОУ СОШ №6 г. Ипатово

Руководитель: Яковлева Ирина Александровна, учитель русского языка и       литературы МКОУ СОШ №6.

2015 г 

Вода — основа жизни на земле, без нее не могут жить ни растения, ни животные, ни люди. Только вода может существовать в трех состояниях, что и позволяет ей поддерживать жизнь на земле: в жидком — течь по земле, давая жизнь растениям, рыбам, животным человеку; в газообразном — и быть легче воздуха, чтобы, поднявшись в небо, пролиться дождем туда, где нет рек и озер; в твердом — и быть легче воды, чтобы не провалиться на дно водоемов и не погубить в них жизнь.

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь» - эти слова написал французский писатель и лётчик Антуан  де  Сент – Экзюпери  после того, как его самолёт разбился в пустыне и он несколько дней провёл под палящим солнцем.

Почему же так велико значение воды? Почему мы так зависим от нее?

Как утверждает большинство ученых - сама жизнь зародилась в воде, вода входит в состав живых организмов. Из четырёх природных  стихий  вода - основа жизни. Все живое  на земле  большей частью состоит из воды, так человек, например - на 86% . Потребность в воде стоит на втором месте после кислорода. Без воды человек может прожить недолго – пять-семь суток.

Воду за ее свойства и качества можно охарактеризовать как естественный целитель. Многие ритуалы народов России были связаны с водой. В чистый четверг, например, дети  должны  очистить ручейки от листочков, в засуху - покликать дождь, а при затяжных дождях - попросить ведро. А сколько праздников связано с водой! День Ивана Купалы, Крещение – считалось, этим  все люди очищают тело и душу.

Много  картин, стихов, песен написано о ней!  Красивейшая природа Кавказа, могучие реки, прекрасные водоёмы  не раз воодушевляла деятелей искусств на создание замечательных произведений.

Мне вспомнились стихи ставропольского поэта Ивана Васильевича Кашпурова, которого  называют «певцом степного края»:

По щеке степи – слезинка,

и горюча, и горька,

это – речка Кучерлинка –

для стихов моих строка.

Не умея быть веселой,

молчалива отродясь,

средь бескрайних

  суходолов

вьется вдаль, не торопясь.

Кулички, над ней рыдая,

В суховей тут ищут кров,

и течет она, седая,

от полыни и ветров;

и течет, не зная сроду

 про озера и моря,

раздает в пути всю воду,

громких слов не говоря.

Руслом желтым

 от суглинка,

тихоструйная всегда,

век из века Кучерлинка

грустно льется в никуда. («Кучерлинка»)

Эти проникновенные строки  говорят о ценности и значимости каждой капли воды в нашем засушливом степном крае.

Я родилась и живу на Ставрополье. Город  Ипатово – моя малая родина, место с интереснейшей историей и своеобразной  культурой. Я люблю Ипатово  и считаю, что люди должны знать как можно больше о своей родине, думать о её будущем, любить свою землю и свою любовь подкреплять конкретными делами. Меня волнует  все, что связано с людьми, с историей моего города, моего района, с  его природой и экологическим состоянием окружающей среды.

По территории нашего района протекают две замечательные реки:  Калаус и Чемрек. Общая длина реки Калаус более четырёхсот километров.  Своё начало она берёт на Султанских высотах, протекает по Ставропольской возвышенности и впадает в  Маныч.

На реке Калаус расположены два крупных города: Светлоград и Ипатово, а также множество сёл, таких как Верхний Калаус, Воздвиженское, Сергиевское.

Испокон веков люди, осваивая  степные просторы, селились по берегам рек и вблизи водоёмов, ведь вода – это жизнь.  Реки для населения были источником питьевой воды, местом  обитания рыбы, водоплавающей дичи, а, следовательно, источником существования.  Не случайно название реки  Калаус  на кабардино-черкесском языке означает «плодородная, богатая долина».

Когда в 1860 году несколько прибывших семей из Воронежской, Полтавской и Харьковской губерний основали хутора на берегах Калауса и Чемрека, то первому же поселению было дано  название Чемрек (нынешний город Ипатово) по названию реки.

Шли годы, люди стали обживаться, и хутора стали расти. А русла рек с годами, к сожалению, стали  заполняться мусором и бытовыми отходами, жители стали использовать  их в качестве бесплатной свалки, особенно в черте г. Ипатово. Большинство из нас не осознаёт всей  опасности таких действий. Каждый должен понять, что вода - это неотъемлемый атрибут жизни, без которого просто невозможно нормально существовать.

Легкомысленное, необдуманное отношение к природе ведет к загрязнению,  заилению, уменьшение пропускной способности русла рек и затоплению прилегающих территорий. Как следствие  нарушается весь природный  комплекс. Ведь из этих рек пьют животные, по их берегам селятся водоплавающие птицы. Из грязных, замусоренных  водоёмов они пить не могут, и им приходится искать новые места обитания. В итоге весь природный комплекс разрушается: исчезают некоторые разновидности птиц, рыб, животных и растений. Со временем мелеют  и исчезают сами реки.

Это неприятно и эстетически, когда  прежние красоты превращаются в свалку, унылое,  безжизненное  пространство - пустыню.

Старожилы рассказывают, что 80 лет назад в реке Калаус можно было ловить разную  рыбу, а у старого моста через реку  по дороге на с. Лиман были сооружены деревянные мостки, к которым крепилась жестяная кружка на цепочке.  И каждый путник  из Чемрека в Лиман мог утолить жажду, зачерпнув чистой прохладной воды из Калауса, без вреда для своего здоровья.

Воду Калауса использовали, в основном,  в хозяйственных нуждах,  поили скот, например, осенью вымачивали снопы льна, чтобы потом ткать из него полотно.

Сегодня картина изменилась. Наши реки Калаус и Чемрек засорены бытовыми отходами, пластиковым мусором. Промышленные и бытовые отходы погубили много прекрасных водоёмов, сделав их воду непригодной для употребления.

Я считаю, что это большая трагедия наших рек, результат небрежного отношения человека к экологии и окружающей среде,  и такое происходит не только в нашей местности,  но и по всей  России, и во всём мире.

В настоящее время 70% территории нашей планеты покрыты водой. При этом пить можно только 1% этой воды. С каждым годом проблем доступа к качественным водным ресурсам становится острее. За последние 50 лет в мире произошло целых 507 конфликтов, связанных с доступом к воде. 21 спор привел к военным действиям. При этом 1 млрд. людей по всему миру вообще не имеет доступа к безопасной воде. По статистике ООН, 25 000 человек ежедневно умирают от болезней, прямо связанных с загрязненной водой. Эта печальная тенденция, по прогнозам экологов, в будущем будет стремительно усиливаться.  Реки и озера высыхают. И мировые запасы пресной воды неуклонно уменьшаются.

Чтобы напомнить человечеству о важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества, по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, установлен День водных ресурсов, который отмечается во всем мире.

Сохранить чистыми источники и русла рек - это достаточно сложная задача в наше время, так как люди ведут себя легкомысленно по отношению к окружающей среде. Цель каждого из нас - постараться приложить все усилия к сохранению и улучшению качества водных ресурсов своей местности.

Мы, учащиеся  средней  школы  №6  г. Ипатово, весной и осенью проводим акции в защиту родной природы: выходим на субботники по очистке реки Чемрек от мусора, на улицы города и за его пределы,  чтобы навести чистоту и порядок.  Но наших усилий  недостаточно, потому что ежедневно жители города  выбрасывают  в окружающую среду тонны  бытового и промышленного мусора.

Задумаемся, а что будет завтра?  Задумаемся, в первую очередь, о будущем наших потомков.

«Человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни»,- напоминает  писатель и журналист Песков

Природа хрупка и ранима, а последствия грубого и бездумного отношения к животным растительности и водным ресурсам могут  быть катастрофическими. Только благодаря нашим общим усилиям всё  может измениться к лучшему.

И нужно начинать с небольшого, по крайней мере, с уважения к отчему дому и земле, которая тебя вырастила, и которую ты называешь родным краем:

… Эту землю еще наши деды пахали.

     Словно мать от врагов защищали ее.

     И потомкам беречь край родной завещали…

У нас еще есть время  прислушаться к голосу разума, отыскать в себе любовь и силы и  начать  делать все возможное для сохранения и спасения  Матери-природы.

     Ведь планета у нас одна. Одна на всех землян.

    Коль суждено дышать нам воздухом одним,

    Давайте же мы все навек объединимся.

    Давайте наши души сохраним,

    Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

Только относясь бережно и ценя ту силу, которая может дать вода, мы сможем сохранить нашу планету, сохранить жизнь на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брифинг "Сохранить природу-сохранить жизнь"

Цели: ·         воспитание чувства любви к природе,·         уважения ко всему живому,·...

Классный час "Сохранить природу- сохранить жизнь"

Презентация на тему "Окружающая среда", Разработка классного часа....

Классный час "Сохранить природу- сохранить жизнь"

Презентация на тему "Окружающая среда", Разработка классного часа....

презентация к классному часу "Сохрани природу-сохранишь жизнь!"

презентация к классному часу "Сохрани природу-сохранишь жизнь!"...

Конспект классного часа "Сохранить природу- сохранить жизнь"

Содействовать формированию чувства ответственности за природу и все живое...

Сохранить природу - сохранить жизнь!

В последние годы в результате ухудшающейся экологической обстановки во многих странах мира, а также под влиянием решений международной общественности вопросам образования на всех уровнях обучения, а т...