Образ русской дороги в художественных текстах и живописи
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Автором статьи предложен дидактический материал по формированию культуроведческой компетенции обучающихся, уважительного отношения к национальной культуре и родному языку на уроках русского языка. Особое внимание уделено работе с художественными текстами, авторы которых рассказывают о своем восприятии образа дороги. А занимательный материал, связанный с концептом «дорога», позволяет повысить интерес обучающихся к русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doroga.docx | 417.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ русской дороги в художественных текстах и живописи
«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны». (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
– Охарактеризуйте основную мысль фрагмента. Какова авторская позиция? Выделите ключевые слова.
– Какие черты русского национального характера отразились в любви к быстрой езде?
– Назовите основные тропы. На примере данного текста объясните, что такое градация.
– Объясни смысл слов: облучок, кибитка.
– Объясни знаки препинания в сложном предложении.
Счастливая дорога домой
«Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьем колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить все печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть угол, но горе холостяку!» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
– Какова основная мысль данного фрагмента? Какие ассоциации возникли при слове дорога в сознании человека, жившего в начале XIX века?
– Объясните значение слов и словосочетаний: починка, перебранка, ямщик, лобзания, станционный смотритель.
– Какая риторическая фигура лежит в основе образности текста?
– Объясните знаки препинания при однородных членах предложения?
– Расскажите, какие вы испытываете чувства, вернувшись домой после долгого отсутствия?
Дорога – символ жизненного пути
Дорога – символ жизненного пути человека, его судьбы. Об этом пишет А.С. Пушкин в стихотворении «Телега жизни»:
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не лезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел!..
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.
Иносказание пронизывает все стихотворение. Какой смысл символов вы себе представляете под словами: утро, полдень, вечер, телега, ямщик?
Дорога – путь скорби и страданий (в русской живописи)
Издавна дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты, по дороге пролегал скорбный путь в ссылку, в Сибирь. И.И. Левитан изобразил эту печально знаменитую дорогу на своей картине «Владимирка».
Рисунок 1. Картина И.И. Левитана «Владимирка»
– Рассмотрите картину И.И. Левитана «Владимирка».
– Опишите летний день, изображенный Левитаном. Какое настроение веет с этой картины? Какие чувства владели художником при создании полотна? Можно ли сказать, что он сочувствует страдающим людям?
– Как изображена дорога? Что находится на переднем плане, в центре, на заднем плане?
– Каков колорит картины? Какого цвета небо на горизонте? Какие краски и оттенки использует художник для изображения дороги, облаков, придорожной травы и деревьев?
– Обратите внимание, что чуть в стороне от дороги художник нарисовал голубец – установленную на столбик икону. Для чего на Владимирской дороге икона?
Творческое задание
Напишите дорожный дневник, в котором отразите свои путевые впечатления от поездки в другой город, деревню, на дачу…
Увлекательные задания «Угадай»
1. Чьи это слова «В России две беды: дураки да дороги!» (Н.В. Гоголь)
2. Кто из этих героев едет в данном средстве передвижении:
3. Назови элементы упряжи:
4. Рассмотрите лошадей и назовите их масти:
(гнедой) (вороной) (чубарый)
5.Объясни значение фразеологизмов о дороге:
Зайти куда по дороге.
Туда ему и дорога.
Туда тебе нет дороги.
Ему к нам запала дорога.
Всякому своя дорога.
Отрезать кому-нибудь дорогу.
Счастливой дороги!
– Какие из этих фразеологических выражений устарели, а какие используются сейчас?
С середины XIX века в быт русского народа вошли железные дороги. Строительству первой железной дороги между Петербургом и Москвой. Н.А. Некрасов посвятил свое стихотворение «Железная дорога». Во времена И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского для обозначения железного поезда употреблялось слово «машина». Паровоз первоначально называли пароходом, такое словоупотребление встречается в знаменитой «Попутной песне» М.И. Глинки на слова Н.В. Кукольника. Но это уже другая история…
Список литературы:
1. Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур. М.: Ладомир, 2006.
2. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
3. Степанов Ю.С.Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок во втором классе "Образ русской березы в живописи,славянской мифологии и поэзии"
Открытый урок в начальной школе во 2 классе....
Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".
Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...
Художественный текст на уроках русского языка.
Урок обобщения и закрепления изученного материала по русскому языку в 6-7 классах по теме "Причастие".Здесь представлены различные виды учебной деятельности....
Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».
Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения. 2. Показать образную роль однородных членов в расска...
Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»
Цели урока:повторить композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...
Образ русской природы в художественных текстах и в живописи
На примере данного дидактического материала показаны пути формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка: взаимосвязь русского языка и литературы, работа с репродукциями кар...