Образ русской дороги в художественных текстах и живописи
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Лапина Оксана Адольфовна

Автором статьи предложен дидактический материал по формированию культуроведческой компетенции обучающихся, уважительного отношения к национальной культуре и родному языку на уроках русского языка. Особое внимание уделено работе с художественными текстами, авторы которых рассказывают о своем восприятии образа дороги. А занимательный материал, связанный с концептом «дорога», позволяет повысить интерес обучающихся к русскому языку и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga.docx417.08 КБ

Предварительный просмотр:

Образ русской дороги в художественных текстах и живописи

 

«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны». (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

– Охарактеризуйте основную мысль фрагмента. Какова авторская позиция? Выделите ключевые слова.

– Какие черты русского национального характера отразились в любви к быстрой езде?

– Назовите основные тропы. На примере данного текста объясните, что такое градация.

– Объясни смысл слов: облучок, кибитка.

– Объясни знаки препинания в сложном предложении.

Счастливая дорога домой

«Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьем колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить все печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть угол, но горе холостяку!» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

– Какова основная мысль данного фрагмента? Какие ассоциации возникли при слове дорога в сознании человека, жившего в начале XIX века?

– Объясните значение слов и словосочетаний: починка, перебранка, ямщик, лобзания, станционный смотритель.

– Какая риторическая фигура лежит в основе образности текста?

– Объясните знаки препинания при однородных членах предложения?

– Расскажите, какие вы испытываете чувства, вернувшись домой после долгого отсутствия?

Дорога – символ жизненного пути

Дорога – символ жизненного пути человека, его судьбы. Об этом пишет А.С. Пушкин в стихотворении «Телега жизни»:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не лезет с облучка.

 

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошел!..

 

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

 

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Иносказание пронизывает все стихотворение. Какой смысл символов вы себе представляете под словами: утро, полдень, вечер, телега, ямщик?

Дорога – путь скорби и страданий (в русской живописи)

Издавна дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты, по дороге пролегал скорбный путь в ссылку, в Сибирь. И.И. Левитан изобразил эту печально знаменитую дорогу на своей картине «Владимирка».

http://slovo.mosmetod.ru/images/LAPINA_1.jpg

Рисунок 1. Картина И.И. Левитана «Владимирка»

– Рассмотрите картину И.И. Левитана «Владимирка».

– Опишите летний день, изображенный Левитаном. Какое настроение веет с этой картины? Какие чувства владели художником при создании полотна? Можно ли сказать, что он сочувствует страдающим людям?

– Как изображена дорога? Что находится на переднем плане, в центре, на заднем плане?

– Каков колорит картины? Какого цвета небо на горизонте? Какие краски и оттенки использует художник для изображения дороги, облаков, придорожной травы и деревьев?

– Обратите внимание, что чуть в стороне от дороги художник нарисовал голубец – установленную на столбик икону. Для чего на Владимирской дороге икона?

Творческое задание

Напишите дорожный дневник, в котором отразите свои путевые впечатления от поездки в другой город, деревню, на дачу…

Увлекательные задания «Угадай»

1. Чьи это слова «В России две беды: дураки да дороги!» (Н.В. Гоголь)

2. Кто из этих героев едет в данном средстве передвижении:

http://slovo.mosmetod.ru/images/LAPINA_6.jpg

http://slovo.mosmetod.ru/images/LAPINA_7.jpg

http://slovo.mosmetod.ru/images/LAPINA_3.jpg

 

3. Назови элементы упряжи:

http://slovo.mosmetod.ru/images/LAPINA_4.jpg

4. Рассмотрите лошадей и назовите их масти:

http://slovo.mosmetod.ru/images/LAPINA_5.jpg

(гнедой)                                     (вороной)                                  (чубарый)

5.Объясни значение фразеологизмов о дороге:

Зайти куда по дороге.

Туда ему и дорога.

Туда тебе нет дороги.

Ему к нам запала дорога.

Всякому своя дорога.

Отрезать кому-нибудь дорогу.

Счастливой дороги!

– Какие из этих фразеологических выражений устарели, а какие используются сейчас?

С середины XIX века в быт русского народа вошли железные дороги. Строительству первой железной дороги между Петербургом и Москвой. Н.А. Некрасов посвятил свое стихотворение «Железная дорога». Во времена И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского для обозначения железного поезда употреблялось слово «машина». Паровоз первоначально называли пароходом, такое словоупотребление встречается в знаменитой «Попутной песне» М.И. Глинки на слова Н.В. Кукольника. Но это уже другая история…

Список литературы:

1. Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур. М.: Ладомир, 2006.

2. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.

3. Степанов Ю.С.Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".

Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...

Художественный текст на уроках русского языка.

Урок обобщения и закрепления изученного материала по русскому языку в 6-7 классах по теме "Причастие".Здесь представлены различные виды учебной деятельности....

Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.           2. Показать образную роль однородных членов в расска...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...

Образ русской природы в художественных текстах и в живописи

На примере данного дидактического материала  показаны пути формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка: взаимосвязь русского языка и литературы, работа с репродукциями кар...