Образ русской природы в художественных текстах и в живописи
учебно-методический материал по русскому языку (7, 8, 9 класс) по теме
На примере данного дидактического материала показаны пути формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка: взаимосвязь русского языка и литературы, работа с репродукциями картин известных русских художников, работа с художественными текстами, работа с внеязыковым материалом (фотография, рисунок).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_prirody.docx | 807.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Важнейшим средством формирования у обучающихся культуроведческой компетенции является работа с текстом. В процессе такой работы ученик должен ощутить гармонию смысла, содержания и графического облика текста, именно при таком условии усиливается эстетическое воздействие текста как явления культуры. Художественный текст является сокровищницей знаний о культуре и истории народа, отражением этой культуры и истории и одновременно результатом духовной деятельности человека. В ходе лингвистической работы учащиеся не только наблюдают, как «живет» и «работает» слово в художественном тексте, но и учатся искусству внимательного, вдумчивого чтения, которое становится как бы «сотворчеством с автором».
Цель – познакомить с деревьями, повлиявшими на формирование русского национального самосознания, с растительной символикой в русских художественных произведениях, со взаимоотношениями человека и природы, учить анализировать художественный текст, воспитывать уважение к культуре своего народа формированием культуроведческой компетенции на уроках русского языка.
Текст с национально-культурным компонентом, содержащим сведения о русской культуре, о быте, традициях
«О деревьях русской земли»
1
Береза – у славян это одно из самых почитаемых деревьев. Она считается солнечным, чистым деревом, которое приносит счастье, свет и радость в любой дом. Ее красота завораживает любого человека.
В русских заговорах использовался образ березы, перевернутой корнями вверх. На бересте писали прошения к лешим, приколачивая их к деревьям. Из бересты изготавливали предметы домашнего обихода (кузовки, лукошки).
На Руси в православный праздник Святой Троицы было принято окружать березу всеобщим вниманием. Девушки украшали березку лентами, цветами, водили вокруг нее хороводы, пели песни, плели венки.
1. Выпишите из 1-го абзаца все местоимения и укажите разряд каждого.
2. Найдите во 2-м абзаце слово, образованное бессуффиксным способом.
3. Найдите в 1-м предложении последнего абзаца грамматическую основу и укажите вид сказуемого.
Художественный текст русской литературы
Культуроведческий подход предполагает осуществление связи с курсом литературы: на уроках русского языка необходимо рассматривать особенности употребления слова в произведениях русских писателей.
2
Никто из русских поэтов не посвящал столько стихов этой белоствольной красавице, сколько Сергей Есенин:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
1. Какие образные средства встречаются в этом стихотворении?
2. Определите, сколько мягких и твердых согласных в слове холщовый?
И. Левитан «Березовая роща»
Художественный текст русской литературы
3
Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево; вней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка Ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле.
Всматриваясь в березовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую работу…
А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имен, таких же светлых и чистых…
Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юности, детство – и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое близкое и дорогое. (Н. Жуков)
1. Определите, к какому стилю относится текст – научному, публицистическому, художественному или разговорному? Аргументируйте свое мнение.
2. Назовите основные стилистические и синтаксические выразительные средства в тексте.
3. Найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью
Работа с репродукцией картины
4
Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтоб ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», – подумал я. (И. Грабарь)
И. Грабарь «Февральская лазурь»
1. Отметьте в тексте предложения с обособленными определениями и обособленными обстоятельствами.
2. Выделите морфемы в словах: открывшегося, перекликание.
Текст, знакомящий обучающихся с традициями русского народа
Деревом-оберегом считается в народе вéрба. Она нейтрализует грозу в доме. Верба первая покрывается почками, первая возвещает приход весны. Православные христиане называют последнее воскресенье, предшествующее Пасхе, Вéрбным Воскресеньем в память о входе Иисуса Христа в Иерусалим.
5
Он обнимает вербу, тычется головой в нее. И я нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лесной горечью живою, дремуче-дремучим духом, пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце… – никто не может так сотворить, Бог только. Гляжу – а у Горкина слезы на глазах. И я заплакал, от радости… будто живая верба! И уж сумерки на дворе, звездочки стали выходить, а у лужи совсем светло, будто это от вербы – свет. (И.Шмелев. Лето Господне)
Задание: Произведите синтаксический разбор последнего предложения. Подчеркните в нем члены предложения и обозначьте все части речи.
О цветах русской земли
В своих цветочных пристрастиях народ отражает черты национального характера. Любимые русскими полевые цветы вбирают в себя огромный мир.
Поле – излюбленный образ русских песен. Особенно прекрасно русское поле весной и летом, когда расцветают цветы. Красота полевых цветов – источник вдохновения русских поэтов.
Работа с художественным текстом русской литературы
Задание. Назовите средства языковой выразительности в стихотворениях.
1
Есть в полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Увидят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
(И. Бунин «Полевые цветы»)
2
Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.
Ландыш клонит жемчуг
Крупных белых слез,
Синий колокольчик спит в тени берез.
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна.
Здесь иван-да-марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по полям.
(В. Брюсов «Цветики убогие северной весны»)
3
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?.. (А.К. Толстой. Колокольчики мои)
Б. Щербаков. Колокольчики мои
II. Анализ текста, знакомящего обучающихся с традициями русского народа
Троицын день
(1) На мокром столе в передней навалены всякие цветы и темные листья ландышей. (2) Все спешат набирать букетцы, говорят мне – тебе останется… (3) Все нарядные, в легких и светлых платьях. (4) На мне тоже белое все, пикейное, и все мне кричат: не обзеленись! (5) Я гуляю по комнатам. (6) Везде у икон березки. (7) И по углам березки, в передней даже, словно не в доме, а в роще. (8) И пахнет зеленой рощей…
(9) …Мы идем все с цветами. (10) У меня ландышки, а в середке большой пион. (11) Ограда у Казанской зеленая, в березках. (12) Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. (13) Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. (14) В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. (15) Входим, как будто в рощу. (16) В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. (17) И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно.
Б. Кустодиев. Троицын день
(18) Теплятся в зелени лампадки. (19) Лики икон, в березках, кажутся мне живыми – глядят из рощи. <…> (20) Березки и в алтаре – свешивают листочки на престол. (21) На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами березки, и они шелестят над ним. (22) Это что-то… совсем не в церкви! (23) Другое совсем, веселое…(И. Шмелев «Лето Господне»)
Задание 1. Расскажите, с каким русским православным праздником связано украшение жилищ и церквей молодыми березками? Что вы знаете об этом празднике?
Задание 2. В тексте используется церковная лексика. Назовите незнакомые или непонятные вам слова. Обратитесь к словарю.
Задание 3. Объясните все встретившиеся случаи слитного и раздельного написания не.
Задание 4. Какие слова являются доминирующими в тексте?
Задание 5. Сделайте словообразовательный анализ слова обзеленись.
Задание 6. Найдите в тексте односоставные предложения. Подчеркните их.
Задание 7. Сколько грамматических основ в предложении 21?
Задание 8. Передайте содержание этого текста одним предложением.
Темы творческих работ
1. Темы сочинений:
«Мое любимое дерево» (Описать свои чувства, отношение к дереву.)
«Гуляя по русскому полю…» (Описать любимый вами полевой цветок.)
2. Творческая работа «Моя встреча с ландышем» (Описать встречу с этим цветком.)
3. Какие цветы вы разводите в своем саду? Расскажите какую-нибудь историю, связанную с этим. Напишите о своем любимом цветке русского сада.
4. Нарисуйте сирень, растущую в вашем дворе, саду.
5. Какие легенды и предания связаны с дубом в нашей культуре?
6. Работа над проектом «Цветочные пристрастия жителей разных стран» (цель – познание культуры других народов).
Паспорт проекта
Название проекта | «Цветочные пристрастия жителей разных стран» |
Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект | Русский язык, литература |
Тип проекта | Информационный, групповой, межпредметный |
Цель проекта | привлечь внимание обучающихся к традициям других народов |
Задачи проекта |
|
Возраст участников проекта | 12–14 лет |
Руководитель проекта | Учитель русского языка и литературы |
Аннотация проекта | Идея выпуска Презентации родилась в результате бесед на уроках русского языка чтения текстов о русской природе. Проект представляет возможности узнать, какие цветы особо значимы для жителей других стран, представителей других культур. |
Предполагаемый продукт проекта | Презентация |
Необходимое оборудование и ресурсы | Компьютер, цифровой фотоаппарат, принтер, бумага для печати, бумага для рисования и прочее. |
Справочный материал
Англия: В Англии роза стала символом войны. В 1455 году два знатных рода не могли договориться о том, кто из них займет королевский трон. Началась Тридцатилетняя война, которая получила название Войны Алой и Белой розы, потому что на гербе одних претендентов на престол была красная роза, а других – белая.
Франция: А во Франции очень любят ландыши. 1 мая в этой стране – праздник ландышей, в этот день города и деревни утопают в цветах. Ландыши принято дарить близким и друзьям.
Япония: Особой любовью в Японии пользуются цветы японской вишни – сакуры. Это национальный символ Страны восходящего солнца. Кроме цветов сакуры в Японии почитается бамбук. Он символизирует выносливость и гибкость японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям.
Голландия: В 17 веке в одном голландском городе разведение тюльпанов стало общим увлечением. Есть записи о более 500 разных сортах, которые там разводились и продавались За самые редкие сорта платили фантастически высокие цены, а за единственную редкую луковицу предлагали не только деньги, но и коней, кареты, дома и даже корабли.
Увлекательные задания «Угадай»
1. Укажи соответствия названия цветов и стран, в которых их почитают
1. | сакура | А | Голландия |
2. | тюльпаны | Б | Япония |
3. | лотос | В | Китай |
4. | розы | Г | Россия |
5. | ромашки | Д | Англия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | А | В | Д | Г |
- Объясни значение фразеологизмов о растениях:
1. Заблудился в трех соснах.
2. Дубовая голова.
3. Хоть трава не расти.
4. Белены объелся.
5. Срывать цветы удовольствия.
– Какие из этих фразеологических выражений устарели, а какие используются сейчас?
Список литературы:
1. Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур. М.: Ладомир, 2006.
2. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
3. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам мастеров народно – прикладного творчества"
Конспект занятия для детей коррекционного детского дома младшего и среднего школьного возраста...
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...
Урок литературы в 6 классе «Образы русской природы в лирике русских поэтов 19 века»
Открытый урок-анализ стихотворений по русской литературе....
Лирический образ русской природы в поэзии Ивана Бунина
Материалы к уроку литературы для 10 - 11 классов...
«Русские поэты XIX века о родной природе и о себе, урок № 2. Проект Художественный альбом класса «Образы родной природы» для 5 класса по программе В.Я. Коровиной в рамках ФГОС
Конспект урока по литературе...
Образ русской дороги в художественных текстах и живописи
Автором статьи предложен дидактический материал по формированию культуроведческой компетенции обучающихся, уважительного отношения к национальной культуре и родному языку на уроках русского языка. Осо...