Рабочая программа по курсу «Мир фразеологии»
рабочая программа по теме
Рабочая программа по курсу «Мир фразеологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._planiruemye_rezultaty_1.docx | 25.71 КБ |
3._soderzhanie_uchebnogo_kursa_11.docx | 18.27 КБ |
4._ktp_3.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения курса
Назва- ние раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Вводная часть | выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи с учетом стилистических особенностей, пользоваться фразеологическими словарями и справочниками, создавать собственные тексты, используя фразеологизмы, применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций. | видеть слово и фразеологический оборот, свободные и несвободные сочетания слов; понимать роль фразеологизмов в русской речи, выражать свои мысли в форме сочинений, докладов (устных и письменных). | Регулятивные УУД
| Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
Диалогическая часть | Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. |
| Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствова- нию. |
Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала. |
| Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. | ||
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
| Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | |
Практи- ческая часть | Анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка. | Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | Познавательные УУД
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. |
Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи. | Писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры. |
| Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. | |
Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
| Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | ||
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. | Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. |
Предварительный просмотр:
Содержание учебного курса
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Вводная часть (2 час.) | Фразеология как раздел науки о языке. Занимательно о русском языке. | 2 |
Диалогическая часть ( 40 час.) | Фразеологизм и его признаки. | 2 |
Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. | 2 | |
Грамматическое строение фразеологизмов. | 2 | |
Различие фразеологизмов по степени слов. | 2 | |
Фразеологические словари и справочники. | 2 | |
Синонимия фразеологизмов. | 2 | |
Антонимия фразеологизмов. | 2 | |
Системность фразеологизмов русского языка. | 2 | |
Образность фразеологизмов. | 2 | |
Выбор фразеологизма в речи. | 2 | |
Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. | 2 | |
Авторское изменение фразеологизмов. | 2 | |
Образование фразеологизмов. | 2 | |
Источники русских фразеологизмов. | 2 | |
Устаревшие фразеологизмы. | 2 | |
Новые фразеологизмы. | 2 | |
Семинар «Системность фразеологизмов русского языка». | 2 | |
Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав. | 2 | |
Причины превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты. | 2 | |
Происхождение фразеологизмов русского языка. | 2 | |
Практическая часть ( 18 час.) | Особенности образования фразеологизмов (фразеологизмы, происхождение которых связано с историей страны, возникшие в той или иной профессиональной среде). | 2 |
Источники русских фразеологизмов (фразеологизмы, пришедшие из старославянского языка, фразеологизмы библейского происхождения). | 2 | |
Фразеологические обороты античного происхождения, фразеологизмы, восходящие к другим языкам. | 2 | |
Стилистическая характеристика фразеологизмов. | 2 | |
Фразеологизмы в художественной литературе. | 2 | |
Фразеологизмы в публицистической литературе. | 2 | |
Фразеологизмы в разговорной речи. | 2 | |
Обобщающее повторение по всему курсу. | 2 | |
«Фразеологический праздник». | 2 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Название разделов | Тема занятий | Коли-чество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||
1-2 | Вводная часть | Фразеология как раздел науки о языке. Занимательно о русском языке. | 2 | Лекция, беседа. | |||
3-4 | Диалогичес- кая часть | Фразеологизм и его признаки. | 2 | Практикум. Нахождение в тексте фразеологизмов, определение их значения. Подготовка сообщений, презентаций. | |||
5-6 | Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. | 2 | Практикум. Работа с текстами. Выбор фразеологизмов из текстов. Анализ фразеологизмов. Сообщения о роли фразеологизмов. | ||||
7-8 | Грамматическое строение фразеологизмов. | 2 | Языковой практикум. Толкование фразеологизмов по смысловой спаянности. | ||||
9-10 | Различие фразеологизмов по степени слов. | 2 | Практикум. Составление словарных статей. Сообщения о словарях. | ||||
11-12 | Фразеологические словари и справочники. | 2 | Лекция, беседа. Практикум. Составление словарных статей. Сообщения о словарях. | ||||
13-14 | Синонимия фразеологизмов. | 2 | Практикум. Распределение фразеологизмов по синонимическим рядам; замена фразеологизмов синонимами; подбор фразеологизмов-антонимов. Подбор текстов из художественной литературы. | ||||
15-16 | Антонимия фразеологизмов. | 2 | Практикум. Распределение фразеологизмов по синонимическим рядам; замена фразеологизмов синонимами; подбор фразеологизмов-антонимов. Подбор текстов из художественной литературы. | ||||
17-18 | Системность фразеологизмов русского языка. | 2 | Тренировочные упражнения. Работа с русскими по происхождению, заимствованными фразеологизмами. Практикум. Создание собственного словаря фразеологизмов. Презентации. | ||||
19-20 | Образность фразеологизмов. | 2 | Тренировочные упражнения. Работа с мифами. Анализ художественных текстов. Создание собственных текстов в заданном стиле. | ||||
21-22 | Выбор фразеологизма в речи. | 2 | Презентации собственного словаря фразеологизмов, проектов «По местам происхождения фразеологизмов» | ||||
23-24 | Типичные ошибки при употреблении фразео- логизмов в речи. | 2 | Работа с текстами. Написание заметки в газету и подбор заголовка к ней подходящим по смыслу фразеологизмом. | ||||
25-26 | Авторское изменение фразеологизмов. | 2 | Составление текстов в заданном стиле, выработка навыка уместного использования фразеологизмов. | ||||
27-28 | Образование фразеологизмов. | 2 | Практикум. Нахождение с помощью фразеологического словаря многозначных фразеологизмов. | ||||
29-30 | Источники русских фразеологизмов. | 2 | Практикум. Распределение фразеологизмов по синонимическим рядам; замена фразеологизмов синонимами; подбор фразеологизмов-антонимов. Подбор текстов из художественной литературы. | ||||
31-32 | Устаревшие фразеологизмы. | 2 | Редактирование текста. Исследование устных ответов одноклассников на уроках. | ||||
33-34 | Новые фразеологизмы. | 2 | Защита альманаха “Крылатые выражения”. Презентации. | ||||
35-36 | Семинар «Системность фразеологизмов русского языка». | 2 | Языковой практикум. Толкование фразеологизмов по смысловой спаянности. | ||||
37-38 | Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав. | 2 | Практикум. Нахождение с помощью фразеологического словаря многозначных фразеологизмов. | ||||
39-40 | Причины превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты. | 2 | Лекция, беседа. | ||||
41-42 | Происхождение фразеологизмов русского языка. | 2 | Лексико-фразеологический разбор текстов; подбор фразеологизмов с тем же значением, какое имеют данные фразеологизмы в других языках. | ||||
43-44 | Практичес-кая часть | Особенности образования фразеологизмов (фразеологизмы, происхождение которых связано с историей страны, возникшие в той или иной профессиональной среде). | 2 | Практикум. Создание собственного словаря фразеологизмов. | |||
45-46 | Источники русских фразеологизмов (фразеологизмы, пришедшие из старославянского языка, фразеологизмы библейского происхождения). | 2 | Тренировочные упражнения. Работа с русскими по происхождению, заимствованными фразеологизмами. Практикум. Создание собственного словаря фразеологизмов. Презентации. | ||||
47-48 | Фразеологические обороты античного происхождения, фразеологизмы, восходящие к другим языкам. | 2 | Тренировочные упражнения. Работа с мифами. Анализ художественных текстов. Создание собственных текстов в заданном стиле. | ||||
49-50 | Стилистическая характеристика фразеологизмов. | 2 | Презентации собственного словаря фразеологизмов, проектов «По местам происхождения фразеологизмов». | ||||
51-52 | Фразеологизмы в художественной литературе. | 2 | Работа с текстами. Написание заметки в газету и подбор заголовка к ней подходящим по смыслу фразеологизмом. | ||||
53-54 | Фразеологизмы в публицистической литературе. | 2 | Составление текстов в заданном стиле, выработка навыка уместного использования фразеологизмов. | ||||
55-56 | Фразеологизмы в разговорной речи. | 2 | Тренировочные упражнения. Работа с мифами. Анализ текстов разговорного стиля. Создание собственных текстов в заданном стиле. | ||||
57-58 | Обобщающее повторение по всему курсу. | 2 | Семинар, викторина. | ||||
59-60 | «Фразеологический праздник». | 2 | Игры, конкурсы, загадки. Презентации собственного словаря фразеологизмов, проектов «По местам происхождения фразеологизмов». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа 5 класс...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...