Программа элективного курса "Стилистика русского языка" 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Программа курса «Стилистика русского языка» предусматривает углубленную подготовку учащихся в той сфере родного языка, которая связана с его функционированием.
Программа выполняет две основные функции.
Информативно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного факультативного курса.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов образования, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цель курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний, а с другой - в совершенствовании их коммуникативных навыков и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stilistika_russkogo_yazyka.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
1. | Введение. Язык как единство взаимосвязанных сторон | ||
2. | Стилистика как самостоятельная дисциплин | ||
3. | Важнейшие понятия стилистики. Стилистическая окраска. | ||
4. | Устная и письменная речь. Книжные и разговорный стили | ||
5. | Понятие о стилистической норме. | ||
6. | Стилистические ошибки как нарушение стилистической нормы | ||
7. | Редактирование текстов, исправление стилистических ошибок. | ||
8. | Стилистические средства русского языка.. Фонетика и стилистика. Стили произношения. | ||
9. | Лексика и стилистика. Стилистическая дифференциация слов современного русского языка | ||
10. | Стилистическое богатство русской фразеологии | ||
11. | Словообразовательные морфемы, придающие словам книжную или разговорную окраску. Стилистические качества аффиксов. | ||
12. | Стилистические средства частей речи. | ||
13. | Особая роль синтаксических средств в выражении экспрессивных качеств речи. | ||
14. | Основные критерии выделения и классификации функциональных стилей. Научный стиль речи. | ||
15. | Основные черты научного стиля. Подстили: собственно научный и научно-популярный. | ||
16. | Официально-деловой стиль. Сфера использования. Основные черты официально-делового стиля. | ||
17. | Жанры официально-делового стиля. Нарушение норм официально-делового стиля. | ||
18 | Публицистический стиль. Сфера употребления, основные черты. | ||
19. | Подстили публицистического стиля. Жанры публицистики | ||
20. | Разговорный стиль, сфера его употребления и основные черты. Жанры разговорного стиля | ||
21. | Основные черты художественной речи | ||
22. | Средства звуковой выразительности в художественной литературе. | ||
23 | Стилистическая роль переносных употреблений слов. Особое место в языке художественной литературе тропов. | ||
24. | Стилистические функции фразеологии в художественном тексте. | ||
25. | Синтаксические фигуры в художественном тексте |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Белинского пензенской области
Утверждаю:
Директор школы ____________ И. В. Крымова
«___» ____________ 2013 г.
Приказ № ____
Рабочая программа
факультатива
«Стилистика русского языка»
в 9 классе
Составитель – Раткина Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Программа одобрена Программа одобрена
на заседании МО на заседании
учителей русского языка педагогического совета
и литературы МОУ СОШ №1
Протокол №1 Протокол №1
От «___» __________ 2014г. От «___»___________ 2014г.
Пояснительная записка
Программа курса «Стилистика русского языка» предусматривает углубленную подготовку учащихся в той сфере родного языка, которая связана с его функционированием.
Программа выполняет две основные функции.
Информативно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного факультативного курса.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов образования, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цель курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний, а с другой - в совершенствовании их коммуникативных навыков и умений.
Научной основой содержания и структуры учебного курса послужила теория В. В. Виноградова, связавшая изучение разных вопросов стилистики с тремя основными ее направлениями – стилистикой ресурсов, функциональных стилей речи и стилистикой художественной литературы.
Такой подход позволяет полно и последовательно представить материал курса, дать учащимся необходимые сведения об основах стилистики и сформировать с опорой на них соответствующие стилистические умения.
Наиболее важную часть курса составляет раздел о функциональных стилях речи. Сведения об основных чертах функциональных стилей, последовательная языковая характеристика каждого из них особенно необходимы учащимся. Без этих знаний невозможно полное овладение нормами литературного языка.
Программой проводится мысль о том, что язык художественной литературы не является одной из разновидностей русского литературного языка, а образует особую поэтическую речь. Предполагается, что вопросы анализа языка художественной литературы получат продолжение в факультативных курсах «Основы русской словесности» и «Лингвистический анализ художественного текста», которые будут предложены учащимся в последующие годы обучения в 7-ом и 8-ом классе.
Отбор учебного материала для Программы подчинен общей цели курса стилистики на данном этапе обучения в общеобразовательном учреждения.
Цели обучения
- ознакомить учащихся с основными понятиями стилистики;
- расширить и углубить знания о стилистических средствах фонетики, орфоэпии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, показав их роль в создании стилистической синонимики языка, а также в организации функциональных стилей;
- углубить знания о функционально-стилистической дифференциации языка, дав характеристику основных стилей и выделив нормативный аспект характеристики стилей;
- вооружить учащихся разнообразными стилистическими умениями.
Реализация Программы во многом зависит от использования учителем конкретных методов и приемов работы над курсом. Касаясь технологии обучения стилистики в условиях общеобразовательной школы, следует отметить, что она должна представлять собой продолжение той системы работы, которая проводилась на базовом уровне на уроках русского языка.
Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры, основе национального самосознания и осознания себя гражданином Российской Федерации. Но знание русского языка не может быть полным, если человек не владеет стилистическими нормами языка, не умеет различать ситуации общения и выбирать в соответствии с ними функциональный стиль речи, руководствуясь задачей общения.
Понятие стилистической нормы очень важно для литературного языка. В практической стилистике, где огромную роль играет лексическая и грамматическая синонимия, в качестве нормы выступает «совокупность наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих, наличествующих, образованных вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной оценки этих элементов» (Ожегов С. И. очевидные вопросы культуры речи//Лексикология, Лексикография. Культура речи. М.: 1974).
Нормативный характер практической стилистики сближает ее с тем широким разделом филологической науки, который носит название «культура речи».
Содержанием практической стилистики являются:
- общие сведения о языковых стилях;
- оценка экспрессивно-эмоциональной окраски средств языка;
- синонимия языковых средств.
Для практической стилистики большое значение имеет использование лексических и грамматических средств языка. В меньшей степени она занимается стилистическими ресурсами фонетики и словообразования. В грамматической стилистике большое внимание уделяется стилистическому синтаксису.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Знания практической стилистики и умения использовать их в повседневной речи является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способностей давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Место предмета в учебном плане
На изучение факультативного курса «Стилистика русского языка» в учебном плане МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области отводится 0,75 часов в неделю, итого 25 часов в учебный год.
Распределение факультативных часов
по разделам программы
| Значимость функциональной стороны языка. Функционирование языка как основа стилистики |
| Определение стилистики как раздела науки о языке. Ее предмет и задачи |
| Стиль как центрально-экспрессивная категория стилистики. Устная и письменная форма речи; их противопоставленность друг другу по языковым средствам выражения и характеру восприятия речи. Книжные стили и разговорный стиль. |
| Понятие о стилистической норме как основе стилистики. Основные виды стилистических ошибок. Редактирование текстов, исправление стилистических ошибок. Способы избежания стилистических ошибок. |
Фонетика и стилистика. Стили произношения – 1 час Лексика и стилистика. Стилистическая дифференциация слов современного русского языка – 1 часа Фразеология и стилистика – 1 часа Словообразование и стилистика – 1 час Морфология и стилистика – 1 час Синтаксис и стилистика – 1 час | Синонимия как важнейшее средство стилистики и основа стилистической системы языка. Изобразительно-выразительные средства языка в ресурсах стилистики. Стили произношения: нейтральный, разговорный, книжный. Стилистические возможности интонации, ее роль в выражении эмоциональной стороны языка. Стилистические функции ударения. Стилистическая дифференциация слов русского языка. Книжная лексика, ее разряды: общекнижная лексика и лексика, закрепленная за определенной сферой общения (научная, официальная, публицистическая). Разговорная лексика, ее разряды: собственно разговорная и просторечная. Нейтральная лексика. Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и омонимии. Устаревшие слова и неологизмы в аспекте стилистики. Стилистическое богатство русской фразеологии. Фразеология разговорная, книжная и нейтральная. Экспрессивно окрашенная фразеология. Словообразовательные морфемы, придающие словам книжную или разговорную окраску. Стилистические качества аффиксов. Стилистические средства частей речи. Синонимия форм рода, числа и падежа существительных, полных и кратких форм, степеней сравнения прилагательных, количественных и собирательных числительных, глагольных форм. Стилистические возможности служебных частей речи и междометий. Особая роль синтаксических средств в выражении экспрессивных качеств речи. |
Научный стиль речи – 2 часа Официально-деловой стиль речи – 2 часа Публицистический стиль речи – 2 часа Разговорный стиль речи – 1 часа | Основные критерии выделения и классификации функциональных стилей. Состав стилей современного русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический и разговорный. Вопрос о выделении стиля художественной литературы. Научный стиль речи. Основные черты научного стиля. Подстили: собственно научный и научно-популярный. Жанры научного стиля: монография, статья, рецензия, аннотация, реферат, учебник, лекция, научное сообщение, выступление и др. письменные и устные формы научных жанров. Языковые признаки научного стиля. Речевая специфика устных форм научного стиля. Особенности научно-популярного подстиля: доступность, живость, занимательность. Типичные нарушения норм научного стиля. Официально-деловой стиль. Сфера использования. Основные черты официально-делового стиля. Подстили: законодательный, дипломатический, деловой. Жанры официально-делового стиля: закон, указ, заявление, характеристика, автобиография, справка, протокол, доверенность, декларация, нота, коммюнике и др. Языковые признаки. Устные формы официально-делового стиля. Нарушение норм официально-делового стиля. Употребление средств официально-делового стиля за его пределами. «Канцелярит». Публицистический стиль. Сфера употребления, основные черты. Подстили: собственно публицистический, газетный, радио- и телепублицистика, ораторская речь. Жанры: репортаж, хроника, очерк, фельетон, интервью, беседа, реклама, публичное выступление и др. Языковые признаки языкового стиля. Особенности устных форм языкового стиля речи. Типичные нарушения норм публицистического стиля. Писатели и ученые о влиянии языка средств массовой информации на современную литературную речь. Разговорный стиль, сфера его употребления т основные черты. Жанры: беседа, неслужебный телефонный разговор, честная переписка, дневниковая запись. Языковые черты: слова и фразеологизмы с разговорной окраской, активность эмоциональных и экспрессивных средств выражения; широкое использование речевых формул приветствия, удивления, радости, сочувствия и т. д.). Активность в разговорном стиле неязыковых средств общения (жестов, мимики, взглядов). Различия между живой разговорной речью и ее передачей в произведении художественной литературы. Нарушение норм разговорной речи. |
Основные черты художественного стиля речи – 1 час Средства звуковой выразительности в художественной литературе – 1 час Тропы и их роль в художественной литературе – 1 час Стилистические функции фразеологии в художественном тексте – 1 час Синтаксические фигуры в художественном тексте – 1 час | Трудности выделения единого стиля художественной литературы. Многообразие понятия «стиль» в области художественной литературы. Основные черты художественной речи: общая образность языка, художественная конкретизация, стилистическая неоднородность, широкая свобода в использовании всех средств национального язык, индивидуального слога. Средства звуковой выразительности в художественной литературе. Использование в художественной речи стилистически окрашенной и нейтральной лексики. Стилистическая роль переносных употреблений слов. Особое место в языке художественной литературе тропов. Стилистические функции фразеологии в художественном тексте. Выразительные качества морфологических средств в художественной литературе. Синтаксические фигуры в художественном тексте |
Содержание программы
- Введение. Язык как единство взаимосвязанных сторон.
Значимость функциональной стороны языка. Функционирование языка как основа стилистики.
- Стилистика как самостоятельная дисциплина.
Определение стилистики как раздела науки о языке. Ее предмет и задачи.
- Важнейшие понятия стилистики. Стилистическая окраска. Устная и письменная речь. Книжные и разговорный стили.
Стиль как центрально-экспрессивная категория стилистики. Устная и письменная форма речи; их противопоставленность друг другу по языковым средствам выражения и характеру восприятия речи. Книжные стили и разговорный стили.
- Понятие о стилистической норме. Стилистические ошибки как нарушение стилистической нормы
Понятие о стилистической норме как основе стилистики. Основные виды стилистических ошибок. Редактирование текстов, исправление стилистических ошибок. Способы избежания стилистических ошибок.
- Стилистические средства русского языка.
Синонимия как важнейшее средство стилистики и основа стилистической системы языка. Изобразительно-выразительные средства языка в ресурсах стилистики.
Стили произношения: нейтральный, разговорный, книжный. Стилистические возможности интонации, ее роль в выражении эмоциональной стороны языка. Стилистические функции ударения.
Стилистическая дифференциация слов русского языка. Книжная лексика, ее разряды: общекнижная лексика и лексика, закрепленная за определенной сферой общения (научная, официальная, публицистическая). Разговорная лексика, ее разряды: собственно разговорная и просторечная. Нейтральная лексика.
Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и омонимии. Устаревшие слова и неологизмы в аспекте стилистики.
Стилистическое богатство русской фразеологии. Фразеология разговорная, книжная и нейтральная. Экспрессивно окрашенная фразеология.
Словообразовательные морфемы, придающие словам книжную или разговорную окраску. Стилистические качества аффиксов.
Стилистические средства частей речи. Синонимия форм рода, числа и падежа существительных, полных и кратких форм, степеней сравнения прилагательных, количественных и собирательных числительных, глагольных форм. Стилистические возможности служебных частей речи и междометий.
Особая роль синтаксических средств в выражении экспрессивных качеств речи.
- Функциональные стили речи
Основные критерии выделения и классификации функциональных стилей. Состав стилей современного русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический и разговорный. Вопрос о выделении стиля художественной литературы.
Научный стиль речи. Основные черты научного стиля. Подстили: собственно научный и научно-популярный. Жанры научного стиля: монография, статья, рецензия, аннотация, реферат, учебник, лекция, научное сообщение, выступление и др. письменные и устные формы научных жанров.
Языковые признаки научного стиля. Речевая специфика устных форм научного стиля.
Особенности научно-популярного подстиля: доступность, живость, занимательность.
Типичные нарушения норм научного стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера использования. Основные черты официально-делового стиля. Подстили: законодательный, дипломатический, деловой. Жанры официально-делового стиля: закон, указ, заявление, характеристика, автобиография, справка, протокол, доверенность, декларация, нота, коммюнике и др.
Языковые признаки. Устные формы официально-делового стиля.
Нарушение норм официально-делового стиля. Употребление средств официально-делового стиля за его пределами. «Канцелярит».
Публицистический стиль. Сфера употребления, основные черты. Подстили: собственно публицистический, газетный, радио- и телепублицистика, ораторская речь. Жанры: репортаж, хроника, очерк, фельетон, интервью, беседа, реклама, публичное выступление и др.
Языковые признаки языкового стиля. Особенности устных форм языкового стиля речи.
Типичные нарушения норм публицистического стиля. Писатели и ученые о влиянии языка средств массовой информации на современную литературную речь.
Разговорный стиль, сфера его употребления т основные черты. Жанры: беседа, неслужебный телефонный разговор, честная переписка, дневниковая запись.
Языковые черты: слова и фразеологизмы с разговорной окраской, активность эмоциональных и экспрессивных средств выражения; широкое использование речевых формул приветствия, удивления, радости, сочувствия и т. д.). Активность в разговорном стиле неязыковых средств общения (жестов, мимики, взглядов).Различия между живой разговорной речью и ее передачей в произведении художественной литературы. Нарушение норм разговорной речи.
- Стилистика художественной литературы
Трудности выделения единого стиля художественной литературы. Многообразие понятия «стиль» в области художественной литературы.
Основные черты художественной речи: общая образность языка, художественная конкретизация, стилистическая неоднородность, широкая свобода в использовании всех средств национального язык, индивидуального слога.
Средства звуковой выразительности в художественной литературе.
Использование в художественной речи стилистически окрашенной и нейтральной лексики. Стилистическая роль переносных употреблений слов. Особое место в языке художественной литературе тропов.
Стилистические функции фразеологии в художественном тексте. Выразительные качества морфологических средств в художественной литературе. Синтаксические фигуры в художественном тексте
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- смысл понятий: стилистика, стили литературного языка, функциональные стили, ситуация общения;
- различия между книжными и разговорным стилями речи;
- основные признаки научного, официально-делового, публицистического и разговорного стилей речи;
- роль средств выразительности различных стилей речи;
- нормы стилистики
учащиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность предложенных текстов;
- анализировать тексты с точки зрения их стилистической окраски;
- анализировать тексты с точки зрения соблюдения стилистических норм; исправлять стилистические ошибки;
- производить стилистический анализ текстов разных жанров;
- находить в художественных и публицистических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании выразительности и экспрессивности;
- выявлять особенности различных стилей произношения в аудировании;
- заменять в текстах одних средств другими, функционально близкими; подставлять стилистически подходящие единицы или устранять неуместные слова и словосочетания;
- создавать тексты различных стилей и жанров. Коммуникативно значимых в учебной деятельности.
Литература
- Бельчиков Ю. А. Стилистика русского языка. – М., 1994
- Бонадлетов В. Д., Вартапетова С. С., Кушлина Э. Н., Леонова Н. А. Стилистика русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. – Л., 1989
- Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981
- Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1988
- Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989
- Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 2008
- Чижова Т. И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М., 1987
- Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста. – Изд. 2. – Л., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....
Деловой русский язык. Программа элективного курса (10-11 класс)
Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса...
Программа элективного курса "Русская словесность" в 9 классе
Цель курса - подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче ГИА по русскому языку. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план и требования к...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание:пунктуация" в 11 классе
Рабочая программа предназначена для проведения учебного курса «Русское правописание: пунктуация» в 11 классе. Программа составлена на основе авторской программы С.И. Львова &laq...
Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык»
Пояснительная записка Элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык» рассчитан на 17 часов. Цели предпрофильного обучения школьников по курсу делового русского языка состоят в следую...