Урок русского языка в 5 классе «Подготовка к сочинению-описанию животного»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Задача: используя тип речи - описание, подготовиться к заочной выставке "Моё любимое животное".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_5.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Подготовка к сочинению-описанию животного
Цели урока:
-обучающая – углубить и обобщить знания учащихся об описании как типе речи; отрабатывать навыки построения текста описательного характера в художественном стиле;
-развивающая - развивать умение использовать в тексте художественно-изобразительные средства языка для описания животных; развитие наблюдательности и культуры речи учащихся;
-воспитательная – формирование коммуникативных качеств; воспитание любви к братьям нашим меньшим.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, печатный раздаточный материал.
Ход урока
I.Речевая разминка
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка –
Высокая лебедь плывёт.
Плывёт белоснежное диво,
Животное, полное грёз,
Колебля на поле залива
Лиловые тени берёз.
Головка её шелковиста
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.
И светлое льётся сиянье
Над белым изгибом спины,
И вся она, как изваянье
Приподнятой к небу волны.
(Н.Заболоцкий)
- Прочитайте стихотворение про себя.
- Какие слова вам показались непонятными?
(Мантия, аметист, грёзы, изваянье).
(На доску проецируются слова с указанием их лексического значения).
мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща;
аметист – драгоценный камень фиолетового или голубовато-
фиолетового цвета;
грёза – светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение;
изваяние – скульптурное изображение.
-Какую птицу описывает автор? (Лебедя).
-Видели ли вы когда-нибудь эту птицу? Какой она вам запомнилась?
-Эта птица любима народом. В художественных произведениях, в народной поэзии часто появляется образ белой лебеди. Докажите это.
-Какой вы представляете себе эту птицу, прочитав стихотворение Н.Заболоцкого? (Птица гордая, красивая, величавая, независимая).
-Автор хотел показать, что это загадочная, гордая птица и в то же время царственно красивая. Подтвердите это строчками из стихотворения.
(«Плывёт белоснежное диво, животное, полное грёз»).
-С какой интонацией необходимо читать стихотворение?
(Торжественно, немного загадочно).
-Прочтите это стихотворение выразительно.
(Несколько учащихся читают выразительно стихотворение, остальные оценивают, насколько передаётся читающими замысел автора).
-Прочитав стихотворение, мы увидели, что автор с нежностью относится к этой птице, любуется ею.
-Какой тип речи использует автор в своём стихотворении? Докажите.
(Использует описание, так как всё, что изобразил автор, мы можем увидеть на одной картине или фотографии).
-Наша задача: используя тип речи – описание подготовиться к заочной выставке «Моё любимое животное».
У каждого из вас есть животное, которое нравится вам больше других. Может быть, вы дружите с ним, наблюдаете за ним, а может быть, увидев однажды, вы запомнили его навсегда.
Чтобы организовать эту выставку, вам необходимо представить своё животное, описав его внешний вид, поведение, повадки, то есть написать сочинение-описание животного.
В тетрадях записываются число,
тип работы – сочинение –описание,
тема сочинения – «Моё любимое животное».
II.Работа по теме.
1. – Прежде чем самостоятельно начать работу над описанием животного, мы должны выполнить ряд заданий.
– Перед вами текст. Определите его тему, основную мысль и отношение автора к птицам.
Я люблю воробьёв, этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь весёлыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана.
Воробьи не обладают изяществом и красотой, звонко петь не умеют, но всё же милы мне эти весёлые, маленькие, дерзкие разбойники.
(По И.Соколову-Микитову).
(Тема текста – рассказ о воробьях. Основная мысль – автор любит этих птиц, несмотря на то, что они не обладают изяществом и красотой. Автор называет их смелыми, умными, дерзкими, весёлыми, бодрыми, задорными. Всё это доказывает, что писатель их любит).
3.Своё сочинение нужно написать в художественном стиле, используя тип речи – описание), так как это позволит образно, наглядно представить определённый предмет.
– Чтобы точно описать животное, необходимо быть очень наблюдательным, научиться видеть признаки предметов, выделять главные среди них, самые важные.
– Прослушайте текст и скажите, на какую деталь в описании обращает внимание писательница В.Дмитриева.
Жучка и вправду была неказиста на вид. Вместо шерсти у неё висели какие-то серые лохмотья, в косматых ушах и облезлом хвосте засели репьи, морда вся заросла, и только глаза были у неё хороши. Большие, прозрачные, жёлтые, как янтарь, они глядели так умно и внимательно, что казалось –
вот-вот Жучка заговорит человеческим голосом.
(В.Дмитриева «Малыш и Жучка»)
– В своём сочинении вы должны также отметить какие-то признаки, которые отличали бы ваше животное от остальных.
4. Эпитеты, метафоры, сравнения – это изобразительно-художественные средства языка, которые помогут вам сделать описание образным, эмоциональным.
– Перед вами отрывок из рассказа А.Куприна «Ю-Ю».
Какие художественно-изобразительные средства использует писатель, чтобы показать красивую, гордую кошку?
Выросла всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами.
На груди пышная белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.
(Автор использует эпитет –«с огненными пятнами», метафоры – «на груди пышная белая манишка», «задние лапки в широких штанишках», сравнение – «хвост как ламповый ёрш»).
5. – Давайте ещё раз вернёмся к стихотворению Н.Заболоцкого.
Какие изобразительные средства использует в нём автор?
(Эпитеты, сравнения, метафору).
– Как поэт избегает повтора слова лебедь?
(В стихотворении автор эту птицу называет красавица, дева, дикарка, белоснежное диво, животное, полное грёз
Чтобы начать работу, вам необходимо:
– определить тему сочинения (какое животное описывать);
– определить основную мысль (убедить в том, что это животное
действительно интересно и вы его любите);
– выбрать стиль и тип речи;
– собрать рабочие материалы;
– используя изобразительные средства языка, описать животное;
– отредактировать написанное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс
Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины.Развивающая: ...
Презентация к уроку русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению.Описание памятника культуры
Презентация подготовлена как иллюстративный материал к уроку развития речи в 8 классе по теме: "Описание памятника культуры". Конспект урока представлен в моём портфолио....
Урок русского языка. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ
ЦЕЛИ УРОКА:1.Повторить правописание о-е после шипящих.2.Закрепить орфоэпические нормы.3.Обобщить знания о знаках препинания в простых и сложных предложениях.4.Продолжить отработку навыков речеве...
Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".
Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....
конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста
Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....