Рабочая программа по русскому языку 9 кл.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_9_kl.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты и уровень освоения | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание |
1 | Международное значение русского языка Цель: дать понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы | Урок усвоения новых знаний | Знать основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте. | 1 | Подгот. сообщения, выучить стих. о русск. яз. | |
Повторение изученного в 5-8 классах | ||||||
2 | Фонетика и орфография | Повторительно-обобщающий урок | Знать звуки русского языка, их классификацию. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма Использовать алфавит в практической деятельности, уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков; из вариантов ударения выбрать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста. | 1 | П.2, упр. 9, записать транскр., повт. все по теме «Лексика» | |
3 | Лексика и фразеология | Повторительно-обобщающий урок | Знать употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, производить синонимическую замену слов, Презентация Power Point употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы | 1 | П.3, упр. 12, запис. 5 фразеолог., ВЫПИСАТЬ примеры метафор из стихотворений | |
4 | Р.р. Способы сжатого изложения содержания текста. | Урок усвоения новых знаний | Знать приемы сжатия текста( упрощение, исключение, обобщение). Уметь производить композиционно-содержательный анализ текста, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты | 1 | задания по карточкам, тренинг ГИА | |
5 | Морфемика. Словообразование. | Повторительно-обобщающий | Знать морфемы, передающие информацию о слове Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ Уметь использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного правописания, производить | 1 | П.4, упр. 26, 27, 28 | |
6 | Морфология | Повторительно-обобщающий | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий | 1 | П. 5, упр.35, написать мини-сочин. «Осень в лесу», используя односост. предложения. | |
7 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст | Повторительно-обобщающий | Знать опознавательные признаки словосочетания , средства синтаксической связи в словосочетаниях, Уметь анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. | 1 | П. 6, упр.42, повт. знаки препин. в простом предложении | |
8 | Пунктуация простого предложения | Повторительно-обобщающий | Знать опознавательные признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова. Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. | 1 | П.6, упр.43, 50(устно) | |
Сложное предложение | ||||||
9 | Основные виды сложных предложений Цель: научить отличать сложное предложение от простого, различать основные виды сложных предложений, закрепить умение ставить знаки препинания в сложном предложении | Повторительно-обобщающий | Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. | 1 | П.7, упр.53, 52(устно) или выписать из произвед. худож. литер. СП. | |
10 | Основные группы сложносочиненных предложений. Цель: расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях) | Урок усвоения новых знаний | Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор. | 1 | П.8, упр. 59, 64, слов. слова, сост. Схемы предлож., упр. 53(2Ч.)- 2 предлож. | |
11 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Цель: расширить знания о сложносочиненном предложении, совершенствовать пунктуационные навыки, навык синтаксического разбора ССП | Урок усвоения новых знаний | Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи. | 1 | П. 8, упр. 60,66, 65 (2 предлож.) | |
12 | Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Цель: сформировать понятия об особенностях структуры ССП с общим второстепенным членом | Урок усвоения новых знаний | Уметь находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, производить их пунктуационный и синтаксический разбор | 1 | П. 8, упр. 60,66, 65 (2 предлож.) | |
13 | Р.р. Рецензия на литературное произведение, спектакль, фильм Цель: дать понятие о рецензии, подготовить к домашнему сочинению-рецензии | Урок развития речи | Знать отличительные особенности рецензии как жанра. Уметь отбирать литературный материал в соответствии с учебной задачей, создавать текст в жанре рецензии. | 1 | Стр. 34-36, упр. 75, 76(устно) или написать рецензию на изученное произведение худож. литер. | |
14 15 | Р.р. Сжатое изложение Цель: совершенствовать навыки сжатого изложения текста | Урок развития речи | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать | 2 | Оформить чистовой вариант изложения, тренинг заданий ГИА | |
16 | Урок-зачет по теме «Сложносочиненное пред- ложение» (по материалам ГИА) Цель: выявить уровень усвоения темы, сформированность навыков в постановке знаков препинания, пунктуационного и синтаксического разбора | Урок контроля | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | 1 | П.8, подгот. к к.р., выписать из произвед. Карамзина «Бедная Лиза» ССП или упр. | |
17 | Контрольный диктант по теме “Сложносочиненное предложение”. Цель: выявить уровень усвоения темы, сформированность навыков в постановке знаков препинания, пунктуационного и синтаксического разбора | Урок контроля | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | 1 | Повторить п. 2-8, тренинг заданий ГИА | |
Сложноподчиненное предложение | ||||||
18 | Строение сложноподчиненного предложения и знаки препинания в нем Цель: углубить понятие о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, упражняться в расстановке знаков препинания, в составлении схем СПП, употреблении в речи | Урок усвоения новых знаний | Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП | 1 | П.9, упр. 79 или 78, сост. текст-рассуждение | |
19 | Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Цель: учить находить в предложении указательные слова, определять, ко всему предложению или к слову относятся придаточные предложения | Урок усвоения новых знаний | Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос. | 1 | П.9, стр. 39, 41, упр. 87, 88(устно) | |
20 | Р.р. Сочинение на лингвистическую тему (по материалам ГИА) Цель: познакомить с критериями оценивания части С2 экзаменационной работы, формирование навыка написания сочинения на лингвистическую тему. | Урок развития речи | Знать основные элементы написания сочинения на лингвистическую тему Уметь создавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте. | 1 | Оформить чистовой вариант сочинения | |
21 | СПП с придаточными определительными. Цель: дать понятие о видах придаточных предложений и отличительных особенностях придаточных определительных; совершенствовать пунктуационные навыки, умение использовать в речи СПП с придаточными определительными | Урок усвоения новых знаний | Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи, строить схемы. | 1 | П.10, стр. 43-44, упр.98 или 99, упр. 109(устно) | |
22 | СПП с придаточными местоименно-определительными | Урок усвоения новых знаний | Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными местоименно-определительными. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи. | 1 | П.10, стр. 45, упр.97, 101(4-8 предлож.), слов. слова. | |
23 24 | СПП с придаточными изъяснительными Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки разбора по членам предложения, умение использовать их в речи | Урок усвоения новых знаний | Знать особенности структуры СПП с придаточными изъяснительными. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | 2 | П.11, упр. 113, 117, упр. 116(устно). | |
25 | СПП с придаточными обстоятельственными Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора | Урок усвоения новых знаний | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | 1 | П. 12, таблица, упр. 125. | |
26 | СПП с придаточными образа действия и степени Цель: показать структуру СПП с придаточными образа действия, меры, степени и их отличие от других видов, стилистические особенности союзов, связывающих придаточные предложения с главным, совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП. | Урок усвоения новых знаний | Знать средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи | 1 | П. 12, стр. 60, упр.129, | |
27 | СПП с придаточными места. Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора | Урок усвоения новых знаний | Уметь употреблять СПП с придаточными места , производить синтаксический, пунктуационный разбор, выразительно читать, употреблять в речи, находить в текстах художественных произведений, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «где», «откуда», «куда» | 1 | П. 12, стр. 63, записи в справочнике, упр. 135, упр. 138 (устно) | |
28 | СПП с придаточными времени | Урок усвоения новых знаний | Уметь употреблять СПП с придаточными времени, производить синтаксический, пунктуационный разбор, выразительно читать, употреблять в речи, находить в текстах художественных произведений, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «когда» | 1 | П.12, записи в справ., упр. 146 или 147, упр. 150(устно) | |
29 | Контрольный диктант. Цель: выявить уровень усвоения темы, сформированность навыков постановки знаков препинания и навыков синтаксического разбора | Урок контроля | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ | 1 | Повторить п. 10-12, тренинг заданий ГИА | |
30 31 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, условия, причины Цель: показать структуру СПП с придаточными условия, причины, цели и их отличие от других видов, стилистические особенности союзов, связывающих придаточные предложения с главным, совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП. | Урок усвоения новых знаний | Уметь опознавать СПП с придаточными причины, цели , условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными причины и следствия, выявлять общее | П. 12, упр. 157, 163 (схемы 1, 3, | ||
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными, уступки, следствия Цель: показать структуру СПП с придаточными сравнительными, уступки, следствия и их отличие от других видов, стилистические особенности союзов, связывающих придаточные предложения с главным, совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП. | Урок усвоения новых знаний | Знать средства связи придаточного с главным. Уметь опознавать СПП с придаточными сравнительными, уступки, следствия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, ставить знаки препинания в СПП с придаточными уступки, следствия | 1 | П. 12, упр. 174. 182 или 183. | |
33 34 | Р.р. Сочинение о родном крае | Урок развития речи | Знать композицию сочинения-рассуждения; уметь создавать текст -рассуждение | 2 | Оформить чистовой вариант сочинения | |
35 | Урок-практикум по теме «Виды придаточных предложений» Цель: обобщить изученное, совершенствовать навыки пунктуационного и синтаксического разбора, употребления в речи СПП | Повторительно-обобщающий | Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка. | 1 | Упр. 196, 197 (сост. план) | |
36 | Р.р. Учимся писать тезисы, конспекты, рефераты, доклады Цель: дать понятие об тезисах, конспекте, научить составлять тезисы и конспект | Урок развития речи | Знать отличительные черты тезисов, конспекта, доклада как основных видов информационной переработки текста Уметь составлять тезисы, конспект текста, доклад . | 1 | Написать конспект статьи на лингвистическую тему | |
37 38 39 | СПП с двумя или несколькими придаточными. Тренинг заданий ГИА
Цель: дать понятие о последовательном, однородном и параллельном подчинении, упражняться в составлении схем, синтаксическом разборе, формировать умение использовать в речи данных СПП | Урок усвоения новых знаний | Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. | 3 | П. 14, стр. 86-87, упр. 201 (схемы 1-4 предлож.) или 202. | |
40 | Р.р. Составление деловых бумаг Цель: познакомить с отличительными особенностями официально-делового стиля; упражняться в написании деловых бумаг | Урок развития речи | Знать отличительные особенности научного и официально-делового стилей речи, их основные жанры (отзыв, реферат, выступление; расписка, заявление). Уметь создавать тексты этих стилей и жанров. | 1 | Стр. 92, написать автобиографию, упр.213. | |
41 | Р.р. Сжатое изложение (по материалам ГИА) Цель: совершенствовать навыки сжатого изложения текста | Урок развития речи | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать | 1 | Оформить чистовой вариант изложения | |
42 | Урок-зачет по теме «Сложноподчиненное предложение» Цель: выявить уровень сформированности навыков постановки знаков препинания в СПП, синтаксического разбора СПП | Урок контроля | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС Уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку выполненной работы | 1 | Упр. 208 или творч. работа (часть С ГИА) | |
Бессоюзное сложное предложение | ||||||
43 | Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Цель: повторить основные признаки БСП, отработать прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП; отработать пунктуационные навыки, навыки синтаксического разбора | Урок усвоения новых знаний | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. (Я) Продуктивный | 1 | П. 15, упр. 215 или записать 5-6 пословиц , схожих по структуре с БСП. П.15, упр. 219. | |
44 | Двоеточие в БСП. Цель: изучить правила постановки двоеточия в БСП и сформировать соответствующий пунктуационный навык | Урок усвоения новых знаний | Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | 1 | П. 16, сост. конспект, упр. 226. | |
45 | Тире в БСП. Цель: изучить правила постановки тире в БСП, сформировать соответствующий пунктуационный навык, навык синтаксического разбора | Урок усвоения новых знаний | Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | 1 | П. 17, сост. конспект, упр. 236, 340 или 238. | |
46 | Урок-практикум по теме «Бессоюзное сложное предложение» Тренинг заданий ГИА Цель: упражняться в постановке знаков препинания в БСП | Повторительно-обобщающий | Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП. | 1 | Компл. анализ текста, повторить п. 15-17, подгот. к зачету | |
47 | Урок-зачет по теме “Бессоюзное сложное предложение”. Цель: выявить уровень усвоения темы с точки зрения знания теории, приобретения пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора, употребления в речи | Урок контроля | Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | 1 | Выписать 10 предлож. (БСП) из произв. худож. литер. | |
48 | Сложные предложения с разными видами связи Цель: дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи; начать отработку пунктуационных | Урок усвоения новых знаний | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. | 1 | П. 18, упр. 248 (1-6), 251 (1ч.), 255 (устно). | |
49 | Сложные предложения с разными видами связи. Тренинг заданий ГИА Цель: познакомить учащегося с особенностями пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение; закрепить правила постановки знаков препинания, синтаксического разбора, употребления в речи | Урок усвоения новых знаний | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи. | 1 | П. 18, упр. 247. | |
50 | Контрольный диктант Цель: выявить уровень сформированности навыков постановки знаков препинания, синтаксического разбора | Урок контроля | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. Уметь производить самоанализ ошибок, осуществлять самостоятельную работу по их исправлению | 1 | Подготовить материал к сочинению | |
51 | Р.р. Подготовка к сочинению на тему «Моя будущая профессия» | Урок развития речи | Развивать творческие способности учащихся; закрепить знания о СП с разными видами связи» воспитание уважения к людям труда | 1 | Оформить чистовой вариант сочинения, инд.: подготовить сообщения | |
Общие сведения о языке | ||||||
52 | Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Цель: помочь осознать основные функции языка в обществе, научить составлять конспект, пользоваться дополнительными источниками информации | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать основные функции языка в обществе. Уметь составлять конспект текста о роли языка в жизни человека и общества. Уметь отбирать нужный по теме материал, используя дополнительные источники информации, делать сообщения | 1 | П. 20, составить конспект, упр. 264, подгот. сообщения. | |
53 | РР. Русский литературный язык и его стили. Цель: познакомиться с отличительными особенностями стилей; с жанрами публицистики, с изобразительно-выразительными средствами художественного стиля | Урок-семинар | Знать отличительные особенности публицистического и художественного стилей речи, основные жанры публицистического стиля (выступление, очерк). Уметь создавать тексты этих стилей и жанров, используя ИВС, осуществлять речевой самоконтроль, участвовать в речевом общении. | 1 | ||
54 | Р.р.Сочинение -рассуждение ( по материалам ГИА ) Цель: совершенствовать навык сочинения –рассуждения по предложенному тексту | Урок развития речи | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, отвечать на вопрос задания (сочинение-анализ). | 1 | Оформить чистовой вариант сочинения | |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | ||||||
55 | Повторение. Фонетика. Орфография. Тренинг заданий ГИА Цель: систематизировать знания по фонетике, повторить орфографию | Повторительно-обобщающий урок | Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы. Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения. | 1 | Стр. 132-135, таблицы, упр. 287, 294(3 строки) | |
56 | Повторение. Лексика. Фразеология. Цель: обобщить знания по лексике и фразеологии; развивать навыки комплексного анализа текста. | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные сведения по лексике; уметь составлять словарную статью; передавать содержание информации адекватно поставленной цели; владеть навыками работы со словарями. | 1 | Упр. 311(устно), 313(7 предложений). | |
57 | Повторение. Морфемика. Словообразование. Орфография. Тренинг заданий ГИА Цель: систематизировать знания по морфемике и словообразованию, повторить орфограммы этих разделов | Повторительно-обобщающий урок | Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль основные морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | 1 | Стр. 148, таблица, упр. 323(2ч.), 324 (2абзац). | |
58 | Р.р. Сжатое изложение (по материалам ГИА) Цель: совершенствовать навык сжатого изложения | Урок развития речи | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать | 1 | Оформить чистовой вариант, написать творч. часть (С) | |
59 60 61 | Повторение. Морфология. Тренинг заданий ГИА Цель: систематизировать знания об этих частях речи, повторить орфографию | Повторительно-обобщающий урок | Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль основные морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | 1 | Упр.339, 341, подгот. к к.р. | |
62 63 64 | Контрольная работа по материалам ГИА | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. (Я) Продуктивный | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать выполненную письменную работу с т. з. ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты | 3 | ||
65 66 | Повторение. Синтаксис простого предложения. Тренинг заданий ГИА Цель: систематизировать знания о простом предложении, повторить пунктуацию | Повторительно-обобщающий урок | Знать опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова. Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. | |||
67 | Повторение. Пунктуация. Цель: систематизировать знания о простом и сложном предложениях, повторить пунктуацию | Повторительно-обобщающий урок | Знать опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова. Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. | |||
68 | Итоговый урок. | 1 |
Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику
Русский язык: учеб. для общеобразоват. учреждений\ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков - М.: Просвещение, 2008.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Ориентирована на учебник Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. «Русский язык 9»М. «Просвещение»
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных диктантов | Развитие речи |
Международное значение русского языка | 1 | ||
Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 6 | 1 | |
Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения | 1 | ||
Сложносочиненные предложения | 5 | 1 | 3 |
Сложноподчиненные предложения | 18 | 1 | 7 |
Бессоюзные сложные предложения | 5 | - | - |
Сложные предложения с различными видами связи | 2 | 1 | 1 |
Общие сведения о языке | 2 | 1 | |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 11 | 1 | 2 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Международное значение русского языка (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (6 ч + 1 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения (1 ч)
Сложносочиненные предложения (6 ч + 2 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (18 ч + 5 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (4 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке (2ч. +1 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (8 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать
изученные разделы науки о языке;
смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Календарно- тематическое планирование составлено на основе нормативных документов:
Программы для общеобразовательных учреждений. Авторы программы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2007.
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05. 03. 2004 №1089)
- Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования.
Учебно-тематическое планирование по русскому языку
Класс – 9
Учитель – Рунова Наталья Петровна
Количество часов
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа
Плановых уроков:
- контрольных уроков –
- зачётов –
- тестов –
- административных контрольных уроков –
- уроков развития речи –
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. М. «Просвещение», 2007.
Учебник:
Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. Русский язык 9 класс.- М.: Просвещение, 2014г.
Литература для учителя:
- Учебник:
С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. Русский язык 9 класс.- М.: Просвещение, 2008г.
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. М.: «Просвещение», 2005г.
- Л.А. Тропкина. Поурочное планирование по русскому языку. 9 класс. Волгоград: «Учитель», 2007г.
- Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 9 классе. М.: «Просвещение», 2009г.
- А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. М.: «ТЦ Сфера», 2005
- Словари (по всем разделам русского языка).
- Научно-методический журнал «Русский язык в школе» и др.
- Сборники для подготовки к ГИА.
- Мультимедийные пособия.
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Литература для ученика:
1. Учебник:
С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков и др. Русский язык 9 класс.- М.: Просвещение, 2008г.
2. Словари (по всем разделам русского языка), справочники.
3. Дидактический материал.
4. Сборники для подготовки к ГИА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ9 КЛАСС
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку9 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Русский язык. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. Организаций / (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский)...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...