Работа с текстом на уроке русского языка при подготовке к ГИА(С2.1)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему
Подготовка к ГИА.Из опыта работы учителя русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_na_uroke_russkogo_yazyka_pri_podgotovke_k_gia.docx | 53.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом на уроке русского языка при подготовке к ГИА(С2.1)
Практикум «Учимся читать и понимать текст»
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Парфеновой Е.П.
Семинар-9.12.2013
Художественный текст заставляет обратить внимание не только на то, что сказано, но и на то, как сказано
Задания к тексту М.Пришвина «Голубая стрекоза»
(1)В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. (2)Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.
(3)Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.
- (4)Вы с ума сошли, - сказал мне строгий голос из-под земли.
(5)Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно.(6) В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство.(7) Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. (8)Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:
- Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?
- (9)Что же мне делать? - спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.
- (10)Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых...
(11)Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь на войне, не только писатель.
(12)В это время один умирающий шептал мне:
- Вот бы водицы...
(13)Я по первому слову раненого побежал за водой.
(14)Но он не пил и повторял мне:
- Водицы, водицы, ручья...
(15)С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.
(16)Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (17)Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.
(18)В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. (19)А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. (20) Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (21)И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.
- (22)Спасибо, - прошептал он.
(23)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.
(24)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
- А что, она еще летает?
(25)Голубая стрекоза еще кружилась.
- (26)Летает, - ответил я, - и еще как!
(27)Он опять улыбнулся и впал в забытье. (28)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко, и забылся. (29)Как вдруг слышу, он спрашивает:
- Все еще летает?
- (30)Летает, - сказал я, не глядя, не думая.
- (31)Почему же я не вижу? - спросил он, с трудом открывая глаза.
(32)Я испугался. (33)Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. (34)Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. (35)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.
(36)Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.
(37)Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. (38)Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода - эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
- (39)Летает, летает! - воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.
(40)И я ему показал отражение. (41)И он улыбнулся.
(42)Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, - по-видимому, его спасли доктора. (43)Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.
(По М.Пришвину)
Формирование умений
- понимать текст на содержательном уровне, работать с деталью
- формулировать тезис и аргументировать его
- соотносить содержание текста с языковой стороной его выражения
- искать языковую информацию, структурировать ее
- объяснять роль лексических, грамматических явлений в тексте
- находить ключевые слова и на их основе определять тему, идею текста, авторское отношение к изображаемому
- строить рассуждение, подбирая аргументы для обоснования собственной позиции
1. Задания, направленные на формирование умения понимать текст на содержательном уровне, работать с деталью
1. Почему раненому не хватало воды, которую принес ему рассказчик? Отвечая на вопрос, используйте цитирование.
Раненому не хватало воды, потому что ему хотелось не только пить, но и видеть воду
«С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял…» (15)
2. Перечитайте предложения 22 -25. О какой борьбе здесь идет речь?
Речь идет о борьбе жизни и смерти. Раненый борется за жизнь. Жизнь природы дает ему силы. Появление голубой стрекозы ассоциируется с необходимостью бороться со смертью, с торжеством жизни.
3. Что имел в виду капитан, говоря о «пустяках», которыми занимается корреспондент (9)? Что опровергает справедливость такого отношения (45)?
Говоря о пустяках, капитан имел в виду бесполезное, с его точки зрения, времяпрепровождение (в т.ч. любование природой), отвлекающее человека от конкретных дел. Однако пользу могут принести не только практические шаги, но и духовная атмосфера, состояние души человека, созданию которых во многом способствует и живая природа.
4. Какие фразы текста подчеркивают, что рассказчик хочет быть полезным и нужным, «когда дело разгорелось»?
Очень обрадованный его решительным тоном; поднимал людей, тащил скамейки, …почувствовал себя настоящим человеком,…мне было так радостно…
2.Задания, направленные на формирование логического мышления
1. Составление логической схемы текста
«Я поехал военным корреспондентом на фронт»
«Почувствовал себя настоящим человеком»
Встреча с умирающим мальчиком
«Губы… двигались, выражая сильную борьбу…»
Голубая стрекоза «все еще летает»?
«Помогла песнь ручья» и летающая «голубая стрекоза»
Вывод: Торжество жизни над смертью
2. Верно ли утверждение?
- Предложение 36 раскрывает причину того, о чем говорится в предложении 35
- Предложение 39 содержит следствие того, о чем говорится в предложении 40
3.Задания, направленные на умение аргументировать тезис
1. Определите часть речи, к которой относятся слова строго и торжественно (предложение № ). Аргументируйте свой ответ.
Краткое прилагательное:
- относятся к имени существительному;
- обозначают признак предмета;
- отвечают на вопрос каково?
- изменяются по родам и числам: лица строги, торжественны;
обстановка строга, торжественна
- являются сказуемыми в двусоставных предложениях;
- кратким формам соответствуют полные: лицо строгое, торжественное
2. Определите часть речи, к которой относятся слова радостно (предложение …) и больно (предложение ..). Аргументируйте свой ответ.
Категория состояния:
- обозначают состояние человека;
- являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях;
- не изменяются по родам и числам;
- имеют глагол-связку: было, стало
3. Определите часть речи, к которой относятся слова судорожно (предложение 22) и вполне (предложение 36). Аргументируйте свой ответ.
Наречия
- относятся к глаголу;
- обозначают признак действия («двигались судорожно») и признак признака («вполне разумно»)
- являются обстоятельствами образа действия и степени;
- можно подобрать синонимы – наречия;
- не могут иметь при себе глагола-связки.
4. Аргументируйте (с указанием № предложения) приведенный тезис:
Случай, произошедший с автором во время Первой мировой войны, убедил его в том, что красота природы способна на многое, даже на спасение человеческой жизни (предложение №)
Аргумент 1 – 20-29 предложения. Именно в них автор представляет нам, как умирающий боец наслаждается красотой природы, полетом голубой стрекозы.
Аргумент 2 – 41-44 предложения. Слова автора о летающей стрекозе, ее отражении на фоне воды, об улыбке раненого.
5. Найдите в тексте предложения, где раненый улыбается. Доказательством какого утверждения могут служить найденные предложения?
Предложения 23, 25, 30. Раненый наслаждается красотой и чудом жизни перед лицом смерти
6. Рассуждение на морально-этическую тему
Объясните, как Вы понимаете выражение «Я…забыл в себе литератора и почувствовал, наконец, себя настоящим человеком…».
4.Задания, направленные на формирование умения искать языковую информацию (грамматические, лексико-грамматические языковые явления), обобщать ее, делать выводы.
1. Выпишите из предложений 1-3 глагольные сочетания, которые показывают состояние рассказчика, оказавшегося на войне.
Попал в сражение, не оставляло чувство личной ненужности, шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью
2. Закончите предложение:
В предложении 12 частица бы в неполном предложении при отсутствии сказуемого в форме условного наклонения передает…
В предложении 12 частица бы в неполном предложении при отсутствии сказуемого в форме условного наклонения передает состояние раненого, его робкую просьбу
3. С какой целью автор в предложении 31 использует сложные наречия (мало-помалу, далеко – далеко)?
В предложении 31 сложные наречия помогают почувствовать состояние умиротворения и автора и раненого
4. Укажите № предложений с деепричастными оборотами. Определите роль деепричастных оборотов в тексте
Языковое явление Деепричастный оборот
Примеры Падал снаряд, взрывая воронку (3); струйки ручья, соединяясь на камушках, пели…(21); слушал, закрыв глаза ; губы двигались, выражая сильную борьбу (22); улыбнулся, увидев стрекозу (25); спросил, с трудом открывая глаза (34).
Роль Характеризуя добавочное действие, деепричастные обороты дополняют, расширяют картину происходящего, помогают ярче и выразительнее передать состояние героя, усиливают эмоциональное воздействие на читателя.
Необходимо акцентировать внимание на возможном нарушении в построении предложения с деепричастным оборотом, что приводит к грамматической (синтаксической) ошибке!
5.Укажите № предложений с причастными оборотами. Определите роль причастных оборотов в тексте
Языковое явление Причастный оборот
Примеры Куропатки, летающие от батареи к батарее (№)
Светом, как бы исходящим изнутри растений
Спросил я, очень обрадованный его решительным тоном (№)
Стрекозу, летающую у заводи (№)
Роль Причастные обороты дают более углубленную характеристику лицу или предмету,
вносят в предложение экспрессивную окраску
Необходимо акцентировать внимание на возможном нарушении в построении предложения с причастным оборотом, что приводит к грамматической (синтаксической) ошибке!
ПАМЯТКА 2
5.Задания, направленные на формирование умения определять роль слов различных частей речи в тексте
Глагол Н.Галь: «Глагол – самая живая часть нашей речи»
Действия, передаваемые с помощью глаголов | Примеры | Примеры из текста |
Действие, которое может совершаться длительное время | мечтать, слушать, танцевать, любить, читать | петь (21), слушать, двигаться (22), кружиться (28), смеркаться (31), говорить (36) |
Действие, которое совершается одномоментно | взглянуть, блеснуть, швырнуть, выстрелить | Поглядеть, понять (17), улыбнуться, закрыть (25), впасть (30), потерять (36) |
Начало действия | запеть, заговорить, зазвенеть | |
Конец действия | дорисовать, додумать, доиграть, достроить | |
Действие с перерывами | поругивать, покрикивать, поддакивать | Поигрывать (3) |
Вывод: Глаголы несовершенного вида прошедшего времени подчеркивают постоянство, повторяемость действий, о которых повествуется в тексте. Они как бы «растягивают» время, помогают читателю более наглядно представить картину происходящего. Деепричастия несовершенного вида при таких глаголах усиливают ощущение движения.
Глаголы совершенного вида прошедшего времени помогают увидеть, что действия совершаются лишь один раз и в строгой последовательности.
Глаголы настоящего времени, использованные автором ( летает, не вижу, слышу, спрашивает, видят) «возвращают» к осознанию того, что описанные события происходят «здесь» и «сейчас».
ПАМЯТКА 3
Что можно обозначить глаголом | Роль глаголов |
Речь, мысль, чувство | Передача движения |
Звук, цвет | Придание речи динамизма |
Явления природы | «Оживление» предмета или явления |
Трудовая деятельность |
Это интересно! Пора собраться встать пойти купить поесть.
Частицы 1) обеспечивают образование грамматических форм; 2) выражают цель высказывания; 3) делают речь живой, яркой.
ПАМЯТКА 4
Роль частиц | Частицы | Примеры из текста |
Утверждение | Да, так, точно, как же, ага, угу, определенно, | Же (9,10) |
Отрицание | Не, ни | не только (12), не (33,34,37) |
Восклицание | Что за, как, ну и | вот бы (14. 20) |
Смягчение | -ка | |
Указание | Вот, а вот, вон, а вон, это | Вон (11), вот (14,23) |
Вопрос | Разве, неужели, ли, что ли, ну как… | Ли (37) |
Ограничение | Только дождь стучит… | Не (34, 41) |
Выделение, ограничение | Только, лишь, лишь только, всего лишь, почти, хоть, исключительно | Почти (5,17) |
Усиление | Даже, аж, и, уж, уже, ведь, все-таки, же, все же | Все же (3), же (6,9,10), и (45) |
Сомнение | Вряд ли, едва ли, авось | |
Форма повелител. Наклонения | Пусть, пускай, да, давай, давайте | |
Форма условного наклонения | Бы,б | Бы (14) |
6.Задания, связанные с поиском языковой информации в тексте (выявление изобразительно-выразительных средств)
Памятка
Эпитет (греч. «приложенное») – это образное определение, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении и отличающееся от простого определения художественной выразительностью и образностью.
Примеры эпитетов | Роль в тексте |
Свежий ветер ворвался в затхлую пещеру и наполнил ее величественным шумом моря | Усиление каких-либо характерных признаков предметов |
Грозные, рокочущие, свирепо раскатистые звуки приближающейся грозы… | Уточнение отличительных признаков предмета (формы, цвета, величины, качества) |
Седой, мертвенно-бледный лес встал на пути казаков | Выделение наиболее существенных признаков предметов |
Отвратительное самодовольство на его лице вызывало неприязнь | Оценка предмета или явления |
Способ выражения | Примеры из текста |
Имя прилагательное | Бронзовое лицо (5), такой - рассякой писатель (9), решительный тон (10), трепетные губы (17), бескровные губы (22), детская улыбка (23), решительные и взволнованные слова (45) |
Причастие, причастные обороты | Губами, отражавшими трепет души (17), темнеющий лес (41) |
Наречие, наречные сочетания | Разглядывая с любопытством (3), с изумлением поглядел (17) судорожно двигались (22), с трудом открывая глаза (34), молча закрыл глаза (39), воскликнул решительно, радостно (42), крепко верю (45) |
Деепричастие, деепричастные обороты | Шел, разглядывая стайки куропаток (3)сказал, не глядя, не думая (33), |
Сравнение
1.Объясните смысл сравнения, использованного автором в предложении (3☺
«пуля пчелкой жужжала»
В предложении 3 М. Пришвин сравнивает полет пули с полетом пчелы не случайно. Для корреспондента, впервые оказавшегося на войне, трудно осознать суть происходящего. В одну картину сливаются реалии военного времени («падал снаряд», батареи) и отголоски мирной, естественной жизни природы («стайки куропаток»). Не осознавая опасности, корреспондент «с любопытством» смотрит вокруг.
ПАМЯТКА 6
Способ выражения | Примеры | Примеры из текста |
Сравнительный оборот (с союзами как, будто, словно, как будто) | обжигающей, как крапива,.. сани, будто поезд, по снежку… глаза, словно бездонные озера,.. | |
Форма творительного падежа существительного | медуза висела прозрачным абажуром; гусем, друг за дружкой тянут | пуля пчелкой жужжала |
Конструкции со словами подобный, похожий | дышали и волновались, подобно краям парашюта |
7.Задания, направленные на формирование умения объяснять лексические явления в тексте
1. С какой целью автор в предложении 15 использует однокоренные слова «трепетными» и «трепет»?
Однокоренные слова трепетными и трепет в предложении 15 помогают увидеть состояние героя, почувствовать его взволнованную душу.
2. С какой целью автор использует лексический повтор в предложениях 10,11?
Помогает передать готовность корреспондента выполнить поручение старого капитана с максимальной точностью, следовать воинской дисциплине, быть полезным.
Если повтор однокоренных слов не выполняет изобразительно-выразительной функции, то мы имеем дело с речевой ошибкой.
Тавтология - повторение однокоренных или близких по значению слов.
3. Прочитайте синонимы к слову трепет. Выпишите те из синонимов, которые с Вашей точки зрения, могут объяснить состояние раненого.
Синонимы: взволнованность, ажитация, дрожание, страх, смятение, вибрирование, страсть, дрожь, колебание, ужасть, вибрация, смятенность, вздрагивание, волнение, боязнь, испуг, ужас, содрогание, жуть
4. Какова роль в тексте слов с суффиксами эмоционально-экспрессивной окраски : струйки, камушки, песенка ( ), водица ()?
Слова с суффиксами эмоционально-экспрессивной окраски помогают передать особую трогательность картин природы, контрастирующих с военными реалиями. В этих словах слышится нежность, от них веет детством. Не случайно на лице умирающего появляется «милая детская улыбка». Именно природа, «голос» которой слышит раненый, вдохнула силы в человека и помогла побороть смерть.
Памятка по теме «Причастие»
Исходный вариант | Типы ошибок | Исправленный вариант |
Мы гордимся футболистами, победивших английскую команду | Нарушение норм согласования | Мы гордимся футболистами, победившими английскую команду. |
Росшие незабудки у ручья уже зацвели | Нарушение структуры причастного оборота | Росшие у ручья незабудки уже зацвели. |
Вспоминаю выступление фронтовой бригады, состоящей из артистов театра. | Неправильный выбор временных или видовых форм | Вспоминаю выступление фронтовой бригады, состоявшей из артистов театра. |
Лесную тишину временами нарушали сорвавшиеся комья снега. | Нарушение согласования грамматических категорий глаголов и причастий | Лесную тишину временами нарушали срывавшиеся комья снега |
Человек, привыкнувший к всеобщему вниманию… | Неправильное образование причастий | Человек, привыкший к всеобщему вниманию… |
Задание, выполняющееся нами, не вызывает затруднений | Замена страдательных причастий действительными | Задание, выполненное нами, не вызывает затруднений. |
Мы хотим участвовать в соревнованиях, которые будут проходить в Москве | Синонимическая замена сложного предложения простым осложненным невозможна:
| - |
Он живет в том доме, который стоит через дорогу | Он живет в доме, стоящем через дорогу | |
Из-за поворота показались всадники, на которых были доспехи. | - |
Причастие, причастный оборот не только образно характеризуют предмет, но и представляют его признак в динамике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие по русскому языку для учащихся старших классов и поступающих в вузы "Работа с текстом на уроках русского языка".
Автор: Белоногова Н.И....
Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"
Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....
Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)
Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...
Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)
Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...
работа с текстом на уроках русского языка при подготовке к экзамену
В качестве образца для подготовки к экзамену можно воспользоваться данным текстом и заданиями к нему....
Основные технологические приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ
ull;Определите основную мысль текста, запишите её (предполагается ответ на вопрос: о чём этот текст?)• Озаглавьте прочитанный текст.•Определите стиль текста. Докажите своё мнен...
Рецензия доктора педагогических наук на методическую разработку «Работа с текстом на уроках русского языка в системе развивающего обучения условиях реализации ФОС при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»
Западно-Сибирский центр профессиоанльного образования и доктор педагогических наук Ильина рецензировали методическую разработку учителя высшей категории Чмиль М.А., работа утверждена и рекомендована к...