Урок подготовки к сочинению ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) по теме

Дурсун Ирина Викторовна

На уроке повторяются основные этапы работы над сочинением ЕГЭ.

Закрепляются умения определять проблему текста, точку зрения автора, формулировать своё отношение к поставленной проблеме.

Проводится работа над грамматическими и речевыми ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_podgotovke_k_soch.ege_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Задание1.

Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

(1)Как-то в Америке понадобились мне новые ключи.(2)Захожу в мастерскую. (3) У прилавка – мужчина лет шестидесяти.

- (4) Я – Кеннет Бауэрс, - представился он и включил станок.

(5)Над его головой я увидел портрет длинноволосого старика.

-(6)Ты его знаешь – кто это? – спросил мистер Бауэрс. – (7)Мой дедушка – Альберт Эйнштейн!

(8)Я выразил изумление.

- (9)Вы – еврей? – говорю.

(10)Надо же было что-то сказать.

(11)- Я – американец, - ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы.

(12)Затем указал на старинную фотографию. (13)Пожилой мужчина в очках склонился над книгой.

(14)- Ты знаешь, кто это? – спросил мистер Бауэрс. – (15)Великий ирландский писатель Джойс… (16)Мой дядя!

 (17)- Значит, вы – ирландец? – сказал я.

(18)Надо же было что-то сказать.

(19)- Я – американец, - ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы, - теперь взгляни сюда.

(20)Он показал мне цветной фотоснимок. (21)Чернокожий боксер облокотился на канаты ринга.

(22)- Узнаешь? (23) Это великий боксер Мохаммед Али. (24)Мой племянник…

(25)Признаться, я несколько оробел. (26)Кеннет Бауэрс выглядел совершенно здоровым.

(2?)Взгляд его был насмешлив и проницателен.

(28)- Значит, вы – мусульманин? – сказал я.

(29)Надо же было что-то сказать.

(30)- Я – американец, - ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы.

(31)- Эти люди – ваши родственники?

(32)- Да, - сказал он.

- (33)Все эти люди – родственники?

- (34)Безусловно, - сказал он.

- (35)Люди всего мира? (36)Всех национальностей? (37)Всех эпох?

-(38) Ты абсолютно прав, - сказал мистер Бауэрс, - ты умнее, чем я думал.(39)Он закончил работу и протянул мне ключи.

(40)Я поблагодарил и расплатился.

(41)Мистер Бауэрс с достоинством кивнул.

(42)Уходя, я еще раз спросил:

- (43)Все люди мира – родственники? (44) Братья?

- (45)Вне малейшего сомнения, - ответил Кеннет Бауэрс и добавил: - (46)Будешь в нашем районе, занеси мне свою фотографию…

(По  С. Довлатову)

 1.Какие проблемы НЕ поднимаются автором текста?

  1. Проблема единства народов и культур.
  2. Проблема адаптации иностранцев в Америке.
  3. Проблема отсутствия у американцев исторического и культурного наследия.

2. Объясните роль повторов в данном фрагменте.

- (31)Эти люди – ваши родственники?

- (32)Да,- сказал он.

- (33)Все эти люди – родственники?

- (34)Безусловно, - сказал он.

- (35)Люди всего мира? (36)Всех национальностей? (37)Всех эпох?

- (38)Ты абсолютно прав, - сказал мистер Бауэрс…

____________________________________________________________

____________________________________________________________

3.Вычеркните из предложенных характеристик проблемы то определение, которое в данном случае неверно.

1) острая              3) животрепещущая        5) актуальная

2) важная             4) спорная                        6) серьезная

4.Найдите 5 орфографических и 1 пунктуационную ошибку в комментарии к основной проблеме текста.

        Злободневность этой морально-этической проблемы не вызывает сомнений. Сегоднешний мир буквально раздерают межнациональные распри: не один выпуск новостей ни обходится без сообщений о кровавых стычках и войнах на национальной, религиозной, и рассовой почве.

5.Прокомментируйте следующую ситуацию:

(25)Признаться, я несколько оробел. (26) Кеннет Бауэрс выглядел совершенно здоровым.

6. Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Кеннет Бауэрс, говорят о проблеме всеобщего единения, братства людей.    

1) И.С. Тургенев «Отцы и дети»

2) Л.Н. Толстой «Война и мир»

3) М. Горький «На дне»

4) М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

5) М.А. Шолохов «Тихий Дон»

7. Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его, используя читательский опыт (см. предыдущее задание).      

8. В художественном тексте автор чаще всего не дает прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать. Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д. Напишите, как С. Довлатов выражает свое отношение к изображаемому.

  • Найдите фактические ошибки в фрагменте сочинения.

Кеннет Бауэрс очень доброжелательно относится ко всем людям без исключения, считает их своими родственниками, и ряд однородных членов предложения («мой дедушка», «мой дядя», «мой племянник») позволяет в этом убедиться. Автора просто поразила жизненная позиция старого мастера, и свои растерянность и удивление С. Довлатов передал с помощью лексических повторов (8, 18, 29 предложения) и гиперболы (35-37 предложения).

  • Объясните смысл финального предложения.

(42)Уходя, я еще раз спросил:

- (43)Все люди мира – родственники? (44)Братья?

- (45) Вне малейшего сомнения, - ответил Кеннет Бауэрс и добавил: - (46)Будешь в нашем районе, занеси мне свою фотографию…

  • Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.
  1. Я импонирую теми людьми, которых всех людей считают братьями.
  2. Недавно мы приехали с санатория, на котором я встретил такого же человека, как Кеннет Бауэрс.
  3. Мнение многих на эту проблему будет неоднозначным.
  4. Кеннет Бауэрс сказал, что «я американец», и, когда он будет в его районе, чтобы занес свою фотографию.
  5. В формировании такого доброжелательного отношения к окружающим особую роль имеют личные свойства характера человека.

Задание 2. Прочитайте текст Д. Гранина, ответьте на вопросы.

        Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо – не те условия. Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием «принципиальность». Вместо человека чести – человек принципов…

        Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? Как может устареть понятие чести, которая дается человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

        Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П.Чехова. В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почетные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признает это. «Я поздравил сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моем сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, - писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почетного академика». А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

        Убеждения, конечно, вещь необходимая. Но есть такое простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. Оно не подтверждено никаким документом, справкой. Просто слово. Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли что еще. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез. Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.

Д. Гранин

1. Какова тема текста?

____________________________________________________________

2. Какие основные проблемы текста можно обозначить?

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как можно охарактеризовать проблему текста (подчеркните необходимое):

  • нравственная;
  • экологическая;
  • социальная;
  • психологическая;
  • философская;
  • социально-психологическая;
  • социально-философская;
  • социально-значимая;
  • социально-нравственная

4. Выражена ли в тексте позиция автора по данному вопросу?

5.Напишите сочинение по данному тексту. (домашнее задание)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-подготовке к сочинению в жанре эссе в 9 классе

Данный урок- это урок знакомства учащихся с особенностями сочинения в жанре эссе . Идёт подготовка к написаню сочинения по теме " О, Казань, лучезарная моя столица!"  Основные цели и задачи ...

Урок "Подготовка к сочинению по картине Саврасова "Грачи прилетели" с применением ИКТ (5 класс)

Данная разработка даёт возможность учителю эффективно провести урок подготовки к написанию сочинения....

Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не вс...

Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).

Цели урока: Обучающая:  подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ); Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое ...

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин».

Данный материал представляет конспект  и презентацию урока по теме  " Подготовка к сочинению- описанию по картине И. И. Машкова " Клубника и белый кувшин". В работе рассмотрены этапы работы ...

Уроки "Подготовка к сочинению"

Уроки "Подготовка к сочинению" ЕГЭ...