Универсальная памятка по работе над комплексным разбором сложного предложения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Трухина Елена Леонидовна

Пошаговая памятка по работе над комплексным разбором сложного предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   Учитель русского языка и литературы

                                                           ГБОУ г. Москвы «Школа № 1929»

                        Трухина Е.Л.

Универсальная памятка по работе  над комплексным разбором сложного предложения.

Готовя учащихся к итоговой аттестации по русском языку в 9 классе, я столкнулась с проблемой неумения учащимися выстраивать логическую цепочку рассуждений, работать пошагово, анализируя сложное предложение. Таким образом, возникла необходимость создания пошаговой памятки, дающей учащимся возможность произвести разбор любого сложного предложения.

Памятка

1.Внимательно читаем предложение.

2.Записываем предложение.

3. Определяем и подчеркиваем грамматическую основу предложения ( обращаем внимание на состав грамматической основы, которая может быть как односоставной (только подлежащее или только сказуемое), так и двусоставной ( и подлежащее, и сказуемое).

4. Еще раз перечитываем записанное предложение, определяем граница простых предложений в составе сложного.

5.Находим и выделяем союзную группу, соединяющую части сложного предложения (или убеждаемся, что части связаны без помощи союза  и наше предложение бессоюзное (БСП)).

6.Оценив союзную группу, делаем выводы о том, каким является наше предложение: сложносочиненным  (ССП) или сложноподчиненным (СПП).

7.Если предложение сложносочиненное, то выставляем квадратные скобки, так как с состав предложения входят равноправные части.

8.Если предложение сложноподчиненное, еще раз перечитываем его и определяем главную часть и часть зависимую.

9.Раставляем скобки (главная часть обрамляется квадратной скобкой, зависимая – круглой).

10.Нумерум части предложения.

11. Определяем и подчеркиваем второстепенные члены предложения, особое внимание уделяем осложняющим элементам.

12.Выстраиваем схему предложения, записываем вопросы, поставленные от одной части предложения к  другой его части.

13.Делаем вывод о том, каким является разбираемое нами предложение (анализируем связь, объединяющую части в предложении).

14. Записываем полную характеристику предложения.

Приведу пример разбора сложного предложения:

1.Читаем предложение.

«Знания, однако, я получил основательные, и это помогло мне успешнее других сдать экзамены при поступлении в институт».

2. Записываем предложение.

3.Определяем и подчеркиваем грамматическую основу предложения (я получил, это помогло).

4.Определяем границы простых предложений, входящих в состав сложного:

1-ая часть: «Знания, однако, я получил основательные»;

2-ая часть: «это помогло мне успешнее других сдать экзамены при поступлении в институт».

5.Находим и выделяем союзную группу (союз И).

6.Союз И – сочинительный, из чего делаем вывод, что наше предложение сложносочиненное.

7.Выставляем квадратные скобки.

9.Нумеруем части сложного предложения.

8.Определяем и подчеркиваем второстепенные члены предложения, выявляем, что наше предложение осложнено вводным словом «однако».

9.Составляем схему предложения (она состоит из двух прямоугольников, соединенных союзом  «И» и разделенных запятой).

10.Записываем полную характеристику предложения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, ССП;

1 часть: предложение простое, двусоставное, распространено, осложнено вводным словом;

2 часть: предложение простое, двусоставное, распространено, не осложнено, части соединены сочинительным союзом «И».

Работу над разбором предложения следует строить по   принципу « от простого к сложному», постепенно используя все более сложные предложения. Постепенно учащиеся овладеют методикой работы по универсальной памятке, и разбор предложения перестанет быть для них препятствием непреодолимого характера.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксический разбор сложного предложения

Ниже представлен конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор сложного предложения" к учебнику  Т.А.Ладыженской "Русский язык. 5 класс". Так как наши дети в начальной школ...

Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс

Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс...

Синтаксический разбор сложного предложения

Урок русского языка по учебнику  Т.А.Ладыженской 5 кл...

Презентация"Синтаксический разбор сложного предложения" (экологическое равновесие)

Презентация предназначена для учеников 5-ых классов, занимающихся по ФГОС.  Учебный материал по синтаксису разработан с основой на экологическую тему....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Разбор сложного предложения"

При разборе СП устанавливается,что их составными элементами являются не отдельные слова и словосочетания, как в простом, а целые части, в  СП имеется две (или более ) основы,а в простом всегда од...

Памятка синтаксический разбор сложного предложения

Памятка-алгоритм,синтаксического разбора сложного предложения....

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...