Система подготовки к ОГЭ по русскому языку
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Латыпова Светлана Равильевна

В данной статье представлен материал, обобщающий опыт работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Латыпова Светлана Равильевна,

учитель русского языка и       литературы

МБОУ «Лицей №2»

Бугульминского муниципального  

района РТ  

 Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное…

 

Ни для кого не секрет, что подготовка к ОГЭ – процесс трудоёмкий и  специфический. Основной государственный экзамен имеет массу особенностей. Для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ ОГЭ  показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию (лингвистическую, языковую, коммуникативную). Следовательно, контрольно-измерительные материалы для их отработки надо готовить в компетентностном ключе.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определённый опыт подготовки к ОГЭ. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьёзному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя, конечно, постепенно формируется свой стиль подготовки учеников к экзамену.

 Из своего опыта могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

формирование умений решать задания разного уровня;

развитие самоконтроля;

развитие мотивации и целеполагания;

формирование уверенности в себе и положительной самооценки.

Работа по данным направлениям должна вестись систематически и, конечно, не только в 9 классе. Система подготовки к ОГЭ включает создание методической базы, банка тестовых заданий, использование информационно-коммуникативных технологий, работу с текстом.

Специфика экзамена в 9 классе предполагает проверку у выпускников базовых знаний орфографии и пунктуации.  Но оценку выше «тройки» можно получить лишь при высоком уровне выполнения заданий с развёрнутым ответом, поэтому в своей повседневной педагогической практике на уроках русского языка (а иногда и литературы) в любом классе,  наряду с заданиями, отрабатывающими навыки грамотного письма, использую разные виды работы с текстом.

Для успешного  написания сжатого изложения необходимо научить  детей умению правильно слушать озвученную информацию, а это, безусловно, тесно связано с устной речью. Известно, что при слушании происходят такие основные процессы, как опознавание речевых единиц, их смысловая переработка и на этой основе – понимание речи. Происходит глобальное восприятие текста, которое предполагает, что слушающий должен определить, о чём идёт речь в тексте, какова его основная мысль. Вопросы, задаваемые классу после первого прослушивания любого текста,  достаточно обычны.  Мы выясняем, о чём говорилось в тексте? Что  главное  хотел сказать (доказать, объяснить) автор? Чему учит текст?  Как можно озаглавить текст? Эти вопросы развивают именно глобальное восприятие текста.

Если ученику удалось правильно понять текст и авторскую идею, это ещё не значит, что он сможет правильно суметь его сжать и передать лишь основную информацию. Для развития навыков компрессии текста с 5 класса учу детей работать с текстами разных стилей и составлять их план, тезисы и конспект, используя кодирование и систему условных сокращений. Постепенно в 8, 9 классах, отрабатывая написание сжатого изложения, стараюсь обучить во время чтения нужным образом классифицировать получаемую информацию и записывать  только  самое главное.

Чтобы успешно написать сочинение, ученики должны обладать сформированными  навыками изучающего чтения, которое обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Обучающийся должен уметь  читать текст так, чтобы по ходу чтения ставить перед собой вопросы: какая мысль раскрывается в отдельной части текста, какие вопросы здесь возникают, о чём будет говориться дальше – и отвечать на них. От глубины восприятия исходного текста, от степени осознания  его структуры и особенностей языка зависит характер его воспроизведения учащимися.

Для работы над сочинением на лингвистическую тему (15.1) всегда разрабатываю памятки, с информацией о средствах выразительности и их роли в художественной речи. На уроках русского языка в 5 классе дети пишут лингвистические сказки, а в 6-8 классах - сочинения на лингвистические темы. Это постепенно готовит учеников к работе с лингвистическим материалом.

         Работа над сочинениями на морально-этическую тему (15.2 и 15.3) самая сложная, потому что ученики должны владеть навыками комплексного анализа текста, поэтому во время написания и анализа сочинений особое внимание уделяю интерпретации фрагмента текста, вариативности его понимания, потому что без правильно выдвигаемого тезиса работа не может быть достойно оценена.

Считаю, что целесообразно знакомить девятиклассников с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу.

Начиная отрабатывать написание второй части творческого задания, ученики пользуются памяткой, в которой чётко прописана структура  сочинения-рассуждения, приведены наглядные примеры.  Во время практикумов все, включая  учителя, выполняют одну и ту же творческую работу. Потом мы сравниваем полученное, вместе анализируем, выставляем баллы, аргументируем свою оценку. Очень эффективен  известный метод взаимопроверки. Каждый ученик выставляет баллы за изложение или сочинение, а затем работу проверяет учитель. При сравнении полученных баллов ученики на практике отрабатывают требования, предъявляемые к заданиям открытого типа с развёрнутым ответом, понимают, как нужно выполнять работу, чтобы максимально хорошо написать сжатое изложение и правильно выполнить задание, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Большую помощь во время подготовки к экзамену оказывают многочисленные печатные  издания, ресурсы сети Интернет, мультимедийные, электронные издания и тренажёры. Постоянный мониторинг, анализ и тренинг позволяют достичь хороших результатов в работе по подготовке выпускников к ОГЭ.             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Предлагаемая презентация  "Система  подготовки к ЕГЭ по русскому языку" предназначена  учителям русского языка. В нем указаны основные цели по  тематическим  разделам.Надеюсь,...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

1. Принципы повторения2. Содержательные блоки...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

В работе приведена методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку, Сделана попытка ответить на вопрос: как осуществить целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах....

Система подготовки к ГИА по русскому языку

Выступление на педсовете (из опыта работы)...