материалы к уроку русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Мелкумова Татьяна Эдуардовна

Материал содержит задания на уроке и домашнее задание  для анализа фрагмента из рассказа К.Паустовского "Заячьи лапы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                               Материалы к уроку  русского языка в 5 классе

(по  фрагменту рассказа К.Пустовского «Заячьи лапы»)

1.Ветра не было, но в саду все падали и падали листья.2. Березы за одну эту ночь ожелтели  до  самых  верхушек,  и  листья  осыпались  с  них частым  и печальным дождем.

     3.Я вернулся в комнаты:  в них было  тепло, сонно. 4.В бледном  свете  зари стояла в кадке  маленькая береза, и я  вдруг заметил - почти вся она  за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

     5.Комнатная т…плота не сп…сла б…резу. 6.Через день  она  обл…тела вся,  как будто не х…тела отст…вать  от св…их взрослых  подруг, осыпавшихся в х…л…дных л…сах, рощах, на сырых по ос…ни  просторных полянах.

    7. Ваня Малявин, Рувим и все мы были  огорчены. 8.Мы уже свыклись  с мыслью, что в зимние снежные дни береза  будет зеленеть в комнатах, освещенных белым солнцем и багровым пламенем веселых печей. 9.Последняя память о лете исчезла.   10.   Знакомый  лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей  попытке спасти зеленую листву на березе.

   11.  -  Это закон,  -  сказал  он.  -  Закон  природы.  12.Если  бы деревья  не сбрасывали на зиму  листья, они  бы погибали  от многих  вещей -  от тяжести снега, который нарастал  бы на листьях и  ломал самые  толстые  ветки,  и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для  дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мерзлая земля  не давала бы ее корням дерева, и дерево  неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды.

    13. А дед Митрий,  по прозвищу "Десять  процентов", узнав об этой маленькой истории с березой, истолковал ее по-своему.

    14. - Ты, милок, - сказал он Рувиму, - поживи с мое, тогда и спорь.

  1. Спишите предложения  5-6   , вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
  2. Найдите во 2  предложении эпитет и запишите его.
  3. Как связаны предложения 5 и 6?
  4. Охарактеризуйте роль союза И во 2 предложении.
  5. Из 2 предложения выпишите словосочетание, соответствующее схеме                         (гл.+         мест Рп.)
  6. Из предложений 13-14 найдите обращение.

Домашнее задание:

     15.- А то ты со мной все спор…шь, а видать,  что умом пораскинуть у тебя еще  времени  не хватило. 16. Нам,  старым,  думать  способнее.  17.У  нас  заботы  мало  -  вот  и прикидываем, что к чему на земле притесано и какое имеет объяснение.18. Взять, скаж…м, эту березу. 19.Ты мне про лесничего не говори, я наперед знаю все,  что он  скаж…т.20.  Лесничий мужик хитрый, он когда  в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. 21.Может это быть или нет?

    22. - Может, - ответил Рувим.

    23. - "Может, может"! - передразнил его дед.  – 24. А ты этот электрический ток видал? 25.Как же ты его видал,  когда он видимости не  имеет, вроде как воздух?

26.Ты про березу слушай. 27.Промеж людей  есть дружба или нет? 28.То-то, что  есть. 29.А люди занос…тся. 30. Дума…т, что  дружба им  одним дадена, чванятся перед всяким живым существом. 31.А  дружба  - она, брат,  кругом, куда  ни глян…шь.  32.Уж  что говорить, корова с коровой дружит и зяблик с зябликом.

     33.Убей журавля, так журавлиха исчахн…т, исплач…тся, места себе не найдет. 34.И у всякой травы  и дерева  тоже, надо  быть, дружба иногда бывает. 35. Как  же твоей  березе не облететь, когда  все  ее товарки в лесах  облетели?  36.Какими глазами   она   весной  на  них  взглян…т,  что   скажет,  когда  они  зимой исстрадались, а она грелась  у печки, в тепле, да в  сытости, да  в чистоте? 37.Тоже совесть надо иметь.

    38. - Ну, это ты, дед, загнул, - сказал Рувим.- С тобой не столку…шься.

     39.Дед захихикал.

     40.- Ослаб? - спросил он язвительно. - Сдаешься? 41.Ты со мной не заводись, -

бесполезное дело.

     42.Дед  ушел,  постукивая  палкой, очень довольный, уверенный  в том,  что победил в этом споре нас всех и заодно с нами и лесничего.   43.   Березу мы  высадили  в сад,  под забор, а ее желтые  листья  собрали   засушили между страниц "Вокруг света".

     44.Этим и кончилась наша попытка сохранить зимой память о лете.

  1. Спишите предложения с обращениями. (их должно быть 2)
  2. Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их написание
  3. Какой тип речи представлен в предложениях  26-37?
  4. Из предложений 33- 37 найдите устойчивое словосочетание (фразеологизм). Запишите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»

Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....

Материалы к урокам русского языка в 5 классе.

Презентация к уроку по теме "Чередование гласных в корне"Презентация к уроку по теме Развитие речи. Изложение....

"Памяти выпускника школы" Дидактические материалы к урокам русского языка для 5-9 классов, посвященные С.Е. Цветкову, Герою РФ.

Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, посвященные жизни и подвигу выпускника школы, старшего лейтенанта, Героя РФ, С.Е. Цветкова, погибшему при исполнении воинского долга в Дагест...

Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)

Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Материалы к урокам русского языка в 6 классе (сценарии уроков, презентации).

Данные сценарии (конспекты) уроков и презентации к ним могут быть использованы педагогами для проведения уроков русского языка в 6 классе (Темы: «Простые и составные числительные», «...