материалы к уроку русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Материал содержит задания на уроке и домашнее задание для анализа фрагмента из рассказа К.Паустовского "Заячьи лапы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы к уроку русского языка в 5 классе
(по фрагменту рассказа К.Пустовского «Заячьи лапы»)
1.Ветра не было, но в саду все падали и падали листья.2. Березы за одну эту ночь ожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем.
3.Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. 4.В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил - почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.
5.Комнатная т…плота не сп…сла б…резу. 6.Через день она обл…тела вся, как будто не х…тела отст…вать от св…их взрослых подруг, осыпавшихся в х…л…дных л…сах, рощах, на сырых по ос…ни просторных полянах.
7. Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. 8.Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни береза будет зеленеть в комнатах, освещенных белым солнцем и багровым пламенем веселых печей. 9.Последняя память о лете исчезла. 10. Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.
11. - Это закон, - сказал он. - Закон природы. 12.Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей - от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мерзлая земля не давала бы ее корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды.
13. А дед Митрий, по прозвищу "Десять процентов", узнав об этой маленькой истории с березой, истолковал ее по-своему.
14. - Ты, милок, - сказал он Рувиму, - поживи с мое, тогда и спорь.
- Спишите предложения 5-6 , вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
- Найдите во 2 предложении эпитет и запишите его.
- Как связаны предложения 5 и 6?
- Охарактеризуйте роль союза И во 2 предложении.
- Из 2 предложения выпишите словосочетание, соответствующее схеме (гл.+ мест Рп.)
- Из предложений 13-14 найдите обращение.
Домашнее задание:
15.- А то ты со мной все спор…шь, а видать, что умом пораскинуть у тебя еще времени не хватило. 16. Нам, старым, думать способнее. 17.У нас заботы мало - вот и прикидываем, что к чему на земле притесано и какое имеет объяснение.18. Взять, скаж…м, эту березу. 19.Ты мне про лесничего не говори, я наперед знаю все, что он скаж…т.20. Лесничий мужик хитрый, он когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. 21.Может это быть или нет?
22. - Может, - ответил Рувим.
23. - "Может, может"! - передразнил его дед. – 24. А ты этот электрический ток видал? 25.Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?
26.Ты про березу слушай. 27.Промеж людей есть дружба или нет? 28.То-то, что есть. 29.А люди занос…тся. 30. Дума…т, что дружба им одним дадена, чванятся перед всяким живым существом. 31.А дружба - она, брат, кругом, куда ни глян…шь. 32.Уж что говорить, корова с коровой дружит и зяблик с зябликом.
33.Убей журавля, так журавлиха исчахн…т, исплач…тся, места себе не найдет. 34.И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. 35. Как же твоей березе не облететь, когда все ее товарки в лесах облетели? 36.Какими глазами она весной на них взглян…т, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле, да в сытости, да в чистоте? 37.Тоже совесть надо иметь.
38. - Ну, это ты, дед, загнул, - сказал Рувим.- С тобой не столку…шься.
39.Дед захихикал.
40.- Ослаб? - спросил он язвительно. - Сдаешься? 41.Ты со мной не заводись, -
бесполезное дело.
42.Дед ушел, постукивая палкой, очень довольный, уверенный в том, что победил в этом споре нас всех и заодно с нами и лесничего. 43. Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали засушили между страниц "Вокруг света".
44.Этим и кончилась наша попытка сохранить зимой память о лете.
- Спишите предложения с обращениями. (их должно быть 2)
- Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их написание
- Какой тип речи представлен в предложениях 26-37?
- Из предложений 33- 37 найдите устойчивое словосочетание (фразеологизм). Запишите его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»
Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....
Материалы к урокам русского языка в 5 классе.
Презентация к уроку по теме "Чередование гласных в корне"Презентация к уроку по теме Развитие речи. Изложение....
"Памяти выпускника школы" Дидактические материалы к урокам русского языка для 5-9 классов, посвященные С.Е. Цветкову, Герою РФ.
Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, посвященные жизни и подвигу выпускника школы, старшего лейтенанта, Героя РФ, С.Е. Цветкова, погибшему при исполнении воинского долга в Дагест...
Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)
Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)...
Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"
Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....
Дидактические материалы к урокам русского языка 6 класс
карточки по русскому языку...
Материалы к урокам русского языка в 6 классе (сценарии уроков, презентации).
Данные сценарии (конспекты) уроков и презентации к ним могут быть использованы педагогами для проведения уроков русского языка в 6 классе (Темы: «Простые и составные числительные», «...