Сочинение-описание для 5-6 класса
презентация к уроку по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Данная презентация содержит методическую разработку для написания сочинения-описания в 5-6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_matreshka.ppt | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для чего нужны игрушки? «Игрушка - вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям» (В. Даль) Синонимический ряд в диалектах к слову игрушка: балушка, потешка, баловка, таратушка, цацка. Пословицы: «Игрушки да смешки, шутки да потешки». В речи: «Это все игрушки!» Пустяк, ерунда, то есть.
Национальная игрушка: богородская игрушка Увидев как-то богородских «кузнецов», французский скульптор Огюст Роден воскликнул: «Народ, который создал эту игрушку, - великий народ!»
Национальная игрушка: Дымковская игрушка К такого рода игрушкам нельзя не отнести яркую, живую, праздничную «дымку». Душа оттаивает, сердце радуется, губы сами собой улыбаются, глаза сияют, когда видишь аккуратненьких водоносок, лихих гусаров, разряженных нянек с румяными малышами. А то еще бывает целая компания за праздничным самоваром соберется. Даже животные здесь – особые. Дружелюбные, улыбчивые, добрые. И самое главное – они гармонично и дружно живут вместе с людьми, и н ет в этом мире ни вражды, ни войн, ни жестокости.
Национальная игрушка: МАТРЕШКА Матрена. Матрешечка. Или уважительно – Матрена Ивановна. Эта игрушка – символ русского характера, символ русской души, соединяющий в себе базовые русские ценности: материнство, семью, русскую соборность, единство, душевное тепло, покровительство и трогательную заботу о близких.
Подготовка к сочинению-описанию: собираем материалы - Скажите, любите ли вы играть в игрушки? - Какие игрушки являются вашими любимыми?
Роль игрушек в жизни человека Александр Бенуа, вспоминая деревянных солдатиков своего детства, писал: "Нравились они мне по двум причинам - и потому, что они были раскрашены в особенно яркие и глубокие "колеры", и потому, что они восхитительно пахли, "пахли игрушками", - пахли тем чудесным запахом, которым густо были напитаны и игрушечные лавки".
Роль игрушек в жизни человека Известен такой факт: русский царь Николай Второй имел немало различных игрушек. Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога, которая являлась точной копией настоящей. Чего там только не было: и рельсы, и станционные будки, и поезда с вагонами. Часами будущий император мог играть с железной дорогой. А когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.
Матрёшка в фольклоре Кукла первая толста, а внутри она пуста. Разнимается она на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой – будет третья во второй. Половинку отвинти, плотную, притертую, - И сумеешь ты найти куколку четвертую… Прячется в ней пятая куколка пузатая. А внутри пустая, в ней живет шестая…
История происхождения матрешки Известный художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии интересную куклу. Она была из дерева, пустая внутри, и в нее вкладывались несколько таких же кукол поменьше. Кукла эта была японцем, сердитым на вид узкоглазым стариком. Изображала она Фукуруму – божество счастья и долголетия. А несколько фигурок внутри – несколько божеств рангом пониже.
История происхождения матрешки На Руси издавна точили из дерева посуду, погремушки, деревянные игрушки. Выточили и куклу. Увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрена!» Так ее и назвали – Матреной, а ласково – Матрешечка, Матрешка. Имя было закреплено за игрушкой не случайно: в крестьянских семьях это имя было очень распространено.
Подготовка к сочинению - Прежде чем начнем собирать материалы к нашему будущему сочинению, давайте вспомним, что мы знаем о таком типе речи, как описание. - Мы уже говорили с вами об описании предмета. Как вы понимаете задание: описать предмет? - По каким признакам вы можете определить тип речи готового текста? - Какая композиция характерна для такого типа речи, как описание? - Какие вопросы, заданные к тексту, помогают нам понять, что описывается предмет?
Собираем материалы к сочинению Расширение лексического запаса В русском языке есть еще одно слово, которое поможет нам охарактеризовать матрешку. Эта игрушка самобытная , то есть свойственная, характерная именно для культуры русского народа, национальная игрушка. - Рассмотрите матрешек, представленных на выставке. Мы с вами знаем, видим новые игрушки, изготовленные из самых современных материалов, и даже играем в удивительные игрушки, о которых не могли мечтать дети в прошлом веке. Но можно ли сказать о матрешке, что это обычная игрушка ? - Какими еще словами мы могли бы охарактеризовать игрушку? (Своеобразная, оригинальная, не похожая на другие) . (Рабочие материалы по ходу урока записываются учащимися в тетрадях).
Собираем материалы к сочинению Из чего изготавливаются матрешки? (Из дерева). Правильно. Игрушка изготавливалась народными умельцами из мягких пород дерева, чаще всего из липы. Как вы думаете, чем отличаются деревянные игрушки от металлических, пластмассовых, стеклянных? (Такие игрушки безвредные, с ними приятно играть). На Руси издавна любили делать игрушки из природных материалов: из глины, из соломы, из дерева. И не только потому, что эти материалы безвредны. Подержите матрешку в руках. Что вы чувствуете? (Игрушка теплая!). Дело в том, что дерево свое тепло и живительную силу передает сделанной из него игрушке .
Как сделана куколка В чем особенность конструкции куколки? Что представляют собой куколки, поставленные в ряд? ( Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки). Дополнение Крестьянские семьи на Руси были раньше большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу, поддерживая в трудную минуту. Оказывается, наша матрешка – не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи. Видите, как непроста наша матрешка, сколько смысла заложено в ней.
Цветовая гамма игрушки Мы с вами говорили о конструкции матрешки, а теперь давайте посмотрим, какие цвета характерны для наших игрушек? Когда в жизни нас окружает подобное разноцветье, буйство красок? Культуроведческий комментарий Современная промышленность создала яркие краски, и наша одежда выглядит нарядно и ярко в любой день. А на Руси люди старались самую нарядную и яркую одежду приберечь для праздника. Кто из вас знает, какой цвет на Руси считался самым праздничным, красивым? (Красный цвет). Верно. Слово «красный» раньше означало «красивый, хороший». Говорили: «красная девица» – красивая девица, «красный угол» – самый нарядный и красивый угол в избе. И матрешки первоначально были в основном в ярких красных сарафанчиках. Как вы считаете, какое настроение создает игрушка благодаря обилию и яркости цветов? (Праздничное, радостное настроение ).
Настроение, создаваемое игрушкой - Как вы считаете, какое настроение создает игрушка благодаря обилию и яркости цветов? (Праздничное, радостное настроение ). - Действительно, когда мы смотрим на матрешку, на лице невольно появляется улыбка. Но это происходит не только потому, что матрешка такая яркая и нарядная. Как вы думаете, почему? ( У матрешек улыбающиеся, приветливые лица, и мы, глядя на них, тоже в ответ улыбаемся).
Как выглядит матрешка - Давайте рассмотрим лицо игрушки. Попробуйте его описать. (Лицо круглое. Глаза у матрешки большие, открытые. Ресницы черные, длинные, изогнутые. Бровки дугой. Щечки румяные, губки алые). - Такая внешность у матрешек тоже не случайна. Дело в том, что, рисуя игрушке лицо, мастера старались передать истинно народное представление о женской красоте. Вспомните, как описываются русские красавицы в народных сказках? ( О них говорится: девица красная, очи ясные, брови соболиные, щеки румяные, уста алые). - А что еще всегда ценилось во внешности девушки, считалось ее особой красотой? (Коса). Существует и по сей день такая поговорка: «Коса – девичья краса». - Посмотрите внимательно на матрешек, у некоторых куколок одна коса, а у некоторых две. Как вы думаете, почему? (По обычаю, существовавшему на Руси, у незамужней девушки была одна коса, а у замужней – две). Когда девушку выдавали замуж, то косу расплетали. Примета замужней женщины – две косы.
Наряд матрешки Какой наряд характерен для матрешки? (Просторный сарафан, передничек, платочек). Действительно, раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны (сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами). Русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной, а сарафаны и рубахи для этого исключительно хорошо подходили. - Почему голова игрушки всегда в платочке? - Как видите, даже такая деталь, как платочек, нам многое может рассказать. Оказывается, это тоже особенность древнерусской культуры. Женщины носили головные уборы. Считалось позором «опростоволоситься», т.е. показать постороннему человеку простые волосы. А какое значение в современном языке имеет слово «опростоволоситься»? (Это означает – «опозориться»). Обычай, существовавший в Древней Руси, остался в прошлом, но нашел отражение в изменившемся значении слова «опростоволоситься».
Фигура матрешки - Какими словами вы бы охарактеризовали фигурку матрешки? (Фигурка куколки толстенькая, округлая ). Комментарий. Такая кругленькая куколка опять-таки не случайно. Дело в том, что на Руси ценились женщины дородные, то есть высокие и полные. Считалось, если женщина худенькая, бледная, то она не сможет содержать как нужно свою семью и выполнять тяжелую крестьянскую работу.
Характер куколки - Как вы считаете, можем ли мы по внешности матрешек определить, какой характер у этой игрушки? ( добрый, сердечный,веселый,открытый, нежный, ласковый, спокойный, приветливый, улыбчивый). Комментарий: В характере игрушки тоже нашли отражение особенности русского национального характера. В женщине испокон века почитались такие черты характера, как доброта, доброжелательность, открытость, приветливость. Эти черты характера и воплотили художники в нашей матрешке.
Семейки матрешек - Рассмотрите внимательно одну из представленных семеек матрешек. Матрешка, хоть и игрушка, но не бездельница. Каждая, кроме самых маленьких, что-то делает. Опишите выбранную вами семейку. («В моей семейке матрешек все куколки – мамины помощницы. Они собираются на праздничное чаепитие. Матрешку-маму художник нарисовал с хлебом и солью в руках, который она держит на вышитом полотенце. Дочки-матрешки помогают накрывать на стол. Одна держит в руках желтый пузатый самовар. У другой – расписной чайник для заварки. У третьей в руках связка баранок. Маленькие матрешки несут на стол мисочку с медом, блюдечко с конфетами»). - Каждый художник, создавая свою семейку матрешек, старается не повторяться, выполнить матрешек в едином стиле, одной цветовой гамме, но в каждой матрешке показать свою «изюминку», ее отличие от других в семеек. Этим и интересны матрешки. Они как люди в одной семье: вроде бы чем-то похожи, но все-таки разные!
Рабочие материалы - Мы с вами сейчас рассмотрели матрешку и собрали необходимые рабочие материалы к сочинению. Давайте проверим правильность сделанных записей. (У школьников в тетрадях после беседы остаются следующие рабочие материалы: Матрешка – своеобразная, уникальная, необычная, удивительная, не похожая на другие, самобытная. Конструкция : состоит из не скольких куколок, которые вкладываются одна в другую. Материал : и з готовлена из дерева, сохр а ня ет его жи вое тепло. Цвета : яркие, теплые краски; созд а ют о щу щение пра здн ика. Лицо : кругл ое ; глаза боль ши е, выр а зительные; ре сн ицы че рные, дли нн ые, изогнутые; брови дугой, щеки рум ян ые, гу б ки алые. Фигура: округлая, женств енн ая. Одежда: к о сынка или пл а точ ек , фартук (передник), русская рубашка, с а р а фан; украш ен а г и рляндами с цветами, бутонами, нарядной вы ши вкой. Характер : спокойный, радо стн ый; излуча ет покой, домашн ее тепло; добрый, ласковый, нежный.
Работа с планом сочинения На доске учитель записывает неполный вариант плана. Матрешка – игрушка необычная 1.Своеобразие русской матрешки. 2.Национальная русская игрушка: а) … б) … в) … г) … 3.Игрушка, ставшая символом России.
Подведение итогов урока. Организация домашнего задания. - Итак, сегодня на уроке мы многое узнали о необычной игрушке – матрешке, собрали рабочие материалы к сочинению и его план, устно проговорили возможный вариант сочинения. Дома нужно будет написать сочинение на тему «Матрешка – игрушка необычная». - Поскольку не у всех перед глазами дома будут матрешки, то трудно будет описать семейку игрушек. Поэтому можно сделать следующее. Вы можете взять заготовки матрешек, придумать свою семейку, нарисовать ее, учитывая те народные традиции, о которых мы говорили, и описать именно эту семейку. Попробуйте почувствовать себя настоящими продолжателями народных традиций! (Это задание дается учащимся по желанию).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению-описанию "Маленький разведчик весны"(5 класс).
Данная презентация подготавливает уч-ся к написанию сочинения о подснежнике.На данном уроке ребята работают с текстами, анализируют стихотворения, собирают материал к сочинению - описанию....
Сочинение-описание "Храм Василия Блаженного" 8 класс
Сочинение-описание "Храм Василия Блаженного" 8 класс...
Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.
Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...
"Художественное описание животного.Сочинение - описание на основе наблюдений".
Представленный материал по развитию речи предназначен для учащихся 5-6 классов.В материале подробно описана подготовка к сочинению и работа по предупреждению орфографических и речевых ошибок....
Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)
Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....
Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"
Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе...
Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".
Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....