План-конспект открытого урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Тема урока : "Правописание приставок пре, при врамках подготовки к ЕГЭ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_10.docx | 52.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Центр образования № 1858» (ГБОУ ЦО № 1858) 109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29 | |
т/факс 8(495) 355-00-00, e-mail: 1858@edu.mos.ru ОГРН 1037700077403 | ИНН/КПП 7723138571/772301001 |
План-конспект открытого урока по русскому языку
для 10 класса.
Тема: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ»
Выполнил:
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО № 1858
Мартынова Валентина Викторовна
Москва
2017 г.
Тема: "Правописание приставок".
Технологическая карта урока
УМК - Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин
Предметная область - Филология (русский язык)
Класс - 10
Тема - «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ»
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний
Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.
Цель: отработка навыков правописания приставок пре-при
Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения, совершенствовать умение выбирать гласные в приставках пре-при;
Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, развивать внимание, память учащихся; развивать умения работы с текстом.
Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.
Ученики должны:
Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу,
Информационно-образовательная среда: компьютер, проектор, таблица на приставки пре -при, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе, перфокарты
КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ВОПРОСОВ:
- приставки, пишущиеся в соответствии морфологическим принципом;
- приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии;
- правописание приставок, зависящих от ударения и значения.
СЛОВАРЬ УРОКА:
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ;
- ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ;
- ПРЕЦЕДЕНТ;
- ПРЕЗЕНТАБЕЛЬНЫЙ.
Источники информации:
- М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская . Русский язык 6 класс, Просвещение, 2010г.
- Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: справочник.- М.: "Неолит", 2001
Интернет-ресурсы
http://www.gramma.ru/RUS/?id=4.9
http://www.lingvotech.com/pristavki_pri___pre_
http://edu.glavsprav.ru/info/pravopisanie-pristavok/
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя. Объявление темы и цели урока.
2. Орг.момент. Эмоциональный настрой на восприятие материала.
1) Устная работа с эпиграфом к уроку:
“Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга” Академик Л.Щерба
2) Орфоэпическая “минутка”.
Говори правильно:
1. В каком слове ударение падает на второй слог:
1) статуя;
2) каталог;
3) августовский;
4) пуловер.
2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения
1) апостроф;
2) эксперт;
3) кухонный;
4) творог.
3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук
1) красивЕе всех;
2) на прОстынях;
3) они прАвы;
4) свежие тортЫ.
3. Теоретический материал.
Теоретический материал: |
Приставки при- и пре- в безударном положении произносятся одинаково. Чтобы правильно писать эти приставки, надо знать их значение. |
4) Орфографическая Работа. (Приложение 1)
- Вставьте пропущенные буквы.
Во_хождение, ра_бросать, бе_толковый, ра_жевать, и_следовать, во_главить, бе_заботный, бе_словесный, пр_морский, пр_бывать в город, пр_восходный, пр_дать форму, радиопр_емник, пр_вратник, пр_чуда, пр_града, бе_вкусица, ра_четливый, ра_читывать, бе_чувственный, мирово_рение, бе_дыханный.
Самопроверка (включить проверку орфографии).
- Коллективная работа.
Из истории языка (слайд на экране – Презентация).
РЕШИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ:
Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения:
Воскреснуть, восхитить, докучный, внушить, прихотливый.
ПРОВЕРКА:
Современное членение | Историческое членение |
Воскрес-ну-ть | Вос-крес-ну-ть (тот же корень, что и в слове кресало «огниво) |
Восхит-и-ть | Вос-хит-и-ть (тот же корень, что в словах похитить, хищник |
Докуч-н-ый | До-куч-н-ый (тот же корень, что в словах скука, докука) |
Внуш-и-ть | Вн-уш-и-ть (из ст-слав. Вън уши «в уши». Первоначальное значение «заставить услышать» |
Прихот-лив-ый | При-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах прихоть, хотеть) |
- Вставьте пропущенные буквы.
– Значение каких слов вам не совсем ясно?
Пр_баутка, пр_вередливый, пр_людия, пр_рогатива, пр_вилегия, пр_верженец, пр_стойно. пр_зумпция, пр_мадонна, пр_тенциозный, пр_зентабельный, пр_цедент, пр_оритет, пр_ватизация.
Прибаутка, привередливый, прелюдия, прерогатива, привилегия, приверженец, пристойно, презумпция, примадонна, претенциозный, презентабельный, прецедент, приоритет, приватизация.
– Как быть, если не знаешь значения слова, не знаешь, как его написать?
5. Электронный словарь.
Дает значение слов.
ПРЕЗУМПЦИЯ, – и, ж. (спец.). Предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. П. невиновности (в судопроизводстве: положение, согласно к ото рому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке).
ПРИВАТИЗАЦИЯ, и, мн. нет, ж. [фр. privatisation < лат. prīvātus частный]. Передача государственной или муниципальной собственности (земельных участков, промышленных предприятий, банков, средств транспорта, зданий и т. п.) за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизационный – относящийся к приватизации. Ср. денационализация 1
ПРЕЛЮДИЯ, и, ж. [< лат. praeludere играть предварительно, на пробу; делать вступление; готовиться]. 1. Вступительная часть музыкального произведения. П. к сюите. Ср. интродукция 1, пролог 1, ритурнель 2, увертюра 1, экспозиция 2. 2. Небольшое музыкальное произведение; то же, что прелюд. П. для фортепьяно. 3. перен. Вступление, введение во что-н., а также предвестие чего-н. П. больших событий. Ср. пролог 2.
ПРИМАДОННА, ы, ж., одуш. [ит. primadonna букв. первая дама]. Певица, исполняющая первые партии в опере или оперетте. Ср. прима, прима-балерина.
Задание – найти значение слов прерогатива, претенциозный, презентабельный, прецедент.
6.ТЕСТ.
- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А) чре_мерный, не_говорчивый, и_подтишка
Б) пр_градить, пр_страстный, пр_следовать
В) не_правданный, п_становка, под_зрение
Г) без_сходный, под_грать, по_грать.
Д) ни_падающий, и_бежать, ра_веселый.
- В каком слове пишется приставка ПРЕ?
А) пр_ступник, Б) пр_двыборный, В) пр_ключение, Г) пр_оритет, Д) пр_мерный
- В каком слове приставка ПРИ?
А) пр_пятствие
Б) пр_одолеть,
В) пр_земленный
Г) пр_забавный
Д) пр_бывать в городе
4. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
А) Нежные лучи придавали спокойно-золотистый оттенок еще не проснувшемуся от ночного сна морю.
Б) Палящие лучи солнца выжигали свои отметины на растениях и людях, примирившихся со своим коричневым загаром.
В) Выращенные на клумбах чайные розы преклонялись к расстилающейся резеде.
Г) И над всей этой картиной разгорался жаркий июньский день.
Д) Все стремились быстрее обмакнуться в воде, затем расстелить полотенца в тени магнолий, улечься и любоваться пейзажем.
ОТВЕТЫ:
1.- В; 2. – А; 3. – В; 4 – В;
7. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Задание:
- Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
- Выписать слова с пропуском букв в приставках в три столбика.
Дар слова есть натуральная пр_надлежность человека, язык не выдумывается, как и любовь. Однако было бы крайне п_чально, если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_цессу, который сам собою в нас пр_и_ходит, если бы мы говорили так, как поют птицы, пр_давались бы естественным с_четаниям звуков и слов для выражения невольно пр_ходящих через нашу душу чувств и пр_дставлений, а не делали из языка орудие для п_следовательного пр_ведения мыслей, средства для д_стижения р_зумных и с_знательно п_ставленных целей. При исключительно па_сивном и бе_сознательном о_ношении к дару слова не могли бы образоваться ни наука, ни иску(с,сс)тво, ни гражданское о(п,б)щежитие, да и самый язык вследствие недостаточного пр_менения этого дара не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных своих пр_явлениях.
8. Закрепление.
Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре-,при-
1) Место стоянки судов (пристань)
2) Исключительное право (прерогатива)
3) Глава государства (президент)
4) Первенство (приоритет)
5) Подарить (презентовать)
6) Граница (предел)
7) Оперная певица, исполняющая первые роли(примадонна)
8) Купить (приобрести)
9) Затруднение (препятствие)
10) Предисловие (преамбула)
11) Вступление к музыкальному произведению (прелюдия)
12) Льгота (привилегия)
13) Помеха (препятствие)
14) Легенда (предание)
15) Продолжатель (преемник)
16) Первое представление (премьера)
12. Подведение итогов урока.
Оформление оценочных листов.
13. Домашнее задание.
Работа с текстом стихотворения м.Цветаевой (все слова на з-,с-)
Б.Пастернаку
Ра…тояния: вёрсты, мили…
Нас ра…тавили, ра…адили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Ра…тояния: вёрсты, дали…
Нас ра..клеили, ра..паяли,
В две руки ра..вели, ра..пяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не ра..сорили – ра..сорили,
Ра..лоили…
Стена да ров.
Ра..елили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не ра..троили – ра..теряли.
По трущобам земных широт
Ра..овали нас, как сирот.
Который уж – ну который –март?!
Ра..били нас- как колоду карт.
24 марта 1925 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".
Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл
материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
- Мне нравится (1)