"Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Обобщающий урок в 6 классе по теме "Местоимение". Имеется приложение к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающий урок по теме "Местоимение" | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Местоимение»
Цель урока: систематизация полученных знаний о местоимении
Задачи урока:
- повторить и закрепить понятие о местоимении как части речи;
- закрепить навыки определения разрядов местоимений;
- правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания;
- знать о связующей функции местоимений в тексте;
- предупреждать грамматические и речевые ошибки в образовании и употреблении местоимений.
Оборудование к уроку
Экран, проектор, индивидуальные листы для выполнения заданий.
План урока:
I. Организационный момент.
П. Объявление темы, задач урока, мотивации (значение приобретенных знаний, умений, навыков).
Ш. Проверка знаний.
IV. Подведение итогов.
Ход урока
- Дать определение местоимению как части речи.
(Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)
Слово учителя:
Слов-местоимений в языке немного, но употребляются они чаще, чем слова других частей речи. Среди 9000 самых частотных слов существительных насчитывается около 4000, глаголов – около2500, а местоимений всего 69. Но в общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений: я, что, он, это, ты, мы, этот, они, весь, то, все, свой, который,
- Фронтальный опрос.
Как вы думаете, почему местоимения так часто употребляются в речи?
(Заменяют слова разных частей речи). То есть можно сказать, что местоимения – это слова-заменители, которые, как запасные игроки на футбольном поле выходят на замену знаменательных слов.
Слова каких частей речи могут заменять местоимения? (Имена существительные, прилагательные, числительные).
Повторите, чем отличаются местоимения по своему значению от существительных, прилагательных, числительных. (Указывают на предметы, признаки, количество, не называя их.)
От чего зависят морфологические и синтаксические признаки местоимений?
(От того, какую часть речи они заменяют в тексте. Местоимения почти не имеют особых морфологических и синтаксических признаков. Имеют морфологические признаки той части речи, на которую указывают. В предложении могут быть любым членом.)
На какие разряды по значению и грамматическим особенностям делятся местоимения?
- личные – я, ты, мы, он, они;
- возвратное – себя;
- притяжательные – мой, твой, наш, их, свой;
- вопросительно-относительные – кто, что, какой, чей, который;
- неопределенные – кое-кто, кто-то;
- отрицательные – не-ни + вопросительно-относительные;
- определительные – сам, весь, всякий, иной, другой;
- указательные – тот, этот, такой, столько.
- Выполнение практических заданий (реализация идей внутрипредметных связей: с морфологией, орфографией, синтаксисом).
- Прочитайте предложение, записанное на карточках, и разберите местоимения в его составе, заполнив таблицу:
(Приложение 1)
Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в какой-то сказочный лес, в котором никого, кроме нас, нет.
- Проверка выполненного задания.
(Таблица проецируется на экран)
Какие из разрядов местоимений по своим грамматическим признакам соотносятся с существительными? С прилагательными?
Какие местоимения не имеют Именительного падежа?
(Возвратное местоимение себя, всегда дополнение; отрицательные – некого, нечего).
А какое местоимение имеет только форму Именительного падежа?
(отрицательное некого).
Какое отрицательное местоимение внесли в таблицу? (никого).
Почему отрицательные местоимения никто, ничто соотносятся с именами существительными, а отрицательные местоимения никакой, ничей – с прилагательными?
(никакой, ничей изменяются по родам, числам, падежам, как имена прилагательные, никто, ничто – по падежам, как существительные).
Как образуются отрицательные местоимения?
(ни/не + вопросительно-относительное местоимение).
От чего зависит написание не или ни в отрицательных местоимениях?
(От ударения).
В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
(Если не и ни отделены от местоимения предлогом).
- Задание с выбранным ответом.
Перед вами таблица, в которой нужно заштриховать соответствующие правильному ответу клетки (даны 5 групп предложений с не и ни в отрицательных местоимениях). (Приложение 2)
- Выберите из предложенных вариантов правильный ответ и заштрихуйте в таблице соответствующую ему клетку.
- Проверка задания.
(Таблица с правильными ответами проецируется на экран.)
- А как образуются неопределенные местоимения?
(Как и отрицательные, от вопросительно-относительных (кто, что, какой, который, чей, сколько) с помощью приставок (не, кое) и суффиксов (то, либо, нибудь).
Какова особенность их написания?
(Неопределенные местоимения, образованные с приставкой кое и суффиксами то, либо, нибудь пишуться через дефис)
- Какими членами предложения могут быть местоимения?
Определите, каким членом предложения являются неопределенные местоимения (предложения взяты из стихотворений Н.Рубцова):
Кто-то едет в поле за сараями. Раздаются чьи-то голоса.
Скажите, знаете ли вы о вьюгах что-нибудь…
- Вы рассказали о морфологических и синтаксических особенностях местоимений, их правописании.
А сейчас на примере небольшого высказывания попробуйте сделать вывод о роли местоимений в тексте (текст проецируется на экран)
Солнца не было видно. Его лучи не могли пробить песчаные тучи, которые неслись по пустыне. Но к полудню оно накалило это море летящего песка.
Многих вещей не хватало. Их унесло.
Вместо слов какой части речи употреблены в тексте местоимения?
С какой целью автор заменяет существительные местоимениями?
(Заменяя как синонимы существительные, прилагательные, числительные, местоимения помогают избежать в тексте тавтологии, что способствует благозвучию речи.)
Можно ли сказать, что местоимения связывают отдельные предложения в тексте?
Назовите местоимения, которые «сцепляют» предложения, создавая высказывание (текст).
Сделайте вывод о роли местоимений в тексте.
- Задание на предупреждение речевых ошибок.
Неправильное употребление местоимений в речи может породить двусмысленность. Исправьте ошибки в употреблении местоимений (устно):
Люда подошла к подруге, она была очень испугана. (Кто был испуган? Люда или подруга?)
Коля приласкал щенка. Он был доволен. (Кто был доволен?)
Миша попросил друга положить книгу в свой портфель. (Чей портфель?)
- Проверочная работа.
Свободный диктант (подчеркнуть местоимения, определить разряд)
1. Какие-то женщины брали воду из колодца. А на камешке старичок отдохнуть присел. Вот рассказывает одна женщина другой, что сын ее сильный, ловкий. Никто с ним не сладит. Никого он не боится. А другая сказала, что ее сын поет очень хорошо. Ни с кем сравниться не может, ни у кого такого красивого голоса нет. Третья женщина молчала, ничего о своем сыне не рассказывала.
2. Набрали женщины полные ведра и пошли домой. Навстречу им бегут три мальчика. Один бежит, кувыркается, колесом ходит. Ни на кого не смотрит, никого не замечает. Другой идет и поет. Ничто его не трогает, ни на что внимания не обращает. А третий подошел к матери, взял ведра и понес их.
3. Спрашивают женщины старика: «Кто тебе из наших сыновей понравился?» Отвечает старик: «Где они? Я только одного сына и видел».
(По В.Осеевой)
IV. Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся.
Подводятся итоги в соответствии с темой, целью и задачами урока:
проведена проверка знаний фактического материала (фронтальная беседа, индивидуальный опрос, тестовые таблицы), усвоения основных теоретических положений, умения объяснять их сущность и применять при выполнении практических заданий.
Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения будет осуществлена при выполнении домашнего задания:
Самостоятельно составить обобщенную таблицу по теме, аналогичную таблицам частей речи, изученных в курсе 6 класса.
(Приложения 3 «Обобщенные таблицы частей речи»)
Библиография:
- Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка. Издательство «Русский лицей», Москва, 2002 г.
- Данилова Я.Т., Станькова А.А. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы. Издательство «Аквариум», Москва, 1997 г.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык без репетитора. Теория, правила, упражнения. Издательство ЗАО «КТ», Москва, 1997 г.
- Хазанова А.С., Цвайг Л.В.Русский язык. Практическое руководство. ТПЦ «Полифакт», Минск, 1992 г.
Приложение 1
Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в какой-то сказочный лес, в котором никого, кроме нас, не было.
Место-имение в тексте | Началь- ная форма | Постоянные признаки | Непостоянные признаки | |||
Разряд по значению | Лицо | Падеж | Число | Род | ||
Приложение 2.
Выберите из предложенного текста ответ, соответствующий вопросу, и заштрихуйте в таблице соответствующую ему клетку.
Воп- | З а д а н и е | ||||
рос | I | II | III | IV | V |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
I Местоимения с частицей НЕ: | II Местоимение с частицей НИ: |
1. Н...кого не будет в доме. | 1. Там н...когда бродил и я.. |
2. Н...где не видели мы праздника краше. | 2. Н...кто не хотел умирать. |
3. Мне н... о чем сожалеть. | 3. Н...когда |
4. Н...кто | 4. Н...кому не рассказывай об этом. |
5. Н...чего не узнает. | 5. Н...каждый день это случается. |
III Местоимения с частицей НЕ: | IV Местоимения с частицей НИ: |
1. Мне н...чего не надо от тебя. | 1. Н...кого не интересовал этот вопрос. |
2. Н...чего было беспокоится о нем. | 2. Нет н...чего краше, чем Родина наша. |
3. Н...кого спрашивать об этом. | 3. Н... с кого спрашивать, когда сам виноват. |
4. Н...кого не встретил на дороге. | 4. Н...какое худо до добра не доведет. |
5. Мне сказать решительно н...чего. | 5. Вокруг меня пронеслось н...что необычное. |
V Местоимения с частицей НИ:
- Жизнь наша есть н...что иное, как стремление к добру.
- Н...что не ранит так, как ранит стыд. (пословица)
- Н...кому другому, как ему, нельзя доверять.
- Н...кто не любит так белый цвет, как шахтеры.
- Н...кто так не любит зелень.
Приложение 3
МЕСТОИМЕНИЕ - ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ
указывает на предмет, признаки, количество, но не называет их | вопросы: кто? что? | роль в предложении: любая |
какой? чей? | ||
как? где? |
ПО СООТНОШЕНИЮ С ДРУГИМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ
ГРУППА | НА ЧТО УКАЗЫВАЕТ | КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ | ПРИМЕРЫ |
1. Местоимение - существительное | на предмет | по падежам | я, ты, мы, вы. он. кто, что, никто |
2. Местоимение - прилагательное | на признак предмета | по родам, числам, падежам | мой. твой, наш, ваш, какой |
3. Местоимение - числительное | на количество | по падежам | сколько,столько, несколько |
4. Местоимение - наречие | на признак действия | не изменяются | где, когда, куда, там, так |
ПО ЗНАЧЕНИЮ
РАЗРЯД | НА ЧТО УКАЗЫВАЕТ | ПРИМЕРЫ |
1. Личные | указывает на лица, участвующие в речи | I лицо - я/мы. II лицо - ты/ вы. III лицо - он, она, оно/они |
2. Возвратное | совершает действие, направленное на действующее лицо | себя |
3. Притяжательные | на признак по принадлежности | мой, твой, его, ее, свой, наш, ваш, их |
4. Вопросительные | употребляются в вопросительном предложении | кто, что, какой, чей. который. |
сколько, где, когда, куда, откуда. | ||
5. Относительные | для связи частей сложного предложения | почему, зачем |
6. Неопределенные | на неопределенный предмет, признак, количество | вопросительно-относительное местоимение + кое, не или + то, либо, нибудь |
7. Отрицательные | на отсутствие предмета, признака, качества | ни + вопросительно-относительное местоимение |
8. Определительные | сам. весь, всякий, каждый, иной, другой, . любой. всюду, везде, всегда. | |
9. Указательные | тот, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда, сюда, здесь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.
Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого...
Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды местоимений.
Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100" по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения...
Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»...
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....
Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]] ...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...